Главные вкладки

    Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

    Любовь Александровна Кирейшина

    Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Лингвистическая сказка «Тайны Морфологии»

    Автор – Рябоус Андрей, ученик 7 «А» класса

    Приезжающие в Морфологию удивляются: все части речи точно знают своё место и  никогда не спорят. Но не всегда так было.

    Не так уж и давно в Морфологии никто не сидел на месте, а все перескакивали из княжества в княжество: утром перо – глагол, в обед – существительное, а вечером – к причастиям прибилось. Старожилы говорят, что  властвовали  в Морфологии  Хаос и Анархия.

    А в это время на берегу реки Междометий жил  неизвестный тогда старик Русский язык. Послушал он новости и решил: «Так дело не пойдёт!» Сказал, да и пошёл в Морфологию.

    Добрался Русский язык до страны, начал со всеми беседовать, рассказывать, кто для чего нужен. Говорил он ни тихо, ни громко, ни быстро, ни медленно, а убедительно.

    Послушались его части речи, вернулись на свои места, а потом собрались услышать  прощальную речь Русского языка. А сказал он им следующее: «Вы, существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, категория состояния, причастие  и деепричастие,  будете самостоятельными , а вы,  предлоги, союзы, частицы, - служебными. Да, и наловите в реке междометий, они вам ещё пригодятся». Закричали тут предлоги вместе с союзами и частицами: «Почему ты нас служебными обзываешь?! Мы что, должны служить кому-то?» А старичок ответил: «Нет. Это просто название такое, а кто сомневается, пусть попробует без вас обойтись».

    После этого мудрец ушёл, но его наказы и сейчас выполняются. А почему – никто не знает.



    Предварительный просмотр:

    Инсценировка «Кто важнее?»

    Автор- Кривенцова Настя, ученица 7 «А»

    Встретились однажды жители Морфологии Благодаря и Включая и стали спорить, кто из них важнее.

    - Я самая главная  в Морфологии! Это я суперсовременная часть речи – Деепричастие!

    -Нет, это я самая главная, это я Деепричастие, а не служанка какая-то!

    Не выдержал мудрый Русский язык этой дискуссии и

     сказал:

    -Дорогие Благодаря и Включая! Обе вы важны и очень нужны людям, потому что можете быть сразу двумя частями речи. Вот сами подумайте:

    1. говорил,  благодаря друга. Говорил, что делая? – благодаря,  говоря спасибо, -  деепричастие,
    2. победил, благодаря другу. Победил благодаря кому?- предлог.

            Вдруг Благодаря как закричит:

     - Ой, я поняла:

    1. включая телевизор – деепричастие!

    - И я поняла:

    1. задачу решили все, включая Петю. Да это же предлог! Ведь Петю нельзя включить или  выключить.

     - Да, дорогие, молодцы! И вы, ребята, запомните: такие предлоги называются производными, могут перебегать от  служебных к  самостоятельным частям речи. Будьте внимательны! Удачи!



    Предварительный просмотр:


    _____________________________, 7а


    ___.02.2013

    Путешествие по стране Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог

    I.

    Проверка домашнего задания.

    А.Х.Востоков-

    Орфографическая разминка.

    Получи пропуск

    Посв..тить фонарём

    Посв..тить стихи

    Р..стение

    Р..сток

    ..жаться

    ..гиб

    Пр..зреть сироту

    II.

    1


    2



    СТРАНА МОРФОЛОГИЯ


    Тайны Морфологии.

    Лингвистическая сказка

    Её жители  –


    ?

    ?








    3

    Подчеркни 3-е лишнее

    1.День, из-за, любить.

    2. Если, прыгающий, весёлый.

    3.Холодно, без устали, бы.

    4


    Составь словосочетание, укажи часть речи, выполни морфемный разбор-2

    Вопросы

    Стих


    Стих


    Смела


    смела


    Стекло


    стекло

    5

    Обозначь орфограмму и укажи часть речи

    Ране..ый стонал


    Ране..ый боец




    Ране..ый в ногу боец тихо стонал.-4


    4

    Упр.284. Прочитай, тема, идея, стиль, В8(ЕГЭ)

     Обозначь части речи, орфограммы

    В дни, когда над сонным морем


    Духота и тишина,


    В отуманенном простор..


