Исследовательская деятельность

Баталова Оксана Владимировна

Здесь размещены материалы для организации исследовательской деятельности учащихся, а также некоторые исследовательские работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Откуда взять идеи для исследования?»

(для преподавателей и учащихся средней и старшей школы)

Баталова Оксана Владимировна,

учитель математики

высшей категории

МОУ «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»
Нефтеюганского района ХМАО-Югры

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Нефтеюганского района ХМАО-Югры

Статья 

Откуда взять идеи для исследования?

подготовила

учитель математики

Баталова Оксана Владимировна  

Сингапай 2012

Все дети рождаются исследователями. Исследовательское поведение для ребенка – главный источник получения представлений об окружающем мире. В ходе исследования учащийся не только открывает для себя и других нечто новое, но и развивает такие способности и умения, которые необходимы сегодня каждому успешному человеку: активность, самостоятельность, умение ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, развитые интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности, умения размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию. Целевая установка формирования у учащихся названных качеств обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.

Исследовательская работа начинается с выбора темы. Правильно выбрать тему – значит наполовину обеспечить успешное её выполнение. Очень часто тема исследования выбирается стихийно, необдуманно. В результате ученик может необъективно оценить глубину темы, объём предстоящей работы над ней, её соответствие его возможностям и интересам. В итоге это может привести к значительным трудностям при подготовке исследовательской работы, к неудачам исследования и потере интереса к дальнейшей работе.

Поэтому, прежде чем выбрать тему исследования, необходимо определить «объектную область», «объект», «предмет» исследования, так как каждая тема находится в определенной системе координат.

«Объектная область» - это сфера науки и практики, область жизнедеятельности человека, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может оответствовать той или иной учебной дисциплине, например, математике, биологии, литературе, физике, истории, экономике.

«Объект исследования» - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. Например, если выбирается объектная область истории избирательного права, то объектом исследования могут быть избирательные системы различных государств в определенные исторические эпохи, особенности этих систем.

«Предмет исследования» - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы. Например, при изучении истории избирательного права предметом исследования могут быть отдельные аспекты этой проблемы: деятельность конкретных избирательных комиссий, формы организации участия граждан в избирательных компаниях, правила формирования избирательных комиссий и т.п.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом – может стать объектной областью, то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.

Выбирая объектную область, необходимо донести до ученика, что научно-исследовательская работа по физике, химии, биологии и экологии носит в основном экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих специальных лабораторий. При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города.

По истории и краеведению чаще проводят исследования, связанные с изучением истории своего населенного пункта, предприятия, школы, семьи и т. д. Такие работы проводятся на базе библиотек и архивов.

По математике исследовательские работы разбиваются на две группы:

1. Изучение материала, не входящего в школьную программу, и решение на его основе ряда задач.

2. Практическое применение математических методов в других областях знаний (физике, технике, биологии, экологии и т.д.).

Исследовательские работы по информатике можно разделить на три группы:

1. Поиск необходимого материала и представление его в виде Web-сайта, который можно было бы разместить в Интернет.

2. Изучение и обзор новых программных средств.

3. Программирование сложных алгоритмов решения математических задач.  Результатом является отлаженная программа.

Наиболее перспективными яляются работы, написанные «на стыке наук», интегрированные. Например, работа «Определение признаков делимости чисел в восьмеричной системе счисления» написана на стыке двухнаук - математики и информатики.

Ученик, в соответствии со своим текущим интересом, сам выбирает и обозначает область и объект интереса, который становится темой его исследования. Если ученик не может обозначить объект, то педагог может предложить ему сделать выбор исследовательской темы из готового списка.

Интересными для детей являются исследовательские учебные проекты. Исследовательский учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, деятельность, позволяющая проявить себя, шанс публично продемонстрировать достигнутый результат, решение интересной проблемы, путь почувствовать себя самостоятельным «творцом идей».

Рассмотрим, как может быть выбрана тема исследовательского проекта на примере такой предметной области как математика.

Ученики могут дополнительно исследовать те вопросы, которые частично изучаются в школе. Например, интересным будет поиск ответа на вопрос «Что скрывает  парабола?» Здесь недостаточно ответить, что это график квадратичной функции, назвать её свойства (вершину, корни, монотонность и т. д.), вспомнить, что форму параболы принимает струя воды, бьющая из шланга, что по параболе летит мяч, брошенный в наклонном или горизонтальном направлении. Если рассказать детям историю, связанную с именем древнегреческого математика Менехма, открывшего около 360 года до нашей эры параболу и получившего её из геометрических соображений, то возникает вопрос о том, как он это сделал, откуда произошло название параболы, можно ли задать параболу как геометрическое место точек плоскости, а также изучить различные свойствах этой кривой. Это и может стать темой исследовательского проекта.

Интересными получаются проекты, в которых исследуется применение математических законов в других областях науки, искусства и жизни. Например, осевая симметрия в биологии, золотое сечение в живописи.

Тема может носить

- исторический характер: «Великие математики»,  «Возникновение геометрии», «Возникновение счёта»,  «Решето Эратосфена», «История развития математики», «Из истории дробей», «Историко-математический экскурс», «Жизнь нуля – цифры и числа»,

- служить продолжением темы урока или его углублением:  «Арифметическая и геометрическая прогрессии в нашей жизни», «В мире многогранников»,  «В мире призм», «Зависимость числа диагоналей многоугольника от числа вершин», «Исследование влияния радиуса окружности на длину окружности и площадь круга», «Исследование геометрических фигур с помощью сечений»,    «Преобразование графиков функций», «13 способов решения квадратных уравнений»,  «Несколько способов доказательства теоремы Пифагора»,

- носить прикладной характер:  «Гуси – выгода для моей семьи?!», «Кредиты и проценты в жизни современного человека», «Без мерной линейки или измерение голыми руками», «Конус и его применение в быту», «Приёмы устных вычислений», «Геометрия на клетчатой бумаге», «Деление окружности на равные части», «Паркеты»,

- быть связана с краеведением: «ХМАО - Югра в задачах», «Исследование удобного расположения школы в селе», «Расчёты затрат на построение ледяного катка в селе»;

- носить творческий характер: «Дроби и задачи», «Задачи в рисунках», «Любимые рисунки на координатной плоскости», «Математические сказки»;

- носить занимательный, игровой, магический характер: «Вариации на тему …», «Загадки пирамид», «Теория вероятности в азартных играх», «Математические фокусы», «Необычное в обычных числах», «Магические числа», «В мире удивительных чисел», «Влияют ли числа на судьбу?», «Исследование ленты Мёбиуса»;

- логические задачи: «Виды задач на логическое мышление», «Прямая и обратная операции в математике», «Решение логических задач», «Математические софизмы»;

- раскрывающие красоту математики, связь с искусством: «Единые законы математики, искусства и природы», «Симметрия кристаллов», «Симметрия вокруг нас», «Математика и законы красоты»,  «Математика вокруг нас», «Числа в сказках», «Использование оригами в жизни человека»,  «Золотое сечение вокруг нас».

