Проектная деятельность в школе

   
 
   В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.
   Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
   Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем. Актуальность этой проблемы побудила выбрать тему методической работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (личностные, предметные и метапредметные). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Всесторонне и  наиболее эффективно реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Что же такое проект? Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач, развитие творческих способностей, формирование чувства ответственности, создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества ученика с учителем.

Через проектную исследовательскую деятельность формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • находить несколько вариантов решения проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • коллективного планирования;
  • взаимодействовать с любым партнером;
  • взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • делового партнерского общения;
  • находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • вести дискуссию;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • строить монологическую речь;
  • уверенно держать себя во время выступления;
  • артистично вести себя на публике;
  • использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • отвечать на незапланированные вопросы.

Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата  (в отличие от исследовательской работы, где результат заранее неизвестен). Проект может включать элементы докладов (устных выступлений, дающих общую информацию по какой-либо теме), рефератов (представление исчерпывающей информации по теме из разных источников), исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Проектный метод   можно использовать в любой школьной дисциплине, а также и во внеурочной деятельности (например, в профориентационной или социальной работе)

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Это  наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. Этой целью является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом  связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются этапы работы, принимавшиеся решения с их обоснованием; возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале они выполняют доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах – небольшие  проекты. В среднем звене учащиеся выполняют более сложные проектные работы.

Приведу некоторые примеры проектной деятельности детей в рамках урочных и внеурочных занятий.

Так в 5 классе на уроке-концерте по теме «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе» провожу защиту творческих проектов «Времена года в разных видах искусства».

Цель проекта: развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии словесных, музыкальных и художественных произведений.

Задачи проекта: отработать навыки выразительного чтения стихотворных текстов; развить умение отбирать художественные и музыкальные произведения по теме; научить создавать и использовать при защите презентацию, созданную в программе Power Point; сформировать интерес к высшим достижениям литературы, музыкального и изобразительного искусства, воспитать чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты.

  • Выразительное чтение стихотворений наизусть.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Электронная презентация с использованием репродукций картин русских и советских художников-пейзажистов.

Социальный проект «Подари жизнь книге».

Цель проекта: отремонтировать книги библиотечного фонда школы.

Задачи проекта: обучить практическим навыкам по ремонту книг, сделать памятки о правильном обращении с книгой, научиться работать в команде, сформировать у детей понимание значимости книги в жизни людей, сформировать потребности к чтению.

Ожидаемые результаты.

  • Практические результаты деятельности по проекту: отремонтированные книги в библиотеке, памятки о правильном обращении с книгой.
  • Практические результаты для участников проекта: приобретение навыков ремонта книг, приобретение навыков систематизации и оформления документов, приобретение навыков общения с людьми разного возраста, приобретение навыков проведения социологических опросов и анкетирования, приобретение опыта работы в команде.
  • Воспитательные результаты: воспитание понимания значимости книги в жизни человека, воспитание потребности к чтению.

Сроки реализации проекта. На первом собрании актива мы решили, что проект должен быть реализован в течение 2-х месяцев, то есть на реализацию проекта мы отвели всю вторую четверть учебного года.

  1.  Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

Каждая группа получила свое задание:

Группа 1 – занимается ремонтом книг.

Группа 2 – собирает информацию о том, как изготавливались первые книги и как производятся сейчас, собирает народную мудрость о книгах, а также готовит печатный материал.

Группа 3 – встречается с людьми, с которыми придется сотрудничать в ходе реализации проекта; проводит социологический опрос и анкетирование.

Группа 4  - занимается изготовлением памяток о правилах пользования книгами.  

  1. Программа действий

Мы определили, с кем будем сотрудничать. Наши социальные партнеры: администрация и учителя школы, родительский комитет класса, учащиеся школы, библиотекарь.

Для реализации проекта нам потребуются деньги. Мы решили попросить их у администрации школы и родительского комитета класса. Также мы рассчитали материальные затраты и составили смету.

Основные направления, формы и методы нашей работы мы оформили в виде плана действий. Определили ответственных и сроки выполнения.

План действий.

1

Встреча с директором школы Михалкиной М.Н. и членами родительского комитета.