    Еле движет..ся волна.

    Построй схему

    5

    Отдыхаем!

    Вправо, налево, сзади - 2

    III.

    1

    Предлог. Предлоги по значению

    Стр.134-135

    Временные-


    Причинные-


    Пространственные-

    Целевые-


    Образа действия-


    Дополнительные-

    2

    Упр.287,   выпиши предлог с сущ., обозначь орфограмму-пробел,

    разряд  предлогов по значению





    Пример: до границы (граница-И.п., простр. пр.)

    3

    Встречайте: производные предлоги!

    Благодаря


    Включая

    Благодаря


    включая

    IV.

    Решаем задачи ЕГЭ







    Самопроверка

    1. Укажи номер предложения с предлогом.

    А.Успел благодаря другу.

    Б.Вышел, благодаря отца.

    В.Поговорим насчёт отметок.

    Г.Деньги перечислены вовремя.

    2.Укажи номер  предложения с  предлогом

    А.Прошли всё, включая новый параграф.

    Б.Хорошо работать в фирме.

    В.Все здорово потрудились.

    Г.Вы поняли материал?

    V.




    VI.

    Итог урока




    Д/З:


    упр.285,правила (стр.133-135).

                                                                                                       



    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

    Учитель русского языка и литературы -  Кирейшина Л.А.

    Урок русского языка

    Тема урока:  «Путешествие по стране Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог»

    Класс- 7 «А» класс

    Тип   урока:  обобщение ранее пройденного по теме и  изучение  нового материала.

                            

    Технология: коллективный способ обучения ( КСО) с использованием ИКТ.

    Образовательная цель:  обобщение  знаний  о  способах отличия  

    самостоятельных и служебных частей речи,

     формирование представлений о предлоге как части речи.

    Воспитательная цель:  воспитание внимания к слову,

     к истории лингвистики,

    к выбору алгоритма действия при определении

    самостоятельных и служебных частей речи,

     к товарищам по классу.

    Развивающая цель:           развитие навыков грамотного  употребления

    в речи    самостоятельных и служебных частей речи, 

    орфографической зоркости,

    устной и письменной речи.

      Оборудование:  мультимедийное, интерактивная доска.

    Формы и методы обучения: 

    1. по числу учащихся – сочетание общеклассной и индивидуальной форм обучения;
    2. по источникам знаний – устная и письменная работа со словами, практические методы, изучение презентации по теме, инсценировка;
    3. по степени взаимодействия учителя и учащихся – беседа, обмен мыслями, работа с презентацией,
    4. в зависимости от конкретных дидактических задач – закрепление и усовершенствование навыков работы по классификации самостоятельных и служебных частей речи, решение задач по морфологии;
    5. по способу учебной работы – исследовательский метод;
    6. по характеру движения мысли от незнания к знанию – сочетание индуктивного (от частного к общему) и дедуктивного (от общего к частному) методов.

    ХОД УРОКА

    I. Организационно – подготовительный этап. Приветствие.

    - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем  путешествовать  по стране Морфология. Тема  урока так и звучит: «Путешествие по стране Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог».

    Нам предстоит обобщить  ранее приобретённые  знания  о самостоятельных и служебных частях речи, приобрести новые и открыть дверь в княжество его величества предлога, довольно сложной части речи.

      Любое путешествие  предполагает наличие карты и компаса. Картой нам  будет служить  маршрутный лист, а компасом – учебник и презентация. Оформите, пожалуйста,  свой маршрут, поставив дату, фамилию и имя.

    - Но страна Морфология никому просто так свои ворота не открывает, надо получить пропуск, и нас ждут два испытания.

    1. Проверка домашнего задания. 

