Вы спрашивали-мы отвечаем

Михалева Елена Владимировна

 

Как быть с маленьким  лгунишкой.

Воспитатель Важенина В. А.

            Вопрос: Я замечаю, что мой четырёхлетний сын стал врать. Раньше он просто фантазировал, а теперь я чаще ловлю его на самом настоящем вранье. Что делать? Вдруг он вырастет обманщиком? Как отучить его от этого? Надо ли наказывать?                                                                  Р.Х.

Ложь или фантазия?

            Неудивительно, что раньше Вы не уличали сына во лжи. До четырёх лет ребёнок просто в ней не нуждается. Он еще не научился смотреть на происходящее глазами взрослого или другого человека, и поэтому делает то, что хочет, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны. Малыши этого возраста обожают розыгрыши. Но, вводя взрослых в заблуждение, ребенок не врет, он просто хочет показать, что вырос и стал умным. Розыгрыш не несет в себе преднамеренного обмана, также как и детская фантазия. Это правдивый вымысел, к которому малыш прибегает, чтобы украсить свои мысли и поступки. То есть, в этом возрасте вранье ограничивается обычно мелким жульничеством (съел конфеты и не признается) или невинными проказами (спрятался, чтобы не идти в садик).

Преднамеренная ложь

Начиная с четырех лет, ребенок начинает задумываться, за что и почему его наказали (поругали) или похвалили, и старается с помощью обмана либо избежать наказания, либо получить желанную, но не заслуженную похвалу. То есть, теперь уже можно говорить о том, что его ложь преднамеренная. Задача родителей – разобраться, почему ребенок лжет и какую выгоду он хочет получить. Обратите внимание, защищается ребенок с помощью лжи или нападает. Бывает, что малыш лжет, не понимания, что это плохо, и заслуживает осуждения. Он не видит разницы между ложью и выдумкой. Сознательно дети начинают себя вести, как правило, после 6 лет, а до этого в их поведении присутствует как невинная ложь (способ обойти многочисленные родительские запреты), а так и «настоящая», преднамеренная ложь, особенно, если родители склонны из каждого проступка малыша делать, большую проблему. Ребенок лжет, чтобы избежать наказания за мелкую проказу или шалость.

Лживый ангел

Ложью может быть замаскирован и серьёзный проступок, который действительно заслуживает наказания. Подумайте, не слишком ли завышенные требования Вы предъявляете к своему чаду? Соответствуют ли они его возможностям? Не слишком ли часто Вы делаете ему замечания? Не докучаете ли постоянными нравоучениями и придирками с утра до вечера? Если это так, то постоянный страх наказания и унижения будет заставлять ребенка лгать в надежде, что ложь его спасет, и ему удастся избежать очередной нотации, а то и наказания

Ложь из вежливости

Еще одной причиной вранья может быть стремление ребёнка выглядеть в глазах взрослых воспитанным и вежливым. Он может не любить детский сад, но на вопрос, нравится ли ему там, ответит «Да», поскольку знает, что правдивый ответ расстроит Вас.

К сожалению, многие родители ждут, что ребенок будет доставлять им только радость и положительные эмоции, что им можно будет гордиться. А он, остро чувствуя ваше недовольство, начинает врать. Постепенно ложь становится его постоянной потребностью, маскирующей неугодную родителям правду. Ребёнок, также как и взрослый, должен иметь право на честное выражение собственного мнения без боязни последствий. Тогда ему не придется и лгать.

Ложь из ревности

Самой неприятной для родителей, но часто встречающейся причиной лжи является дискомфорт, который испытывает малыш, когда ему кажется, что родители любят его меньше, чем брата или сестру. В этом случае ложь – возможность привлечь к себе внимание. Он согласен даже, перетерпеть наказание, главное, чтобы он на какое-то время стал «центром Вселенной». Если между детьми в семье существует соперничество, оно заставляет ребенка не только лгать, чтобы выделиться, но и ябедничать из ревности.

Дурной пример заразителен

Существует еще ложь по примеру. Дети очень внимательно относятся к поведению родителей. Если родители лгут, так же будут поступать и дети. Например, такая невинная на ваш взгляд ложь: Вы не хотите с кем-то разговаривать по телефону и просите сказать, что вас нет дома. Не удивляйтесь, если ваш ребенок тоже придумает свою отговорку, когда ему будет лень помыть посуду.

