Букварь Надежды Жуковой. Советы (родителям и воспитателям) автора оригинальной методики обучения старших дошкольников чтению.

Безрукова Ирина Львовна

Если вы хотите научить ребёнка читать до того, как он пойдёт в школу, чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием к данным методическим указаниям указаниям. Последовательность рекомендаций отражает последовательность педагогической работы по обучению дошкольников чтению.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться её исправлением (желательно у логопеда).

СОВЕТ ВТОРОЙ: Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!

СОВЕТ ТРЕТИЙ: Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например, сэ или рэ, или эр и т.п.

СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ: На первых порах обучения закрывайте от ребёнка белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошко (по длине слога) и передвигайте его от слога к слогу по мере их прочтения ребёнком.

СОВЕТ ПЯТЫЙ: Приобретите комплект "Магнитная азбука" (М.: Эксмо, 2016).

СОВЕТ ШЕСТОЙ: Поскольку у разных детей темп обучения чтению неодинаков, следите, чтобы читаемое было доступно ребёнку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов, другие быстро перйдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ: "Читаем букву А". 1. Учите ребёнка, передвигая его пальчик по горизонтали, читая в строчку букву а. Скажите ребёнку, что пальчик всегда движется слева направо. 2. Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова - названия картинок (ангелочек, арбуз, аист, автобус, арка). Обратите внимание, как широко открывается рот при произнесении звука А.

СОВЕТ ВОСЬМОЙ: "Читаем букву У". 1. Учите ребёнка, передвигая его пальчик по вертикали, читать в столбик букву у. 2. Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова - названия картинок (улитка, утюг, улей, утка). Обратите внимание, как вытягиваются губки при произношении звука у.

СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ: "Читаем букву О" 1. Учите читать в строчку и в столбик. Пальчик ребёнка должен находиться под той буквой (потом слогом), которую он читает. Обращайте внимание на то, что пальчик движется слева направо. 2. Приучайте ребёнка вслушиваться в начальные звуки слов, начинающихся на а, у, о. (облако, ослик). 3. Поочерёдно сложив свои губы в немой артикуляции звуков а, у, о, попросите ребёнка угадать, какую букву вы назвали. Затем попросите найти её среди остальных букв.

СОВЕТ ОДИННАДЦАТЫЙ: "Читаем букву М". 1. Если дети хорошо запоминают буквы и хорошо ориентируются в прочтении их в строчке, нет необходимости задерживаться на упражненийх в чтении отдельных букв. 2. Спросите. на какой звук (букву) начинаются слова (аист, арка, улей, утка, облако, ослик). Затем спросите, на какой звук заканчиваются слова дом, дым, ком. 3. Запомните: дошкольнику легче выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный; труднее - начальный согласный, и очень трудно - конечный гласный.

СОВЕТ ДВЕННАДЦАТЫЙ: "Читаем букву С". 1. Следите, чтобы ребёнок правильно читал и называл согласные буквы (коротко, без призвука э). 2. Если дети плохо запоминают буквы, продолжайте их читать. Предложите игру: закрыв глаза, ощупать магнитную букву и угадать, какая это буква. 3. Учите ребёнка выделять в словах отдельный звук. Например: "Подними руку, если в слове услышишь звук с". Наряду со словами, содержащими данный звук, предлагаются слова и без этого звука. 4. Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова самолёт, санки, сосна. Где находится звук (буква) С в словах лес и лиса (в начале, в конце, в середине?).

СОВЕТ ТРИНАДЦАТЫЙ: "Учимся соединять буквы". 1. Учить слиянию букв в один слог надо так: показывая карандашом (указкой) первую букву, А, и передвигая карандаш (указку) ко второй, У, предложите ребёнку соединить их дорожкой: "Тяни первую букву до тех пор, пока вместе с мальчиком (над волнистой линией между А и У, в самом её начале, нарисован бегущий мальчик) не добежишь по дорожке до второй буквы". 2. В итоге ребёнок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных.

СОВЕТ ЧЕТЫРНАДЦЫЙ: "Читаем буквы, читаем слоги". 1. Учите детей анализировать прочитанные слоги. Спросите: "Сколько букв ты прочитал(а), какая буква первая, какая вторая. 2. Приучайте дошкольников  определять на слух, сколько звуков (букв) вы произнесли. Какой звук (буква) был первый. какой второй? Например: ау, уа, уо, оу, ао.

СОВЕТ ПЯТНАДЦАТЫЙ: " Соединяем буквы, читаем слоги".  1. Следите, чтобы ребёнок не читал слог по отдельным буквам. Напомните, что первую букву надо немного потянуть, а вторую сказать коротко (АМ, УМ). И не забывайте водить пальчиком по соединительной дорожке! 2. Проведите звуковой анализ слогов ам, ум, а затем предложите сложить эти слоги из букв "Магнитной азбуки". 

СОВЕТ ШЕСТНАДЦАТЫЙ: 1. Проведите звуковой анализ слогов ау, уа, ам, ум. После этого предложите детям сложить эти слоги из букв "Магнитной азбуки". 2. Предложите буквы а, у, о, м. с положить на те картинки, в названиях которых имеются эти звуки (ворона, собака, кость, миска, труба).

СОВЕТ СЕМНАДЦАТЫЙ: Продолжайте проводить звуковой анализ слогов, включив в упражнения звук с. 2. Предложите ребёнку сложить из букв "Магнитной азбуки" те слоги, которые он свободно читает. Советуем провести красную (или прерывистую) черту, от которой надо складывать слоги.

СОВЕТ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ: "Снова учимся соединять буквы". 1. Чтение прямого слога (согласный + гласный) - самый ответственный момент начального обучения грамоте. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например: "Произнеси вместе м и а. Что получилось?" Напомните ребёнку, что первую букву надо тянуть: ммм - и (м-а, м-у), добежав до второй, прочитать её, не разрывая дорожки.  2. Проведите звуковой анализ слогов ма, му, ам, ум и предложите сложить их из букв "Магнитной азбуки".

СОВЕТ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ: "Читаем слитно!". 1. Не допускайте прочтения слогов побуквенно. У некоторых детей этот навык закрепляется, и они долго не могут овладеть слитным послоговым чтением. 2. Если ребёнок не овладевает слитным прочтением слога, предложите ему нашу схему, другие буквы (С - А, С - У, С - О). Проведите звуковой анализ прочитанных слогов и предложите сложить их из букв "Магнитной азбуки".

СОВЕТ ДВАДЦАТЫЙ: Прочтение слогов из трёх букв предлагайте только тем детям, которые слитно и свободно читают слоги из двух букв.

СОВЕТ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ: Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность детей читать по догадке.

СОВЕТ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ: Попросите ребёнка определить на слух место звука р в словах (в начале слова, в конце, в середине) - рыба, шар, ворона.

СОВЕТ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ: 1. Если ребёнок легко справляется с чтением слогов из двух букв, нет необходимости задерживаться на этих упражнениях. 2. Проведите анализ слогов из трёх букв и предложите ребёнку собрать их из букв "Магнитной азбуки".

СОВЕТ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ: Чтение предложений из двух-трёх слов может вызвать определённые трудности. После прочтения ребёнком первого слова предложения попроситеего прочесть первое слово ещё раз. а затем сразу же второе слово предложения. После прочтения двух слов подряд ребёнок снова возвращается к началу предложения и читает подряд уже все три слова. Если ребёнок с трудом читает  предложения. временно ограничьтесь чтением слогов и отдельных слов.

СОВЕТ ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Расскажите, для чего нужен знак вопроса. Чаще обращайте внимание на точку в конце предложения.