Проект "Занимательная математика в старшей группе детского сада".

Безрукова Ирина Львовна

Авторы: Безруков Ирина Львовна,

               Тамбулатова Евгения Витальевна.

 

Цель: Развитие способностей и задатков математического мышления у детей старшего дошкольного возраста, поддержание у них мотивации учения.

Задачи:

- научить воспринимать инструкцию педагога и выполнять задания с математическим содержанием в соответствии с ней;

- развить у детей умственные операции: анализ, классификацию, сравнение, обобщение, систематизацию, используя комплекс игровых математических заданий;

- сформировать у детей личный опыт успешного выолнения математических заданий;

- воспитать интерес к вполнению заданий с математическим содержанием.

 

Возраст детей: Проект предназначен для работы с детьми старшей группы.

Тип проекта: Информационно-творческий.

Сроки реализации: Май и июнь 2019 г.

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети.

 

Пояснительная записка:

"Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным." - писал Б.Паскаль.

Осуществление дпнного проекта позволяет активизировать с помощью весёлой математики познавательную деятельность детей старшей группы в области формирования элементарных математических представлений, а так же самостоятельную познавательно-игровую деятельность в той же образовательной области. В результате проектной деятельности у воспитанников должны повыситься мотивация к освоению математических представлений и творческая инициатива.

Мы разделяем точку зрения Паскаля и считаем, что весёлая математика повышает мотивацию дошкольников осваивать математические сведения. Весёлая математика становится средством развития умственных способностей ребёнка. Научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребёнка, тем он (мозг) быстрее развивается и лучше фуекционирует. В дошкольном детстве самым естественным способом усвоения информации является занимательная, интересная ребёнку форма её подачи. Дошкольники не знают, что математика - трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Наша задача в рамках данного проекта - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Сущность занимательности - необычность, неожиданность. Интересная ребёнку деятельность стимулирует желание ее повторить. Погружение в нее приводит к успеху, опыт достижения успеха в познавательной деятельности помогает ребёнку удовлетворить потребность в признании его успехов. Хорошее настроение, позитивный настрой и радостная улыбка помогают в познании своих возможностей, способствуют раскрытию потенциала ребёнка. Весёлая математика отвечает потребности ребёнка в занимательной деятельности, совпадает с его способом освоения информации - освоения любой информации через игру.

 

Актуальность проекта:

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с удивлением и радостью открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Огромную роль в умственном воспитании играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения. эмоций. формирует настойчиыость, терпение, раскрывает творческий потенциал. Иатематика - один из наиболее трудных учебных предметов. Но мы с вами уже говорили о том. что ребёнок не должен об этом догадаться. Для дошкольника содержанияе деятельности должно быть чувственно, эмоционально воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками важно использовать занимательный материал, в том числе занимательные задания, направленные на развитие логического мышления. использование таких заданий и стало содержанием данного проекта.

Проблема проекта:

Неумение детьми применить математические знания в нестандартных ситувциях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца - то. с чем сталкивается при обучении основам математики педагог. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.), накопление этих знаний должно совпасть с потребностями ребёнка. Ему на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Именно через использование игровой математики отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений. воспитывается интерес к предмету. Проект - это всегда какая-то дополнительная работа. Сейчас можно увидеть в магазинах очень много интересных дидактических пособий. Однажды на глаза попался первый номер журнала "Смекалочка" за 2019 год, целиком посвящённый теме "Весёлая математика". Чтобы использовать этот, развивающий математические способности старших дошкольников. материал в нашей практике, мы решили создать на его основе проект. В его основе лежит развитие познавательных навыков. умений самостоятельно конструировать свои знания. умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления - как раз то, что требуется в современном мире.

Новизна проекта:

Заключается в том. что поставлена цель поддержания у ребёнка мотивации учения средствами игровой математики.

Ожидаемый результат:

При успешной реализации поставленной цели и вытекающих из цели задач мы планируем получить следующие результаты:

- Ребёнок проявляет познавательную активность.

- Сравнивает, классифицирует. отражает резёльтаты в речи.

- Ребёнок имеет представление о форме, цвете. величине, умеет решать примеры и задачи.

- У ребёнка сформировано стремление преодолеть трудности.

- Появляется опыт успешного выполнения заданий с математическим содержанием, повышается уверенность в своих способностях и возможностяз.

 

Этапы проекта:

 

Первый этап. Организационный.

Май (первая и вторая недели).

Содержание работы:

1. Постановка цели и триединой задачи.

2. Консультация для родителей "О значении весёлой математики в развитии умственных способностей детей старшего дошкольного возраста."

3. Диагностика детей по выявлению математических умений и навыков.

4. Подготовка цветного раздаточного материала, взятого из журнала "Смекалочка" №1 2019, по разделам:

- Повторяем цифры и счёт.

- Решаем примеры.

- Решаем задачи.

