ПОДГОТОВКА К ЕГЭ: итоговое сочинение - 2019-2020

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на  2019-2020 учебный год:

  • "Война и мир" 150-летие великой книги
  • "Добро и зло"
  • "Гордость и смирение"
  • "Он и она"
  • "Надежда и отчаяние"

 

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
"Отцы и дети"
"Мечта и реальность"
"Месть и великодушие"
"Искусство и ремесло"
"Доброта и жестокость"

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

  1. http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
  2. http://rustutors.ru
  3. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.ctege...
  4. https://vk.com/page-10175642_54708682
  5. https://vk.com/wall-10175642_2800857
  6. https://vk.com/album-10175642_248751221
  7. https://vk.com/album-10175642_248784174
  8. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.ctege...
  9. https://vk.com/videos-10175642?section=album_53555802
  10. https://vk.com/videos-10175642?section=album_53555803
  11. https://vk.com/topic-10175642_36344187
  12. https://vk.com/ege100ballov/itogovoe_p
  13. http://litera.su/learner/final-work/examples-of-wo...
  14. https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=a... Разбор тем сочинений-2017
  15. https://mogu-pisat.ru/about/now/3598761/
  16. https://www.youtube.com/watch?v=hi3OFcl7PE0
  17. https://vk.com/russkiyna100ballov
  18. https://rustutors.ru/itogovoe2020/
  19. https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2020/pr...
  20. https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2020/li...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.



Предварительный просмотр:

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.



Предварительный просмотр:

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ на 2017-2018 год

1. «Верность и измена»

-Л. Н. Толстой «Война и мир»

-Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

-В.Г.Распутин «Живи и помни»

-И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ», «Тёмные аллеи»

-И.С. Тургенев «Отцы и дети»

2. «Равнодушие и отзывчивость»

-А.П. Платонов «Юшка»

-А.И. Куприн «Чудесный доктор»

-Л.Н. Андреев «Кусака»

-М.А.Горький «Легенда о Данко»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

-А.П. Чехов «Тоска»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

-К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

-И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. «Цели и средства»

-М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

-А.Н. Островский «Бесприданница»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений».

-А.С. Пушкин «Дубровский»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

-А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

-С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

4. «Смелость и трусость»

-И.С. Тургенев «Муму»

-Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

- В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

- Н.С. Лесков. «Старый гений»

-А.С. Пушкин «Дубровский»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

5. «Человек и общество»

-Житие «Повесть о Петре и Февронии»

- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

-А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский»

-Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

-И.С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

-И.А. Гончаров «Обломов»

-Н.А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

-А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска»

-И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

-М.А. Булгаков «Собачье сердце»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»

-В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений».

-Л.Н. Толстой. «После бала».

-Н.С. Лесков «Левша»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

Пьесы:

-М. Горький пьеса «На дне»

-А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

-А.Н. Островский «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница»

-Н.В. Гоголь «Ревизор»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

-Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Дополнительно:

-Д. Лондон «Мартин Иден»

- У. Шекспир «Ромео и Джульетта».



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 слов)

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Сочинение состоит из трех  основных частей:

I. Вступление.

II. Основная часть.

  1. Первый тезис+аргумент.
  2. Второй тезис+аргумент.
  3. Третий тезис+аргумент и т.д.

III. Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

Ниже приведены примеры всех элементов сочинения.

ВСТУПЛЕНИЕ

Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Элементы вступления

(перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)

Примеры

Ключевые слова темы

Родители и дети …

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку  только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть, как мы помним,  состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

Вариант

тезиса

Примеры

Прямое выражение главной мысли

Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

АРГУМЕНТ

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.

Элемент аргумента

(перечисленные ниже элементы

располагаются последовательно друг за другом)

Примеры

Обращение к произведению

Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)

Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

Варианты связки

Примеры

Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?

Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Варианты заключения

Примеры

Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Вариант вступления

Примеры

Рассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблеме

Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ

Варианты

тезиса (выбираем один из предложенных)

Примеры

Пример из жизни

Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и  тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.

Вопросно-ответный ход

Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что…

Аналогия (сравнение с миром природы)

На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Варианты заключения

(выбираем один из предложенных)

Примеры

Представляет собой  некую зарисовку, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Цитата

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света», - утверждал Цицерон.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

  1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  1. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

  1. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

  1. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Материалы к итоговому сочинению 2018-2019 года.

Направление "Отцы и дети"

Пример итогового сочинения на тему: "Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?"

 Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да. Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.

 Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню». Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя. Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может». Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.

В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала. Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет». Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.

(481 слово)

Пример итогового сочинения на тему: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?»

 Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это могут быть самые разные события.

Быстрее всего ребенок взрослеет, когда оказывается в тяжелой ситуации, например во время войны. Война отнимает у него близких, на его глазах погибают люди, рушится мир. Испытывая горе и страдания, он начинает иначе воспринимать действительность, на этом его детство заканчивается.

Обратимся к стихотворению К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Война калечит душу, отнимает детство, заставляет преждевременно взрослеть.

 Но не только страдания дают толчок к взрослению. Для ребенка важен опыт, который он приобретает, когда самостоятельно принимает решения, учится отвечать не только за себя, но и за других, начинает о ком-то заботиться.

Так, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании его бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и его первым порывом было просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его выбрать другой путь. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Автор подчеркивает, что именно этот жизненный опыт героя делает его взрослее, недаром Сергей признается: «Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе».