Особый интерес вызывают у ребят темы, которые рождаются на уроках во время обсуждения решения задач. Так, к примеру, при решении задачи «Сложите все натуральные числа от 2 до 300» возникла идея найти общий способ решения задач такого типа, после чего была написана работа «Вслед за Гауссом или Некоторые способы быстрых вычислений». Данная работа стала победителем на международном конкурсе «Звёзды нового века» в 2011 г. (работа размещена в Интеренете на http://znv.ru/_.php)

Выделим основные критерии выбора темы и требования к её формулировке:

  1. желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
  2. очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
  3. тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература;
  4. тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны;
  5. тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику;
  6. формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания;
  7. формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
  8. тема должна быть конкретной. Объёмные темы требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие.

Заключение

Итак, как возникают темы исследований?

Идеи для исследования следует черпать из:

-  тем и проблемных учебных занятий; вопросов, возникающие на острие обсуждения;

- докладов и сообщениий учащихся, наиболее интересных сочинений и заданий, требующие дальнейшей разработки;

- рекомендуемого учителем списка тем исследований;

- собственных вопросов и интересов учащихся.

В Приложении I приведён фрагмент авторской рабочей тетради для организации исследовательской деятельности с учащимися по рассматриваемой в статье теме.

Примеры названия тем исследований школьников см. в Приложении II.

Приложение I

Тема 1. Выбираем тему исследования

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

фантастические – о   несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические – предусматривают  изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (кни гах, кинофильмах и т.д.).

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

´

  1. Что мне интересно больше всего? Что бы мне хотелось узнать из данной темы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Если тебе трудно выбрать тему, определи, работы из какой предметной области тебе наиболее интересны?

П4- прочитай Информацию-подсказку к выбору предметной области предстоящего исследования.

 Например,

Тема1: «Признаки делимости чисел в чётных системах счисления» по математике;

Тема2: «Вся правда о шоколаде» по химии;

Тема3: «Россия-Финляндия: актуальные вопросы развития образования» по культурологии;

Тема4: « Факторы, влияющие на выбор имени» по социологии;

Тема5: «Изображение птиц на гербах городов и районов Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры» по истории;

Тема6: «Влияние машинного масла на рост растений» по экологии;

Тема7: «Средства передвижения ханты и манси» по краеведению.

Если этот материал не помог, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассни ками. Может быть, кто-то подскажет тебе интерес ную идею.

Если тебе задана конкретная тема исследования, прежде чем сформулировать свою тему, подумай и ответь на вопросы:

´

  1. Что бы мне хотелось узнать из данной темы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что меня в данной теме могло бы заинтересовать?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что из изученного в школе по данной теме  хотелось бы узнать более глубоко?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________Какими открытиями или научными находками я могу поделиться с одноклассниками?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

@ (Тему исследования надо записать)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение II

Примерные темы исследовательских работ.

Необычные свойства обычной воды.

Энергия воды.

Вода-источник жизни на Земле.

Планета под названием "Вода".

Выращивание кристала соли.

Получение пресной и чистой воды.

Возможность получения питьевой воды простейшими средствами.

Физика и архитектура.

Статика в архитектуре.

Резонанс-добро или зло?

Строим свое жилище.

Насколько прочна бумага?

Резонанс в природе и технике.

Когда звенят колокола..?

От чего бывают грозы?

Шаровая молния. Чем опасна шаровая молния?

Поющие пески.

Чтобы колонки звучали.

Резонанс в природе и технике.

Теория электромагнитного поля вчера и сегодня.

Световолокно на службе у человека.

Пушкин и современная картина мира.

Влияние Солнечной активности на человека.

Астрономия в древности. Пирамиды - первый астрономический прибор.

Источники звука.

Источники света.

Открытие злектромагнитных волн.

Полярное сияние.

Развитие радиосвязи.

Солнечная энергия.

Влияние радиоактивности на окружающую среду.

Рост потребления топлива и энергии.

Водные и воздушные ресурсы.

Угроза повышения температуры Земли.

Экология жилья, шумовое загрязнение.

Биологическое действие лёгких и тяжелых ионов

Различие в отражательной способности разных поверхностей с экологической точки зрения.

Глаз как оптическая система.

Самое необыкновенное вещество в мире.

Статика в современном градостроительстве.

Альтернативные источники энергии.

Список использованной литературы

  1. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  2. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

  1. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://niol.ucoz.ru/index/ehtapy_issledovatelskoj_dejatelnosti/0-15
  2. http://chicag-poisk.ucoz.ru/index/0-2
  3. http://chicag-poisk.ucoz.ru/index/rekomendovannye_temy_dlja_issledovanij/0-10


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

XVIII Всероссийская научная конференция молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Голос сердца

Творческая работа

Автор:    Лукашков Владимир Сергеевич,

               Россия, сельское поселение Сингапай,  Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»,11 класс

Научный руководитель:

Баталова Оксана Владимировна, учитель математики,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Голос сердца

Лукашков Владимир Сергеевич

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Содержание:

Введение        1

Глава 1. Социальный ролик: основные понятия        2

1.1. Понятие и сущность социального ролика        2

1.2 Функции социальных роликов        3

1.3. Разновидности социальных роликов        4

 1.4. Особенности создания социальных роликов        4

Глава 2. Практическая часть работы        6

2.1. Мировые военные конфликты……………………………………………………...7

2.2. Вырубка лесов - экологическая проблема…………………………………………8

Заключение        9

Список литературы        


Голос сердца

Лукашков Владимир Сергеевич

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Введение

Социальный ролик - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социального ролика - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социального ролика - изменение поведенческой модели общества.

Социальный ролик несёт в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Он способен доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах. Он обращен ко всем и к каждому. Возможности таких роликов широки, а результаты данной деятельности могут быть благотворными. Поэтому социальные ролики вполне можно использовать как инструмент вовлечения общества в социальные процессы. В связи с этим интерес к социальным роликам достаточно велик.

Необходимость решения социальных проблем повышает значимость данного вида роликов и ставит задачи его дальнейшего развития.

Целью данной работы является привлечение внимания общественности к  некоторым социальным проблемам.

Для достижения поставленной цели мне нужно решить несколько задач:

  1. Уточнить понятие «социальный ролик»;
  2. Рассмотреть технологию создания социальных роликов;
  3. Согласно технологии создать собственные социальные ролики на актуальные темы.

Методологическую базу исследования составляют: описательный метод, творческое осмысление и переосмысление, метод структурного моделирования.

Помимо этого, мы используем материалы периодических изданий (журналы «Индустрия рекламы», «Среда» в электронном варианте и других), тематических Интернет-порталов (http://www.socreklama.ru, http://www.admarket.ru, http://problema.spb.ru и других).


