Учителям-логопедам

Стовба Надежда Витальевна

Данный материал

разработан совместно с  учителями - логопедами Калининского района -  участниками творческой группы.

 

Поможет в организации профилактической работы с детьми раннего возраста. (материал разработан в 2019-2020 учебном году)

 

Познакомит учителей-логопедов с тем, как проводится экспертами эксертиза качества

освоения программы

области "Речевое развитие" 

выпускниками групп компенсирующей направленности. (материал разработан в 2018-2019 учебном году)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Акт обследования речи выпускников   МДОУ «ДС №…… г. Челябинска», которым оказывалось логопедическое сопровождение в условиях группы для детей с……………(НОДА, НЗ) в  2019 – 2020 учебном году

(Дата обследования: ……    ………………)

Графы заполняются учителем-логопедом ДОО

Графы заполняются экспертом. Детям с ОНР заполняются все графы, с ФФН - заполняются 3 графы, кроме грамматического строя, связной речи.

Графа заполняется учителем-логопедом ДОО

Результаты коррекции речевых нарушений:

п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Заключение ПМПК

(первично)

Сроки коррекционной работы

Звукопро

изношение

Фонем. слух/ слоговая структура слов

Навыки анализа

(слова/предложения)

Грамм.

строй речи

Связная

 речь

Чтение

Результат выпуска

(оценивается по всем показателям, кроме чтения)

Примечание (указываются причины недостаточного усвоения коррекционной программы)

По рекомендации ПМПК

срок оказаниякоррекционной помощи в ДОО

2

2

2

3

3

оценивать, но не учитывать при определении результата

Со знач. улучшением

1; 3с

2

3

2

3

3

С хор. речью

2

1

2

2

2

Без значит. улучшений

Акт обследования речи выпускников группы ……………………..(компенсирующей или комбинированной) направленности для детей с ТНР МДОУ «ДС №…… г. Челябинска», 2018 – 2019 учебный год

(Дата обследования: ……    ………………).

        

Графы заполняются учителем-логопедом ДОО

Графы заполняются экспертом

Графа заполняется учителем-логопедом ДОО

Результаты коррекции речевых нарушений:

п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Заключение ПМПК

(первично)

Сроки коррекционной работы

Звукопро

изношение

Фонем. слух/ слоговая структура слов

Навыки анализа

(слова/предложения)

Грамм.

строй речи

Связная

 речь

Чтение

Результат выпуска

(оценивается по всем показателям, кроме чтения)

Примечание (указываются причины недостаточного усвоения коррекционной программы)

По рекомендации ПМПК

срок обучения в ДО

2

2

2

3

3

оценивать, но не учитывать при определении результата

Со знач. улучшением

1; 3с

2

3

2

3

3

С хор. речью

2

1

2

2

2

Без значит. улучшений

Всего детей в группе

Всего

осмотрено детей

Выпущено

Оставлено детей

Без значительных

улучшений

Со значительным улучшением

С хорошей речью

количество

*

количество

количество (%)

количество (%)

количество (%)

**

Примечание:  

*(указывается количество детей (Ф.И. ребенка) и  причина, по которой ребенок не был осмотрен экспертами:* осмотрен в ПМПК; **на повторное обучение в подготовит. группе и т.д.)

Учитель-логопед ДОО: (Ф.И.О.)……………………………….

                        Эксперт: (Ф.И.О.)……………………………….        

В примечании указываются причины недостаточного усвоения коррекционной программы:

  1. Плохая посещаемость ребенком логопедических занятий (по журналу учителя-логопеда ДОО: учитель-логопед подсчитывает и отмечает количество пропущенных дней за полный срок обучения ребенка в ДОУ).
  2. Незавершенность коррекционной работы по срокам обучения.
  3. Сопутствующие осложнения в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО:
  1. когнитивные нарушения;
  2. инвалидность (например, сахарный диабет);
  3. дизартрия, алалия (подтверждение медицинским документом);
  4. соматическая ослабленность (длительные пропуски занятий из-за операций, травм);
  5. двуязычная среда;
  6. особенности /сложности анатомического строения артикуляционного аппарата (ринолалия, макроглоссия, микроглоссия, короткая подъязычная связка (отказ родителей от подрезания)).

Приложение 2

Критерии оценки (для всех разделов, кроме звукопроизношения):

  • высокий уровень (3 балла)- задание выполняет правильно и самостоятельно или самокоррекция, правильный ответ после стимулирующей помощи;
  • средний уровень (2 балла)- выполнение задания с ошибками, часть заданий недоступно;
  • низкий уровень (1 балл)- большинство заданий выполняет с ошибками, требуется постоянная помощь или невыполнение.

