Эссе

Стовба Надежда Витальевна

Тема моего эссе "Престиж и востребованность профессии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Престиж и востребованность учителя-логопеда»

МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска»

Стовба Надежда Витальевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

          Говорят, что «судьбу не выбирают, что она выбирает нас». Что касается выбора профессии, то в моей жизни случилось именно так.

Мой педагогический путь длится  уже более двадцати пяти лет. Начался он школе №112 г. Челябинска: два года я была школьным педагогом-психологом. Ко мне на консультацию часто приходили мамы со своими малышами. Они делились своими проблемами, не понимая, почему их самый любимый на свете человечек не такой, как все: «Пишет, «как курица лапой», вообще не понимаю, что он написал, «абракадабра» какая-то!»». Услышав это от мамы, я посмотрела на маленького запуганного ученика… Каково ему-то разобраться, что с ним не так? Учителя тоже жалуются: «Сделайте что-нибудь, совершенно писать и читать не может!» Стала разбираться…Ребёнок – то совершенно смышлёный.…  В чём тут проблема? Пошла к школьным логопедам за помощью. Спасибо им, подсказали, что это проблемы речевые, тянутся из глубокого детства и решать их лучше, начиная с детского сада.

               И вот, случился следующий поворот судьбы: я стала учителем-логопедом в детском саду. Учитель-логопед – это первый учитель, который встречается на пути у ребёнка. В моих руках самая дорогая ценность – ребёнок, причём особенный ребёнок, ребёнок с нарушениями речи.

        В настоящее время, с введением  инклюзивного образования, педагогу предъявляется новое требование: уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в их помощи больше, чем другие. Знания в области коррекционной педагогики помогут справиться с любыми трудностями обучения детей с ОВЗ, которые находятся в любом детском коллективе и их количество постоянно растёт.

      Я считаю свою специальность престижной и востребованной потому, что могу помогать особенным детям с особыми образовательными потребностями. Могу помочь педагогам и родителям выстроить свою работу с такими детьми, с проблемами которых другие педагоги справиться без помощи специалистов не могут.

        Каковы особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи? Отличительными особенностями, кроме нарушения речевой коммуникации, является недостаточный уровень развития познавательных способностей и интереса, узкий кругозор, они достаточно тяжело овладевают процессами чтения и письма и др. Всё это  не позволяет им открывать этот мир на равных. Появляется дезадаптация ребёнка к школьному обучению: речевые проблемы «тянут» за собой проблемы социализации. Детям с ОВЗ, зачастую, непросто наладить общение: со сверстниками - их часто дразнят; с взрослыми – их не понимают. Умение социализироваться серьёзно влияет на судьбу человека, особенно непросто ребёнку с ОВЗ наладить общение и взаимопонимание  с другими людьми.

         Каким образом мы решаем эти проблемы? В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи создаются  особые условия, которые способствуют пропедевтике школьной дезадаптации: развивающая предметно-пространственная среда, созданы коррекционные программы, особенная система организации индивидуальной, подгрупповой работы, охранительные режимы – всё это способствует  реабилитации наших воспитанников.  Без коррекционной помощи и особых условий детям с ОВЗ успешно обучаться и социализироваться очень сложно, а порой -  и не возможно.  Исправление нарушений речи – дело очень важное и серьёзное, требующее много сил и времени, но всё это лишь часть работы учителя-логопеда. Для меня  важно, чтобы умение грамотно и красиво говорить помогло ребёнку социализироваться.

Как помочь малышу не заблудиться, стать полноценным членом общества?  Я считаю – это привитие детям нравственных ориентиров, что является «прививкой» от всех нравственных болезней. Именно первый учитель является проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Всё самое сложное, оказывается, очень простым: любить детей, учить их добру, открывая вместе с ними интереснейший окружающий нас мир природы и человека. Показывать, как это интересно учиться: открывать закономерности, правила, отгадывать загадки. Главное, чтобы педагог верил в то, о чём говорит детям, тогда дети ему поверят и с распахнутыми глазами и сердцами пойдут за ним туда, куда их поведёт старший товарищ, друг, партнёр. Знания, умения, навыки и другие компетенции дети будут постигать и открывать совместно с педагогом: обучаться, искать, делать выводы. В атмосфере сказки, поиска и интересных открытий развивается личность  ребёнка, его познавательные, речевые способности, корригируются особенности его развития. Мы вместе громко радуемся малейшим достижениям, вместе нацеливаемся на успешный результат, учимся дружить и помогать друг другу. Речевая коррекция происходит глобально.

         Как известно, «один, в поле – не воин». Только совместно с коллегами, родителями мы достигаем того, чтобы дети имели равные стартовые возможности. Именно партнёрские взаимоотношения всех участников образовательных отношений, понимание ими проблем и путей их решения – залог нашего успеха, успеха детей. Задача педагогов – грамотно выстроить эти отношения, наладить систему взаимодействия, не забывая про современные коммуникативно-информационные средства.

Универсальных рецептов нет, но очень важно, какими личностными качествами и жизненными ориентирами обладает сам педагог, как личность. Столько лет в пути, но каждый новый набор детей неповторим и разнообразен, поэтому очень увлекателен. С каждым новым ребёнком учишься чему-то новому, делаешь открытия. Мы постоянно учимся друг у друга.

Я горжусь успехами своих воспитанников. Эффективность нашей совместной работы всегда высоко оценивается экспертной комиссией.  

Рассказ о своей педагогической деятельности хочу завершить словами, которые являются моим девизом: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»   (В.А. Сухомлинский).