Посмотри мне в глаза

Итак, Вы выяснили причину, по которой ваш ребенок лжет. Что делать? Прежде всего попытайтесь ее устранить. Не наказывайте (это может привести к более изощренной лжи), но и не спускайте враньё. Обязательно дайте понять, что любая ложь будет раскрыта, и спокойно постарайтесь выяснить, чего хотел добиться ребенок своим враньём. Отучить от вранья сложно, проще объяснить ребёнку, что к родителям можно идти с любой бедой, не боясь наказания. Он должен быть уверен, что в любом случае наказания без «разбора полётов» не будет.

Если Вы ещё не научились отличать правду от лжи «по глазам» своего малыша, обратите внимание на самые простые и очевидные признаки вранья:

  • Малыш прикрывает рот рукой;
  • Он отводит глаза или усиленно моргает, потому что не может смотреть вам в глаза.
  • Его зрачки то сужаются, то расширяются;
  • Ребёнок возбуждён, на его щеках появляется румянец;
  • Чтобы ложь звучала достовернее, он на ходу подбирает слова, придумывает подробности, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.

Но если ребёнок верит, что вы любите его, несмотря ни на что, и только у вас он всегда найдет понимание и желание помочь в решении его серьезных проблем», его лживость останется невинной детской шалостью, уйдёт в прошлое и не превратится в образ жизни.

 

«Как подготовить ребенка к школе?»

Педагог-психолог Михалева Е.В.

  Вопрос: Как подготовить ребенка к школе?                                                                                                                                  Исаева В. И

           Школа –это новый этап в развитии ребенка, это       новая жизнь с первыми трудностями и серьезными обязанностями. Немало сказано и написано о том, что ребенок должен идти в школу тогда, когда он будет к этому готов. Но мало кто знает, что такое готовность ребенка к школьным нагрузкам. И очень трудно понять, что ребенок действительно созрел для школы.    Что же делать для того, чтобы ребенок быстрее вышел  из детсадовского возраста? Как понять, что ребенок готов к школе? 

      Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, которую не следует пытаться ограничить жесткими рамками. Но во всем, что касается воспитательных учреждений, предусмотрены различные ограничения. В том числе и определенные показатели, по которым психологи, врачи и педагоги определяют, готов ребенок к школе или же нет. О том, что ребенок созрел для начала школьных занятий, можно судить по многим факторам. Например, физическое развитие. Ошибочно полагать, что готовность к школе определяется лишь интеллектуальными качествами малыша. В школе ребенку придется выносить значительные нагрузки, он должен быть достаточно развит именно физически  для того, чтобы  не согнуться под тяжестью книг и суметь пробежать кросс. Следующее, на что стоит обратить внимание, это желание самого ребенка учиться и развиваться. Наверняка, малыш многое знает о школе  от родителей, старших друзей, педагогов и героев любимых сказок и  книг. У него сложилось собственное впечатление о том, что такое школа, и что его ждет. Некоторые малыши хотят быстрее оказаться в числе первоклашек, другие категорически против. Нежелание ребенка учиться – тревожный сигнал, который нужно принять во внимание и начать работать над проблемой, как только она возникнет. Без желания учиться даже самый способный ребенок  никогда не достигнет успехов.

        Самый главный фактор, по которому оценивают готовность детей к школе – его психологическое и интеллектуальное развитие. Неважно, знает ли малыш названия всех стран и столиц, умеет ли считать в уме и бегло читать. Он должен быть усидчивым, восприимчивым к новым знаниям, сообразительным и ответственным.

   Готов к школе не тот ребенок, который вызубрил больше, а тот, кто научился размышлять  логически ,  когда перед ним ставят ту или иную задачу.

             10 заповедей для мамы и папы будущего 

                               первоклассника

1.Начинайте « забывать», что Ваш ребенок маленький.

Давайте ему посильную работу в доме, определяйте круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т. д. )

2. Определите общие интересы. Это могут быть познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем)

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете ( дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

4.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя и воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему»

5. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми.  Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы можете сформировать у него правильную жизненную позицию.

6. Постоянно говорите с ребенком.  Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре, цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно.

7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае  его познавательный интерес никогда не иссякнет.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.Видеть мир глазами другого – основа  взаимопонимания.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим малышом.На жалобы о том, что  что - то не получается, отвечайте : «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать»

10. Не стройте Ваши взаимоотношения на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы  Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.

