Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бондарева Елена Федоровна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Бондарева Елена Федоровна. МКОУ «Екатерининская СОШ» Третьяковского района Алтайского края

Конспект урока русского языка в 5 классе

Программа: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012г.).

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. (1 урок)

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая (мини-группы, в парах)

Межпредметные связи: география, обществознание, литература, биология.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, дидактический раздаточный материал, контур руки на доске.

Цели урока:

Обучающая: Систематизировать имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения находить прилагательное среди других частей речи: определять образную роль прилагательного в речи.

Развивающая: развитие эстетического восприятия действительности и творческого мышления учащихся, учить анализировать, сравнивать обобщать;

Воспитывающая: воспитание любви и уважения к Отечеству, родной природе,

Формируемые УУД: 

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов.

Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Работа в мини-группе.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

(1-2 минуты)

Психологический настрой:

Прозвенел звонок и смолк – 
Начинается урок. 
Вы за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели. 
Пожелаем успехов глазами.
И вперед, за новыми знаниями! 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, постановка проблемы исследования

(5-7 минут)

Дает задание детям:

- Найдите на партах карточки с пропусками. Заполните их.

Ведет эвристическую беседу с детьми:

- Все заполнили? Узнали текст? Что это за текст? Что описано в нем? Какими словами? Зачитайте их. Какие чувства возникли у вас при прочтении текста гимна или возникают, когда вы слушаете гимн? Ведет эвристическую беседу с детьми:

- Какой частью речи являются все пропущенные слова? Чем является прилагательное? Кто догадался, какой будет тема урока? Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Работают с карточкой (Приложение 1). Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Говорят о красоте нашей страны описанной в гимне, о чувстве гордости, что живут в огромной красивой многонациональной  стране.

Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока. Записывают в тетради число, классная работа и тему урока.

3.Выявление места и причины затруднения

(3-5 минут)

Какую часть речи мы уже изучили с вами? Каким приемом мы пользовались, чтобы зафиксировать знания об имени существительном?

В начальных классах вы изучали имя прилагательное. Возьмите чистый лист у вас на столе, обведите руку и запишите все, что вы помните об имени прилагательном.

Как вы думаете, знания, которые вы «поместили в руку» полные?

Где же мы можем уточнить, все ли вы указали?

Откройте учебник на с. 85. Сверьте свои записи с определением прилагательного в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя

Обводят на листочке свою руку и заполняют внутреннее пространство информацией о прилагательном.

Отвечают на вопросы учителя, сверяют информацию в листочке с информацией в учебнике.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель; постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор(проектирование)  способов и средств её реализации

(2-3минуты)

Ребята, тема урока нам известна. Сформулируйте цель нашего урока по теме «Имя прилагательное как часть речи». По какому плану мы изучали существительное? Можно ли использовать этот план при изучении имени прилагательного?

Что поможет нам в достижении целей и осуществлении плана?

Озвучивают цель, план, по которому будут изучать имя прилагательное.

Называют источники информации.

Физминутка

(2 минуты)

Утомились? Отдохнем!

Физминутку проведём.

Я вам буду называть слова, а вы включайте свое воображение, показывайте их: большой, круглая, кислый, низкий, веселый, и т.д.

Выполняют физические упражнения

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового

13 -15 минут

Проблемный диалог:

- Ребята, какие слова я вам называла? На какой вопрос они отвечали? Какие предметы вы представляли, когда слышали слова? Значит, что они все обозначали?

Проверьте информацию в указательном и среднем пальчиках на листочке.

Получается за каждым прилагательным стоит какой-либо предмет, признак которого прилагательное и обозначает. Какой частью речи является любой предмет? Выходит прилагательное согласуется с существительным или прилагается к нему.

Словарно-орфографическая работа

 Вдумайтесь в слово «прилагательное», в его смысл. Что по сути оно означает?

Выполните морфемный разбор слова прилагательное.

Назовите корень в слове. Есть ли у него пара? Что это за орфограмма. Запишите несколько примеров с орфограммой.

Работа с текстом.

Откройте учебник на с.81. Выполните задние к тексту «Дятел». Какую роль играют прилагательные в описании?

Создание текста. Работа в парах.

Ребята, опишите любую известную вам птицу по аналогии с текстом «Дятел», а мы попробуем угадать, о какой птице идет речь?

Проблемный диалог:

Как по-другому мы можем назвать прилагательные, с помощью которых описывается дятел, ваши птицы?

