Консультация: "Методика проведения бодрящей гимнастики после сна."

Безрукова Ирина Львовна

Материал подготовлен воспитателем МБДОУ "Детский сад №5" с.Кневичи АГО Лапиной О.В., представляет методику проведения бодрящей гимнастики после дневного сна.

Данная методика используется мною в работе уже много лет.

________________

Цель бодрящей гимнастики после тихого часа - поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: сохранить и укрепить здоровье детей.

Задачи:

Оздоровительные:

- укреплять опорно-двигательный аппарат;

- совершенствовать и развивать координацию движений;

- повысить жизненный тонус;

- укрепить иммунитет;

- тренировать терморегуляционный аппарат.

Обучающие:

- учить детей дышать через нос;

- упражнять в плавном свободном выдохе;

- форитровать умения выполнять движения по показу взрослого.

Воспитательные:

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

 

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Косплекс гимнастики после сна длится 10-15 минут.

 

Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа, выполнение ОРУ у кроваток или дыхательная гимнастика, ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам).

В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов расчитаны на большую самомтоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

 

Примерная схема проведения гимнастики после сна:

1. Гимнастика в постели.

2. Ходьба по "тропе здоровья".

3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

4. Массаж махровой рукавицей.

5. дыхательная гимнастика.

6. Упражнения для глаз.

 

Методика проведения гимнастики после дневного сна:

Пока дети спят, педагог создаёт условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит "холодную" комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания  снижается на 3-5 градусов по сравнению с "тёплой" комнатой.

Желательно, чтобы пробуждение детей происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает.

Гимнастика в постели направленаина постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивание, поочерёдное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.

 

Главное правило -

исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут.

Затем дети переходят в "холодную" комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют коррегирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по коррегирующим дорожкам ) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положением головы, спины, плеч. рук. Длительность этой части гимнастики - 2-3 минуты.

Далее дети переходят в "тёплую" комнату, где выполняют, например, несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они тоже выполняются в течение 2-3 минут.

Затем проводитяс индивидуальная или дифференцированная работа с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Можно организовать самомтостельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям стопами собрать карандаши то правой, то левой ногой). В это время другие дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.)

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст.возраст), 7-10 минут (мл. возраст).

 

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Летом эту шимнастику следует проводить при открытых фрамугах.

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон. вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определённый игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику. А главное - всё это доставляет им удовольствие.

 

Ожидаемые результаты:

- крепче здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;

- выше жизненный тонус и стабильнее положительное эмоциональное состояние;

- дети умеют дышать через нос, выполняют упражнения по показу воспитателя;

- формируется устойчивая привычка к здоровому образу жизни.