Разработки открытых уроков и занятий

Баталова Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по теме «Умножение дробей»

Имя урока: Путешествие в город обыкновенных дробей на проспект Умножения.

Цели урока

- образовательная: 1) сформулировать правило умножения обыкновенных дробей;

                                2) формировать умение умножать об. дроби;

- развивающая: создать условия для формирования умений применять полученные знания по теме; способствовать развитию мышления и речи, внимательности  и памяти;

- воспитательная: создавать условия для развития умения  работать в группе и в паре; способствовать созданию ситуации успеха через вовлечение каждого в процесс познания.

В результате изучения темы урока учащиеся  должны

знать: алгоритм умножения об. дробей;

уметь: выполнять умножение обыкновенных дробей;

              устно выполнять умножение об. дробей с однозначным числителем и знаменателем.

Тип урока: Изучение нового материала (Восприятие и осмысление материала)

Оборудование: компьютерная презентация, карточки-сорбонки, задача для индивидуального решения, задания для работы в группах, карточки для проведения «Гусеницы»

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Краткое обоснование

  1. Совершенствование навыков табличного умножения (1мин.)

Работа по повторению таблицы умножения

Необходимость повышения скорости вычислительных навыков

  1. Организационно – психологический момент

  1. Определение темы и цели урока

Мы закончили изучение темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Давайте обратимся к данной схеме. По логике, чем мы должны сегодня заняться? Какую тему определим для изучения? (Схема изучения материала) (Ответ: Умножение дробей)

Исходя из этого, какая возможна цель урока?

Вовлечение в тему, осознанный выбор цели

3. Подготовка к восприятию нового материала

1. Путешествие   

Для достижения данной цели я предлагаю отправиться в путешествие по уже знакомому нам городу Обыкновенных дробей, но на этот раз, на проспект Умножения. Путешествовать будем как обычно на автобусе. Я буду вашим экскурсоводом. Но сначала вам надо приобрести билеты на автобус.

2. Билеты-сорбонки

Для этого в течение 1 мин. вам предстоит поработать с сорбонками. (Работа в парах). Задание – сократить дроби.

3. Игра «Дополни предложение»  

Итак, билеты куплены, можем отправляться в путешествие. И пока едем до ближайшей остановки, давайте поиграем в игру «Дополни предложение» 

1.Умножить число а на натуральное число в это значит……

2. Любое натуральное число можно представить в виде ….

3. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо…

4. Чтобы найти расстояние, надо….

Отработка необходимых умений, используемых при формировании умений умножать дроби

На базе знаний ответов на эти 2 вопроса будет организована работа в группах

 4. Восприятие и осмысление нового материала

4.Проблемная – работа в группах

Ну вот, мы и приехали к 1-й остановке. Она называется Проблемная. Давайте попытаемся сами узнать, по какому правилу живут об. дроби на проспекте Умножения. Для этого я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. (правила работы в группе). Задания у вас на парте.

  1. Для 1:  Найди площадь закрашенной фигуры

    Ширина прямоугольника равна  дм, а его длина –  дм. Вычислите площадь этого   прямоугольника.

       1 дм

  1. Подумай и скажи, как может звучать правило умножения двух дробей

          Для 2:   Вычисли:  ∙ 4

  1. Для 3: Вычисли: 3/8*4/1, представив 4/1 в виде натурального числа и заменив умножение сложением одинаковых дробей. Какую закономерность ты заметил? Сформулируй правило умножения дробей;
  2. Для 4: Вычисли: 0,5*0,3; Переведи каждый множитель в обыкновенную дробь. Как получить такой же результат, как и при умножении десятичных дробей. Попробуйте сформулировать правило умножения обыкновенных  дробей.

(после работы в группах учащиеся записывают свои решения на доске).

Прежде чем перейти к созданию алгоритма, давайте попытаемся решить ещё 1 пример:

  1.  Разбор примера

2чел. у доски: 3/7*21/6=63/42=1 21/42=1½

(Если решили одинаково, то вопрос классу: как решить по-другому, если по – разному, то выбрать рациональный способ)

Задания для гомогенных групп. 1 и 2 группа более сильные, поэтому им предложено задание без каких бы то ни было инструкций и подсказок

Установление закономерности и самостоятельный вывод правила

Выбор рационального способа решения, подготовка к созданию алгоритма

Обобщение

6. Создание алгоритма

На этой остановке мы всё выполнили, давайте двигаться дальше. Остановка Алгоритмическая.

