Проект "Информационное обеспечение дошкольного образовательного учреждения через создание интерактивных пособий"

Безрукова Ирина Львовна

Подготовили:

Воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 5" с.Кневичи Артёмовского городского округа

                                                                                                                                                                                                             Безрукова Ирина Львовна

                                                                                                                                                                                                Тамбулатова Евгения Витальевна

 

Артём, 2015

 

Солержание:

1. Новизна

2. Цель и задачи

3. Функции работы

4. Принципы

5. Анализ информационного обеспечения ДОУ

6. Классификация интерактивных пособий

7. Методические рекомендации

8. Заключение

9. Список литературы

10. Приложения

 

Федеральные государственные образовательные стандарты к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования включают требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольном учреждении, в частности обеспечение интерактивными дидактическими пособиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Не случайно значительная часть содержания интерактивных пособий ориентирована на речевое развитие детей. В дошкольном возрасте у большинства детей отмечается неправильное произношение. В этом возрасте развивается навык слухового контроля за собственным произношением, исправлять его, т.е. формируется фонематический слух - способность к различению звуков.

Индивидуальные различия в развитиии детей дошкольного возраста, в том числе и речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный образовательный стандарт предусиатривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми в каждом образовательном учреждении. Наши интерактивные пособия включают в себя как простые упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей. использовать программы для занятий с детьми с разным уровнем развития.

Новизна данной темы заключается в том. что интерактивные пособия - это особое направление в работе с ребёнком, в котором ребёнок получает дополнительную помощь для его полноценного развития. Это мощная дополнительная мотивация обучения и развития, т.к. каждый ребёнок мечтает прикоснуться к компьютеру.

 

Цель работы: повышение качества работы дошкольного учреждения через включение в организованную учебную деятельность интерактивных пособий.

Задачи:

- разработка интерактивных пособий для детей дошкольного возраста по принципу цикличности и последовательности;

- активное использование интерактивных пособий в совместной деятельности педагога и детей;

- повышение уровня информатизации педагогов.

Функции:

- оперативная доставка информации дошкольнику;

- осуществление коммуникативной функции между между всеми участниками образовательного процесса и обратной связи;

- обеспечение индивиьуальной, самостоятельной и групповой работы.

В самом начале работы были выделены основные требования к интерактивным пособиям, изучены психолого-эргономические требования, которые предъявляются к интерактивным пособиям и технология создания интерактивных пособий. 

Интерактивное пособие обычно носит игровой характер и содержит три составляющих:

1. Презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть;

2. Упражнения и игры, с помощью которых предъявляется новый материал и закрепляются полученные знания;

3. Имеются рекомендации для педагогов по использованию возможностей интерактивного пособия.

При использовании интерактивных пособий учитываются следующие принципы:

- внимание каждому ребёнку;

- забота о здоровье детей;

- индивидуальный подход;

- высокое качество педагогического процесса;

- профессионализм и ответственность педагогов.

Для того, чтобы предупредить утомление и переутомление детей, а так же сохранить их здоровье и при этом достичь высокого педагогического эффекта, мы соблюдали несколько обязательных правил;

Во-первых, это создание оптимальных условий для проведения занятий с использованием ноутбука и интерактивной доски. Они должны соответствовать требованиям, изложенным в СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".

Во-вторых, режим работы на доске должен быть рациональным и соответствовать не только возрасту ребёнка, но и состоянию его здоровья.

В третьих, необходимо использовать материал, который по содержанию, форме и методам работы соответствует возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей.

В-четвёртых, эффективным и обязательным средством предупреждения негативного воздействия ноутбука и интерактивной доски на организм ребёнка, проведение гимнастики для снятия общего и зрительного утомления.

Анализ информационного обеспечения ДОУ

SWOT - анализ

Первым шагом по анализу состояния факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций.

Инновационный фактор:

1. Сильные стороны:

Активное участие системы образования в инновационной экспериментально-проектной деятельности.

Возможности:

Наличие приоритетного направления развития образовательной системы Российской Федерации.