2

Поиск и анализ информации по данной проблеме в СМИ

3

Анкетирование детей

4

Ремонт книг

5

Изготовление и распространение буклетов с правилами обращения с книгой

6

Ремонт книг

7

Экскурсия в школьную библиотеку

8

Составление «Книги мудрости»

9

Подведение итогов. Награждение активных участников

  1. Реализация плана действий

Подготовительный этап

1 ноября мы встретились с директором школы,  Михалкиной М.Н., которая согласилась выделить деньги на покупку канцтоваров и предложила после завершения проекта как результат деятельности организовать группу экскурсоводов, которая провела бы экскурсию для младших школьников. Тем самым, мы бы показали малышам, какую ощутимую пользу принес наш проект. Родительский комитет также не отказал нам в помощи, пообещав приготовить награды для участников и помочь с приобретением канцтоваров.

В дни каникул, со 2 по 10 ноября мы продолжали трудиться: нами была найдена информация по данной проблеме в СМИ. Решили, что для ремонта книг лучше использовать прозрачный скотч. Нашли и распечатали необходимую информацию для памяток и буклетов.

Сразу после каникул с 11-18 ноября мы провели анкетирование учащихся школы по данной теме. Опрашиваемым были представлены следующие вопросы:

  • Любите ли вы читать? Если нет, то почему?
  • Читали вам родители в детстве?
  • Обсуждаете ли вы с родителями прочитанную книгу? Если нет, то почему?
  • Есть ли у вас домашняя библиотека?
  • Вы знаете правила обращения с книгой? Назовите их.
  • Пожелание школьной библиотеке.

Ответы респондентов.

 1 вопрос: только 20% опрошенных любят читать, остальные предпочитают смотреть фильмы, поставленные по книгам.

2 вопрос: 100% опрошенных слушали в детстве чтение книг родителями. В основном, это были сказки.

3 вопрос: обсуждают книги с родителями только 12% опрошенных.

4 вопрос: имеют домашнюю библиотеку только 5 % учащихся.

5 вопрос: 50% не знают правила обращения с книгой, 12% не хотят их знать, остальные учащиеся знакомы с правилами и назвали такие как « не пачкать», «не рвать», «не загибать страницы». Это еще раз доказывает, что проблема, которую мы подняли, очень актуальна.

Основной этап.

С 20 ноября мы начали ремонт книг.                                        

Сначала мы обследовали библиотечный фонд и выявили книги, нуждающиеся в ремонте. В день нам приходилось работать лишь по 1-1,5 часа. За это время мы успевали подклеить лишь 20-25 книг.

На ремонт мы потратили больше времени, чем рассчитывали. Привлекать к данному виду работы приходилось и ребят из других групп. Всего нами было  «вылечено» около 300 книг.

  С 28 ноября по 4 декабря мы разрабатывали эскиз буклета, в котором отразили правила работы с текстом.  Затем  изготавливали буклеты  и дарили учащимся нашей школы. Мы распространили 50 буклетов. Надеемся, материал, опубликованный нами, поможет ребятам правильно читать тексты.

12 декабря мы пригласили всех желающих в школьную библиотеку и рассказали им о том, как изготавливались книги раньше и как их печатают сейчас, сколько людей участвует в создании книг и сколько средств на это затрачивается. Познакомили ребят с правилами обращения с книгой.

 А потом  мы устроили рейд по среднему звену с целью выявить состояние учебников у наших сверстников и научить их устранять «болезни» книг.

  Также мы собрали все мудрые выражения о книге, которые встречались нам на пути реализации проекта и поместили их в один альбом, назвав его «Книгой мудрости». Он будет храниться в нашем классе, и туда мы будем записывать все мудрые мысли.

21 декабря все участники соцпроекта «Подари жизнь книге» получили грамоты.

  1. Оценка результативности проекта

Реализовав проект, мы добились желаемых результатов:

  • Получили навыки ремонта книг.
  • Сделали и распространили памятки о правильном обращении с книгой.
  • Приобрели навыки систематизации и оформления документов.
  • Приобрели навыки общения с людьми разного возраста.
  • Приобрели навыки проведения социологических опросов и анкетирования.
  • Научились работать в команде.
  • Сформировали  понимание значимости книги в жизни человека.
  • Сформировали потребность к чтению.

Учебный проект «Готовлюсь к экзамену: как писать изложение?»

(выполнил ученик 9 А класса Берглезов Дмитрий)

Цель  проекта: подготовиться к выполнению первой части экзаменационной работы по русскому языку в форме ОГЭ, помочь в подготовке своим одноклассником.