 

Детские истерики.

Воспитатель: Старикова Т.М.

Вопрос:Моя четырехлетняя дочь очень капризная, часто устраивает истерики. Как мне себя вести в такие моменты? И. Е.

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) она сопровождается. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя.

1. Помните, что даже самые замечательные мамы

 оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

•    ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется во взрослой жизни);

•    ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться.

Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия. Ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.

2. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.

3. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.

4. Главное средство от истерик - не впадать в такое же неистовство. Пытаясь сохранять спокойствие, выразите свое сочувствие ребенку: “Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе...”, “Я знаю, как это обидно”, “Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло”.

Ребенок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу двадцать раз, вы достучитесь  до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось)! Договоритесь с ребенком, выясните причины его поведения.

5. Дети 3-5 лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло. Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

6. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.

7. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка. Его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя.

Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

 

Воспитатель Ягафарова Н.А.

Вопрос: как вы считаете, телевидение, мультфильмы, влияют на психическое развитие ребенка? (ребенок Эвелина 3 года)

Ответ:Бесконтрольное увлечение ребенка просмотром телепередач может иметь отрицательные последствия не только для его здоровья, но и для психического развития.

В последние годы у детей все чаще отмечается задержка речевого развития: дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Вы спросите: при чем тут телевидение? Действительно, сидящий у экрана ребенок постоянно слышит речь, что должно способствовать его речевому развитию. Да и какая разница, кто разговаривает с малышом – взрослый или, например, герой мультфильма?

     Оказывается, разница большая. Речевое развитие ребенка происходит только в процессе живого, непосредственного общения, когда малыш не просто слушает чужую речь, а вовлечен в диалог. Высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную ему. Поэтому речь с экрана телевизора остается для малыша малоосмысленным набором слов, а значит, не способствует, а скорее тормозит речевое развитие ребенка.

Происходит снижение детской любознательности, фантазии и творческой активности. На ребенка давит авторитет телевидения. Дошкольник не может чем-то занять себя: ему скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты для игр. По его мнению, то, что показано на экране, все правильно и другого быть не может.

Происходят затруднения в общении со сверстниками. Общение  становится более поверхностным и формальным: если взять для примера ребенка старше четырех лет, то детям не о чем поговорить, нечего обсудить. Вместо живого общения они предпочитают возиться, толкаться или ждать новых развлечений по телевизору.

Что касается мультфильмов, то здесь иная точка зрения. Ни один взрослый не станет отрицать интереса детей к мультипликационным фильмам. Данное явление требует серьезного анализа с точки зрения воспитательных возможностей мультипликации.

     По мнению специалистов, просмотр мультфильмов является одним из эффективных средств безболезненного взросления ребенка, постепенного вхождения в мир взрослых, незаметного перехода от игры к обучению.

Кроме того, возникающее в результате просмотра «эмоциональное поле» является благоприятным для воздействия на нравственный мир дошкольника. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок учится справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Для того, чтобы мультфильмы оказывали положительное воздействие на вашего ребенка, прислушайтесь к некоторым рекомендациям по их просмотру.

  1. Возьмите газету с программой на следующую неделю и отметьте те мультфильмы, которые вы бы хотели показать своему ребенку. Смотрите мультфильмы по возможности вместе с ним. Начинайте с отечественных мультфильмов, признанных во всем мире самыми умными и добрыми, доступными пониманию детей. Если вы увидели любимый мультфильм своего детства, расскажите ребенку перед просмотром о своих чувствах, переживаниях, которые хранятся в вашей памяти.
  2. Во время просмотра мультфильма наблюдайте за ребенком, следите за его выражением лица, эмоциями. Если ребенок сильно взволнован, поддержите его, успокойте.
  3. Комментируйте поступки мультипликационных героев, так как в силу особенностей детского восприятия, а также быстрой смены кадров дети не всегда улавливают их суть, могут  правильно оценить поступки героев.
  4. После просмотра побеседуйте с ребенком. Вопросы могут быть следующие:
    • Как называется мультфильм, который ты смотрел?
    • Назови героев мультфильма
    • Кто из героев тебе понравился? Какой поступок этого героя тебе больше всего запомнился?
    • Кто из героев тебе не понравился? Почему?