Глава 1. Социальный ролик: основные понятия

1.1. Понятие и сущность социального ролика

Общественный (социальный) ролик передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Термин социальный ролик используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия некоммерческая реклама и общественная реклама. В США для обозначения такого типа рекламы используются термины public service advertising и public service announcement (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы – «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О рекламе» «социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей». Социальные ролики носят некоммерческий характер и решают важные общественные задачи. Они призваны пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям.

Итак, социальный ролик – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей.

Основным источником появления социальных роликов является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах.

Социальный ролик использует тот же набор инструментов, что и коммерческие: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому, или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению.

Например, если конечной целью коммерческой телевизионной рекламы нового сорта кофе является изменение потребительских привычек, то целью ролика социальной рекламы, например, по борьбе с беспризорностью, является привлечение внимания к этой проблеме, а в стратегической перспективе – изменение поведенческой модели общества. Кроме этого, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно различаются: у коммерческой рекламы – это достаточно узкая маркетинговая группа, у социальной – всё общество, или значительная его часть.

1.2 Функции социальных роликов

Задачи социальных роликов формулируются следующим образом: формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, активизация действий по их решению, формирование позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества.

В целом функции социальных роликов можно определить следующим образом:

- информирование граждан о наличии определенной социальной проблемы и привлечение к ней внимания.

- пропаганда определенных социальных ценностей, объяснение проблемы (её источника, пути решения).

Социальный ролик в долгосрочной перспективе экономически выгоден государству, поскольку устранение многих социальных проблем ведет к благосостоянию государства (напр., здоровье нации, поступление в полной мере налогов в бюджет и т.д.)

В социальных роликах эстетическая функция двух видов – имеющая позитивный и негативный характер. Позитивный: настраивание на положительный лад, благоприятное настроение, что в свою очередь должно стимулировать решение проблемы (например, ролик «Позвоните родителям»). Негативный: демонстрация неприглядных аспектов проблемы. Такие ролики имеют агрессивный характер. Она, как правило, показывают «что будет, если не…» (например, ролик по борьбе со СПИДом, ролик ГИБДД о травматизме при вождении в нетрезвом состоянии и т.д.)

Что мешает сегодня развитию социальных роликов в России?

Во-первых, не выработана комплексная технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем.

Во-вторых, на уровне нормативно-правового регулирования данной деятельности существует ряд проблем и противоречий.

В-третьих, нет механизмов оптимального взаимодействия между участниками рынка социальных роликов заказчиками, производителями и потребителями.

Производство социальных роликов - это один из элементов социальной ответственности. Степень ответственности в социальных роликах чрезвычайно высока, так как они могут оказать обратный эффект. В настоящее время в России всё ещё не существует государственной концепции развития социальных роликов, разовые акции не подкрепляются заметной государственной поддержкой.

1.3. Разновидности социальных роликов

На основе анализа социальных роликов в России и за рубежом были выделены несколько групп.

1. Ролики, рекламирующие определенный образ жизни. К ним относятся, с одной стороны, реклама, направленная против курения, наркомании, алкоголизма, а также реклама, пропагандирующая защиту от СПИДа, занятия спортом, правильное питание и воспитание (например, поощрение грудного вскармливания), крепкие семейные отношения. В частности, социальный ролик «Не затмевай свое сознание алкоголем» - это попытка обратить внимание каждого гражданина на свое здоровье, призыв к здоровому образу жизни. Другой ролик-обращение - «Позвони родителям» - тоже является социальной рекламой, призывающей не только поддерживать конкретно своих родителей, но и заботиться о старшем поколении вообще.

Отдельное место занимают экологические ролики, нацеленные на сохранение природы и бережное отношение к животным. В 2002 г. расходы на социальные ролики в России составили 26,7 млн. долларов.

2. Ролики, рекламирующие законопослушание, конституционные права и свободы человека. В качестве примеров подобных роликов можно привести такие телевизионные рекламные ролики, как «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени», «Образование будет неполным, если налоги платить наполовину», «Впиши себя в историю России» (о переписи населения). Однако в большинстве случаев такие ролики носят политический оттенок.

3. Патриотические ролики. К ним относится реклама к праздникам, юбилеям, спортивным событиям, призванная объединять нацию. В частности, реклама к 300-летию Санкт-Петербурга - «С праздником, великие люди великого города». Доля расходов на патриотические социальные ролики составляет крайне незначительную величину в общих расходах.

1.4. Особенности создания социальных роликов

Психологические особенности восприятия социальных роликов.

 Многими специалистами в области рекламной психологии отмечается более терпимое и толерантное отношение реципиентов (получатели рекламных сообщений) к сообщениям социальных роликов, чем к аналогичным по форме коммерческим. Здесь играют свою роль несколько факторов, связаны они с неотъемлемым присутствием социальных проблем и общечеловеческих экзистенциальных ценностей в социальной рекламе.

Во-первых, естественная особенность нормального человека к состраданию, сопереживанию чужим проблемам, особенный резонанс с проблемами, касающимися всех, или актуальными в жизни реципиента, либо страх перед угрозой проникновения этих проблем в благополучную жизнь человека.

Во-вторых, как уже частично говорилось, резкое отторжение навязчивой коммерческой рекламы, защитные механизмы психики уклоняются от манипулирования с целью покупки товара. На этом фоне социальный ролик кажется получателю особой «отдушиной», истинно душевной и человечной рекламой, это при том, что и социальный ролик, и коммерческий пользуется одним и тем же базовым набором ценностей, образов и приёмов – семейные ценности, радость жизни, свобода, любовь, уважение традиций и старины, дети, юмор и так далее.

Есть еще одна важная характерная особенность – одним из фундаментальных принципов работы мозга человека является его склонность структурировать события согласно их эмоциональной насыщенности, как пишет в своей книге «Психология рекламы» В. Ценев: «Те события, которые вызвали сильную эмоцию, долго остаются на поверхности «актуального подсознания», выскакивая в сознание, как чёртик из табакерки…Сильные эмоции являются основой для долговременного запоминания».

В социальных роликах, в большинстве случаев, сила воздействия строится на сильных отрицательных эмоциях, поскольку речь идет о важных и не всегда приятных проблемах, у рекламиста не стоит задача создать благовидный образ продукта, а наоборот – возбудить рефлексию получателя, заставить проникнуться состраданием, вызвать тревогу и страх. То, что социальный ролик нередко вызывает шок, воспринимается положительно, как момент катарсиса (очищение) в искусстве.