Здесь нам предстоит создать алгоритм умножения об. дробей.   Алгоритм:

  1. Запиши произведение числителей и знаменателей;
  2. Сократи, если можно;
  3. Вычисли произведение числителей и результат запиши в числитель, а результат умножения знаменателей – в знаменатель.
  4. Выдели целую часть, если дробь неправильная.

Сравните с алгоритмом, который представлен в учебнике на с. 92

Выбор оптимального для запоминания алгоритма

7. Работа по запоминанию алгоритма: Хором вслух, рассказывают 2 сильных уч-ся, затем каждый повторяет про себя, затем рассказывает соседу по парте.

Запоминание

5. Формирование умений по теме

Проверка умения применять алгоритм

8. Следующая ост. Графическая.

Ответы на предложенные примеры зафиксируйте знаками (если ответ верный, то рисуете в тетради звёздочку, если нет - кружочек)

Слайд (Проверка умения применять алгоритм)

5/7*3/4 = 15/28 (+)

2/3*4/9 = 2*4/3*9=6:3/27:3=2/9

10/9*3/100=10*3/9*100=1/30

4/3*2/9=2/3*1/3=2/9

12/25*9/16=12*9/25*16=3*9/25*4=27/100=0,27

Самопроверка 

Ответ: звёздочка, кружочек,  звёздочка, кружочек,  звёздочка.

Анализ ошибок

Объясните, где и почему допущены ошибки.

Упражнение на распознавание (правильно или нет выполнено умножение) с последующей самопроверкой и объяснением причин неверного результата умножения способствует развитию внимания, убеждает в необходимости чётко следовать алгоритму

6. Стандартное применение

9. Методика «Гусеница»

Отправляемся в путь. Ост. «Вычислительная». Работаем по методике «Гусеница». Задания на карточках (взяты из учебника)

Формирование умений работать в динамичных парах гетерогенного состава, оказывать помощь

10. Задачи   по группам

След остановка «Задачная».

1.Автомашина движется со скоростью 70 км/ч. Какой путь пройдёт машина за 2 ч? За 3ч? (Решаем устно. Задача на слайде)

1а. (Смена слайда) Автомашина движется со скоростью 7/6 м/мин. Какой путь пройдёт машина за 5 мин? За 2/3 мин?

Оформляем решение в тетради. Проверяем (самопроверка, ответ на слайде)

2. Задача с условием, но без вопроса. Какие вопросы можно поставить? (Формулируют вопросы и записывают решение с комментированием)

В это время для «сильных» - задача конструктивного уровня Ширина коридора равна 16/3 метра, а его длина в 9/8  раз больше. На сколько площадь коридора больше площади кухни, если площадь кухни составляет 30% площади коридора?

Решение задачи по аналогии

Смена слайдов позволяет увидеть, что в содержании ничего не изменилось, изменились только числа

Индивидуальная работа (4 уч-ся)

6. Информация учащихся о домашнем задании,  инструктаж

11. Д/з

Следующая остановка «Светофор»

Мы здесь остановились, чтобы определить д/з:

1). Приготовить 5 сорбонок по теме;

2). Выполнить «3» № 457 а-г), на «4» № 463а);

3). «5» Составить свою задачу, в которой необходимо было бы умножить дроби и нарисовать к ней рисунок.

Инструктаж

7. Итог урока

8. Рефлексия

12. Итог. Рефлексия.

Остановка «Конечная»:

-Что вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

На слайде задание: устно вычислить (1мин.)

- Что более всего запомнилось на уроке?

Отметьте своё эмоциональное состояние.

Контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в 6 классе по теме «Умножение дробей»

Урок проводился в  классе 19.11.2014г.

Тема урока: «Умножение дробей»

Тип урока: Изучение нового материала

Структура урока: 1. Совершенствование вычислительных умений (по технологии В.Н. Зайцева)

                               2. Организационно-психологический момент

                               3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

                               4. Восприятие и осмысление нового материала

                               5. Формирование умений по теме

                               6. Стандартное применение

                               7. Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж

                               8. Итог урока. Рефлексия

 Место урока в теме.       

