"Человечество - единый биологический вид. Расы" Методическая разработка урока
план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме

Бондарева Елена Федоровна

В методической разработке представлены технологическая карта урока, презентация к уроку для учителя, презентация "Рабочая карта" для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бондарева Елена Федоровна, учитель географии МКОУ «Екатерининская  СОШ» Третьяковского района Алтайского края.

Тема: Человечество – единый биологический вид. Расы. Равенство рас.

Класс 6

Программа: классическая линия

Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: выявление основных человеческих рас, причин существования, районов размещения.

Планируемые результаты:

Предметные: - называть расы мира, их расовые признаки;

-  знать их размещение на территории планеты;

- объяснять  причины существования рас;

Уметь работать с контурными картами.

Метапредметные: уметь:

- работать  с различными источниками информации;

- сопоставлять карты;

- составлять таблицы, описательные рассказы о расах;

- анализировать полученные данные и делать выводы;

- презентовать результат работы.

Личностные: - уметь работать в команде;

- воспитывать в себе уважительное отношение к народам другой расы, национальности.

Межпредметные связи: биология (биологический вид), русский язык (рассказ-эссе), музыка (слушание и анализ содержания песни «Я, ты, он, она»),  обществознание (ответственность за разжигание национальной розни))

Формы работы: фронтальная, групповая (3 группы), индивидуальная

Технологии СДП: технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: презентация, м/м проектор, компьютер, ноутбуки с выходом в Интернет, атласы, кейс-карта, маршрутные листы, карточки для рефлексии.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). 2мин.

Приветствую класс.

Демонстрирую 1 слайд, на котором изображены люди и одно животное. Задаю вопрос:

- Какая фотография лишняя?

Подвожу к мысли, что человек это биологический вид.

Демонстрирую 2 слайд с фотографиями народов монголоидной расы и задаю вопрос:

-  Какая фотография лишняя?

- По какой причине вы решили, что эта фотография лишняя?

Признаки, которые вы перечислили, называются расовыми признаками.  А как будет называться группа людей, обладающих одинаковыми расовыми признаками?

Почему же у людей, населяющих планету, разные расовые признаки?

Попробуем разобраться в этом?

Сообщаю тему урока.

На какие еще вопросы вы хотели бы получить ответы.

Определяют лишнюю фотографию. Объясняют свой выбор.

Определяют лишнюю фотографию. Объясняют свой выбор.

Высказывают предположения.(например, разрез глаз)

Возможно кто-то из ребят знает термин «раса».

Высказывают предположения.

 Звучат вопросы, которые фиксируются на доске.

2) Актуализация. 4 мин

С помощью вопросов, выявляем знания, необходимы для усвоения темы.

Ребята, вспомните, как распределяется солнечный свет и тепло на Земле?

В каких широтах дуют постоянные ветры?

Какого цвета становится ваша кожа летом?

Что делает собака, когда ей жарко?

Что делаете вы, когда вам в глаза ярко светит солнце или вы идете навстречу ветру.

Отвечают на вопросы, пытаются понять, как это связано с изучаемой темой.

3) Выявление места и причины затруднения. 2 мин.

Демонстрирую слайд, на котором народы разных рас, подписанные цифрами, и прошу распределить их на группы.

Спрашиваю желающего назвать свою группировку.

Группируют и выписывают в тетрадь цифры.

Слушают, высказывают свое мнение.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.  4 мин.

Ребята, а как нам  не методом «пальцем в небо», а точно узнать, сколько существует рас и какими признаками они обладают? Какие именно результаты вы хотите получить в ходе изучения темы?

Какие источники вам помогут в достижении цели?

Высказывают предположения, формулируют цель урока.

Формулируют результаты.

Называют источник информации (учебник, атласы, Интернет-сайты)

5) Реализация построенного проекта. 15 мин.

Ребята, у вас на рабочем столе есть презентация – конструктор. Откройте ее. Изучив материал учебника, карты атласа, используя выход в Интернет,  заполните все окна в конструкторе. А также выполните на контурной карте задание 2 на с. 158.

Выполняют задания в презентации.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 3 мин.

Предлагаю озвучить по группам информацию о расах, сопровождая показом презентации.

Отвечают по очереди по трем основным расам. Слушают другую группу, дополняют.

8) Включение в систему знаний и повторение. 7 мин

 За многие годы расы смешались. Люди разных национальностей и рас вступают в браки, не взирая ни на какие расовые признаки. С помощью следующего слайда узнайте, как будут называться потомки смешанных браков.

 С помощью интерактивного слайда, закрепляют название рас, их физический облик и получают новую информацию.

9) Рефлексия учебной деятельности. 3 мин

Вспомните цель нашего урока. Мы реализовали ее? А лично для вас эта тема имела какое-либо еще значение? Сейчас все чаще  слышим такие слова как «нацизм», «фашизм». Знаете ли вы, что они означают. Как вы думаете, что является причиной возникновения таких явлений?

Я предлагаю вам написать слоган или девиз, нарисовать эскиз эмблемы,  пропагандирующей равенство всех рас и народов. (последний слайд) Можно продолжить работу дома.

Размышляют, высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"

Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...

Урок географии "Человечество - единый биологический вид"

Данный урок географии в 6-м классе позволяет установить существующие различия  между народами, но в тоже время выявить и много схожего, общего, ибо эти различия и сходства  по...

Человечество- единый биологический вид

Разнообразие населяющих Землю народов столь велико, что в несколько уроков невозможно охватить его полностью. Поэтому мы уделим внимание только основным вопросам.    ...

Разработка урока "Человечество - единый биологический вид"

Разработка открытого урока, прошедшего апробацию на областном симинаре на тему "Инклюзия в образовательном пространстве г. Оренбурга. Первые шаги"....

Тема урока: «Человечество – единый биологический вид».

Тип урока; изучение и первичное закрепление знаний...