2.

  • Назови героя мультфильма, на которого ты хочешь быть похожим.
  • Во время беседы внимательно выслушивайте ребенка.
  • Сравнивайте его поведение с поведением героев мультфильмов, например: «Ты у меня такая же добрая, как Золушка» или : «Ты такой же смелый, как Буратино».

Помните, что книгу надо учить читать, а мультфильмы- учить смотреть.

Воспитатель Чайникова Т.Г.

Вопрос: Почему наша дочь перестала слушаться, не реагирует на просьбы и замечания, пытается все делать по- своему. (дочери 3г.3мес.)

Ответ:к трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться  от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Этот период называется кризисом 3-ех лет. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое роявление ребенка в самоутверждении в новом возратном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

     И, наоборот, внешняя «безкризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Что могут сделать родители.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что –либо внушать своему ребенку- это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбударажат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить, (переключить внимание): «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.) подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор, игры и упражнения.

Помните, что книгу надо учить читать, а мультфильмы- учить смотреть.

 

Консультация логопеда Барсегян Ю.Т.

Вопрос: Мой сын, 4,5 года, не выговаривает букву «Л». Надо ли обращаться к   логопеду или это возрастное? Какие есть упражнения, чтобы заниматься дома с ребенком

Ответ: Звук «Л» должен появиться 4-5 лет. Если есть возможность, конечно, лучше обратиться к логопеду. Если возможности нет, то дома необходимо делать специальные артикуляционные упражнения для звука «Л». Вам самим надо знать положение органов артикуляции при произношении звука «Л».

При произнесении звука “Л”: положение губ нейтральное,  зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционные упражнения для звука «Л»:

1.«Ленивый язычок»

Улыбаемся нешироко; показываем широкий кончик языка; не напрягая язык, слегка покусываем его кончик, чтобы не ленился.

2.Наказать непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

3.Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

4. «Индюк»

Приоткрываем рот, энергично проводим широким кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл»(как индюк болбочет).

5. «Погудим, как пароход»

Улыбаемся нешироко; закусываем широкий кончик языка; и сердито низко гудим: Ы-Ы-Ы-Ы. При звуке «Ы» кончик языка фиксируем и одновременно напрягаем корень языка. Только тогда слышится звук «Л».

  

Зачем  нужен     режим дня?

Воспитатель: Потапова И.Г.

Вопрос:    Зачем  нужен     режим дня?

                                                                                                                             З.Е.Н.

      Ответ:Родители мечтают, чтобы их малыш вырос здоровы, добрым, умным. Как ему помочь стать таким?

      Надо начать с самого начала – составления и соблюдения режима дня: привычки спать, есть, играть в определенные  часы.

     Сегодня уже доказано, что именно соблюдение рационального режима дня является ведущей составляющей здоровья, основой формирования навыков и привычек поведения.

    Согласно учению И.П. Павлова при соблюдении режима дня образуются рефлексы на время, которое позволяет организму заранее подготовиться к той или иной деятельности. Так, если ребенок ест в одно и то же время, то к привычному часу возникает чувство голода, сон также наступает быстрее, если ребенка укладывают в одни и те же часы.

    У малыша до 1.5 лет соблюдение режима вызывает ощущение комфорта и благополучия. Ребенка постарше режимность помогает усвоить многие поведения, поэтому и общаться с ними не только интересно, но и легко. Малыша не приходится уговаривать мыть руки перед едой, лечь вовремя спать - всё это привычные дела.

    Некоторые родители допускают ошибку , считая, что к годам ребенок достаточно окреп, подрос и в дальнейшем режима дня можно не придерживаться.

Действительно, в этом возрасте организм ребенка становится менее ранимым, более устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, возрастает работоспособность клеток головного мозга, происходят изменения в центральной нервной системе, а так же в других органах и системах .Но  процессы роста и развития не заканчиваются в 3 года! Если вы хотите, чтобы ребенка рос здоровым, бодрым чтобы он был активным, выносливым,  быстро приспосабливался к новой обстановке, имел прочные навыки, укрепляйте привычку к определенному распорядку дня.

Выполнение режима:

    сохранит и укрепит здоровье малыша;

   позволит создать благоприятную среду эмоциональную обстановку в доме;

  поможет развить у ребёнка такие качества, как дисциплинированность и аккуратность;

  создаст у ребёнка ощущение благополучия и поможет вам содержательно общаться.  