    Какова роль академика Востокова  в развитии русского языка? Продолжи предложение:

    А.Х.Востоков- поэт, академик-филолог, который(сопоставил славянские языки, доказал их родство, создал научную грамматику, исследовал русское стихосложение).

    2. Орфографическая разминка.Получи пропуск в Морфологию.

    Посв..тить фонарём        

     ..жаться

    ..гиб

    Пр..зреть сироту          

    Посв..тить стихи                        

    Р..стение

    Р..сток

    (*Индивидуальная работа на доске: росток, сгиб -1, указание фонетических процессов).

    II. Этап обобщения и систематизации знаний. Страна Морфология.

    1.Морфология и её  жители.

    1). Беседа. Вопросы учителя:

    -Что такое морфология?

    - Её жители?

    -Стр. учебника 133, правило.

    - Какие части речи относятся к самостоятельным?

    - К служебным?

    2). Защита-представление рисунков-победителей конкурса «Страна Морфология».

     

    3).Узнай жителя Морфологии (устная работа по определению частей речи ):

    не,  боль, пришёл, но, увиденный, бегая, шестой, умный,  я, быстро, холодно, ах,  караул -?

    2.Тайны Морфологии.

    -- Всегда ли в этой стране был строгий порядок?

    1. Лингвистическая сказка «Тайны Морфологии»

    ( автор – Рябоус Андрей, ученик 7 «А» класса).

    Приезжающие в Морфологию удивляются: все части речи точно знают своё место и  никогда не спорят. Но не всегда так было.

    Не так уж и давно в Морфологии никто не сидел на месте, а все перескакивали из княжества в княжество: утром перо – глагол, в обед – существительное, а вечером – к причастиям прибилось. Старожилы говорят, что  властвовали  в Морфологии  Хаос и Анархия.

    А в это время на берегу реки Междометий жил  неизвестный тогда старик Русский язык. Послушал он новости и решил: «Так дело не пойдёт!» Сказал, да и пошёл в Морфологию.

    Добрался Русский язык до страны, начал со всеми беседовать, рассказывать, кто для чего нужен. Говорил он ни тихо, ни громко, ни быстро, ни медленно, а убедительно.

    Послушались его части речи, вернулись на свои места, а потом собрались услышать  прощальную речь Русского языка. А сказал он им следующее:

    - Вы, существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, категория состояния, числительное,  причастие  и деепричастие,  будете самостоятельными.  А вы,  предлоги, союзы, частицы, -  служебными. Да, и наловите в реке междометий, они вам ещё пригодятся.

    Закричали тут предлоги вместе с союзами и частицами:

    - Почему ты нас служебными обзываешь?! Мы что, должны служить кому-то?

     А старичок ответил:

    - Нет. Это просто название такое, а кто сомневается, пусть попробует без вас обойтись.

    После этого мудрец ушёл, но его наказы и сейчас выполняются. А почему – никто не знает.

    3.Подчеркни 3-е лишнее:

    1.День, из-за, любить.

    2. Если, прыгающий, весёлый.

    3.Холодно, без устали, бы.

    4.Составь словосочетание, укажи часть речи, выполни морфемный разбор-2

    Стих                                             Стих

    Смела                                        Смела

    Стекло                                   Стекло

    5.Обозначь орфограмму и укажи часть речи:

    Ране..ый стонал

    Ране..ый боец

    Ране..ый в ногу боец тихо стонал.-4

    6. Работа с учебником.Упр.284. Прочитай, определи тему, идею, стиль текста, назови художественные средства (В8,ЕГЭ). Обозначь части речи, орфограммы в приведённом отрывке. Построй схему.

    В дни, когда над сонным морем

    Духота и тишина,

    В отуманенном простор..

    Еле движет..ся волна.

    7.  Отдыхаем! Физминутка «Правописание наречий».

    1. (В)прав.., (на)лев.., ..зади. Обозначь орфограмму.

    III. Этап  познания нового. Предлог как часть речи.

    1.Предлоги по значению . работа с учебником. Стр.134-135.