Критерии оценки параметра - звукопроизношение:

  • высокий уровень (3 балла)- все звуки произносит правильно  или самокоррекция, правильный ответ после стимулирующей помощи или 1-2 звука искажаются;
  • средний уровень (2 балла)-  нарушено произношение 1-2 групп звуков;
  • низкий уровень (1 балл)- звуки искажаются, заменяются, отсутствуют (произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции).

Требования к содержанию параметров обследования речи выпускника ДОО с первичным речевым заключением, в соответствии с реализуемыми программами.

№п/п

Параметры обследования

Содержание

ОНР

ФФН

Звукопроизношение

Правильное произношение слов и предложений различной слоговой структуры на дифференциацию (свистящих-шипящих звуков, сонорных, твердых-мягких, глухих-звонких согласных звуков)

Фонематический слух

(на материале проверки ССС) 

Навыки анализа слова/предложения

(выкладывание схем на материале учителя- логопеда ДОО)

Звуко-слоговой анализ слов из 5 звуков со стечением согласных (количество, последовательность звуков, характеристика звуков, количество слогов).

Звуко-слоговой анализ слов из 5 звуков со стечением согласных (количество, последовательность звуков, характеристика звуков, количество слогов).

Анализ предложения с предлогом (количество, последовательность слов) - если ребенок получал логопедическую помощь 2-3 года

Грамматический строй речи

Составление предложений с предлогами (В, ИЗ, НА, С (СО), ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД).

Не обследуется.

Связная речь

(на материале учителя- логопеда ДОО).

Словарь оценивается методом наблюдения во время обследования связной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (3-4) или рассказа по картинке (самостоятельная связная речь, правильное согласование слов в предложениях различного типа).

Не обследуется

Чтение

(на материале учителя- логопеда ДОО)

Чтение и понимание смысла отдельного предложения.

Чтение и понимание смысла отдельного предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм организации консультативно-профилактической работы учителей-логопедов ДОУ с детьми раннего возраста. Логопедический профиль . Авторы – разработчики: Учителя – логопеды МБДОУ «ДС №366г. Челябинска» Вишняк О.А., Стовба Н.В.

Слайд 3

1 . Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения. Заполняет воспитатель 1 2 3 4 5 6

Слайд 4

2 . Медицинский анамнез Медицинская карта + анкетирование родителей ( анкеты родителям передаёт, забирает воспитатель и передаёт её логопеду в установленный срок) Заполняет логопед 1.Например: ЗРР, ЗПМР, ЗПРР 2.Диспансерное наблюдение .

Слайд 8

3 . Дата начала посещения ДОУ. Регулярность посещения . Адаптация . Заполняет воспитатель, педагог-психолог

Слайд 9

4 . Педагогический мониторинг (АИС): Уровень освоения образовательных областей. Заполняет воспитатель Разработчик: Научный руководитель проекта – к андидат педагогических наук Едакова Ирина Борисовна

Слайд 12

5 . Особенности развития ребёнка (беседа с воспитателями) - Заключения воспитателя по результатам мониторинга АИС, -Говорящий (неговорящий) ребёнок. -Понимание речи ребёнка. -Понимание речи ребёнком. Совместное заполнение таблицы « Показатели развития»: Делаем выводы: а)ребёнок «группы риска»; б)развитие соответствует возрастной норме.

Слайд 16

6. Особенности речевой деятельности ребёнка ( наблюдение учителя-логопеда): 1.Речевая активность. 2.Особенности контакта: а) со взрослыми б) со сверстниками.

Слайд 17

7 . Особенности развития ребёнка: беседа с родителями (законными представителями) + заполнение родителями таблицы «Показатели развития» Беседа с родителями проводится, если ребёнок попадает в «группу риска»: - Говорящий (неговорящий) ребёнок. - Понимание речи ребёнка. - Понимание речи ребёнком. - Беседа с родителями по результатам заполнения таблицы «Показатели развития». Решение логопеда о необходимости проведении логопедической диагностики.

Слайд 18

8. Логопедическая диагностика . Проводится , если ребёнок попадает в «группу риска» с целью: 1)определения уровня развития речи; 2)установления возможных причин недоразвития речи.

Слайд 19

9 . Логопедическое заключение: а) Возрастная норма. б) ЗРР.

Слайд 20

10 Решение : 10.1.Список детей «группы риска» 10.2.График консультативной работы для родителей (законных представителей ) детей «группы риска» Если, учитель-логопед включает ребёнка в «группу риска» по ЗЗР, проводится консультативная работа: а) для воспитателей, б) родителей (законных представителей).

Слайд 21

- Наблюдение и педагогическая диагностика ребёнка осуществляется по мере прохождения им адаптационного периода . - В случае неблагоприятной адаптации ребёнок направляется на ППк ДОУ. - По решению ППк ДОУ ребёнок может быть направлен в ТПМПК . 11

Слайд 23

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад № 366  г. Челябинска»


Российская Федерация, 454136,  Челябинская область, г.Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д.56 в

тел./факс (8-351) 742-28-03  mdoukalin366@mail.ru

Логопедический профиль группы детей раннего возраста ______________(название группы)

ФИ ребёнка

Дата

рождения

Заполняет

воспитатель

Анамнез

(мед-

карта + анкетиро-

вание родителей)

Заполняют:

логопед,

родители

Адаптация

Дата

начала

посещения

ДОУ

Регулярность посещения

Заполняют

воспитатель,

педагог-психолог

Педаго-

гический

монито-

ринг

(АИС)

Заполняет

воспитатель

Беседа с воспитате-

лями:

«Особенности

развития

ребёнка»

Заполняют

логопед с воспитателями, определяя детей «группы риска»

Наблюдение

учителя-

логопеда:

«Особенности

речевой деятельности

детей «группы риска»»

Беседа

с родителями (законными

представите-

лями):

«Особенности

развития

ребёнка»:

Проводится, если ребёнок попадает в «группу риска»

Логопеди-

ческая

диагностика

Проводится, если ребёнок попадает в «группу риска»

Заклю-

че-

ние

Решение:

1.Список детей «группы риска»

2.График

консульта-тивной

работы для родителей детей «группы риска»

1

списочный

состав

группы

1.Например

ЗРР, ЗПМР, ЗПРР.

2.Диспансер-ное наблюде-

ние

3.Заполне-

ние воспи-

тателями таблицы

«Показате-ли развития»

Регулярность посещения (регулярно, часто пропускает ДОУ).

Причины пропуска:

Адаптация

(благоприятная, неблагоприят-

ная)

Закончилась/

не закончилась

Уровень

освоения

образова-

тельных областей, особенно области «Речевое развитие»

.

-Говорящий (неговорящий) ребёнок.

-Понимание речи ребёнка в-лем.

-Понимание речи ребёнком.

Заключения воспитателя по результатам мониторинга АИС,  таблицы «Показатели развития»

1.Речевая активность в разных видах деятельности.

2.Особенности контакта:

 а) со взрослыми,

б) со сверстниками.

-Говорящий (неговорящий) ребёнок.

-Понимание речи ребёнка.

-Понимание речи ребёнком.

Заключение логопеда и родителей  по результатам заполнения  таблицы «Показатели развития»

  • 1.Определение уровня развития речи (норма, задержка)
  • 2.Установление возможных причин недоразвития речи

Воз-

раст-ная нор-

ма

ЗРР

Консультатив-

ная работа:

а) воспитателей (по мере необходимости)  б) родителей (ежемесячно)

Направление на консультацию в поликлинику

Наблюдение и педагогическая диагностика ребёнка осуществляется по мере прохождения им адаптационного периода.

В случае неблагоприятной адаптации ребёнок направляется на ППк ДОУ.

По решению ППк ДОУ ребёнок может быть направлен в ТПМПК.

Авторы-разработчики: учителя – логопеды МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска» Вишняк О.А., Стовба Н.В



Предварительный просмотр:

Логопедический профиль группы детей раннего возраста

Речь – одна из главных потребностей и функций человека. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Профилактика речевых нарушений – это комплекс медицинских и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение речевой патологии, нервно-психических, соматических отклонений в состоянии здоровья ребёнка.

Цель ранней педагогической профилактики: преодоление возможных рисков возникновения тяжёлых нарушений речевого развития через максимальное вовлечение родителей и педагогов в коррекционный процесс.

Задачи:

1. Выявление группы риска – ранняя диагностика отклонений для:

устранения и коррекции начальных проявлений нарушений развития; ликвидации и коррекции неблагоприятных последствий;

2. Сформировать информационную готовность педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста;

 3.Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

                                                                                                                                 Будучи членами творческой группы по разработке алгоритма организации консультативно-профилактической работы учителей – логопедов с детьми раннего возраста Калининского района г. Челябинска в 2019-2020 учебном году, разработали и предложили на районном методическом объединении «Логопедический профиль работы с  детьми раннего возраста»[1], посещающих ДОУ.

Данный алгоритм разработан с учётом энерго- и времени сбережения специалистов. Он обеспечивает преемственность, партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей на разных этапах развития ребёнка, начиная с момента его поступления в детский сад.

Алгоритм представлен в табличном варианте, который состоит из  этапов с конкретизацией «шагов» воспитателей, специалистов, родителей и областей их ответственности. Все данные заносятся в таблицу «Логопедический профиль речевого развития детей раннего возраста».

Первый этап: сбор информации.

1-ый шаг: воспитатели заполняют списочный состав группы по мере поступления воспитанников: фамилия, имя  ребёнка; дата рождения.

2-ой шаг: собирается медицинский анамнез.

Воспитатели просят родителей (законных представителей) заполнить анкету, установленного образца, о раннем психо - моторном развитии ребёнка,  перенесённых заболеваниях, состоянии на диспансерном  наблюдении,  наследственных заболеваниях близких родственников.

Принести анкету необходимо в установленный срок (через 2-3 дня).

Учитель-логопед заполняет анамнестические данные из медицинской карты    (например: ЗРР, ЗПМР, ЗПРР;         диспансерное наблюдение  - указать у каких специалистов и с каким    диагнозом наблюдается ребёнок) и из анкеты родителей (с пометкой – со слов родителей).

3-тий шаг: по мере окончания адаптационного периода (3-4 месяца) воспитатели отмечают дату начала посещения ДОУ; регулярность посещения ребёнком ДОУ.

Совместно с педагогом - психологом делают выводы о  прохождении ребёнком адаптационного периода (благоприятная, неблагоприятная адаптация; закончилась  или не закончилась). Выделяют причины неблагоприятной адаптации. В случае неблагоприятной адаптации ребёнок направляется на ППк ДОУ.

        Второй этап: диагностический.        

4-тый шаг: воспитатели осуществляют педагогический мониторинг (АИС) Разработчиками мониторинга являются:
научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук Едакова Ирина Борисовна и разработчики содержания – Шилкова Ирина Александровна, Соколова Юлия Геннадьевна.

Данный мониторинг позволяет определить уровень освоения ребёнком образовательных областей. Особенное внимание уделяется области «Речевое развитие».

5-тый шаг:  учитель-логопед совместно с воспитателями заполняют таблицу «Показатели развития» на каждого ребёнка в соответствии с его возрастным этапом (после окончания адаптационного периода).

Делают заключение по результатам мониторинга АИС, таблицы «Показатели развития»[2]:

а) Ребёнок «группы риска»: говорящий (неговорящий) ребёнок; понимание речи ребёнка педагогами; понимание речи педагогов ребёнком.
б) Развитие соответствует возрастной норме.

6-той шаг: наблюдение учителя-логопеда за особенностями речевой активности детей «группы риска» в разных видах деятельности.

Во время наблюдения логопед отмечает:

   1.Речевую активность: в свободное время, в совместной деятельности, во время непрерывной образовательной деятельности.

   2.Особенности контакта со взрослыми и сверстниками:    легкость вступления в контакт; продолжительность, заинтересованность контактом;  активность.

7-ой шаг: воспитатель просит родителей (законных представителей) детей «группы риска»  заполнить  таблицу «Показатели развития»  (на заполнение отводится 2-3 дня). Точно такую же, какую заполняли логопед с воспитателями.

Затем логопед проводит беседу с родителями (законными представителями) детей «группы риска». Выясняет, какова речевая деятельность ребёнка в условиях дома: говорящий (неговорящий) ребёнок; понимание речи ребёнка взрослыми; понимание речи взрослых ребёнком; беседует с родителями  по результатам заполнения  таблицы «Показатели  развития».

В результате беседы с воспитателями, родителями (законными представителями), своего наблюдения, логопед делает заключение о необходимости проведения  логопедической диагностики детей «группы риска».

8-ой шаг: логопедическая диагностика детей «группы риска».

Диагностика логопедом проводится с целью:

   1.Определение уровня развития речи (норма, задержка)

   2.Установление возможных причин недоразвития речи (дислалия, дизартрия, заикание, подражание речи взрослых, семейная депривация, ЗПМР (задержка психо-моторного развития), ЗПРР (задержка психо-речевого развития), соматическая ослабленность и т.д.

9-тый шаг: логопед делает заключение: возрастная норма; ЗРР

Третий этап: консультационный.

10 шаг: логопед выносит решение о зачислении детей в список «группы риска».

Составляет график консультативной работы для родителей (законных представителей) детей «группы риска» (ежемесячно в соответствии с графиком) и воспитателей (по мере необходимости).

Для осуществления медицинской диагностики и поддержки логопед направляет родителей (законных представителей) детей «группы риска»  на консультацию в  поликлинику (лор-врач, невролог, психоневролог и др.)

11-тый шаг: по решению ППк ДОУ ребёнок может быть направлен в ТПМПК с целью определения дальнейшей программы обучения ребёнка «группы риска».

Таким образом, учитывая закономерности развития речевой функции, включение элементов логопедического воздействия в контексте проводимой в группах воспитательно - образовательной работы, сотрудничество с родителями (законными представителями) способствует обеспечению своевременного преодоления возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей.


[1] Таблица «Логопедический профиль группы детей раннего возраста»

[2] Приходько, Соловьёва Возрастные особенности и календарь психологического развития в дошкольном детстве. Младенческий и ранний возраст «Показатели развития»