 

 

Редькина Л. М.

Вопрос:Мой ребенок часто начал капризничать и проявлять упрямство. Что мне делать в таких ситуациях?

Ответ: КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

                            Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Начинается с 1,5 и заканчивается к 3,5 – 4 годам.
  2. Случайные приступы упрямства в более старшем  возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  3. Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года.
  4. Мальчики упрямятся сильнее , чем девочки.
  5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей до - 19 раз в день!
  7. Если по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут делать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь все это время что- либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла. Шлепки еще сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай, ай, ай!». Ребенку только это и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная (игрушка, книжка)!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

1. Нельзя хвалить за то, что:

  • Достигнуто не своим трудом.
  • Не подлежит похвале ( красота, сила, ловкость, ум).
  • Из жалости или желания понравиться.

 

2. Надо хвалить:

  • За поступок, за совершившееся действие.
  • Начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения.
  • Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

Нельзя наказывать и ругать когда:

  1. Ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. Кnbsp;p align=огда ребенок ест, сразу после сна  и перед сном.
  3. Во всех случаях, когда что – то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки).
  4. После физической или душевной травмы ( пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. Когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. Когда вы сами не в себе.

Воспитатель Олейник Т.Н.

Как правильно кричать на ребенка

Вопрос:Мой ребенок не воспринимает мои просьбы, пока на него не повысишь голос. Скажите, можно ли так ругать детей?  Спасибо!              З.М.Н.

Ответ:Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Так как же не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком.

1. Прежде всего, можно предупредить малыша: “Сейчас я буду ругаться”. Может быть, он перестанет делать то, что вас злит. Или хотя бы успеет убежать и спрятаться.

2. Придумайте ритуальные слова, которые будут звучать смешно и нелепо, но вместе с тем подскажут малышу, что лучше отложить на потом курощение и низведение. Только прежде чем кричать: “Ухи оборву” или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.

3. Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет “Я злюсь!” вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.

 4. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие “балбес” и “бестолочь” и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ах ты, трикапулька басюлька!”.

 5. Дойдя до точки кипения, начинайте стучать половником о кастрюлю или деревянной скалкой по подоконнику. Это может быть не только сигналом вашим домочадцам, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.

 6. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись, лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным

7. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.

8. Попробуйте ругаться шепотом.

 9. Уйдите в другую комнату и там выскажите все, что думаете, дивану или табуретке.

10. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за любви.

 


Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Консультация

                  для родителей

«Как подготовить ребёнка

к детскому саду».

                                                                                                                    Воспитатель МДОАУ

д/с  «Ёлочка»

                                                                                                       Руднева Ольга  Андреевна

     

                     « Как подготовить ребенка к детскому саду»

         Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему  вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.

     Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.

      Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой        последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ ,и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.

        Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет

обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом".        

          Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди.  

         Вы должны сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.

     Приготовьте вместе с ребёнком "радостную коробочку", складывая туда

недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.

        Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,

просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

         Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

           Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

        Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

        Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад     необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в целесообразности садовского воспитания.

        Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

         Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.

      Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.

        Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.

        -  В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

    -   Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения.        

  -    Чаще обнимайте ребёнка.

   -   Если через месяц ваш ребёнок не привык ещё к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли .

                                                               Воспитатель – Руднева Ольга Андреевна



Предварительный просмотр:

Как сформировать у ребёнка образ собственного
«Я» и чувство самоуважения?

Уже в раннем детстве человек способен ощутить, как к нему относятся значимые для него люди (родители, братья, сёстры, друзья .. ) любят ли его, относятся ли к нему с уважением. Заботливое, тёплое отношение ребёнок может «познать» с первого дня появления на свет. Всем своим существом он чувствует «Я желанный. Меня любят», или, напротив, «Меня не любят. Я никому
не нужен». Многие психологи справедливо утверждают, что для
ребёнка более всего необходимо ощущать себя хорошим, верить
,
что он принимает правильные решения, ведёт себя в соответствии с
общепринятыми правилами поведения, чувствовать себя «хозяином
своей судьбы», а значит, быть в силах повлиять на происходящие
события.

Как ваш ребёнок воспринимает себя: как человека, который что-
то может, или как человека, который ничего не может?