Слайд презентации с информацией о происхождении слова «прилагательное».

Вспомните постоянные эпитеты к сказочным героям, из известных поэтических произведений.

Узнайте по эпитетам о ком или о чем идет речь.

Овальный, желтый, кислый - …

Спелое, наливное, ароматное - …

Быстрый, прохладный, чистый - …. и т.д..

Слайд презентации с березой.

Задание. Какое дерево изображено на слайде? Придумайте эпитеты к березе.

Работа с текстом.

Прочтите стихотворение из упражнения 567 на с .82. Какое дерево описал поэт? У кого получилось лучше? Назовите прилагательные, которые у вас совпали? Назовите прилагательные, которые использовал поэт. Назовите прилагательные, которыми поэт описал березу как живое существо. Как называется такой прием в литературе?

Назовите прилагательное, указывающее на родину этого дерева.

Выполните упражнение 567 по заданию.

Ребята, в упражнении было задание – определить род, падеж и число имен прилагательных. Все с этим справились? Что нужно знать, чтобы определить род, число и падеж прилагательного?

Проверьте безымянный пальчик на схеме, что в нем записано о морфологических признаках прилагательных.

Какой пальчик нам осталось проверить? Чем является прилагательное в предложении? Какова синтаксическая роль прилагательного? Как обозначается в предложении схематически?

Выполните упражнение 569.

Отвечают на вопросы. Проверяют записи в указательном и среднем пальце.

Участвуют в диалоге.

Выполняют морфемный разбор слова. Вспоминают орфограмму –лаг-, -лож-. Записывают примеры.

Выполняют задние к тексту «Дятел» на с.81 учебника.

Отвечают

Создают в парах текст, зачитывают его одноклассникам, которые определяют птицу.

Отвечают: «Эпитет».

Знакомятся с происхождением слова «прилагательное».

Называют эпитеты.

Определяют о чем идет речь.

Придумывают прилагательные –эпитеты, зачитывают по очереди.

Отвечают на вопросы. Называют прилагательные по заданию, прием «олицетворение».

Выполняют упражнение 567.

Отвечают, что род, падеж и число прилагательного зависит от существительного с которым связано, согласуется прилагательное.

Отвечают на вопросы

Выполняют упр. 569. По образцу.

6.Включение в систему знаний и повторение

Цель: построение, фиксация и применение нового –включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов

1-2 минуты

Слайд презентации с заданием: согласуйте прилагательные с существительными. Выпишите в тетрадь ответ по образцу: А7.

Прилагательные

Существительные

А. Тяжелую

1. море

Б. Седые

2. ношу

В. Голубыми

3. ребенком

Г. Озорным

4. небесами

Д. Теплое

5. облака

Слайд презентации с ключом ответов.

Ребята, все прилагательные употреблены в прямом смысле?

Выполняют задание

Проверяют по ключу на слайде.

Называют прилагательное употребленное в переносном смысле.

7.Рефлексия учебной деятельности

Цель: самопроверка умений умений применять новое в типовых условиях –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

1-2 минуты

Ребята, покажите ваши «ладошки»-схемы. Вся ли схема у вас заполнена? Кто может заполнить контур руки на доске? Кто может дать полный развернутый ответ не пользуясь схемой, а только загибая пальчики на своей руке? Кому нужна пока схема для ответа? Зажмите на вашей руке тот пальчик, в соответствии со знаниями на схеме, где вы испытываете трудности. Покажите ваши руки.

 - Какое настроение у вас сейчас? Опишите его с помощью прилагательных.

Отвечают на вопросы

Заполняют контур руки на доске.

Демонстрируют свои затруднения с помощью рук.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке с помощью прилагательных

8.Проектирование дифференцированного домашнего задания

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленность учащегося

1-2 минуты

Мы сегодня говорили о красоте русской березы, но как часто мы заходя в лес, видим вырубленные деревья. А березы еще страдают о ран, нанесенных любителями березового сока или заготовителей березовых веток для любителей баньки. В упражнении 568 речь как раз идет о варварском отношении к лесам в нашей стране. Это упражнение  на 5. Упражнения 565, 566 на выбор – на 4.

Выбирают задание

Приложение 1. Гимн

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!

Россия — ……………… наша держава,
Россия — …………….. наша страна.
……………….. воля, …………. слава —
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ……………..,
…………………. народов союз …………….,
Предками данная мудрость ……………….!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От …………………… морей до ………………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом …………………..земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....