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ребенок взрослеет, когда в его жизни наступают переломные моменты, кардинально меняющие его жизнь.

(342 слова)

Направление "Мечта и реальность"

Итоговое сочинение на тему: "Какие качества могут помочь осуществить мечту?"

 Практически каждый день люди о чем-либо мечтают, но не всем и не всегда удается их осуществить. Почему у одних это получается, а у других нет? Какими качествами обладают те люди, которые успешно реализуют свои желания? Думается, что для воплощения мечты в жизнь важны настойчивость, упорство, способность продолевать возникающие на пути трудности и не сдаваться при неудачах, сила воли, вера в себя.

Именно эти черты характера свойственны герою «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Он всегда, с самого детства, мечтал летать. В годы войны он стал летчиком-истребителем. Однако судьба была жестока к герою. В бою его самолет был подбит, а сам Мересьев получил тяжелые ранения обеих ног, в результате чего их вынуждены были ампутировать. Казалось бы, никогда ему больше не суждено летать. Однако герой не сдается. Он хочет «научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком». Алексей Мересьев прилагает поистине титанические усилия, чтобы добиться своего. Ничто не может сломить дух героя. Он упорно тренируется, преодолевает боль и продолжает верить в успех. В результате его мечта сбылась: Алексей вернулся в строй и продолжил сражаться с врагом, управляя самолет без обеих ног. В этом ему помогли такие качества, как сила воли, упорство, вера в себя.

Вспомним героя рассказа Р.Брэдбери «Зеленое утро» Бенджамена Дрисколла. Его мечтой было вырастить на Марсе много деревьев, чтобы они наполнили воздух кислородом. Много дней герой упорно трудится, сажает семена. Он не позволяет себе оглядываться назад, потому что не хочет видеть, что его труды не приводят к успеху: ни одно семя так и не дало ростка. Бенджамен Дрисколл не поволяет себе отчаяться и опустить руки, не бросает начатое, несмотря на неудачу. Он продолжет трудиться изо дня в день, и однажды наступает день, когда практически в одно мгновение тысячи посаженных им деревьев вырастают и воздух насыщается живительным кислородом. Мечта героя осуществилась. Ему помогли в этом не только упорство и настойчивость, но и способность не падать духом, не пасовать перед неудачей.

Хочется верить, что все эти важные и нужные качества сможет воспитать в себе каждый человек, и тогда мы сможем осуществлять свои самые смелые мечты.

(347 слов)

Итоговое сочинение на темы: "Всегда ли исполнение мечты делает человека счастливым?"

 Каждый человек мечтает, и большинство потом стремится воплотить свои мечты в жизнь. Порой мы прилагаем много усилий, чтобы мечта наконец стала рельностью. И вот наступает долгожданный момент. Мечта осуществилась. Всегда ли это приносит счастье? Думается, что нет, далеко не всегда. Порой оказывается, что сбывшееся желание приносит никакого морального удовлетворения, а возможно, даже делает человека несчастным.

 Такая ситуация описывается в романе Дж. Лондона «Мартин Иден». У главного героя была мечта – стать известным писателем и, достигнув материального благополучия, обрести семейное счастье с любимой девушкой. На протяжении долгого времени герой неуклонно идет к своей мечте. Он трудится целыми сутками, отказывает себе во всем, голодает. Мартин Иден прилагает поистине титанические усилия, проявляет невероятное упорство и силу характера, преодолевает все препятствия на пути к успеху. Его не могут сломить ни многочисленные отказы редакторов журналов, ни непонимание со стороны близких ему людей, особенно возлюбленной – Руфи. В конце концов герой достигает цели: он становится прославленным писателем, его везде печатают, у него появляются поклонники. Люди, которые прежде и знать его не хотели, теперь приглашают его на званые обеды. У него больше денег, чем он может потратить. И Руфь наконец приходит к нему и готова быть с ним. Казалось бы, сбылось все, о чем он когда-то мечтал. Сделало ли это героя счатливым? Увы, нет. Мартин Иден глубоко разочарован. Ни слава, ни деньги, ни даже возвращение любимой девушки не способны принести ему радость. Более того, герой испытывает тоску и моральное опустошение и в итоге кончает жизнь самоубийством.

Таким образом, можно прийти к выводу: исполнение мечты далеко не всегда способно сделать человека счастливым, порой, напротив, оно может привести к трагическому исходу.

(272 слова)

Направление "Дорота и жестокость"

Итоговое сочинение на тему: "Что значит быть добрым?"

Что значит быть добрым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть добрым - значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.

  В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть добрым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан. Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему добрым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель. Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника. Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы. Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть добрым - значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.

Еще один пример доброты находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть. Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману. Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи добрым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома. Под проливным дождем, прронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер. Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему добрым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что доброта всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.

(452 слова)

Итоговое сочинение на тему: "Трудно ли быть добрым?"

 Трудно ли быть добрым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть добрым – значит просто не делать зала и или сочувствовать чужому горю, но отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием ради другого. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему добрые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же ествественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Доброту можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять доброту для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствет на словах.

 Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для доброй женщины.

Вспомним теперь рассказ Александра Павтолича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..." Для него проявление доброты на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.

Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как доброта, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять доброту для него очень сложно; он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.

(458 слов)