Уроки: русский язык. 8 класс

Презентации к урокам русского языка. Программа по русскому языку для 5-9 классов основной школы составлена с использованием материалов ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.No1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной программы по русскому(родному) языку и рабочей программы к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.(Русский язык. Рабочие программы .Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2016).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Планирование169.5 КБ
Office presentation icon Урок №11.73 МБ
Office presentation icon Урок №22.1 МБ
Office presentation icon Урок №32.4 МБ
Office presentation icon Урок №42.11 МБ
Office presentation icon Урок №52.36 МБ
Office presentation icon Урок №6127.5 КБ
Office presentation icon Урок №7362 КБ
Microsoft Office document icon Урок №8-диктант29.5 КБ
Office presentation icon Урок №92.08 МБ
Office presentation icon Урок №10743 КБ
Office presentation icon Урок №111.74 МБ
Office presentation icon Урок №12236 КБ
Office presentation icon Урок №13963.5 КБ
Office presentation icon Урок №141.35 МБ
Office presentation icon Урок №151.53 МБ

Предварительный просмотр:

8 класс (3 часа в неделю, 102 часа)

п/п

Название раздела,

темы урока

Количество часов

Дата проведения урока

примечание

Язык. Речь. Речевое общение

1 час

1

Русский язык в современном мире. Уникальность и своеобразие русского языка.

1

02.09

Повторение изученного в V-VII классах(6 + 1Р/Р)

7 часов

2

Пунктуация и орфография. Знаки завершения, разделения, выделения. Пунктуационный разбор.

1

04.09

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

05.09

4

Буквы –н– и –нн– в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

09.09

5

Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (по упр. 26).

1

11.09

6

Слитное и раздельное написание не– с разными частями речи.

1

12.09

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Повторение». Подготовка к контрольному диктанту.

1

16.09

8

Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение».

1

18.09

Синтаксис. Пунктуация.  Культура речи(77 + 11Р/Р)

88 часов

Синтаксис и пунктуация

8 часов

9

Основные единицы синтаксиса: слово, словосочетание, предложение, текст.

1

19.09

10

Текст как единица синтаксиса. Основные признаки текста.

1

23.09

11

Предложение как единица синтаксиса. Строение, грамматическая основа предложения.

1

25.09

12

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическая связь в словосочетании.

1

26.09

13

Виды словосочетаний. Устойчивые сочетания слов.

1

30.09

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

1

02.10

15

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

03.10

16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание». Проверочная работа.

1

07.10

Простое предложение(3 + 1Р/Р

4 часа

17

Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

09.10

18

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

10.10

19

Р.р. Описание памятника культуры (по упр. 89).

1

14.10

20

Контрольная работа № 2. Сочинение-описание памятника культуры.

1

16.10

Двусоставные предложения(14 + 1Р/Р)

15 часов

21

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

1

17.10

22

Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое.

1

21.10

23

Составное глагольное сказуемое: строение и лексико-грамматическое значение.

1

23.10

24

Составное именное сказуемое: строение и лексико-грамматическое значение.

1

24.10

25

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

28.10

26

Второстепенные члены предложения и их роль.

1

30.10

27

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

1

31.10

28

Определение как второстепенный член предложения. Виды определений.

1

13.11

29

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

1

14.11

30

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Группы обстоятельств.

1

18.11

31

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

20.11

32

Р.р. Характеристика человека (по упр. 165).

1

21.11

33

Контрольная работа № 3. Сочинение-характеристика человека.

1

25.11

34

Повторение и обобщение знаний по теме «Двусоставное предложение». Подготовка к контрольному диктанту.

1

27.11

35

Контрольная работа № 4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение».

1

28.11

Односоставные предложения(8 + 2Р/Р)

10 часов

36

Односоставные предложения и способы выражения главного члена в них. Назывные предложения.

1

02.12

37

Определённо-личные предложения и форма выражения главного члена в них.

1

04.12

38

Неопределённо-личные предложения и форма выражения главного члена в них. Обобщённо-личные предложения

1

05.12

39

Р.р. Инструкция как описание опыта и способов деятельности. Написание инструкции (по упр. 197).