 

Второй этап. Основной.

Май (третья и чктвёртая недели) - июнь (первая и вторая недели).

Индивидуальная и фронтальная работа с сдетьми.

 

Третий этап. Результативный.

Июнь (третья и четвёртая недели).

Подведение итогов. Проведение открытого мероприятия "Путешествие в волшебную страну математики".

 

Приложения к проекту:

Приложение 1.

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе "Домик для зайчика".

Конспект направлен на личностное развитие ребёнка. его инициативы и творческих способностей через игровые упражнения.

Цель: Создание благоприятных условий для демонстрации живого интереса детей к заданиям с математическим содержанием, их знаний и умений.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умение воспринимать колличество через число, знания о составе числа 10.

2. Учить правильно употреблять названия геометрических фигур и форм.

3. Формировать умение составлять простые задачи, правильно называть все её части, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивающие:

1. Развивать воображение и творческую активность, восприятие информации, внимание, память, воображение, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, к самостоятельному и коллективному познавательному процессу.

 

Оборудование: карточки с цифрами, игрушка Зайчик, игрушка Волк.

 

Ход занятия:

В-ль читает детям пус.нар.сказку 'Лиса и заяц", предлагает подумать над тем. что могло бы быть. если бы вместо петуха лиса повстречала бы волка. Ответы детей. Вместе обсуждают сказку, приходят к такому её окончанию:

(Проигрывают сцену мягкими игрушками)

Идёт зайчик и плачет, а навстречу емё серый волк.

В.: О чём, зайка, плачешь?

Выслушал волк зайца и предложил вместе к лисе идти. Пошли они к домику, волк выгнал лису и поселился в избушке сам. А зайцу строго сказал: "Пущу тебя в твой дом тогда, когда ты поёдешь в сказочный лес и проёдешь там все испытания.".

З.: Здравствуйте, дети, меня зовут Зайка и у меня случилось несчастье. Мой домик, в котором я жил, был такой уютный, тёплый, но случилось так. что волквыгнал меня и не пускает обратно. Он отправил меня в лес пройти многие препятствия. А мне одному страшно в лес идти! Вы мне поможете?

Дети: Поможем!

З.: Вы готовы отправиться в такое необыкновенное путешествие? Готовы преодолеть все трудности?

д.: Да, готовы!

З.: Чтобы попасть в волшебный лес, пройдём по тропе цифр. пройти последовательно, помня, что каждая следующая цифра ряда должна отличаться от предыдущей на один. Не пропускайте цифры.

Новая полоса препятствий - чётные цифры, пойдём по ней и все цифры назовём.

Подходят к первому столу.

Задание № 1. Отгадай математические загадки (загадки на столе).

Переходят ко второму столу.

Задание № 2. Дети переходят на полянку (цифры на столе).

Восп.: Эта поляна волшебная. на ней выросли цифры. Найдите и покажите цифру, которая обозначает число заячих следов. (дети показывают цифру 10).

Восп.: У нас на пути две новые тропинки! Какие они по длине? 

(Ответы детей: длинная и короткая.)

Восп.: Верно. А по какой тропинке мы пройдём быстрее до следующей полянки ? (Третий стол).

(Ответы детей: по короткой тропинке дойдём быстрее.)

Воспитатель проводит с детьми физминутку "Зайка серенький":

Кто-то зайку напугал,

Невесёлым зайка стал.

Зайка-побегайка,

С нами поиграй-ка!

Длинные ушки на твоей макушке,

шапке будет шатко, ты не носишь шапку.

мы попрыгаем с тобой, будем заняты игрой.

И другая ждёт игра, поиграть в неё пора!

Вот так, вот так.

Немного отдохнули и снова в путь.

Подходят к третьему столу. На нём поляна препятствий.

Игра "Наоборот". (дети сидят на стульчиках, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот, кто ловит мяч, должен сказать слово, противоположное по значению (вперёд-назад, направо-налево, вверх-вниз, далеко-близко, над-под, дальше-ближе. чёрный-белый, добрый-злой, большой-маленький, весёлый-грустный, длинный-короткий, светлый-тёмный, сладкий-горький).

Восп.: Дети, это было последнее препятствие, все задания выполнены.

Восп.: А теперь решим задачу. Кто условие обозначит?

Р. задаёт детям задачу в стихах:

Ветер дунул, лист сорвал.

Вот ещё один упал.

А потом упало пять.

Кто их может сосчитать?

Дети используют для решения задачи счётные палочки.

Восп-ль предлагает кому-то из детей разложить последовательно (согласно условию задачи) "листья" на демонстрационной доске, а детям - назвать все части задачи.

З.: Дети, спасибо вам большое, вы меня очень выручили! А сейчас давайте все вместе прогоним волка из моего домика! 

Все подходят к домику и выгоняют волка.

Зайчик дарит детям новую книгу с заданиями математического содержания.