Актуальность выбранной мной темы я вижу в том, что изучение волнующих меня вопросов поможет лучше подготовиться к экзамену по русскому языку. Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо  не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.

Задачи проекта: 

  • рассмотреть понятия «изложение» и «сжатое изложение», изучить литературу по теме,
  • изучить приемы сжатия текста,
  • определить те виды упражнений, которые помогут мне подготовиться к выполнению первого вида задания ОГЭ по русскому языку
  • выяснить, знакомы ли мои одноклассники с терминами «изложение» и «приемы сжатия текста», умеют ли они сокращать текст и какие приемы сжатия используют чаще.
  • Разработать буклет-памятку для своих одноклассников.

Реализация плана действий

1. Подготовительный этап

В начале учебного года наш класс писал работу в форме ОГЭ. Многие ребята были удивлены и огорчены ее результатами, так как им были снижены баллы за сжатие текста.  Я обратился на сайт ФИПИ и изучил «Критерии оценивания сжатого изложения». Оказывается, за сжатие текста можно получить до 3-х баллов; все зависит от того, сколько приемов сжатия и в скольких микротемах использовано.

Я провел социологический опрос своих одноклассников, в  ходе которого  я установил, что:

  • 95% моих друзей знакомы с таким видом работы как изложение,
  • 85,7%  - знакомы с термином «сжатое изложение»,
  • 61,1%  опрошенных знают приемы сжатия текста,
  • Но 45% из них (почти половина) испытывают трудности в выполнении этого вида работы.

C:\Users\Diomag\Desktop\Снимок4.PNG

C:\Users\Diomag\Desktop\Снимок3.PNG

C:\Users\Diomag\Desktop\Снимок1.PNG

C:\Users\Diomag\Desktop\Снимок2.PNG

Следовательно, зная приемы сжатия текста, не все могут применять их на практике. И работа по отработке навыков компрессии текста необходима.

2. Основной этап.

 Я проанализировал изложения моих одноклассников и выявил типичные ошибки, которые они допускают при выполнении данного вида работы. Мной было установлено, что:

  • некоторые из моих одноклассников путают понятия «краткий пересказ» и «короткий», так как пытаются не сократить текст, а укоротить его, недописав или упустив важные микротемы (на первой диаграмме видно, что таких 20 % учащихся),
  • не все  мои одноклассники умеют сокращать текст, так как не знают приемы сжатия или не умеют применять их на практике (на второй диаграмме видно, что только 48 % учащихся сжали все три микротемы,  24% сжали 2 микротемы, 12% сжали одну микротему и 16% учащихся вообще не сжимали текст),
  • большинство учащихся используют такой прием сжатия, как «исключение» (на четвертой диаграмме видно, что это 60% учащихся), 20 % использовали 2 приема сжатия, 4% учащихся использовали все три приема).
  • На третьей диаграмме видно, что были также допушены логические ошибки (порядок построения текста, повторение одной и той же мысли) и неправильно выделяли абзацы.

После изучения литературы по теме мной были составлены инструкции «Как писать сжатое изложение» и «Как проверить текст», определены типы заданий, направленные на формирование умения сокращать текст.

Как писать сжатое изложение.

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Как проверить текст

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 
2.Первый раз читай с целью проверки содержания. 

Ответь на вопросы:

  • Передано ли основное содержание исходного текста? 
  • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? 
  • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? 
  • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 

3.Второй раз читай с целью корректировки текста. 

Ответь на вопросы: 

  • Можно ли текст назвать связным? 
  • Правильно ли выделены абзацы? 
  • Нет ли грамматических ошибок? 
  • Нет ли речевых ошибок? 
  • Выразительна ли речь? 

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь! 

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

Типы заданий, направленные на сжатие текста:

1.Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

На основе данных материалов  я разработал буклет-памятку, который раздал своим одноклассникам, чтобы помочь им подготовиться к экзамену.

       

Таким образом, проект для ученика - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

А для учителя - это дидактическое средство, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.



Предварительный просмотр:

Тема моей учебной проектной работы «Особенности местных диалектов в названиях предметов домашнего обихода» 

Тема обусловлена ее актуальностью. Нижегородчина – моя родина, поэтому меня заинтересовала необычность речи местных жителей пожилого возраста.

Объектом исследования является региональный материал, фрагмент языковой картины мира одной территории, в частности, устная речь коренных жителей сел Павловского района Нижегородской области.

Предмет исследования – особенности говора жителей сел Павловского района Нижегородской области, его лексические особенности.

Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, что такое диалект и чем он отличается от наречия и говора, ознакомиться с возможно большим количеством диалектных названий предметов домашней утвари, элементов одежды, которыми пользовались наши предки, определить их назначение и установить активность их употребления.

Изучение материала проводилось на основе использования различных методов: изучение теоретических источников, опрос старожилов данной местности, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, обобщение полученных знаний.

В работе я пыталась доказать гипотезу, что многие диалектные слова устарели и исчезли из лексикона, потому что не осталось понятий, которые они обозначают.

В теоретической части своей работы я рассмотрела такие понятия как диалектология, говор, наречие, диалект, рассмотрела классификацию русских говоров и положение Нижегородской области на диалектологической карте.

Что прежде всего замечают в нижегородской речи приезжие? Особенности волжского говорка, а особые местные словечки могут поставить приезжего в тупик.

Вот, например, фраза: «Чай, успею». Столичный гость подумает, что кто-то просто не спешит выпить чая. Тем временем, слово «чай» в значении «надеюсь, наверное» давно стало лакмусовой бумажкой – слышишь его от человека и понимаешь, что он из Нижнего. Произошло оно от устаревшего глагола «чаять» - надеяться, ожидать.

Слово «уделать» имеет разные значения в разных уголках нашей страны. Например, нижегородцы вполне могут попросить вас «уделать телевизор». То есть «устроить, наладить, починить».

Или вот еще фраза: «Купили диван, а он не убирается!». Любой москвич потеряет дар речи: что же это за чудо техники такое – диван, который сам наводит порядок. Но любой нижегородец ему объяснит, что дело вовсе не в фантастических талантах местных инженеров, а в том, что огромный диван не помещается на типовой кухне в 9 квадратных метров. Здесь слово «убираться» используется в значении «уместиться во что-либо».

А если вы выйдите на улицу с кастрюлей на голове, то не удивляйтесь фразе «ляховский какой-то». Дело в том, существует в Нижегородской области поселок Ляхово. Прославился он когда-то колонией для душевнобольных. Колония постепенно превратилась в Нижегородскую областную психоневрологическую больницу. А среди местных жителей слово «ляховский» закрепилось как синоним помутнения рассудка.

Я опросила своих родственников и знакомых, живущих в сельской местности, с целью выявления диалектных слов, обозначающих предметы быта. Всего мной было записано более 90 слов и дано им толкование. Собранный мной материал я проанализировала и систематизировала, разбив на тематические группы:

  • «Дом и его части» (21 слово: боров, передня, подклет и д.р.)
  • «Одежда, обувь и их части» (19 слов: душегрейка, фуфайка и д.р.)
  • «Утварь» (17 слов: жбан, рушник-«корзина», бокоуша и д.р.)
  • «Инструменты» (11 слов: ухват, прялка, падог, лоток, голик и д.р.)
  • «Надворные постройки» (8 слов: анбар, тын, сушилы, двор и д.р.)
  • «Еда, ее остатки» (4 слова: калабан, ошурки, хлёбово, щерба)
  • «Связка вещей» (4 слова: сувой, торба, узел, вязанка)
  • «Домашние животные»(4 слова: кочет, куриты, кутята, теги)
  • «Мебель» (4 слова: люлька, зыбка, тубаретка, шпанер)

Несколько слов не были классифицированы и не вошли ни в одну группу: шпаер, щёлок, шабёр, подзор, рушник- «полотенце», утирка.

Итогом моей работы стал «Словарь диалектных слов Павловского района Нижегородской области», составленный на основе собранного материала.

Среди собранных мной слов оказались слова многозначные. Например, «Рушник – 1. вышитое полотенце, 2. корзина из ивовых прутьев с одной ручкой».

Встретились варианты одного и того же слова, например: «Шобно (шобны, шобонья)- старые вещи (об одежде)», «Батог (падог)– клюшка для старых людей и инвалидов».

Среди диалектизмов есть и синонимы, например: рушник – бокоуша - веренька «корзина», сряда – справа - шобно «одежда».

В школе мной было проведено анкетирование сверстников. Всего было опрошено 18 человек. Мне было интересно узнать, знают ли мои друзья, что такое «диалект», «утварь», знакомы ли они с диалектной лексикой.