         Данный урок рассматривается в главе «Обыкновенные дроби» в разделе «Умножение и деление обыкновенных дробей», целью которого является выработка прочных навыков арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями. Также данные навыки будут использоваться при выполнении практических расчётов в смежных дисциплинах (физике, химии и др.)

          На изучение темы «Умножение дробей» отводится 4 часа (согласно календарно-тематическому планированию материала). Это 1-й урок по теме.

          Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

        В классе обучается 19 человек. По итогам 1 четверти 32% (6 чел.) – хорошисты, по математике в 5 классе качество обучения составило 47% (1 чел. имеет отметку «5» по предмету). Устойчивую мотивацию к изучению математики имеют 7 человек (37%). Сформированность вычислительных умений характеризуется следующим образом: 40 знаков в минуту – 4 чел., 30-40 – 9 человек, 20-30 знаков – 6 человек (диагностика проведена по технологии В.Н. Зайцева)

        37% учащихся на уроке постоянно активны, с развитыми репродуктивными навыками, способны легко усваивать информацию, большинство же испытывают трудности при восприятии и осмыслении информации, при решении задач конструктивного и творческого уровней. 1 чел. способен решать нестандартные задачи. По результатам анкетирования установлено, что испытывают трудности при устных ответах – 6 чел., при написании письменных работ – 6 чел., при работе у доски – 5 человек. У 4 учащихся плохо развита устная и письменная русская речь, так как русский язык для них является не родным.

        Абсолютно здоровым по результатам медицинского осмотра является 1 человек; у 42% класса ослаблено зрение.

        Уровень воспитанности по результатам проведённой в конце 5 класса диагностики следующий: высокий – 0%, хороший – 37%, средний – 63%. По данным социометрии в классе 2 лидера, 8 чел. – предпочитаемые, 5 чел. – пренебрегаемые, 4 чел. – отверженные. Основной проблемой класса, как определили сами дети, является проблема дружелюбия.

            Эти особенности класса были учтены в уроке следующим образом:

  • Мотивацией к началу восприятия темы являлось обращение учащихся к схеме, которая позволяла увидеть путь дальнейшего движения по изучению действий над об. дробями; самостоятельное определение темы урока и постановка целей к уроку; а также вовлечение учащихся в игру - экскурсию по городу Дробей на проспект Умножения;
  • Созданы условия для работы в парах (работа с сорбонками, методика «Гусеница»), в группах (по выявлению закономерности и формулированию правила умножения обыкновенных дробей);
  • Развитию мышления и речи способствовало создание и работа по запоминанию алгоритма умножения обыкновенных дробей;
  • Развитию внимания способствовало упражнение на распознавание (правильно или нет выполнено умножение) с последующей самопроверкой и объяснением причин неверного результата умножения;
  • Предусмотрена индивидуальная работа «сильных» учащихся по переносу полученных на уроке знаний и умений в новую для них ситуацию (решение задачи конструктивного уровня).

Цель урока:

- образовательная: 1) сформулировать и запомнить правило умножения обыкновенных дробей;

                                       2) формировать умение умножать обыкновенные дроби;

- развивающая: создать условия для формирования умений применять полученные     знания по теме; способствовать развитию мышления и речи, вниманию и памяти;

- воспитательная:  содействовать воспитанию интереса к математике, активности, самостоятельности, создавать условия для развития умения  работать в группе и в паре; способствовать созданию ситуации успеха через вовлечение каждого в процесс познания.

В результате изучения темы урока учащиеся  должны

знать: алгоритм умножения обыкновенных дробей;

уметь: выполнять умножение обыкновенных дробей;

              устно выполнять умножение обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем.

Показатели успешности урока:

- учащиеся были вовлечены в познавательную деятельность, активны, некоторыми учениками получены отметки, плодотворной была работа в группах и парах, урок прошёл на эмоциональном подъёме, были созданы ситуации успеха для каждого учащегося, в процессе урока учащиеся смогли самостоятельно установить алгоритм умножения дробей, успешно его применяли, обосновывали свою точку зрения; работа с задачами по аналогии вселила уверенность в том, что смогут решать задачи подобного типа; на уроке формировались не только знания и умения, но и нравственные отношения. Это обеспечивалось нравственной средой урока: в процессе познавательной деятельности поддерживалась рабочая обстановка, были установлены доверительные отношения, внимательно выслушивались все ответы.