Мы предлагаем вам несколько правил, которые могут стать
ориентирами в формировании положительного образа «Я» ребёнка.

- Любите ребёнка - и пусть он обязательно это чувствует.

Все взрослые очень занятые люди, и тем не менее необходимо
находить время на то, чтобы уделить ребёнку внимание, узнать о его интересах, желаниях, стать ему другом. Обязательно сделайте так, чтобы ребёнок знал, что вы цените его как личность. Пусть у вас будет общий досуг: играйте, занимайтесь спортом, ходите в театр, бродите по лесу, делайте совместные покупки.

Дайте возможность ребёнку рассказать о своих мечтах, переживаниях, и пусть он знает о ваших делах и заботах.

Помните! Главное в общении с вашим ребёнком – искренность и открытость.

- Проявляйте заинтересованность к мыслям и чувствам ребёнка.

Если этого не происходит, он обижается и чувствует себя несчастным. Он привыкает думать, что его внутренний мир интереса не представляет, и позже, в школе, да и на протяжении всей жизни он не сможет избавиться от подобного мнения о себе. Уважение родителей порождает в ребёнке чувство собственного

достоинства и помогает ему более успешно справляться с различными ситуациями, возникающими вне дома.

- Дайте возможность ребёнку чувствовать свою компетентность.

Если ребёнку необходима уверенность в себе, реальное  представление о себе, ему нужны и объективные доказательства, что он может обрести компетентность во многих видах деятельности. Для начала предложите ему такую деятельность, где он способен добиться успеха. Может случиться, Что ребёнок будет
бояться, теряться, и если вы вовремя поддержите его робкие
начинания, то он обретёт, уверенность и будет чувствовать, что он
способный и ему всё даётся легко. Но если всё-таки ребёнок не сможет добиться успеха в какой-либо деятельности, позаботьтесь, чтобы он переключился на что-либо иное, где он сможет добиться успеха.

Помните! Один успех непременно ведёт к следующему успеху.

- Для ребёнка важно чтобы его хвалили, поощряли.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребёнок многое умел и мог заслужить похвалу.
Родительское одобрение важнее всего, но поощрение со стороны  других взрослых также немаловажный фактор успешного развития.
У ребёнка должно быть как можно больше возможностей показать свои умения окружающим, и в этом вы, как ни кто другой, можете помочь создать условия для реализации его творческого 
потенциала.

Помните! Одобрение-путь к успеху.

- Предоставляйте ребёнку возможность выбора.

Ответственность начинается с того, что малышу позволено играть активную роль в
том, что касается лично его. А возможность выбора порождает у
детей ощущение, что они в известной
 мере могут определять свою
жизнь. У ребёнка должен быть выбор.

Например:

  • Тебе налить полстакана молока или целый стакан?
  • Тебе яблоко целиком или половинку?
  • Что тебе дать на полдник: кашу или бутерброд?

Покажите ребёнку, когда он одевается, пару красных и пару голубых носков. Спросите:

• Ты хочешь надеть красные носки или голубые?

- Дайте возможность ребёнку самому принимать решения,
отвечать за себя.

Вряд ли кто из родителей пустит своего ребёнка в клетку с медведем, чтобы научить его бороться. Ребёнок не должен оказаться в такой ситуации, где ему одному просто не справиться с трудностями. С другой стороны, если ребёнок постоянно держится за руку мамы или папы, он ничему не научится. Как только ребёнок достигнет определённой степени самостоятельности, стремитесь, чтобы он всё делал сам. Давайте ему домашние поручения, за которые он будет лично отвечать. Пусть у ребёнка накапливается опыт, укрепляется чувство самоуважения и ответственности.

Не делайте за ребёнка то, что он может и должен сделать
самостоятельно.

Не требуйте от ребёнка невозможного. Не устилайте путь своего ребёнка розами, но и не осыпайте шипами. Старайтесь соблюдать равновесие. С одной стороны, необходим опыт, который закалит ребёнка, с другой - важно, чтобы перегрузка не привела неминуемо к неудаче, чтобы ребёнок не утратил веры в свои силы. Например, четырёхлетний ребёнок может научиться считать, складывать числа столбиком, играть на пианино, ездить на велосипеде – и всё это за одну неделю.