Результаты опроса меня порадовали.   Я установила, что:

  • 10 человек знакомы с термином «диалект». Владение термином они объяснили тем, что про диалектные слова им рассказывал учитель на уроках русского языка. 8 человек затруднились ответить на мой вопрос или дали неточную формулировку.
  • Термин «утварь» тоже многим знаком: дали точное определение 17 человек. Ребята познакомились с этим термином на уроках истории. Лишь 1 человек не знал определение.
  • Также я попросила своих одноклассников объяснить значение слов «корыто», «кадка», «упечь». Это задание оказалось очень сложным. Если слово «корыто» знакомо 13 моим друзьям (кто-то видел дома деревянное, у кого-то бабушки полоскали белье в железном), то со словом «кадка» знакомы 2 человека, а об «упечи» совсем никто не слышал.

Объясняется это тем, что все заготовки на зиму наши мамы и бабушки привыкли делать в стеклянных банках разной ёмкости, а соления в деревянных кадках можно встретить очень редко (если только сохранился семейный рецепт соления или квашения). Да и посуду больших объемов сложно хранить: в холодильник точно не поместится.

Печь в доме встретить тоже сложно. Большинство друзей живут в квартирах, а в частных домах установлены газовые и электрические  котлы. У кого-то есть дровяные камины, но они носят декоративные функции. И камин не печь! Таким образом, незнание значений диалектных слов связано с развитием технологий, оторванности современной молодежи от быта, в котором жили предки.

Гипотеза о том, что многие диалектные слова устарели и исчезли из лексикона, потому что не осталось понятий, которые они обозначают, не подтвердилась, так как в сельской местности диалектные слова еще функционируют. 

 Из моих наблюдений выяснилось, что села Павловского района остаются уникальными в плане сохранения старого русского языка, скорее всего, даже слов, которые вышли из активного употребления уже очень давно.

Здесь  употребляются слова в значениях, присущих только этой местности. Например, похлёбка, пинжак, лохань, говеть, накидушка, корыто  и т.д.

В наше время местные языковые особенности сохраняются преимущественно в деревнях и селах. Речь городского населения тоже отчасти отражает областные диалекты. Но еще до революции влияние литературного языка захватило все слои городского населения и стало проникать в деревню, а с появлением в жизни людей радио и телевидения воздействие литературного языка на диалекты усилилось.

Разрушение русских говоров, их растворение в литературном языке — сложный и неравномерный процесс. Ввиду устойчивости определенных языковых явлений диалектные различия будут еще долго сохраняться.

Диалектные слова можно встретить в книгах русских писателей — классиков и современных. Диалектизмы употребляются писателями-реалистами обычно лишь для создания местного речевого колорита. И тут все зависит от мастерства художника, от его вкуса и такта.

Практическую ценность я вижу в том, что в работе имеется богатый иллюстративный материал, который может быть предметом изучения как в школе, так и в вузе.

Приложение №1.

Диалектологические карты русского языка в Европе.

1915год.

1964год.

Приложение №2.

Тематические группы диалектизмов.

Дом и его части

Одежда, обувь и их части

Утварь

Инструмен-ты

Надворные постройки

Еда и её остатки

Связка вещей

Домашние животные

Мебель

Не классифи-цированы

Боров западня закуток колидор матица переборка передня печурка подловка подклеть подмост подпечек подпол полати   сени     упечь   чулан шесток

Баретки варьги   вдёжка  голицы душегрейка       запон        зипун      опорка поддергайка  порточина порты     справа срачница сряда фуфайка чувяки    шобно финтифлюшки

Бокоуша веренька

жбан

кадка

короб корыто лукошко набирка ополовник рукомойник       стойка

туес  

ухват  

 чан чапарка чугун

Голик жалейка лоток

Прялка

 батог

клюка черенок дрын рушник утирка

Анбар гумно двор загородь зады колодезь прясло сушилы тын

Калабан

ошурки хлебово щерба

Вязанка узел сувой торба

Кочет куриты кутята

теги

Зыбка люлька тубаретка

Шпаер  щёлок   шабёр  подзор

заулок

усад

шабры

Приложение №4.

Приложение №5

Список информантов.

  1. Сорокина Нина Ивановна, 1940 года рождения; родилась в селе Таремское; русская; по вероисповеданию православная; пенсионерка; работала в колхозе; образование – 7 классов.

  1. Ложкин Иван Родионович, 1937 года рождения; родился в селе Давыдово; русский; по вероисповедованию православный; пенсионер; работал в колхозе; образование –7 классов.