Список литературы

Интернет-источники

  1. Аронсон О. "О социальной рекламе" // www.socreklama.ru
  2. Астахова Т.В. Хорошие идеи в Америке рекламируют // www.socreklama.ru
  3. Буренкова И. "Public Interest в России" // www.socreklama.ru
  4. Вайнер В. Социальная реклама – когда прибыль больше, чем деньги // www.socreklama.ru
  5. Голота И. Проблемы и перспективы социальной рекламы в России // Доклад на круглом столе. Киев, 17 марта 2003 // www.fppr.org.ua
  6. История социальной рекламы // www.socreklama.ru
  7. Соловьева А., Аленичева Л. Российский Интернет: накануне больших перемен. М.: Альфаграфикс и Поматур, 2000 // www.interpub.irex.ru
  8. Социальная реклама // www.porta.ru
  9. Социальная реклама это престижно! // www.outdoor.ru
  10. www.actr.ru
  11. www.advmag.ru
  12. www.atlant.ru
  13. www.gortis.info
  14. www.gepatitunet.ru
  15. www.metasset.com
  16. ru.wikipedia.org



Предварительный просмотр:

Программа курса «Я - Исследователь»

 Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить.

Пояснительная записка 

Исследование в современном мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

Как отмечается в современной педагогической литературе, «новый человек» должен быстро решать качественно сложные задачи, уметь видеть и решать проблему, предлагая творческие варианты. Эти и другие задачи, по мнению ряда авторов, может решить человек, обладающий исследовательской компетенцией.

При всей видимой значимости и актуальности данного вопроса, в настоящее время существует многообразие подходов к определению сущности исследовательской компетентности, но отсутствует её единое понимание.

На основании определения образовательной компетенции А. В. Хуторского мы можем предложить следующее определение исследовательской компетенции: это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

На протяжении десяти лет в стенах нашей школы успешно функционирует научное общество учащихся, воспитанники которого под руководством педагогов создают исследовательские проекты и проводят научные изыскания. Однако порой для достижения высоких результатов одного желания бывает недостаточно: требуется минимальная база общей методики проведения наблюдения, эксперимента и оформления его результатов.

Таким образом, возникла необходимость создания курса «Я - Исследователь». Данный курс рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год) для обучающихся 5-6-ых классов.

Модель формирования исследовательской компетентности обучающихся представлена в Приложении 1.

Цель: формирование исследовательской компетентности учащихся средней школы через освоение теоретического материала и развитие умений проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность;
  2. Приобретение учащимися умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;
  3. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
  4. Участие в конференциях, семинарах, конкурсах по исследовательской деятельности, в т.ч. дистанционных.

Используемые технологии: проблемные, игровые, обучение в диалоге, практические работы, исследовательская.

Интеграция различных видов и форм обучения.

В процессе изучения данного курса доминирующими являются проблемный и исследовательский методы обучения. Из всевозможных форм организации обучения основной является  такая форма, при которой  самостоятельная  деятельность учащихся (как индивидуальная, так и в группе) максимальна.

Занятия в рамках данного курса имеют практическую направленность. 

Виды практикумов: групповая работа с научным текстом с последующим анализом: для определения основных понятий - гипотеза, предмет исследования, объект и т.д., для выделения проблемы, постановки целей и задач исследования, определения этапов исследования, для совершенствования методов изучения, обработки и анализа информации.

В ходе изучения тем предусматривается самостоятельная работа школьников с учебной и научной литературой (словарями, энциклопедиями, справочниками), с изданиями СМИ, Интернет-ресурсами. На самостоятельную работу с различными источниками информации и базами данных отводится в среднем 60-70% времени изучения курса.

Работа в компьютерном кабинете предусматривает использование электронных энциклопедий и справочников, хранение и обработку информации в электронном виде, использование поисковых серверов Интернет для подбора информации по теме; построение графиков и диаграмм; оформление работы; создание презентаций.

Программа также учитавает публичное выступление по заданной проблеме с взаимной экспертизой по заранее выработанным критериям.

Домашние задания  носят практический характер: составить список литературы по теме, выделить проблему на основе анализа какого-либо текста, придумать тему проекта или исследования; найти информацию по теме; составить план учебного исследования; провести мини исследование по проблеме, оформить работу в соответствии с требованиями, подготовить презентацию в Power Point и др.

 

Управление учением посредством программы (последовательности заданий и этапов учебной работы).  

К данной программе прилагаются:  рабочая тетрадь для учащихся, инструкции, алгоритмы и памятки по написанию исследовательских работ, методические рекомендации для педагогов, организующих данный вид деятельности с учащимися, а также перечень конкурсов и конференций, в которых школьники могут принять участие со своими исследовательскими работами. В Приложении 2 предложены Требования к содержанию и оформлению проекта (работы), предъявляемые на муниципальном и окружном уровнях Всероссийской конференции «Шаг в будущее»; в Приложении 3 представлены Критерии оценки презентации учебного исследования; в Приложении 4 - Рецензия на устное выступление учащегося; в Приложении 5 - Лист самооценки учащегося; в Приложении 6 - Ориентировочные параметры оценки конкурсантов на окружном этапе в Ханты-мансийском автономном округе – Югре.

Реализация задач воспитания и социализации учащихся.

Одним из факторов социализации учащихся является социальное проектирование в школе. Изучая основы курса «Я - Исследователь», учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для реализации социальных проектов: видение проблемы, формулирование задач, обоснованный выбор способа или метода решения поставленных,  планирование своей деятельности, самоанализ и умение проводить рефлексию, умение защитить проект. Наличие социальной практики подтверждается участием учеников, освоивших курс «Я - Исследователь»,  в конкурсе социальных поектов.

Контроль осущестляется в ходе заполнения Рабочей тетради и написания исследовательской работы по выбранной учеником теме.

Требования к уровню подготовки обучающихся

раскрыты в Поэтапных действиях по формированию исследовательской культуры школьников (с 5 по 11 класс).

В процессе работы над проектом или исследованием у учащихся должны быть сформированы следующие элементы проектной и исследовательской деятельности:

  1. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  2. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  4. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  6. Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Мониторинг

В начале года проводится диагностика способностей учащихся, в начале и конце года проводится мониторинг сформированности информационно-коммуникационных  умений учащихся (Приложение 7), 4 раза в год проводится мониторинг умения обобщать информацию (Постоянная ссылка  http://azps.ru/tests/kit/general10a.html), в конце года – оценивается исследовательский проект и его защита  по критериям оценки презентации учебного исследования (Приложение 3) и рецензии на устное выступление (Приложение 4). На последнем занятии учащиеся анализируют свою деятельность в течение года по листу самооценки учащегося (Приложение 5). Дважды в год проводится мониторинг степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности (Приложение 8). Кроме этого, работа может быть оценена компетентным жюри на школьной, районной, окружной, всероссийских и международных конференциях.

Основные действия учителя и учащихся

Деятельность учителя

Знакомит школьников с построением исследования, его методами, выявляет значимое для учащихся содержание; производит отбор тем курса подлежащих изучению на основе ученического исследования; определяет место ученического исследования в содержании тематического планирования курса; формирует исследовательскую группу из учащихся; знакомит с методикой проведения исследования (проводит инструктаж); оказывает помощь учащимся в проведении исследования по избранной проблеме (организация, анализ, обобщение, выводы); проводит занятия с привлечением материалов исследований; оценивает самостоятельную работу участников исследовательской группы.