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

        Содержание урока соответствует стандарту общего среднего образования по математике. Урок начался с совершенствования навыков табличного умножения согласно технологии Совершенствования ОУУ В.Н. Зайцева. Для установления логики изложения материала по теме и определения темы и цели урока учащимся была предложена блок-схема изучения действий над обыкновенными дробями. Для актуализации ОЗ предложена работа в парах с сорбонками, предназначенных для активной тренировки умения сокращать дроби, т.к. это умение используется при умножении дробей. Работа по дополнению предложений была подготовительной для осуществления самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению нового материала.

          На этапе изучения нового материала при осознании и осмыслении выбран частично – поисковый метод и форма организации учащихся - работа в группах. Группы были дифференцированы по способностям к изучению предмета. От 1 и 2 групп требовалось найти самостоятельное решение задачи, представленной последовательностью выполнения действий, а 2 и 3 группы получили задание без каких бы то ни было указаний. Однако всем группам было предложено подметить закономерности и сформулировать правило умножения дробей.

      Для создания алгоритма предложен пример, учитывающий все возможные варианты получения ответа (необходимость сокращения и перевода неправильной дроби в смешанное число). Форма работы по созданию алгоритма – фронтальная. Здесь произошло обобщение информации. Работа по запоминанию алгоритма проведена в соответствии с описанной  в работе методикой.

     Для проверки умения осмысленно работать по алгоритму было предложено упражнение на распознавание образов с последующей самопроверкой, доказательством правильности решения и анализом ошибочных решений. Данный приём очень важен, так как при выполнении теста, особенно на ЕГЭ (стрессовая ситуация), важно не только выбрать верный ответ, но и обосновать, почему другие не являются верными.

           Формирование умений умножать обыкновенные дроби было организовано в сменных парах гетерогенного состава (методика «Гусеница»). Для каждой пары разработаны две одинаковые карточки. Многократный обмен заданиями позволяет закрепить знания и умения учащихся для приобретения прочных навыков.  

    Стандартное применение наблюдалось при решении задач. Для «слабых» - по аналогии, «сильным» учащимся была предложена для самостоятельного решения задача конструктивного уровня, с которой они справились (или нет).  

    В следующей (второй) задаче от учащихся требовалось поставить вопросы к задаче и ответить на них. Здесь возник проблемный вопрос, специально организованный учителем и предполагающий самостоятельный поиск ответа на него после урока.

Д/з  дифференцировано по уровням исполнения, предполагает обязательное выполнение на «3», на «4-5» - по желанию. Составление учащимися задач по теме – это творческое задание.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий.

Дидактические материалы были подобраны в соответствии с целями урока. Использование компьютерной презентации обеспечивало логичную организацию этапов урока, способствовало положительному эмоциональному настрою на восприятие материала, красочное представление задач стимулировало желание учащихся активно работать на этом этапе урока.

Контроль

        Контроль за усвоением материала по теме осуществлялся на каждом этапе урока: со стороны учителя – с помощью наблюдения за работой учащихся в процессе урока и в конце урока при фронтальной работе с классом (устное вычисление произведения дробей), при анализе детьми ошибок графического выполнения задания; взаимопроверка – при работе с сорбонками, при проведении методики «Гусеница»; самопроверка – при сверке результатов графического выполнения задания на умножение дробей, взаимопроверка - при решении задач.

Оценка результатов урока

       План урока выполнен полностью. Считаю, что задачи урока реализованы. Учащиеся усвоили материал на уровне восприятия, запоминания и применения в простейших случаях.

Не удалось…., поэтому…(коррекция)

Перспективы деятельности.

       На следующих уроках последовательно будет организована работа по осмыслению, запоминанию и формированию умений умножать смешанные числа;

применению данных умений в стандартной ситуации (при решении задач на нахождение дроби от числа); далее материал по теме «Умножение» будет обобщён и найдёт своё творческое применение при составлении учащимися задач разного уровня, решении нестандартных задач и задач по теме «Гигиена тела» из Сборника «Здоровье» Н.А. Касаткина.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  (14.10.2015)

Тема урока

Место урока по теме

 Уравнение. Решение задач

3 урок из 5

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок комплексного применения знаний и умений

Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа, групповая

работа.