Помогите ребёнку стать хорошим другом. Первое приятное  впечатление - это только начало отношений. У вашего ребёнка будет незавидная судьба, если он многим будет нравиться, люди будут к нему тянуться, а строить и сохранять продолжительные, тесные, взаимно обогащающие отношения он не научился. А чтобы уметь поддерживать такие отношения, нужно уметь дарить любовь и теплоту людям, быть надёжным другом, уметь откликаться на чужую беду.

                                                           Воспитатель – Руднева Ольга Андреевна



Предварительный просмотр:

 

                                                                     Воспитатель МДОАУ «Елочка»

                                                                     Ягафарова Н.А.

     В последнее десятилетие 20 –ого века мировое сообщество вступило в новую информационную эпоху. Бурное развитие техники и технологий и вслед за тем интенсивный рост объема информации сопровождается не только появлением новых средств массовой информации, но и активным их воздействием на все сферы жизни современного человека. В понятие « средства массовой информации» не всегда вкладывается одинаковое содержание, но обычно этот термин употребляется как собирательное обозначение печати, радио, телевидения, средств видео- и звукозаписи и воспроизведения, компьютерных систем.

     Наиболее интенсивное воздействие на детей оказывает телевидение, изменяя и деформируя психику ребенка, воздействуя на полоролевое развитие, формируя новые установки и модели поведения. Под влиянием социокультурного информационного фона, отражающего антисоциальные процессынесущего элементы агрессии, жестокости, насилия, меняются внутренние психологические позиции ребенка, его сознание. Девочки становятся грубыми, агрессивными, мальчики примеряют женские одежды, пряча за ними страх перед окружающей действительностью.

     Телевидение сегодня способно нанести существенный ущерб позитивной полоролевой социализации детей. Через телеэкран детям прививаются культурные и этические ценности, образцы полоролевого поведения, несовместимые с духовными традициями общества. В процессе борьбы за выживание и высокие гонорары работа средств массовой информации сегодня стала представлять собой погоню за сенсацией. При этом используются следующие приемы: смакование непристойностей, манипуляции с традиционными духовными, социальными, нравственными, в том числе полоролевыми ценностями.

     На основе проведенных американскими психологами исследований было выявлено, что существует отождествление с телевизионными персонажами по половому признаку.

                                                           1.

        Подавляющее большинство мальчиков любого возраста идентифицируют себя с мужскими персонажами, а большая часть

девочек – с женскими. Черты личности, определяющие степень привлекательности для ребенка того или иного героя, в большей степени обусловлены культурными нормами и ожиданиями, касающиеся мужчин и женщин. Исследования ученых показывают, что детеи всех возрастов охотно идентифицируют себя  с «победителями», даже если их поведение и оценивается как негативное. В этом смысле мальчики испытывают большую склонность к героям с повышенной активностью, превосходящих всех физически. Как мальчики, так и девочки считают не только силу, но и ум главной отличительной характеристикой мужских персонажей, с которыми себя отождествляют. Тем не менее совсем не это качество девочки выделяют в своих любимых женских героинях: последние ценятся за их внешнюю привлекательность.

     Особую роль в формировании мужской идентичности у мальчиков играют популярные во всем мире супергерои, такие как Супермен, Бэтмен, Человек- паук. Во многом они являются воплощением традиционного «идеального мужчины»: они физически сильны, храбры, всегда готовы помочь слабым и беззащитным, их жизнь полна приключений. Тем не менее многие отечественные педагоги и психологи полагают, что мультфильмы и фильмы, созданные в чужом отечестве, далеко не всегда полезны русским детям. И дело тут не только в патриотизме, а в том, что у жителей разных стран объективно разные системы ценностей, своя, складывавшаяся веками культура, иные условия жизни. Нашему ребенку принесет гораздо больше пользы просмотр мультипликационного фильма про Чебурашку и крокодила Гену, который учит любить, говорить правду, уважать старших, чем один из мультфильмов американского производства, где основная цель героев_ сжить друг друга со света.

                                                             2.