Деятельность учащихся

Знакомятся со структурой, методами научного исследования; участвуют в совместном поиске проблематики исследований; объединяются в группы для исследования интересующей их проблемы; планируют самостоятельную исследовательскую работу по избранной проблеме; организуют и проводят исследование в соответствии с принятой ими программой; подводят итоги (формулировка выводов и обобщений) и выносят результаты на дискуссионное обсуждение темы (урок); сдают письменные отчеты о проведенных исследованиях.

Учебный план

Часть

Содержание

теория

практика

Вводная часть

Структура исследовательской работы. Типы рефератов. Постановка проблемы и доказательство актуальности. Гипотеза, тема, цель, задачи, предмет и объект исследования.

3,5

3,5

Основная часть

Поиск информации. План исследования. Выбор главного. Методика исследования. Эксперимент. Анализ результатов исследования. Построение графиков и диаграмм. Выводы.

3

17

Заключительная часть

Защита работы.  Тезисы. Аннотация. Статья. Рефлексия

0,5

6,5

Итого

7

27

Календарно – тематическое планирование курса «Я - Исследователь»

в 5-6 классах

Тема занятия

Количество часов (теория, практика)

Дата проведения

Форма проведения

план

факт

Вводная часть

1

Обзор фестивалей, конференций и конкурсов по проектным и исследовательским работам

1

-

2.09

Web-экскурсия

2

Ознакомление со структурой проекта и исследовательской работы. Виды проектных и исследовательских работ

0,5

0,5

9.09

Объяснение учителя, работа с памяткой

3

Определение проблемы. Формулировка цели исследования.

0,5

0,5

16.09

Работа в рабочей тетради, работа с памятками Обсуждение, круглый стол

4

Обоснование  актуальности решения данной проблемы

-

1

23.09

Самостоятельная работа по поиску информации

5

Выбор темы проектной или исследовательской работы

0,5

0,5

30.09

Работа в рабочей тетради, работа с памятками

6

Определение объекта и предмета исследования. Постановка задач исследования

0,5

0,5

7.10

Анализ написанных исследовательских работ

7

Как  выдвинуть гипотезу Выдвижение гипотезы исследования

0,5

0,5

14.10

Работа в рабочей тетради, работа с памятками, анализ «чужих» гипотез

Итого

3,5

3,5

Основная часть

8

Поиск информации по теме

-

1

21.10

Самостоятельная работа по поиску информации

9

Составление развернутого плана исследования

0,5

0,5

28.10

Практика

10-11

Изучение выбранной темы, сбор информации

 

-

2

4.11

11.11

Групповая работа, защита

12-14

Составление черновиков отдельных глав. Наполнение содержанием Главы I

-

3

18.11

25.11 2.12

Практика

Самостоятельная работа

15

Коррекция содержания Главы I

-

1

9.12

Самостоятельная работа

16

Методика исследования (планирование эксперим.)

0,5

0,5

16.12

Групповая работа

17-19

Проведение эксперимента (Составление анкет, опрос, анкетирование, выявление новых способов решения проблемы)

-

3

23.12

13,20.01

Индивидуальная работа

20-21

Обработка результатов исследования. Анализ полученных данных, обобщение, выявление закономерностей

-

2

27.01

3.02

Работа в группах

22

Собственные выводы

-

1

10.02

Индивидуальная работа, обсуждение

23-24

Построение графиков и диаграмм с помощью компьютера

0,5

1,5

17.02

24.02

Обмен опытом

25

Требования к оформлению работы

0,5

0,5

2.03

Работа в рабочей тетради, работа с памятками Демонстрация работы – образца

26-27

Как создать презентацию к работе в Power Point? Отбор материала для презентации

1

1

9.03

16.03

Работа в рабочей тетради, работа с памятками; обучение созданию презентаций

Итого

3

17

Заключительная часть

28

Оформление доклада

-

1

23.03

Работа в рабочей тетради, работа с памятками

29

Представление работы. Коррекция материалов исследовательской работы по результатам замечаний кружковцев

-

1

30.03

Работа с памятками Отчёт, презентация работы

30

Как написать краткую и  полную аннотацию?

0,5

0,5

6.04

Работа с образцами аннотаций

31

Написание тезисов

-

1

13.04

Работа с памятками

Участие в школьной конференции

-

Выступление

32

Коррекция материалов исследовательской работы по результатам замечаний школьного жюри

-

1

20.04

Индивидуальная работа под руководством учителя

33

Оформление статьи – отчета о результатах исследования

-

1

27.04

Работа с образцами статей

34

Перспективы работы: Каким исследованием  я бы хотел заниматься в следующем году?

-

1

4.05

Диагностика

Беседа

Итого

0,5

6,5

Всего

7

27

ИТОГО

34

Список литературы

  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- № 6.- С. 4-29.
  2. Карпов А. О. Научное образование в современной школе // Народное образование, 2004.- № 9.- С. 47-56.
  3. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / Стандарты и мониторинг в образовании, 2006.- № 5. - С. 14-21.
  4. Лук А. Н. Личность ученого (Обзор зарубежных исследований) // Вестник АН СССР, 1977.- N 5. - С. 125-134.
  5. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии, 2006.- № 2.- С. 19-31.
  6. Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя /Стандарты и мониторинг в образовании, 2008.- № 5.- С. 13-17.
  7. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999.- № 10. - С. 158-161.
  8. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников, 2008.- № 2. - С. 17-23.
  9. Осипова С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей. - ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» www.fkgpu.ru/conf/17.doc.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 4- изд. СПб.: Питер, 2000.- 720 с.
  11. Феськова Е. В. Составляющие элементы исследовательской компетентности.- URL: http://gdt.k26.ru/gnpk/index.php?option=com_content.

Приложение 2

Требования к содержанию и оформлению проекта (работы)

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

В состав проекта (работы) входят аннотация и описание работы. Эти части работы выполняются на отдельных листах и между собой не скрепляются.
Каждый экземпляр работы должен быть размещен в отдельной папке, не допускающей самопроизвольного выпадения материалов. Второй экземпляр печатного варианта может быть ксерокопией.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ

Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель) через два интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.

ЗАГОЛОВОК

Аннотация и описание работы имеют стандартный заголовок: сначала печатается название работы, затем посередине фамилии авторов, ниже указывается страна, область, либо республика, город (поселок), учебное заведение, номер школы, класса. В названии работы сокращения не допускаются.

СОСТАВ РАБОТЫ

Аннотация. Должна содержать наиболее важные сведения о работе, в частности, включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные, выводы. Аннотация не должна включать благодарности и описание работы, выполненной руководителем.
Аннотация печатается на одной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже текст аннотации.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Описание работы включает в себя текст и иллюстрации (чертежи, графики, таблицы, фотографии). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций – римскими цифрами.

Текст работы и иллюстрации скрепляются вместе с титульным листом.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: название соревнования и работы, страны и населенного пункта, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы).