2. Слабые стороны:

Наличие разрыва между вкладом в развитие системы образования и качеством продвижения проектных идей и полученных результатов в широкую массовую практику.

Угрозы:

Ориентация системы образования на процесс, а не на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов.

 

Политический фактор:

1. Сильные стороны:

Сохдание единой информационной среды образования.

Возможности:

Наличие программных документовна уровне Министерства образования и науки РФ, обеспечивающих обновление системы управления образованием.

2. Слабые стороны:

Частые внесения изменений в законодательную базу.

Угрозы:

Изменения политических направлений.

 

Социальный фактор:

1. Сильные стороны:

Развитие социальной компетенции.

Возможности:

Наличие опыта использования информационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

2. Слабые стороны:

Пассивность общественности.

Угрозы:

Ориентация системы образования на процесс, а не на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов.

 

Экологический фактор:

1. Сильные стороны:

Наличие условий для организации деятельности по сбережению здоровья и внедрению здоровьезберегающих технологий.

Возможности:

Позитивная динамика охвата детей всеми формами отдыха и занятости. Повышенное внимание общественности к экономическим проблемам.

2. Слабые стороны:

Низкий уровень здоровья детей.

Угрозы:

Заметное снижение педагогического, социализирующего потенциала отдыха и оздоровления в каникулярное время.

 

Классификация интерактивных пособий.

ЛОГО РИТМИКА - интерактивно развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Программа реализует комплексный метод работы с дошкольниками, в основн которого лежит связь речи, музыки и движения. Упражнения слушат для улучшения двигательных функций, развития чувства ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ГЕНИЯ - интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста. игровые упражнения направлены на развитие познавательной сферы. Познавательное развитие - сложный комплексный процесс, затрагивающий многие стороны личности ребёнка, такие как внимание, память, зрительное и зрительно-пространственное восприятие и т.д. Игры способствуют развитию этих процессов.

ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНКИ - интерактивные пособия для детей младшего дошкольного возраста. Упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшение артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей. использование данного пособия открывает новые возможности для педагогов при работе с детьми. Яркие привлекательные картинки, крупные, хорошо узнаваемые изображения, использование аудиозаписей. возможность использования микрофона для записис голоса ребёнка помогают создать атмосферу игры, стимулируют речевое развитие детей.

ШАГ ЗА ШАГОМ - включает в себя четыре приложения с развивающими заданиями: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето". Каждое приложение содержит задания, скомпанованные по направлениям:

- связная речь;

- зрительное восприятие;

- слуховое восприятие:

- зрение, слух. координация;

- графические навыки:

- математические представления:

- представления об окружающем мире:

- пространственные представления;

- мышление;

- социализация.

Признаки времёг года - это сквозная тематическая линия для всех приложений. Многие задания содержат материал, относящийся к сезонным изменениям в природе. Задания постепенно усложняются, что способствует формированию соответствующих навыков по всем важнейшим направлениям развития ребёнка.

Связная речь.

В пособии представлены уникальные задания по развитию связной речи. Вначале на экране появляется почти пустая картинка. При каждом щелчке курсора картинка усложняется, развивается сюжет. Задача ребёнка - описать картинку на экране, проследить за изменениями и, по возможности, выстроить рассказ. Таким образом, речевая деятельность ребёнка начинается с описания простой картинки, а затем постепенно усложняется.

Зрительное восприятие.

Задания разнообразны и предполагают различные виды деятельности ребёнка - сравнение, конструирование, нахождение отличий, сортировку, игры "мемори".

Слухорок восприятие.

Задания, представленные в этом разделе, направлены на развитие слухового восприятия неречевых звуков. Хороший слух является важнейшим условием развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Кроме того, улучшение слуха, улавливание тонких различий в окружающих звуках важно и с социальной точки зрения, так как помогает ребёнку лучше ориентироваться в окружающей обстановке. 

Зрение, слух, координация.