Методы и приёмы: проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, ИКТ

Цель урока

Задачи урока

  1. Формировать умение решать уравнения и составлять уравнения для решения задач

  1. Образовательные:
  • иметь представление об уравнении, корне уравнения,  формировать умение представлять решать уравнения вида а+- (х+-в)=с
  • Создавать условия для совершенствования умения решать и верно оформлять решение уравнений;
  • Создавать условия для формирования умений составлять уравнения для решения задач

Развивающие:

Формировать у учащихся умения анализировать, планировать, оформлять и представлять результат своей деятельности, осуществлять   рефлексию.   Воспитательные:  формировать навык совместной работы  в группе, самооценку на основе критерия успешной ученической деятельности.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Способы решения уравнений

  • решать уравнения вида а+- (х+-в)=с;

понимать и принимать цель урока; визуализировать числовые  данные (метапредметные);

нести личную ответственность за качество выполняемой работы (личностные).

Компетенции/УУД

Познавательные

  1. Формирование умения решать уравнения и составлять уравнения для решения задач

Регулятивные УУД

 Развитие умения планировать и анализировать, оформлять результат, осуществлять     рефлексию своей деятельности

Коммуникативные

Формирование навыка  совместной работы  в группе.

Личностные

Формирование  целевых ориентиров и смысла ученической деятельности, самооценки на основе критерия успешной ученической деятельности, чувства личной ответственности за качество выполняемой работы.

Педагогические технологии

 ИК-технология, проблемное обучение

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, листы для самооценки

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Подготовка уча-

щихся к объяснению нового знания:

- актуализация изученных знаний и способов действий;

- мотивация учащихся к пробному учебному

действию и его самостоятельное осуществле-

ние; оценка лучших домашних работ

Вопросы:

-Чему мы научились  вчера на уроке?

- Что такое уравнение?

Работа по слайду

Отвечают на вопросы

Познавательные: 

  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: 

  • умение отвечать на вопросы учителя,
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня выполненной работы.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Слайд

Формулируют задачи урока

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание

Личностные: осознание и принятие цели урока.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление  пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Не решая уравнений, проверь, какое из чисел является корнем уравнения.

Слайд

Угадайте корень уравнения

Слайд

Решение  уравнения

Слайд

Работа в парах

Слайд

Записывают в тетрадь тему урока и осмысляют различие целей

Работа по слайдам

Решают  уравнения

Работают в паре, контролируют процесс решения

Самооценка

Регулятивные:

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: 

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  •  аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации
  • использование критериев для обоснования своего суждения
  • формирование навыка  совместной работы  в группе

 

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 Активизация способов действий и мыслитель-

ных операций; мотивация учащихся к пробному учебному

действию и его самостоятельное осуществле-

ние

Проектная задача:

  1. Какую задачу можно придумать  по такой краткой записи?
  2.  Вопросы учителя

Работа в группах.

Учащиеся придумывают условие задачи 

Анализируют полученные данные в группе, делают вывод о том, правильно ли составлена задача.

Защищают свою работу

Познавательные: 

  • умение составлять несплошной текст для решения поставленных задач;

Регулятивные:

  • умение делать выводы по результатам полученных данных.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные:

  • Умение приводить доказательства (аргументировать).
  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. Соотнесение цели учебной дея-

тельности и её результатов

По цепочке продолжите любое из предложений:

Сегодня я научился…

Теперь я знаю …

Я понял, что …

Мне надо помнить, что …

Кроме цели урока, я ещё …

Оцените свою работу на уроке: встаньте те, кто считает, что работал и усвоил тему на «отлично»;

поднимите правую руку те, кто оценивает себя на «хорошо».

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самым активным поставить отметки.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, рефлексируют.