На первой странице текста работы сначала печатается стандартный заголовок, далее следует текст работы, список литературы в порядке упоминания в тексте.

Если в состав работы входит компьютерная программа, то к работе прилагается исполняемый программный модуль для IBM-PC совместимых компьютеров на дискете 3.5" и описание содержания дискеты.

При отсылке дискеты пользуйтесь следующими рекомендациями: не прикалывайте дискету к докладу скрепкой, заверните дискету в фольгу, проложите ее уплотнителем, оберните водонепроницаемым материалом.

Приложение 3

Критерии оценки презентации учебного исследования

Умеет излагать материал в соответствии с нормами стилистики и культуры речи

Использует выразительные средства языка

Владеет технической культурой представления работы

Знает правила работы с источниками, представляет библиографию

Владеет теоретическими знаниями, необходимыми для раскрытия темы.

Обосновывает актуальность и значимость темы

Анализирует источники информации по теме

Четко определяет цели, средства, методы исследования

Использует адекватные проблеме формы и методы представления

Соотносит цели и задачи с полученными выводами

Приложение 4

Рецензия на устное выступление

Трехбалльная система оценивания:  1 балл – низкий уровень,  2 балла – средний уровень,              

                                                              3 балла – высокий уровень

Фамилия рецензента __________________________________________

Фамилия Имя докладчика

Критерии оценивания

Логичность

Четкость

изложения

Соблюдение

регламента

Правильность

речи

Наличие продуктивных идей

Полезность для меня лично

Итого баллов

Приложение 5

Лист самооценки учащегося

Оцените, чему Вы научились за время посещения курса

Да

Нет

Частично

1. Вы познакомились с новым видом деятельности

 

 

 

2. Вы стали лучше ориентироваться в исследуемой сфере

 

 

 

3. Связана ли ваша работа с дальнейшим  выбором профессии

 

 

 

4. Вы сами выбрали тему исследования?

 

 

 

5. Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме

 

 

 

6. Вы научились составлять проект исследования:

цель – что необходимо сделать

что для этого нужно

какова последовательность

каков возможный результат

 

 

 

7. Вы получили практические навыки работы

 

 

 

- с приборами

 

 

 

- с источниками информации

 

 

 

- с установками

 

 

 

- с компьютером

 

 

 

8. Вы участвовали в разработке методики исследования?

 

 

 

9. Вы проводили расчеты?

 

 

 

10. Вы выполняли некоторую работу по представлению проекта?

 

 

 

11. Вы научились анализировать полученные результаты?

 

 

 

12. Иное

 

 

 

13. Вы обсуждали ход работы с Вашим руководителем?

 

 

 

14. Ваша работа имела практическое значение?

 

 

 

15. Вы получили удовлетворение от ее выполнения?

 

 

 

Приложение 6

Ориентировочные параметры оценки конкурсантов на окружном этапе
в Ханты-мансийском автономном округе – Югре
 

ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

Фамилия, имя, отчество участника _______________________________________ _____________________________________________________________________

Секция ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________

Максимальная оценка по каждому показателю – 5 баллов

№п/п

Критерии и показатели оценки

Баллы

1. Характеристики работы (максимум – 50 баллов)

1.1.

Четкость формулирования проблемы, постановки цели и задач исследования

1.2.

Глубина анализа существующих решений проблемы, рассмотрение сходных проблем, наличие ссылок на источники и литературу

1.3.

Четкость, грамотность, полнота описания методов исследования

1.4.

Логичность структуры работы, четкость оформления плана, полнота охвата проблемы планом исследования

1.5.

Степень оригинальности подхода в предложенном решении проблемы

1.6.

Уровень новизны предложенного решения, теоретическая значимость работы

1.7.

Практическая значимость исследования, степень возможности его внедрения, масштаб предполагаемых улучшений в определенной области

1.8.

Логичность и обоснованность выводов, решений и предложений

1.9.

Уровень стилевых особенностей работы: четкость и ясность изложения, убедительность аргументации, завершенность

1.10.

Уровень оформления работы: соблюдение требований, аккуратность, наличие грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок и др.

2. Характеристики процедуры защиты (максимум - 25 баллов)

2.1.

Уровень четкости, ясности, последовательности изложения, соблюдение регламента

2.2.

Убедительность и доказательность рассуждений, аргументов, умозаключений

2.3.

Оптимальность темпа, дикции речи, грамматическая и фонетическая правильность речи

2.4.

Уровень убедительности при ответах на вопросы и в дискуссии (затрудняется ответить, ответы шаблонны, - отвечает полно и убедительно, компетентно отстаивает свою точку зрения)

2.5.

Уровень качества презентации материала (чтение с текста, свободное изложение, использование наглядности и технических средств)

3. Характеристики личностных качеств участника (максимум - 25 баллов)

3.1.

Уровень эрудиции

3.2.

Оригинальность мышления

3.3.

Уровень владения монологической речью

3.4.

Уровень владения умениями вести диалог

3.5.

Степень свободы при выступлении и общении (держится скованно, или свободно)

Итого баллов

Среднеарифметический балл участника

Приложение 7

Мониторинг сформированности

информационно-коммуникационных  умений учащихся

№ п/п

Фамилия И. ученика

Умею

работать в группе

собирать информацию

искать информацию в сети Интернет

строить таблицы в Word и заполнять их

строить графики в Excel

ставить цели и планировать свою деятельность

систематизировать информацию

делать обобщения и выводы

презентовать информацию

проводить самоанализ деятельности

0 – не умею

1 – частично умею

2 – умею сам и могу научить других

Сентябрь – диагностика начального состояния

Январь - диагностика промежуточного состояния

Май – диагностика на конец года

Ростомер

информационно-коммуникационной компетенции обучающихся

Уровень

ИК-осведомленность

ИК-грамотность

ИК-компетентность

Краткая характеристика уровня

Владение элементарными навыками работы на компьютере.

Работа с Интернет-ресурсами на уровне поиска информации.

Слабо развитая рефлексия.

Создание презентаций, текстовых документов, буклетов под руководством учителя.

Использование цифровых ресурсов для образовательного процесса

Поиск и отбор информации в Интернете. Общение в Интернете.

Развитая рефлексия.

Свободное владение программным обеспечением Microsoft Office.

Активное самостоятельное изучение программного обеспечения для создания собственных ресурсов.

Высокий уровень рефлексии.

Приложение 8

Мониторинг уровня сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности:

  1. самостоятельность в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. включённость в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. осмысление использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

Уровень сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности оценивается по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов равно 55. Высокий уровень – 40-55 баллов, средний – 25-39 баллов, низкий – менее 25 баллов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рецензия

на исследовательскую работу  

«Соразмерность в архитектуре нашей школы»,

выполненную  ученицей 7 класса

Фейзиевой Нурджахан Фирудин кызы

         Выбирая тему исследовательской работы, ученица задаёт себе вопрос: есть ли в Сингапайской школе точки золотого сечения?  Для Фейзиевой Н. вопрос применения знаний по математике и выявления с помощью математических методов законов красоты здания школы является актуальным.  Ученица верно определяет гипотезу и грамотно ставит цель исследования. Для реализации цели и проверки гипотезы последовательно  ставит задачи, верно определяет объект и предмет исследования.

