Главные вкладки

    Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
    методическая разработка по географии (9 класс) на тему

    Бондарева Елена Федоровна

    Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».

    Цель работы: на основе работы с картой выявить особенности размещения народов России, взаимосвязь размещения с административно-территориальным делением России.

    Оборудование: карты атласа, диаграмма «Национальный состав России с населением более 1000000 человек (%).

    Содержание практической работы

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1

    Откройте карту административно-территориального деления России.  Найдите республики, национальные округа, национальную область. Определите один из факторов, по которому осуществлялось административно-территориальное деление и дано название субъектам.

    На основе анализа названий субъектов приходят к выводу, что деление на субъекты и их название происходило с учетом преобладающего или компактно проживающего народа.

    2

    Рассмотрите карту «Народы России». Изучите легенду карты. Какую информацию она несет?

    Работают с легендой карты, определяют информацию: народы России, их распределение по семьям, группам.

    3

    Какими способами показано размещение народов по территории России?

    Называют способы: послойная окраска, точечные, буквенные обозначения.

    4

    Определите по диаграмме самые многочисленные народы России. Определите их размещение по территории страны.

    Работают с круговой диаграммой. Называют самые многочисленные народы России.

    5

    Сопоставьте с картой административно-территориального деления страны. Какие из этих народов имеют свой субъект (территорию компактного проживания)?

    Сопоставляют карты, выявляют, что все многочисленные народы, за исключением украинцев и армян, имеют свой субъект.

    6

    Как называются субъекты с преобладанием русского населения?

    Области, края, города федерального значения.

    7

    Выберите 4-5 национальных субъектов, сопоставьте с картой. Совпадает ли название субъекта с территорией проживания народа.

    Сопоставляют карты, делают выводы.

    8

    Как вы понимаете термин «титульная нация»?

    Дают варианты ответов, записывают определение. Титульная нация – часть населения, народ, определяющий название субъекта.

    9

    Заполните таблицу №1.

    Народ

    Субъект проживания

    Заполняют таблицу.

    10

    Предложите классификацию народов с учетом их размещения по территории страны (географического положения). Придумайте способ оформления результатов работы.

    Предлагают классификацию:

    Народы Крайнего Севера.

    Народы Урало-Поволжья.

    Народы Северного Кавказа

    Народы Сибири и Дальнего Востока. Составляют схему, таблицу.

    11

    Можете ли вы объяснить компактное проживание казахов, немцев, мордовцев на территории Алтайского края?

    Высказывают предположение о влиянии  миграций на размещение народов, в том числе и насильственные.

    Сделайте вывод о размещении народов на территории нашей страны.

    Большая часть русских проживает в европейской части России и по югу Сибири и Дальнего Востока. Размещение коренных народов совпадает с их исторической родиной, в местах их компактного проживания созданы субъекты. Концентрация немцев в Алтайском крае, евреев объясняется насильственной миграцией. Проживание казахов в Алтайском крае, по югу Восточно-Европейской равнины объясняется приграничным положением.

    Критерии оценивания:

    1. Заполнена таблица №1.

    2. Составлена таблица или схема «Классификация народов России по месту их проживания».

    3. Записано определение «титульный народ».

    4. Сделан вывод о размещении народов по территории России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города».

    Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города»...

    Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

    Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

    Практическая работа «Изучение и объяснение географических особенностей половой и возрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира»

    Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира»...

    Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

    Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

    Практическая работа «Особенности структуры, размещения и миграции населения»

    Практическая работа по теме "Население:структура, размещение, миграции". К учебнику В.П.Максаковского 10 класс...

    Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"

    Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...