Регулятивные: 

– рефлексия способов и условий действия;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: 

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 Личностные: 

– адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности;

– самооценка на основе критерия успешности.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагаю выполнить домашнюю работу на 3, 4,5. Слайд

Выбирают номера

Личностные: умения самостоятельно делать выбор;

Коммуникативные:

умение задать необходимый (уточняющий) вопрос

Приложение к уроку

Лист самооценки

Понимаю и принимаю цель урока

1-2-3

Знаю все определения

1-2-3

Понимаю, что такое корень уравнения, знаю, как проверить

1-2-3

Умею самостоятельно решать уравнения и правильно их оформлять

1-2-3

Умею составлять уравнения по условию задачи

1-2-3

Умею решать все задания самостоятельной работы

1-2-3

Эмоциональное состояние

1-2-3

Итого

Лист самооценки

Понимаю и принимаю цель урока

1-2-3

Знаю все определения

1-2-3

Понимаю, что такое корень уравнения, знаю, как проверить

1-2-3

Умею самостоятельно решать уравнения и правильно их оформлять

1-2-3

Умею составлять уравнения по условию задачи

1-2-3

Умею решать все задания самостоятельной работы

1-2-3

Эмоциональное состояние

1-2-3

Итого

Лист самооценки

Понимаю и принимаю цель урока

1-2-3

Знаю все определения

1-2-3

Понимаю, что такое корень уравнения, знаю, как проверить

1-2-3

Умею самостоятельно решать уравнения и правильно их оформлять

1-2-3

Умею составлять уравнения по условию задачи

1-2-3

Умею решать все задания самостоятельной работы

1-2-3

Эмоциональное состояние

1-2-3

Итого

Лист самооценки

Понимаю и принимаю цель урока

1-2-3

Знаю все определения

1-2-3

Понимаю, что такое корень уравнения, знаю, как проверить

1-2-3

Умею самостоятельно решать уравнения и правильно их оформлять

1-2-3

Умею составлять уравнения по условию задачи

1-2-3

Умею решать все задания самостоятельной работы

1-2-3

Эмоциональное состояние

1-2-3

Итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Авторы ТК: Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова

Учитель: О.В. Баталова, НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

Технологическая карта урока

Предмет____математика________________________________________________________

Класс___5____________________________________________________________

Автор УМК_____ Н.Я.Виленкин. Математика 5 класс, 2016 г ______________________

Тема урока _ Измерение углов. Транспортир

Тип урока__ УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ __________________

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

1.Приветствует, проверяет  подготовленность к уроку, организует внимание с помощью загадки: 

«Он развернутый бывает,

Острый может быть, тупой.

Догадайся, кто такой?»

Ответ: Угол

2.Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Отгадывают загадку.

Выделение существенной информации из текста загадки.

Отгадывают загадку Слушают других учащихся.

Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Настраиваются на предстоящую работу в классе,

Контролируют правильность ответов обучающихся

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Выдвигают предположения о теме урока.

Умение высказывать предположение и обосновывать его.

Выдвигают предположение о теме предстоящего урока

Умение строить понятные для других высказывания

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1. Организует беседу, выявляющую представления детей об углах:

-Тема нашего урока непосредственно связана с понятием

«угол», поэтому я предлагаю заполнить схему

2. Давайте подведём итог

Заполняют схему

Осуществление актуализациизнаний, полученных на предыдущих уроках

Отвечают на вопросы,

высказывают свое мнение. Один из учащихся подводит итог работы со схемой. Остальные слушают и дополняют (исправляют)  

Дополнение, уточнение высказанных мнений по  существу полученного задания

Выделяют и

осознают

то, что освоено, а

что нет

Определение границы «знания – незнания»

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

  1. Предлагает выполнить задание:

-Сравните два задания:

1.Определите, какой из двух отрезков на рисунке больше и

на сколько?

А                               В

С                            D

Как вы это сделали?

2.Определите, какой из двух углов на рисунке больше и на

сколько?

Каких знаний и умений не хватает, чтобы выполнить

второе задание?

А что надо уметь?

3. Какую цель урока можем поставить?

Выполняют задание, сравнивают отрезки и углы.

Делают вывод:

- Для того чтобы определить, на сколько один угол больше

(или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а

для этого нужно:

-знать, какой прибор служит для измерения углов;

-знать единицу измерения углов.

Выявление причины возникших затруднений;

формулирование проблемы

Отвечают на вопросы

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Определяют границу «знания – незнания»;

Ставят цель урока

Дополнение, уточнение высказанных мнений по существу полученного задания;

- определение и формулирование цели урока с помощью учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

1.Задаёт вопросы:

-А кто уже знает, какой прибор служит для измерения углов?

- Что означает слово «транспортир»? Из какого языка пришло к нам? Как появился транспортир?