     За последние годы произошел значительный сдвиг ценностных установок, относящихся к семейной жизни. Происходит переориентация женщин с семьи как смысложизненной ценности на профессиональную деятельность и карьерный рост. В большинстве случаев из-за полной занятости женщин на работе «усеченной» оказывается роль матери. Многие детские и молодежные сериалы представляют в качестве своеобразного образца жизненного поведения современной женщины легкомысленных и развязных девочек и девушек. Эти телевизионные персонажи являют собой сомнительный пример для подражания. Красивая внешность ивредное  «содержимое» (гнев, злоба, дерзость, жестокость)- типичный женский образ в иностранных мультфильмах. Герои популярных мультфильмов: Жасмин в «Аладдине», Фиона в «Шреке», Бель из «Спящей красавицы»- лишены женской скромности. Они дерутся, грубят, беззастенчиво ведут себя с мужчинами и делают это весело и заразительно. «Омужествление» женщины приводит к смешению половых ролей и в жизни, что при определенных условиях в будущем может вызвать и сексуальную дезориентацию у молодых людей. Романтическая героиня не просто теряет свою женственность и ведет себя как мужчина, она ведет себя как супермен.

     Ущербная полоролевая социализация, которой подвергаются малолетние несмышленые зрители сериалов и телепрограмм, демонстрирующих гендерные и поведенческиеаномалии под видом неких атрибутов современного «продвинутого» человека, усугубляют кризис, поразивший «ячейку общества». Культивирование на экране потребительства, тщеславия, нацеленностина узко понимаемый материальный успех, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами, к конфликту полов и поколений.

                                                3.

     Есть еще один аспект проблемы- эротизация детей, искусственное стимулирование детской сексуальности в ущерб другим задачам развития. Этому способствуют передачи с сексуальными эпизодами, которые транслируются в дневное время, когда дети остаются один на один с телеэкраном без присмотра взрослых. Ранее ознакомление с интимными сторонами отношений полов, которые нередко изображаются на телеэкране в виде аномально жестокого сексуального насилия или других вариантов девиантного поведения, не только производит эффект уродливой социализации, но, как предупреждают психиатры, угрожает психическому здоровью детей.

     Вместе с этим эротизация детей противоречит традиционным культурным устоям, охраняющим чистоту и целомудрие ребенка. Во многих культурах, особенно в русской, испокон веков половое (сексуальное) просвещение детей было под запретом, нарушения его строго карались, при этом половое воспитание, как дифференцированное отношение к мальчику / девочке, осуществлялось практически с первых дней жизни ребенка и имело строгие предписания в соответствии с его биологическим полом. Руководство по поведению в интимной сфере давались взрослыми преимущественно перед вступлением в брак. Это обеспечивало формирование четкой половой идентичности ребенка и соответствие полоролевыммоделям поведения, целомудренной половой морали и как следствие самому высокому среди европейских государств уровню рождаемости, основанному на чадолюбии.

     Кино, телевидение создают пространство, в котором маленькому ребенку трудно различить грани культуры и антикультуры, ценности и антиценности добра и зла. Информация о половой сфере должна быть пронизана историко-культурным контекстом полоролевых образцов поведения и форм половой социализации мальчиков и девочек. Дети должны иметь представления о нормативах поведения и эстетического облика сверстников различных эпох и их соответствии современным моделям.                            4.

Литературные и исторические герои, сказочные персонажи «доброго молодца» и «красной девицы», приходящие к детям через экран телевизора или компьютера, облегчат процесс полоролевой идентификации ребенка в собственной половой принадлежности.

     Образование призвано смягчать, корректировать телевизионный фон, отражающий образцы мускулинности и фемининости, и культивировать в сознании ребенка, что каждый человек самоценен и должен стремиться к самореализации богатства внутреннего мира, мужского/ женского своеобразия, к полоролевому самосовершенствованию. Использование в процессе полоролевого развития положительных образцов мужского/ женского поведения, транслируемых в социум средствами массовой информации, будет способствовать формированию у дошкольников адекватной полу модели поведения.

                                                            5.



Предварительный просмотр:

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

         Воспитатель  Полозкова Т. В.                                                                        

                                                                           

Культуру поведения нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Взрослые могут своим положительным примером воспитать культурного ребёнка.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляют их.

Я хочу выделить следующие компоненты культуры поведения дошкольников: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляются в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности это значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам и книгам.

В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности это естественная тяга к интересным, содержательным увлечениям, а также умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для реализации достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание её цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивании слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо партнёру. Культурно-гигиенические навыки это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Родители должны постоянно помнить, привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект, так как поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды это нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, что бы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.