Оригинальные упражнения в этом разделе - на развитие зрительно-слухо-моторной координации, т.е. одновременного реагирования рукой на слуховые и зрительные сигналы.

 

ЛОГО ИГРЫ - интерактивное пособие для индивидуальных занятий. программа включает 8 игр, способствующих развитию и тренировке органов речи, дызания и формированию навыков владения голосом.

СМОТРИ И ГОВОРИ - интерактивное пособие, направленное на расширение и закрепление словарного запаса, улучшение произношения и развитие коммугикативных способностей. основное содержание пособия -  это наглядный словарь, включающий около 700 слов. Слова сгруппированы в тематические блоки, преимущественно связанные с лексическими темами. Словарная работа предполагает рассматривание иллюстрации, прослушивание аудиозаписи, проговаривание слова. запись и воспроизведение голоса ребёнка.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - интерактивное пособие для индивидуальных и групповых занятий, а также для проведения индивидуальной диагностики уровня развития каждого ребёнка на основе чётко разработанной системы критериев. Программа позволяет создавать и просматривать учётные записи, включающие сведения о каждом ребёнке, даты занятий, результаты диагностики и выполнения обучающих занятий.

ИГРЫ СО СЛОВАМИ - разнообразные упражнения направлены на расширение словарного запаса и развитие связной речи, слухового развития речи, зрительного и пространственного восприятия, снимания.памяти. формирование навыков установления причинно-следственных связей.

 

 

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении достигнуты результаты:

- созданы интерактивные пособия для работы с детьми по образовательным областям: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие".

Ожидаемые результаты:

- повышение качества и результативности НОД и совместной деятельности с детьми;

- активное использование интерактивных пособий в работе с детьми;

- выявление интересов ребёнка и развитие его способностей через использование интерактивных пособий;

- совместная работа детей с родителями по освоению интерактивных пособий.

 

Таким образом. можно сделать следующие выводы;

- использование интерактивных пособий в дошкольном образовательном учреждении является обогащающим фактором развивающей среды обучения и воспитания;

- интерактивное оборудование в дошкольном учреждении может быть использовано при обусловленном соблюдении физиолого-гигиенических, психолошо-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;

- рекомендуется применятькомпьютерные игровые развивающие и обучвющие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребёнка;

- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребёнка.

в основу интерактивных пособий положена игра. Таким образом. компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Инреактивное пособие создаёт интерсенсорное обучающее окружение. Именно интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы  - изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму. Интерактивное пособие помогает разнообразить методические приёмы подачи материала для детей дошкольного возраста. Отличным является то, что интерактивное пособие не предусматривает полную замену человека на компьютер, а как раз наоборот предусматривает активное его общение с детьми, т.к. оно выступает вспомогательным средством подачи материала. Таким образом, интерактивное пособие - это мотивирующая к обучению, игровая программная система комплексного назначения , обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса воспитания. Применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.

 

 

Список используемой литературы;

1. Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения. Начальная школа, 2003, № 3

2. Ахметзянов И.М. Гигиенические требования к организации занятий дошкольников с использованием компьютеров. Управление ДОУ, 2008, № 6 (48)

3. Байгушева К.М. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр.//Вопрос психологии. - 1993. - № 3

4. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991, № 5 - с.92-95

5. Калинина Т.В. Специализация "Новые информационные технологии в дошкольном детстве". Управление ДОУ, 2008. № 6 (48)

6. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. Детский сад и семья, 2002, № 5

7. Макарова Е.А. ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников. Управление ДОУ, 2008, № 6 (48)

8. Фимичева О.С. Воспитание успешного ребёнка в компьютерном веке. М.: "гелиос АРВ", 2000

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" с использованием интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возрасте на тему : "По следам Деда Мороза".

 

Цель: развитие умения  игрового и делового общения со взрослыми и сверстниками.

Программное содержание: 

- учить составлять из слов предложения; произносить предложения с разной интонацией;

- совершенствовать навык чтения слогов и слов;

- формировать умение составлять слова из первых звуков других слов, подбирать слова с пердложенным слогом;

- развивать зрительное и слуховое внимание, способность концентрировать внимание;

- воспитывать умение работать в команде, договариваться друг с другом, выполнять общее задание.