    Временные-                                

    Причинные-

    Пространственные-

    Целевые-

    Образа действия-

    Дополнительные-

    2. Работа с учебником. Упр.287,   выпиши по 1-му  примеру с предлогом, имеющим:

    1)временное значение,

    2)пространственное,

    3)причинное.

    Обозначь орфограмму-пробел.

    Например:                                        Р.п.

              простр.: доехать до границы (граница -И.п.),…

    3. Встречайте: производные предлоги! 

    Инсценировка   «Кто важнее?»

    (Автор -  Кривенцова Настя, ученица  7 «А».)

    Встретились однажды жители Морфологии  Благодаря и Включая и стали спорить, кто из них важнее.

    - Я самая главная  в Морфологии! Это я суперсовременная часть речи – Деепричастие!

    -Нет, это я самая главная, это я Деепричастие, а не служанка какая-то!

    Не выдержал мудрый Русский язык этой дискуссии и

     сказал:

    -Дорогие Благодаря и Включая! Обе вы важны и очень нужны людям, потому что можете быть сразу двумя частями речи. Вот сами подумайте:

    1. говорил,  благодаря друга. Говорил, что делая? – благодаря,  говоря спасибо, -  деепричастие,
    2. победил, благодаря другу. Победил благодаря кому?- предлог.

            Вдруг Благодаря как закричит:

     - Ой, я поняла:

    1. включая телевизор – деепричастие!

    - И я поняла:

    1. задачу решили все, включая Петю. Да это же предлог! Ведь Петю нельзя включить или  выключить.

     - Да, дорогие, молодцы! И вы, ребята, запомните: такие предлоги называются производными, могут перебегать от  служебных к  самостоятельным частям речи. Будьте внимательны! Удачи!

    4. Составь свои словосочетания:

    Благодаря (деепр.)

    включая (деепр.)

    благодаря (предлог)

    включая (предлог)

    IV. Этап контроля новых знаний. Решаем задачи ЕГЭ:

    1. Укажи номер предложения с предлогом.

    А.Успел благодаря знаниям.

    Б.Вышел, благодаря друга за помощь.

    В.Поговорим насчёт отметок.

    Г. Русский язык велик и могуч.

    2.Укажи номер  предложения с  предлогом

    А.Прошли всё, включая новый параграф.

    Б. Включая газ, будь осторожен.

    В.Все здорово потрудились.

    Г.Вы поняли материал?

    1. Самопроверка.

    V.  Этап рефлексии. Итог урока:

    1.КАКИЕ ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ:  они не называют предметы, признаки, действия, количество, не изменяются, не являются сами по себе членами предложения?

    2. Какую роль играют предлоги?

    Как  пишутся со словами?

    Какими бывают предлоги?

               3. Рефлексия. Понравилась ли вам страна Морфология? Узнали ли новое? Было ли интересным ваше путешествие?

    Морфология ждёт вас в гости на следующем уроке!

              или       ?

    Спасибо за урок. Многие сегодня получают хорошие отметки. Морфология – щедрая страна!

    VI.Д/З: А дома вас ждут предлоги в небольшом упр.285 и  правила (стр.133-135).Удачи!



    Подписи к слайдам:

