Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Служебные части речи. Предлог".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Корепанова Марина Анатольевна

Урок по ФГОС на тему: "Служебные части речи. Предлог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_123.predlog.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК: Рыбченкова Л.М.  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразовательных  учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока:  Служебные части речи. Предлог.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться отличать предлог от приставки, знать, с какими частями речи он употребляется и о его роли в речи

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Методы и формы обучения: Деятельностно-практический метод, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

- Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на своём уроке.

 Сегодня мы будем в гостях  у морфологии. Что же она изучает?

- Я знаю три группы частей речи. Назовите их, пожалуйста.

- На уроке речь пойдет о служебной части речи. Что отличает служебные части речи от самостоятельных.

- Назовите все служебные части речи.

- На с.74 учебника есть упр.423. Спишите предложения (по рядкам) и добавьте слова, которых в них не хватает.

(После самостоятельной работы проверка)

- Какие слова добавили? (1 рядок – в, 2 рядок – на, 3 рядок – с, до,4 рядок – у, 5 рядок – про)

- Слова какой части речи мы получили? (Предлог)

Сформулируйте тему урока.

Ребята, а я её определила вот так: Предлог как часть речи.(Пар. 55. стр. 74)

- Вы согласны?

Запись даты и темы урока

Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

Я их определила вот так: умение выделять предлоги среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

Цели:

1.Общее грамматическое значение предлога;

2.Употребление предлогов в речи.

Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предположите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели?

План урока:

1.Найти информацию о глаголе.

2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ стр. 74

Предлагаю освоить нормы правописания хотя бы некоторых предлогов. Упр427 (работа в группах, устно) – игра «Выбери нужный предлог». Сформулируйте правило.

(Проверка. Один ученик читает вслух).

 (Работа с орфограммой. Запись её в тетрадь-справочник)

-На странице 74 нашего учебника нас ждёт смайлик, а я объявляю игру «Узнай предлог  - трансформер». У него три лика. Прочитайте, как выглядит первый, второй, третий. Назовите все три лица предлога.

(о – об – обо)

- «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку».

- Как вы думаете, можно ли сказать: приехал с Москвы, взять со стола, я с Эртиля?

- Обратимся к упр.426 (по рядам). В нём допущены грубейшие грамматические ошибки. Исправьте их, запишите предложения. (Опрос – чтение вслух).

- Запишем грамматическую норму правильного употребления предлога в тетрадь-справочник:

в-из, на-с(со).

- Что мы можем сказать о записанных предлогах с точки зрения лексики? (Антонимы).

Разгадаем еще одну загадку: «О каких предлогах идет речь в стихотворении Г.Граубина?»

В грамматике ссора!

Повздорив, Предлоги

Вцепились друг в друга,

Рыча, как бульдоги.

Для ссоры Предлог –

Он на то и предлог –

Отыщет всегда

Подходящий предлог!

- Как называются подобные слова? (Предлог, предлог. Омонимы)

- Дайте толкование этим омонимам.

                                                                                                                     Предлоги многозначны. Что это значит? (Имеют два и более значений)

Прослушаем одну историю.

Папа Кристофера Робина рассказал сказку про Винни-Пуха. Первыми словами в ней были такие: «Давным-давно – кажется, в прошлую пятницу – Винни-Пух жил в лесу один-одинешенек, под именем Сандерс.» Тут Кристофер Робин немедленно изумился: «Что значит «жил под именем»?» - «Это значит, что на табличке под дверью было золотыми буквами написано «Мистер Сандерс», а он под ней жил», - объяснил папа.

- Правильно ли объяснил папа,  что значит выражение «жить под именем»? (Нет, это значит носить имя, называться. Это выражение имеет переносное значение. А папа имел в виду прямой смысл. В данном случае это неверно.)

Приведенный пример помогает задуматься о многозначности предлогов.

 - На экране вы видите разряды (значения) предлогов. Пользуясь этим теоретическим материалом, определите значение предлогов в следующих выражениях:

идти под гору (место), постричь под машинку (образ действия), растаял под действием тепла (причина), успеть под раздачу (цель), закончить под вечер (время), прятаться под навес (место), копать под врагов (дополнительное: предмет, на который направлено действие).

- Молодцы! А теперь слово нашему Мудрецу.

Мы говорили сейчас о предлоге ПОД. Он употребляется всегда с В.п. и Т.п. Для каждого случая он имеет девять значений. Таким образом, предлог ПОД имеет восемнадцать значений. Следует говорить, значит, о его многозначности.

Осознавать значения предлогов, уметь ими пользоваться – значит обогащать свою речь.

- Проверим, насколько мы усвоили оттенки значения предлога ПОД. Вспомним ещё раз историю про Винни-Пуха. Папа объяснил сыну, что Винни-Пух живет «под именем (табличкой)». Определите значение предлога. (Место)

- А что представляет собой выражение «под именем» в контексте истории? (Перед нами фразеологизм.)

О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О предлоге)

Вспомните цели, поставленные в начале урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. Придумать лингвистическую сказку «Жил-был предлог…» или упр.424.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Вступление в диалог с учителем, выполнение задания, построение умозаключения на его основе.

- наш урок будет посвящен предлогу

- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

Определяют цели урока

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают в парах. Работают по рядам.

 

 

Выполняют упражнение.

Записывают в тетрадь.

Выполняют упражнения

Читают задание к упражнению.

Два ученика выполняют задание на доске; остальные дети пишут в тетрадях.

Самопроверка и самоконтроля. Работают в парах, выполняют задание.

Правильность выполнения задания проверяют по эталону.

Делают вывод о роли предлога в речи.  

Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...