        В теоретической части работы автор анализирует литературу и приводит примеры гармоничных архитектурных строений прошлого и настоящего.

        В практической части ученица описывает последовательность действий по нахождению точек золотого сечения в Сингапайской школе:

- описывает работу с чертежами школы;

- составляет таблицу, куда последовательно вносит необходимые размеры помещений и фасада школы, взятые из плана школы, либо обнаруженные путём собственных измерений;

- находит отношение линейных размеров длины, ширины и высоты здания и кабинетов школы;

- анализирует табличные данные.

        Ученица находит точки золотого сечения не только в фасаде и помещениях школы, но и в предметах школьного интерьера. Автор также предлагает меры по созданию гармонии в помещениях школы, что является очень важным для практического применения данных рекомендаций в любых зданиях, жилых помещениях, офисах.

Н. Фейзиева делает вывод о том, что Сингапайскую школу можно назвать красивейшим зданием посёлка, что подтверждает гипотезу. Ученица видит перспективы и значимость своей работы в том, чтобы сделать мир более гармоничным.

         Работа может быть интересна как детям, так и взрослым и может быть рекомендована для представления на районной конференции.

Рецензент: __________ О.В. Баталова, учитель математики высшей квалификационной                                                                                                                                 категории НРМОУ «Сингапайская СОШ»

Директор школы: __________ Л. В Коновалова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Новые признаки равенства треугольников

Котляр Екатерина Дмитриевна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, посёлок Сингапай,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 8 класс

Введение

Актуальность.  

Треугольник – одна из основных фигур в планиметрии. При решении задач часто приходится доказывать равенство треугольников. В учебнике геометрии, по которому мы обучаемся (Геометрия 7-9. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.), рассматривается три признака равенства треугольников. В ходе изучения этого вопроса, кроме трёх основных, нами были обнаружены и другие признаки, связанные с высотами, биссектрисами и медианами треугольников, которые позволяют устанавливать равенство двух треугольников. Возник вопрос: существуют ли другие признаки равенства треугольников?

Гипотеза: Если мы рассмотрим среднюю линию в комбинации с другими элементами треугольника, то, возможно, нам удастся сформулировать новые признаки равенства треугольников.

Объект исследования: Треугольник и его элементы.

Предмет исследования: Средняя линия и другие элементы треугольника, позволяющие установить новые признаки равенства треугольников.

Цель исследования: Определить новые признаки равенства треугольников.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Определить новые признаки равенства треугольников, связанные со средней линией, и доказать их.
  3. Провести эксперимент.
  4. Сделать выводы.

Методы исследования: Изучение литературы, анализ, синтез, доказательство теорем, выявление закономерностей.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы учителями и учащимися при решении задач на доказательство равенства треугольников.

Новизна: Определены новые признаки равенства треугольников, связанные со средней линией треугольника.

Глава I. Теоретическая часть

Треугольники ABC и A1B1C1 называются равными, если они имеют соответственно равные стороны и углы.

Три признака равенства треугольников.

1 признак: Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

2 признак: Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

3 признак: Если три стороны одного треугольника соответственно равны трём сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

В Справочнике по элементарной математике М.Я.Выгодского был предложен

4 признак: Если две стороны и угол, лежащий против большей из них, одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу, лежащему против большей из них, другого треугольника, то такие треугольники равны.

Одно из доказательств этого признака см. в Приложении 1.

Также в школьном курсе рассматриваются 4 признака равенства прямоугольных треугольников (см. в Приложении 2).

В ходе анализа литературы мы изучили исследовательскую работу «Новые признаки равенства треугольников» Ситникова А.[1] и «Нестандартные признаки равенства треугольников» Ильченко А.А.[2] 

Авторы представили несколько новых признаков равенства треугольника, используя понятия биссектрисы, медианы и высоты (Приложение 3).

Таким образом, в ходе анализа литературы нами были обнаружены 15 признаков равенства треугольников, связанных с углами, сторонами, высотами, биссектрисами и медианами треугольников.

Глава II. Практическая часть

В данной части работы мы рассматриваем среднюю линию в комбинации с другими элементами треугольника для формулирования новых теорем о признаках равенства треугольников и докажем их.

Признак I. По стороне, средней линии и углу между ними.

Если сторона, средняя линия и угол между ними одного треугольника соответственно равны стороне, средней линии и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

Дано: ∆ABC; ∆A1B1C1; KL – средняя линия; K1L1 – средняя линия; АВ = А1В1; KL= K1L1 ;

 AKL=A1K1L1.  

Доказать: ∆АВС=∆А1В1С1. 

E:\аа.png

Доказательство: 

  1. Рассмотрим ∆AKL и ∆A1K1L1. Они равны по I признаку равенства треугольников (т.к. AKL=A1K1L1; KL= K1L1; AL = A1L1 (АВ = А1В1; KL и K1L1 – средние линии)) A=A1; AK=A1K1.
  2. AC=A1C1(т.к. A1K1=K1C1(KL и K1L1 – средние линии); AK=A1K1) ⇒ ∆АВС=∆А1В1С1 (по I признаку равенства треугольников).  Чтд.

Признак II. По средней линии и сторонам, соединенным средней линией.

Если средняя линия и стороны, соединенные ею, одного треугольника соответственно равны средней линии и сторонам, соединенным ею, другого треугольника, то такие треугольники равны.

Дано: ∆ABC; ∆A1B1C1; KL – средняя линия; K1L1 – средняя линия; АВ = А1В1; KL= K1L1;  

СВ=С1В1.  

Доказать: ∆АВС=∆А1В1С1. 

C:\Users\USER\Desktop\Школа\Катя\ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ 2017 БАШМАКОВА\треуг-ки.png

Доказательство: Рассмотрим ∆KВL и ∆ K1В1L1. Они равны по III признаку равенства треугольников (т.к. KL= K1L1; KВ = K1В1; BL=B1L1) B=B1 ∆АВС=∆А1В1С1 (по I признаку равенства треугольников). Чтд.

Признак III. По средней линии, стороне и секущей между средней линией и основанием.

Если средняя линия, сторона и секущая между средней линией и основанием одного треугольника соответственно равны средней линии, стороне и секущей между средней линией и основанием другого треугольника, то такие треугольники равны.

Дано: ∆ABC; ∆A1B1C1; KL – средняя линия; K1L1 – средняя линия; АC = А1C1; KL= K1L1; СK = C1K1.  

Доказать: ∆АВС=∆А1В1С1. ТРЕУГ 2

Доказательство: 1) KL и K1L1– средние линии  АC=2KL и А1C1=2K1L1; KL=K1L1АC=А1C1.