 

Содержание НОД;

В.: Дети, что это? (следы)

В.: Кто ходил, кто наследил? Вы не знаете? (дети высказывают свои предположения).

В.: А следы-то не простые, а с играми и заданиями. Может, выполнив задания, мы узнаем, кто этот таинственный незнакомец.

Интерактивная технология "Хоровод".

В.: Первый след - игра "Цепочка слов", вставайте в хоровод, слово "снежок" (дети, передавая мяч друг другу, называют слово на последний звук: снежок - кот - торт и т.д.).

В.: Молодцы, длинная цепочка слов у вас получилась.

Интерактивная технология "Аквариум".

В.: Продолжим наш путь. А здесь ветер пошалил и слова разбросал. Соберите слова таким образом, чтобы у вас получилось предложение. Давайте сделаем это в "аквариуме". нужно разделиться на две группы, договоритесь, кто с кем будет в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание. а какая  будет в роли наблюдателей.

В.: Расположите слова друг за другом таким образом. чтобы у вас получилось предложение.

В.: Обсудите и поставьте в конце предложения знак, какой посчитаете нужным.

В.: Выполнив задание, договоритесь, кто прочитает предложение с нужной интонацией.

В.: Наблюдатели, проанализируйте, правильно ли дети выполнили задание, дружно ли они работали.

Интерактивная технология "Карусель".

В.: Идём дальше, и вот ещё один след. Игра "Составьте слова из слогов". Давайте поиграем в эту игру, "катаясь на карусели". Найдите себе пару и договоритесь, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. 

В.: Дети, которые будут стоять во внутреннем круге, возьмите слог и займите свои места. Дети из внутреннего круга, возьмите слог и займите свои места.

В.: Дети. стоящие вов нутреннем круге показывают слог и говорят фразу "Назови слово". 

(Образованный детьми внутренний круг стоит на месте, а дети, стоящие во внешнем круге, осуществляют переход по хлопку.

В.: Молодцы. много разных словвы назвали с предложенными слогами.

Интерактивная технология "Работа в парах".

В.: Следующий след "Собери слово". Вам необходимо договориться с кем в паре вы поиграетет в следующую игру. Договорились? (Да).

В.: Договоритесь, какую карточку вы возьмёте.

В.: Проходите, сядьте за столы и послушай те задание.

В.: Определите первый звук в названии каждой картинки, обозначте его буквой, договоритесь, кто прочитает слово, а кто объяснит его значение.

Интерактивная технология "Дерево знаний".

В.: Оно поможет вам сегодня узнать, о чём можно сказать "зимний", "зимнее", зимняя".

В.: Договоритесь, с кем вы будете работать в малой группе. (делятся на три малые группы).

В.: Возьмите с "Дерева знаний" большую карту, прочитайте слово и подберите к нему подходящие слова с "Дерева знаний".

Каждая группа выбирает большую карту, обсуждают выбор слов и заполняют её.

В.: Выполнив задание. договоритесь, кто зачитает, что у вас получилось.

В.: Молодцы, работая дружно, вы справились с заданием.

Интерактивная технология "Цепочка".

В.: А здесь спрятались буквы. их надо расставить по мере возрастания цифр, вставайте в "цепочку", давайте прочитаем. что же у нас получилось. (Дед Мороз).

В.: Так вот, значит, кто наследил. Вот какие игры для нас он придумал.

В.: А что это за конверт? Да это же письмо от Деда Мороза с приглашением на Новогодний праздник.

В.: Вам понравилось играть в игры Деда Мороза? Rnj [jxtn ctujlyz ,snm rjhhtcgjyltynjv b pflfnm djghjcs,

Р. - корреспондент: Кто оставил эти загадочные следы?

Р. - крреспндент: Какие игры Деда Мороза вам пнравились?

Р. - корреспондент: Что нового вы узнали. увидели, услышали?