  1. Лепёшкин Николай Фёдорович, 1946 года рождения; родился в селе Давыдово; русский; по вероисповедованию православный; пенсионер; работал в колхозе; образование – 7 классов.

  1. Кондратьева Анна Алексеевна, 1929 года рождения; родилась в селе Лаптево; русская; по вероисповедованию православная; пенсионерка; работала продавцом в продуктовом магазине; образование – 7 классов.

  1. Кривдин Алексей Михайлович, 1950 года рождения; родился в деревне Молявино; русский; по вероисповедованию православный; пенсионер; работал в колхозе; образование – 8 классов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В чем богатство русского языка? Социологическое исследование лаборатории «АзБуки» города Павлово Нижегородской области Лаборанты: Катя Д., Настя Е. , Миша Р. , Максим Я. , Даша Ш. Руководитель лаборатории Морозова Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы Всероссийский сетевой исследовательский образовательный проект 2017г.

Слайд 2

Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский

Слайд 3

Цель исследования: выяснить, в чем богатство русского языка. Задачи исследования: Изучить литературу по данному вопросу. Провести опрос учащихся, их родителей и учителей школы. Проанализировать результаты. Сделать вывод.

Слайд 4

Гипотеза: предположим, что богатство русского языка заключается не только в большом количестве лексических единиц, но и в употреблении устойчивых сочетаний слов, пословиц и поговорок, использовании в речи разнообразных синтаксических конструкций.

Слайд 5

План исследования: Познакомиться со статьей учебника о богатстве русского языка. Посмотреть информацию по теме в интернете. Сделать подборку афоризмов о богатстве языка. Провести опрос учащихся школы, учителей и родителей: в чем богатство русского языка? Составить диаграмму, проанализировать полученные результаты. Сделать выводы.

Слайд 6

Ход исследования.

Слайд 7

1. Из учебника мы узнали: Русский язык имеет огромный лексический запас. В «Большом толковом словаре русского языка» С.А.Кузнецова около 130 тысяч слов Богатство языка создается и тем, что в нем есть слова близкие и противоположные по значению, устойчивые выражения, пословицы и поговорки. Изменять значения слов, придавать им оттенки могут приставки и суффиксы. Очень выразительны русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. Одну и ту же мысль можно выразить как простым, так и сложным предложением.

Слайд 8

2. Ссылки интернета по теме. http://works.doklad.ru/view/2CpNXKa0sCU/7.html http://fb.ru/article/301829/v-chem-zaklyuchaetsya-bogatstvo-russkogo-yazyika-kratkiy-otvet-na-vopros http://maridat.ucoz.ru/publ/1-1-0-25 http://www.studfiles.ru/preview/6306154/ http://citatavsem.ru/c139.html http://www.slovana.ru/uchebniki/russkogo-yazyka/uchebnik-russkij-jazik-5-6-7-8-9-klass-babajtseva-chesnokova-str-01-20.htm

Слайд 9

3.Афоризмы о богатстве языка. Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (Мериме П.) Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и пр., что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве "мужицкой силы". (Толстой А. Н.) Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. (Добролюбов Н. А.) Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. (Короленко В. Г. ) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Тургенев И. С.)

Слайд 10

4. Мы опросили

Слайд 11

Нам было интересно узнать: Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? При помощи каких средств языка вы наиболее точно выразите свою мысль? Что придает языку образность и выразительность? Для чего заимствуются слова из других языков? В чем богатство русского языка?

Слайд 12

5. Результаты опроса. В тесте-опросе приняли участие: учащиеся среднего и старшего звена - 72 человека, родители - 38 человек, учителя - 35 человек.

Слайд 13

Вопрос 1: Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

Слайд 14

Вопрос 2: При помощи каких средств языка вы наиболее точно выразите свою мысль?

Слайд 15

Вопрос 3: Что придает языку образность и выразительность?

Слайд 16

Вопрос 4: Для чего заимствуются слова из других языков?

Слайд 17

Вопрос 5: В чем богатство русского языка?

Слайд 18

6. Вывод: Мы подтвердили гипотезу о том, что богатство русского языка состоит в большом запасе слов, который постоянно пополняется через заимствования, словообразование и возникновение новых значений у уже существующих слов; в использовании слов в переносном значении, синонимов, антонимов, устойчивых выражений, пословиц и поговорок, которые придают речи образность; синтаксические и словообразовательные средства языка также составляют богатство языка и помогают точно передать наши мысли.