- Откуда можем узнать об этом? (Из Интернета)

Соотносят известное и неизвестное на основе ориентировки в своей системе знаний

Осуществление актуализации личного жизненного опыта;

Умение определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания

Отвечают на вопросы учителя;

Вместе с учителем,

ищут выход из

проблемной ситуации.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

Построение монологических высказываний

Определяют, какими способами можно получить ответы на поставленные вопросы

Принятие и сохранение учебной цели и задач;

Умение  определять способы выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

  1. Предлагает учащимся работу в группах. Задание 1-й группе: узнать, что означает слово «транспортир»?

задание 2-й группе: узнать, из какого языка пришло к нам это слово?

задание 3-й группе: узнать историю появления транспортира,

остальным группам: рассмотреть транспортир, предположить, как этим прибором можно измерить угол.

2. Организует работу с учебником. Прочитайте, рассмотрите рисунок,

составьте последовательность действий для измерения

угла транспортиром.

Выполняют задание,

составляют алгоритм:

1. Совместить вершину

угла с центром на

транспортире.

2. Один из лучей

совместить с нулевой

отметкой на

транспортире.

3. Посмотреть, через

какую отметку проходит

другой луч, и назвать

градусную меру луча.

Анализ объектов (материала), выделение главного;

- выдвижение  предположений;

- извлечение информации из текста в соответствии с целью чтения;

- определение последовательности действий (алгоритм) 

Группы ищут необходимую информацию, обмениваются результатами поиска

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

- высказывание своего мнения;

- участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом

Организуются в группы.

Работают с учебником, составляют план действий

Сознательная организация своей познавательной деятельности;

- умение составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи

6. Первичное закрепление

  1. Предлагает решение задач на построение и измерение углов заданной величины с помощью транспортира;
  2. Предлагает игру «Развиваем глазомер».

  Предполагают величину угла, проверяя свой результат транспортиром

Выдвижение предположений;

- умение сравнивать;

- использование новой информации для решения учебных заданий;

- осуществление действий по образцу и заданному правилу

Выполняют работу, в случае ошибок выясняют совместно с учителем их причину.

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме, умение отвечать на вопросы учителя, умение слышать и понимать речь других

Осуществляют прикидку результата;

По ранее разработанному алгоритму выполняют действия;

Сличение способа

действий и его

результата с эталоном;

Выявление отклонений от эталона.

Осуществление взаимоконтроля

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)

  1. Предлагает самостоятельно выполнить №1651, 1652 по учебнику, 2. После того, как ученики выполнят задание, показывает на слайдах эталон решения, предлагает в парах обменяться тетрадями и перепроверить у соседа

Отрабатывают алгоритм

измерения углов;

.

Использование схем (алгоритма или правила) для решения задач

Выполняют работу, в случае ошибок выясняют совместно их причину.

Осуществление самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи;

Умение слушать и понимать других

Работают по алгоритму;

Проверяют задание у соседа по парте

Умение контролировать действия в процессе выполнения задания;

Обнаружение отклонений и отличий от эталона;

Умение решать задание и сравнивать результат с эталоном

8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

1. Организует подведение итогов. Зачитывает утверждение:

1) Углы измеряют с помощью линейки.

2) Углы измеряют с помощью транспортира.

3) Единицы измерения углов - килограммы.

4) Единицы измерения углов - градусы.

5) 1° равен 1/180 части развернутого угла.

2. Организует рефлексию:

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке

Я узнал ...

Я научился...

У меня возникли сложности ...

3.Возвращает учащихся к схеме, данной в начале урока: Чем мы её можем дополнить?

Выполняют задание на

усвоение материала.

Высказывают свое

мнение, дополняют схему

Осуществление рефлексии способов и условий действия;

- систематизация, обобщение изученного

Отвечают на вопросы «верно-неверно» (хлопок в ладоши - да, топают -

нет).

Умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

Оценивают достижение

поставленных целей.  

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

соотнесение цели и результата собственной деятельности

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Предлагает задания по уровням:

1-й уровень: №1650

2-й уровень: №1659

3-й уровень: 1663

Даёт краткое пояснение домашнего задания

Анализируют задание с целью выбора «по силам»

Умение работать с разными по уровню заданиями

Слушают объяснение учителя, задавают уточняющие вопросы

Умение слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы

Выбирают Д/З

Умение соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом