Индивидуальная работа с детьми младшего дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие логики и речи.

Безрукова Ирина Львовна

Упражнение РАЗНОЦВЕТНЫЕ СУНДУЧКИ

Цель. Учить находить соответствие по цвету.

Игровой материал. Три картинки с одинаковыми по размеру сундучками, но разными по цвету (синий, красный, зелёный).

Описание упражнения. Воспитатель показывает ребёнку картинки с сундучками и просит найти в комнате те вещи, которые можно было бы положит в эти сундучки. Ребёнок, выполняя задание, говорит: "В красный сундучок я положу красный кубик, красную машинку, красный мяч" и т.д.

 

Упражнение СПРЯЧЬ МЫШКУ

Цель. Учить группировать предметы по цвету.

Игровой материал. "Домики"-книжечки - 5 листов цветной односторонней бумаги (красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый) складываются пополам, на лицевой (цветной) стороне вырезается круглое отверстие, здесь же внутри круглого отверстия (в норке) рисуются мышки; вкладыши - 5 листов половинного размера тех же цветов.

Описание упражнения. Воспитатель кладёт домики перед ребёнком и объясняет, что мышки живут в норках, но скоро появится кошка и мышек нужно спрятать (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если ребёнок неверно выбирает цвет, то сразу же видно, где норка у мышки, и кошка её без труда найдёт. Ребёнок выполняет задание, при этом приговаривая: "Для красной норки - красная дверка".

 

Упражнение СЛОЖИ КАРТИНКУ

Цель. Развивать пространственные отношения.

Игровой материал. Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Описаниеи упражнения. Воспитатель предлагает ребёнку сложить по образцу изображение из двух частей. если у ребёнка возникают затруднения, то воспитатель показывает. как нужно сложить картинку, потом складывает её вместе с ребёнком, а затем предлагает ему сложить самостоятельно. После воспитатель спрашивает, что ребёнок собрал из деталей.

 

Упражнение ПОСТРОЙ БАШНЮ

Цель. Учить сопоставлять предметы по величине и соотносить объёмные фигуры с их плоскостным изображением.

Игровой материал. 3 красных кубика разной величины и рисунок, служащий образцом.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребёнку построить из кубиков башню по рисунку. Ребёнок, выполняя задание, приговаривает: "Сначала беру большой кубик, потом поменьше, потом самый маленький".

 

Упражнение СЛОЖИ ЛЕСЕНКУ

Цель. Учить соотносить предметы по величинею

Игровой материал. 5 картонных полосок, различных по длине.

Описание упражнения. Воспитатель кладёт перед ребёнком полоски и предлагает сложить из них лесенку. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесенке. Во время постройки лесенки ребёнок приговаривает: "Длинная полоска, теперь короче, ещё короче, ещё короче и самая короткая полоска".

 

Упражнение КТО БОЛЬШЕ?

Цель. Учить классифицировать предметы по величине.

Игровой материал. 3 кубика и з маленькие игрушки - зверюшки, а также длинные и короткие полоски из картона - дорожки (две динные, одинаковые по длине полоски, одна полоска короче).

Описание упражнения. Воспитатель рассказывает ребёнку историю и одновременно показывает её с помощью игрушек: "Вот эти кубики будут домиками. (Поставь кубики.) Здесь живёт утёнок. здесь ёжик, а здесь зайчик. (Поставь игрушки на кубики). Они хотят ходить друг к другу в гости, потому что они друзья, но между домиками нет дорожек. Дпвпй положим дорожки. Домик утёнка стоит далеко от домика зайчика. Какая дорожка нужна - длинная или короткая? Подбери, пожалуйста, подходящую полоску, сделай дорожку. От дома ёжика дом утёнка тоже стоит далеко. какая дорожка нужна? А домик зайчика и домик ёжика стоят рядом, близко.  Между ними будет короткая дорожка. Подбери нужную полоску. Смотри, все дорожки мы проложили. Хочешь поиграть? Пусть зверюшки идут друг к другу в гости".

 

Упражнение ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

Цель. Учить устанавливать зависимость между цветом, формой и величиной.

Игровой материал. Муляжи овощей - помидора, огурца и лука.

Описание упражнения. На столе перед ребёнком лежат овощи. Воспитатель загадывает ребёнку загадки и просит его показать на предмет, который она загадала, назвать его. 

- Большой, круглый, красный.

- Большой. продолговатый, зелёный.

- Маленький, круглый, коричневый.

Ребёнок отгадывает загадки и называет предметы. После этого воспитатель просит ребёнка назвать все предметы одним словом: "Овощи".

 

Игра ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ?

Цель. Учить ребёнка видеть в различных предметах возможные заместители других предметов.

Игровой материал. Колесо, палочка, шарик. цилиндр, деревянный брусок, конус и картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов, (по 3 для каждого предмета:  колесо - колечко, яйцо, яблоко; палочка - щётка, нож, ложка; шарик - мяч. воздушный шар, помидор; цилиндр - ракета, стакан, ваза; деревянный брусок - автобус, машина, огурец; конус - ёлка, пирамида, люстра.

Ход игры. Воспитатель коадёт на стол набор различных предметов и спрашивает: "Какой предмет похож на колесо?" Ребёнок отвечает и выбирает нужную картинку. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок не выберет все картинки.

 

Упражнение РАЗДЕЛИ ПО ПРИЗНАКАМ

Цель. Учить ребёнка классифицировать предметы по отдельным признакам.

Игровой материал. ракушки, верёвочки, пуговицы..

Описание упражнения. Воспитатель предлагает в одну коробку положить маленькие ракушки, а в другую - большие. Просит сложить в одну кучку длинные верёвочки, в другую - короткие. Просит сложить в одну коробочку красные пуговицы, в другую - зелёные, в третью - жёлтые, в четвёртую - зелёные.

 

Игра ЧЬЯ МАМА?

Цель. Учить группировать животных и их детёнышей.

Игровой материал. Картинки с изображением взрослых животных и картинки с детёнышами.

Описание игры. Рабёнку даются картинки с детёнышами. Воспитатель показывает картинку со взрослым животным и спрашивает: "Чья мама?" Ребёнок находит детёныша этого животного. Говорит: "Это слониха, а это слонёнок". Если ребёнок затрудняется в назывании животного, ему помогает воспитатель.

 

Игра КТО ЧТО ЕСТ?

Цель. Учить группировать предметы по определённому признаку.

Игровой материал. Набор картинок "Животные", картинки с изображением еды различных животных.

Ход игры. На столе перед ребёнком лежат картинки с изображением еды различных животных: рыба, косточка, морковка, сыр, молоко, капуста и т.д. Воспитатель показывает ребёнку поочерёдно разных животных, и ребёнок подбирает для них соответствующие карточки с едой. Ребёнок говорит: "Собака любит косточку". Игра продолжается до тех пор, пока все животные не будут "накормлены".

 

Игра КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель. Учить классифицировать животных по месту обитания.

Игровой материал. Набор картинок с домиками животных и набор картинок "Животные".

Ход игры. Воспитатель показывает ребёнку картинку с домиком животного, а ребёнок должен из картинок на столе выбрать то животное, которое живёт в этом домике. Например, воспитатель показывает картинку конуры, ребёнок - картинку собаки. При этом он говорит: " Собака живёт в конуре. Игра продолжается до тех пор. пока все животные не обретут свои домики.

 

Упражнение ВРЕМЕНА ГОДА

Цель. Учить устанавливать простые закономерности.

Игровой материал. Картинки с изображением предметов, которые нужны в разные времена года: зонтик, сапоги, лейка, перчатки, лыжи, шапка, мяч, санки, лопата, надувной круг.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает из картинок, лежащих на столе, выбрать те. которые нужны зимой, и объяснить свой выбор. Например, ребёнок говорит: " Зимой мне нужны санки, потому что на них можно кататься с горки". Воспитатель побуждает ребёнка самостоятельно рассуждать по поводу выбранных предметов. дальше он предлагает ребёнку выбрать картинки с изображением предметов. которые пригодятся, весной, летом, осенью.

 

Упражнение ПОДБЕРИ ПАРУ

Цель. Учить классифицировать предметы по различным основаниям.

Игровой материал. Блюдце, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.

Описание упражнения. На столе перед ребёнком лежат 6 предметов. Воспитатель просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару блюдцу. Ребёнок берёт чашку и говорит: "В блюдце нливают чай из чашки". Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель помогает ему.