Слайд 19

Литература: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9-кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений-М.: Дрофа, 2012 А.Б.Голуб. Русский язык.Весь курс:для выпускников и абитуриентов- М.: Эксмо,2009 Л.В.Давыдов. Русский язык и культура речи.- М.: Издательство “Экзамен”, 2011



Предварительный просмотр:

Преемственность в организации проектной деятельности учащихся начальной и основной школы.

Основная задача современного отечественного образования – развитие ребенка. И этот процесс начинается с раннего детства. Ключевым средством развития может выступать проектная деятельность как система планируемых и реализуемых действий, средство достижения поставленных целей и задач, пробуждающее и развивающее творческий потенциал.

Проектная деятельность интегративна – она соединяет в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность. Это делает её привлекательной для педагогической практики. Включая детей в проектную деятельность, педагоги решают ещё одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование УУД.

Данная методика в настоящее время активно применяется и в дошкольных учреждениях, а в начальной и основной школе проектная деятельность выступает средством выполнения требований ФГОС.

Но основные задачи проектного обучения на различных ступенях образования (в дошкольном учреждении, начальной и основной школе) различны.

Цель  проектного обучения в дошкольном учреждении – пропедевтика проектных умений. Непосредственная образовательная деятельность в детском  саду  формирует представления у детей о понятиях проектной деятельности (план, проблема, цель, результат и т.д.) и представление о проектных умениях.

В начальной школе дети готовятся к самостоятельному проектированию. Они  учатся сначала с помощью учителя, а потом  самостоятельно формулировать проблему, цель  проектирования и  ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. В групповом проекте учащиеся взаимодействуют друг с другом, договариваются, распределяют работу.

Уже с первой ступени образования развиваются умения разрабатывать замысел и  пути реализации проекта, воплощать этот замысел в продукте, который впоследствии презентуется. Проектная деятельность обеспечивает развитие метапредметных умений, активизацию учебной деятельности, передачу учащимся инициативы в познании, в развитии умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Благодаря использованию проектной методики у  детей развиваются умения наблюдения, измерения, сравнения, моделирования, экспериментирования, умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и работать с источниками информации. Кроме того учащиеся проявляют инициативу и  самостоятельность в обучении, критически и творчески работают в сотрудничестве, умеют защищать свои убеждения, оценивать и понимать сильные и слабые стороны аргументов.

В средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности.

Однако возможности  детей разных возрастных групп, обучающихся на второй школьной ступени,  неодинаковы. В связи с чем можно выделить два этапа возрастного развития в средней школе.

Первый этап – этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний) 5-6 классы. Это образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую. 

Второй этап – этап «опыт действия» 7-9 классы. Этап активного приобретения «опыта». Это этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете.

Цепочка выполненных учащимся проектов  строится по принципу от простого к сложному. Первые проекты такие как «Письмо Деду Морозу» (при изучении темы «Обращение» по русскому языку в 5 классе) или «Моя любимая сказка А.С.Пушкина» (при изучении творчества А.С.Пушкина по литературе в 5 классе) очень просты и индивидуальны. Здесь  учащиеся 5 класса приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации.

Для создания наиболее сложных проектов используется работа в группах, позволяющая наиболее глубоко и разносторонне работать над проектом. Разнообразны и интересны темы проектов: «Готовлюсь к экзамену: как писать изложение», «Русские народные сказки», «Трансформация образа русского богатыря в искусстве», «Что в имени тебе моем…», «По шерсти собаке кличка», «Кто скрывается за ником?», «Когда слова становятся крылатыми?». Законченные работы используются не только как наглядный материал, но и в дальнейшем как источник информации на уроках и во внеурочной деятельности. А  учащиеся, получив и осознав результат первого опыта своей самостоятельной работы,  подготовлены для решения наиболее значимых исследовательских задач  в следующих классах.

Так я осуществляю подготовку учащихся к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, что является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому необходимо неразрывно и системно формировать и развивать проектные умения детей, обеспечивая опыт проектной деятельности. Это возможно лишь тогда, когда между ДОУ, начальной и средней школой существует преемственность. Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, переход от одной ступени образования  к другой. Необходимо организовать в школе единый развивающий мир  начального и среднего образования. Важно также учитывать физическое развитие детей, познавательную активность, умственные способности, творческое воображение, коммуникативные умения на каждой ступени обучения и развития.  

Задача учителя — обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: