Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Стовба Надежда Витальевна
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. 
Но самым важным периодом ее развития является период детства,
когда идет интенсивное освоение средств языка,
форм и функций речи, письма и чтения.
 
Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка 
подобран данный методический материал,
который может быть использован педагогами и родителями.
 
Методические рекомендации помогут поддержать интерес ребенка к слову, 
развивать навыки в познании окружающего мира, 
формировать умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.

Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова,

а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры.

Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность.

Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно,

то есть – более естественно.

Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее,

а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний.

Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей

Игры с мячом для развития
лексико-грамматического строя у дошкольника 

Почему это работает?

Если вы проводите физ минутку и просите ребенка бегать по кругу, то ему это быстро надоест. Но если вы дадите мяч, поставите ворота и позовете друзей — он будет бегать до ужина.

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.

Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, использование игр с мячом, особенно, вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в тёплое время года), несомненно, принесёт положительные  результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

Возможные варианты игр с мячом:

  • перебрасывание мяча друг другу;
  • прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;
  • бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
  • бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Игр с мячом великое множество, вот некоторые из них.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход. «Мы волшебники немного:
Был один, а станет много».

Взрослый называет существительное в начальной форме (именительный падеж, единственное число) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: дождь – …(дожди).

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход. «В мячик дружно мы играем,
Слова ласково называем».

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дождь – …(дождик или дождичек).

«Лилипуты и великаны»

Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

Ход. «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»

Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дождик – …(дождище).

«Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов – антонимов.

Ход. «Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот».

Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: горячий -…(холодный).

«Из чего сделано?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Ход. «Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?»

Взрослый называет предмет и бросает ребёнку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например: шкаф из дерева – …(деревянный шкаф).

«Чья голова? Чей хвост?»

Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Ход. «Чья у зверя голова? или    «Чей у зверя этот хвост?
Подскажи скорей слова»               Отвечай-ка на вопрос».

Взрослый бросает ребёнку мяч и спрашивает: - У вороны голова чья?

Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать: - Воронья.

«Какое что бывает?»

Цель: Развитие памяти и внимания, активизация словаря.

Ход. «Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает?»

Что бывает круглым? – …(мяч, солнце, луна, яблоко, вишня).

Что бывает длинным? –…(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур).

Что бывает высоким? – …(гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф).

Что бывает зеленым? – …(трава, деревья, кусты, кузнечики, платье).

Что бывает холодным? – …(вода, снег, лед, иней, камень, ночь).

Что бывает гладким? – …(стекло, зеркало, камень, доска, яблоко).

Что бывает сладким? – …(сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли).

Что бывает легким? – …(пух, перо, вата, снежинка).

«Весёлый счёт»

Цель: согласование имени существительного с числительным.

Ход. «Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем».

Взрослый называет предмет со словом «один», а ребёнок – со словом «пять», например: один стол – …(пять столов). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.

«Кто что делает?»

Цель: подбор глаголов к названиям профессий.

Ход. «Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди?»

Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: строитель – …(строит), повар – …(варит). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Животные и их детеныши»

Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Ход. «Человеческие дети,
Знают всех зверят на свете…»

Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша, например: у тигра – …(тигрёнок), у льва – …(львёнок). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Весёлый повар»

Цель: образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Ход. «Приготовим угощенье,
Пригласим всех на веселье…»

«Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?»

Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например: сок из ананаса - …(ананасовый сок), варенье из клюквы - …(клюквенное варенье), пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Жадины»

Цель: закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имён существительных.

Ход. «Дети «жадинами» стали,
Всё вокруг своим назвали!»

Взрослый начинает фразу, ребёнок её заканчивает с опорой на вопросительное слово, например: чей стол? - … (мой стол).

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: согласование имён существительных с прилагательными.

Ход. «Что у нас какого цвета,
Мы расскажем вам об этом…»

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, правильно оформляя окончание слова. Например: красный – …(помидор), жёлтая - …(репа), голубое - …(облако).

«Кто где живет? »

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход. Прочитать стихотворение:

«Медведь живёт в берлоге,
Лиса живёт в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка – в дупле,
Лишь зайка, бедный зайка,
Под кустиком сидит
И хвостик его маленький
От страха чуть дрожит».

Попросить детей вспомнить и сказать, «кто, где живёт?», например: медведь - …(в берлоге). Игра сопровождается перекидыванием мяча.

«Составь предложение»

Цель: развитие умения согласовывать слова в предложениях.

Ход. «Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю».

Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом деформированную фразу, например: «девочка, играть, в, мячик». Ребёнок, поймав мяч, составляет предложение из этих слов, ударяя мячом об пол на каждое слово, например: «Девочка играет в мячик», и возвращает мяч обратно».

Желаю весело и с пользой проводить свободное время!

     


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений на формирование лексико - грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/11/1_ec22e44f97a310b522019435bd9e2098.jpg.jpg

2 Младшая группа

Содержание:
1. Чудесный мешочек 
2. Досказалка
3. Какая бывает собака?
4. Угадай, чей голос
5. «Один – много»
1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2. Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: 
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

3. Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

4. Угадай, чей голос
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

5. «Один – много»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..

Средняя группа

Содержание:
1. Игра «Эрудит». 
2.Игровое упражнение «Подскажи действия».
3Игра «Кто больше действий назовёт».
4.Упражнение «Назови первый звук слова» 
5.«Составь рассказ»

1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки. 
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?

2. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка. 
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

3. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

4. Упражнение «Назови первый звук слова» 
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». 

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; 
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Старшая группа

Содержание:
1. Игра «Скажи иначе»
2. Игра «Посели в домик»
3. Игра «Наоборот»
4.«Репортер»
5. «Распутай слова»
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. 
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. 
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

Подготовительная группа

Содержание:
1. «Зверюшки»
2.«Посчитай - ка»
3. Игры на образование сложных слов.
4. «Мой—моя—мое—мои»
5. «Подумай и назови».
1. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов 
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует». 

2. «Посчитай - ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. 
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

4.«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. 
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; 
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; 
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья. 
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово. 

5.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных 
Предлагаем детям дать словами правильные определения. 
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). 
Примерный речевой материал: 
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ... 
Если человеку сопутствует удача, то человек ... 
Если у человека талант, то человек ... 
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова ... 
Если у человека есть здоровье, то человек ...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс Игровые технологии, как средство развития лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста учитель-логопед высшей категории МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска» Стовба Надежда Витальевна

Слайд 2

Актуальность

Слайд 3

Средства формирования лексико-грамматических категорий

Слайд 4

Средства формирования лексико-грамматических категорий

Слайд 5

Учёные – разработчики теоретических и методических основ становления речи у детей

Слайд 26

Практическая часть «Формирование и развитие лексико-грамматических категорий посредством игр в разных видах деятельности» 1подгруппа : НОД «Ознакомление с окружающим» 2подгр уппа : НОД «Формирование элементарных математических представлений» 3 подгруппа : НОД специалистов 4подгруппа : Совместная деятельность вне занятий 5подгруппа : Самостоятельная деятельность детей