2) Рассмотрим ∆KCL и ∆ K1C1L1. Они равны по III признаку равенства треугольников.  ЗначитLKC= L1K1C1   

3) KL||AC и K1L1||A1C1(как средние линии) LKC=KCA и L1K1C1=K1A1C1

KCА= K1C1А1.

     4) Рассмотрим ∆KАC и ∆ K1А1C1. Они равны по I признаку равенства треугольников. Значит AK=A1K1AB=A1B1(т.к. KL и K1L1 – средние линии). Значит ∆АВС=∆А1В1С1 (по III признаку равенства треугольников). Чтд.

Признак IV. По средней линии и двум прилежащим к ней углам.

Если средняя линия и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны средней линии и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Дано: ∆ABC; ∆A1B1C1; KL – средняя линия; K1L1 – средняя линия; KL= K1L1;

ВKL =В1K1L1; ВLK=В1L1K1.  

Доказать: ∆АВС=∆А1В1С1. 

Доказательство:

  1. ∆ВKL=∆В1K1L1(по II признаку равенства треугольников (KL= K1L1; ВKL= =В1K1L1; ВLK=В1L1K1)) ⇒ В=В1; KB=K1B1; BL=B1L1.
  2. KL и K1L1– средние линии  АB=2KВ и А1B1=2K1В1; KL=K1L1 АВ= А1В1. Аналогично ВС=В1С1. Значит ∆АВС=∆А1В1С1 (по средней линии и сторонам, соединенным средней линией).          Чтд.

Признак V. По средней линии, стороне и высоте, проведенной к средней линии.

Если сторона, средняя линия и высота, проведённая к средней линии, одного треугольника соответственно равны стороне, средней линии и высоте, проведённой к средней линии, другого треугольника, то такие треугольники равны.

Дано: ∆ABC; ∆A1B1C1; KL – средняя линия; K1L1 – средняя линия; ВН – высота; В1Н1 – высота; АC = А1C1; KL= K1L1; ВН=В1Н1.

Доказать: ∆АВС=∆А1В1С1. треуг-ки

Доказательство:

  1. Рассмотрим ∆ВНL и ∆В1Н1L1. Они равны по катету и гипотенузе  ∟НLВ=∟H1L1В1
  2.  ∆KВL=∆K1В1L1 (по I признаку равенства треугольников (∟НLВ=∟H1L1В1; KВ= K1В1; ВL= =В1L1))  В=В1; КВ=К1В1.
  3. KL и K1L1– средние линии  АB=2KL и А1B1=2K1L1; KL=K1L1 АВ= А1В1. Значит ∆АВС=∆А1В1С1 (по I признаку равенства треугольников (АВ= А1В1; АC = А1C1; В=В1)).   Чтд.

Примеры задач на признаки равенства треугольников

Примеры задач на признаки равенства треугольников, связанные со средней линией треугольника:

Задача №1.

Дано: ∆ABC; ∆A1B1С1; KL – средняя линия; K1L1 – средняя линия; CB=C1B1; KL= K1L1; ВA=B1A1. C:\Users\USER\Desktop\Школа\Катя\ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ 2017 БАШМАКОВА\треуг-ки.png

Доказать: CА=C1А1

Доказательство: Рассмотрим ∆ABC и ∆ A1B1С1. Они равны по двум сторонам и средней линии CА=C1А1. Чтд.

Задача №2.

Дано: ∆ABC; ∆AСD; KL и K1L1 – средние линии; АС – основание; ВН и DH – высоты; AB=CD; KL= K1L1; ВН=DH.

Доказать: ABCD – ромб (∆ABH=∆BHC=∆CHD=∆DHA). 

Доказательство:

Рассмотрим ∆ABC и ∆AСD. Они равны по средней линии, стороне и высоте, проведенной к средней линии  ∆ABH=∆BHC=∆CHD=∆DHA. Значит ABCD – ромб.

Чтд.

Часть III. Эксперимент

Эксперимент был проведён в 8 «Б» классе 21 марта 2017 года. В нем приняли участие 17 человек, из них 9 мальчиков и 8 девочек. Мы предложили учащимся решить 2 задачи на новые признаки равенства треугольников, определённые в нашей исследовательской работе, с которыми они не были знакомы. Через 30 минут мы получили следующие результаты:

Часть 1

Решили 2 задачи

Решили 1 задачу

Не решили ни одной задачи

Всего

2

5

10

Девочки

1

2

5

Мальчики

1

3

5

23 марта мы представили учащимся 8 «Б» класса результаты нашего исследования, после чего предложили им решить задачи заново, применив полученные знания. Учащиеся справились с заданием менее, чем за 5 минут, и назвали такой способ решения более рациональным.

Часть 2

Решили 2 задачи

Решили 1 задачу

Не решили ни одной задачи

Всего

8

5

4

Девочки

3

3

2

Мальчики

5

2

2

Вывод: Представленные в работе признаки равенства треугольников помогают учащимся при решении задач по данной теме.

Заключение

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее: часто при решении задач по геометрии приходится либо доказывать данное в условии утверждение, либо приводить к нему контрпример, а эти умения являются одними из самых сложных не только в курсе геометрии, но и при изучении других наук. В процессе работы над исследованием я приобрела важный опыт в выявлении новых признаков равенства треугольников и их доказательства. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок и быть более уверенной на экзамене.

Вывод: задачи, поставленные мною, выполнены, цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась.

Перспективы работы. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. В дальнейшем мы продолжим исследовать два треугольника и их элементы с целью выявления новых признаков равенства.

Список литературы

  1. Учебник Геометрия 7-9. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, И.Юдина, М.: Просвещение, 2014;
  2. Учебник для 7-9 классов Геометрия. А.В. Погорелов, М.: Просвещение, 2014;
  3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ» https://oge.sdamgia.ru/ (Дата обращения: 9.09.2016);
  4. Справочник по элементарной математике. Выгодский М.Я.: http://www.itam.nsc.ru/users/libr/eLib/Books/15/0394.Vigodskii-Sprav_po_Element_Matematike.pdf  (Дата обращения: 10.10.2016);
  5.  «Новые признаки равенства треугольников» Ситникова А.: http://sch1794s.mskobr.ru/obrazovanie/nashi_dostizheniya/detskie_tvorcheskie_raboty/issledovatel_skaya_rabota_po_matematike_na_temu_novye_priznaki_ravenstva_treugol_nikov/ (Дата обращения: 14.10.2016);
  6. «Нестандартные признаки равенства треугольников» Ильченко А.: https://multiurok.ru/files/nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-matiematikie-tiema-niestandartnyie-priznaki-ravienstva-trieughol-nikov.html (Дата обращения: 12.11.2016).


[1] http://sch1794s.mskobr.ru/obrazovanie/nashi_dostizheniya/detskie_tvorcheskie_raboty/issledovatel_skaya_rabota_po_matematike_na_temu_novye_priznaki_ravenstva_treugol_nikov/

[2] http://sch1794s.mskobr.ru/files/2015-