    ЧАСТИ РЕЧИ
    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕСЛУЖЕБНЫЕПРЕДЛОГ
    ПРОВЕРИМ Д/З
    Какова роль академика Востокова в развитии русского языка?Русский филолог, поэт, член РАН(1820)
    ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
    Посв…тить фонарёмПосв…тить стихи..гибР..стениеР..сток Пр..зреть сироту
    МОРФОЛОГИЯ
    Раздел лингвистики, который изучает части речи.
    ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
    ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
    ТАЙНЫ МОРФОЛОГИИ
    Лингвистическая сказка « В стране Морфология»
    ПОВТОРИМ ЧАСТИ РЕЧИ
    Жители Морфологии-?Стр.133, правило.Самостоятельные-?Служебные-?
    УЗНАЙ ЖИТЕЛЯ МОРФОЛОГИИ
    Не, боль, пришёл, но,увиденный, бегая, шестой, умный, я, быстро, холодно, ах, караул -?Подчеркните третье лишнее.
    КАКАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?
    СтихСмела Караул
    ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
    Ране..ый тихо стонал. Ране…ый боец тихо стонал.Ране..ый в ногу боец тихо стонал.-4Роль предлога?
    УПР.284. ЯКОВ ПОЛОНСКИЙ(1819-1898)
    ЯКОВ ПОЛОНСКИЙ
    В дни, когда над сонным моремДухота и тишина,В отуманенном простор..Еле движет..ся волна.
    СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
    Предлог-?Стр.134*, теория
    «ЗИМНЕЕ УТРО»
    Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
    ВСЕГДА СЛИТНО
    ПИШИ НАРЕЧИЯ С КОРНЯМИ:-Низ- -прав -зад- -век--Верх- -лев- -перёд- -начал--Высь - -бок- -даль- - конец-
    КАК ПИШУТСЯ?
    (В)прав.. (на)лев..(С)задиБывают ли перед ними предлоги?
    ПРЕДЛОГ, СТР.134
    Предлог- служебная часть речи, выражает зависимость одних слов от других.
    ПРОСТЫЕ СОСТАВНЫЕ
    В в течениеНа несмотря наПод в продолжениеИз на протяженииЧерез в связи Вопреки …ВокругПосерединеБлагодаря… ВЫВОД?
    ПРЕДЛОГИ ПО ЗНАЧЕНИЮ
    Временные(через, к, в, до, с, в течение…)Причинные(по, от, из-за, вследствие…)Пространственные(в, к, у, на, из-за, под, около, над…)Целевые(для, ради, на)
    ВНИМАНИЕ: ЕГЭ!
    Образа действия(с, без, в, по…)Дополнительные (по, об, про, по, насчёт…)
    БЛАГОДАРЯ И ВКЛЮЧАЯ
    ПРОИЗВОДНЫЕ НЕПРОИЗВ-НЫЕ
    ПЕРЕХОД САМОСТ.Ч.Р. В СЛУЖЕБНУЮ: без, в, до,БЛАГОДАРЯВКЛЮЧАЯдля, НАСЧЁТ(=о)пред, через…
    ЗАКРЕПЛЕНИЕ
    Упр.287, обозначить орфограмму – пробел и указать разряд предлога по значению.
    ВНИМАНИЕ: ЕГЭ!
    Образа действия(с, без, в, по…)Дополнительные (по, об, про, по, насчёт…)Упр.287, разряд предлога по значению.
    ПРЕДЛОГИ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ
    Производные: благодаря, согласно, впереди, исключая, вокруг…Непроизводные: про, с, перед,…Непроизводные
    ГОТОВИМСЯ К ГИА И ЕГЭ.В2
    1. Укажи номер предложения с предлогом. А.Успел благодаря другу.Б.Вышел, благодаря отца. В.Поговорим насчёт отметок.Г.Деньги перечислены вовремя.
    ГОТОВИМСЯ К ГИА И ЕГЭ
    2.Укажи предложение с предлогом А. Прошли всё, включая новый параграф.Б. Включая газ, будь осторожен. В. Все здорово потрудились.Г. Вы поняли материал?
    САМОПРОВЕРКА
    1.А, В2.А
    ИТОГ. КАКИЕ ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ?
    Они не называют предметы, признаки, действия, кол-ва.Не изменяются.Не являются сами по себе членами предл.
    ИТОГ УРОКА
    Какую роль играют предлоги?Как пишутся со словами?Какими бывают предлоги?

    МОЛОДЦЫ!Выполните дома:упр.285,правила (стр.133-135).Спасибо! До свидания!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7 классе. Самостоятельные и служебные части речи

    Тема урока рассматривается на материале литературных произведений...

    Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

    Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

    Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Служебные части речи. Предлог".

    Урок по ФГОС на тему: "Служебные части речи. Предлог"....

    Конспект урока русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

    Данный урок призван обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи, а также подготовить к восприятию нового раздела "Служебные части речи"...