1

09.12

40

Безличные предложения и форма выражения главного члена в них.

1

11.12

41

Р.р. Рассуждение как тип речи и его особенности. Рассуждение над картиной (по упр. 212).

1

12.12

42

Неполные предложения и способ выражения грамматической основы в них.

1

16.12

43

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

18.12

44

Повторение и обобщение знаний по теме «Односоставное предложение». Подготовка к контрольному диктанту.

1

19.12

45

Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставное предложение».

1

23.12

Простое осложнённое предложение(39 + 6Р/Р)

45 часов

46

Простое осложнённое предложение. Понятие об осложнённом предложении.

1

25.12

47

Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения.

1

26.12

48

Р.р. Употребление однородных членов предложения в речи.

1

30.12

49

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1

13.01

50

Р.р. Изложение – сравнительная характеристика (по упр. 242).

1

15.01

51

Контрольная работа № 6. Выборочное изложение-характеристика.

1

16.01

52

Однородные и неоднородные определения и их назначение.

1

20.01

53

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

22.01

54

Знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами.

1

23.01

55

Р.р. Сравнительная характеристика и требования, предъявляемые к ней (по упр. 263).

1

27.01

56

Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них.

1

29.01

57

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

1

30.01

58

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1

03.02

59

Пунктуационный разбор предложения

с однородными членами.

1

05.02

60

Повторение и обобщение знаний по теме «Однородные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту.

1

06.02

61

Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».

1

10.02

62

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

1

12.02

63

Обособленные определения и знаки препинания при них.

1

13.02

64

Выделительные знаки препинания при обособленных определениях.

1

17.02

65

Место обособленного определения в предложении и способ его оформления.

1

19.02

66

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему и его структура.

1

20.02

67

Контрольная работа № 8. Сжатое изложение с элементами сочинения на дискуссионную тему.

1

26.02

68

Обособленные приложения и пунктуация при них.

1

27.02

69

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях.

1

03.03

70

Обособленные обстоятельства и пунктуация при них.

1

05.03

71

Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1

06.03

72

Обособленные уточняющие члены предложения и знаки препинания при них.

1

10.03

73

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1

12.03

74

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

13.03

75

Пунктуационный разбор предложения

с обособленными членами.

1

17.03

76

Повторение и обобщение знаний по теме «Обособленные члены предложения».

1

19.03

77

Р.р. Роль обособленных членов предложения в тексте. Анализ текста.

1

20.03

78

Закрепление знаний по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту.

1

24.03

79

Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».

1

02.04

80

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение и его назначение.

1

03.04

81

Виды обращений, их употребление и обозначение на письме.

1

07.04

82

Вводные и вставные конструкции  и их назначение в речи.

1

09.04

83

Группы вводных слов и сочетаний по значению.

1

10.04

84

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях и предложениях.

1

14.04

85

Контрольная работа № 10. Сжатое изложение по тексту публицистического стиля.

1

16.04

86

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

17.04

87

Междометие и его роль в предложении.

1

21.04

88

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

1

23.04

89

Повторение и закрепление знаний по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

24.04

90

Р.р. Публичное выступление или эссе с использованием слов, грамматически не связанных с членами предложения.

1

28.04

Чужая речь(5 + 1Р/Р)

6 часов

91

Чужая речь и её строение. Правила оформления предложений с чужой речью.

1

05.05

92

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

1

07.05

93

Диалог, правила его ведения и оформления на письме.

1

08.05

94

Р.р. Рассказ с использованием диалога, прямой и косвенной речи.

1

12.05

95

Цитаты и их употребление в речи. Нормы и правила цитирования.

1

14.05

96

Синтаксический разбор предложений с чужой речью. Повторение .

1

15.05

97

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

19.05

98

Содержание и связь разделов наук о языке. Морфология и синтаксис.

1

21.05

99

Синтаксис и пунктуация. Подготовка к итоговому диктанту.

1

22.05

100

Синтаксис и культура речи. Соблюдение синтаксических норм.

1

26.05

101

Синтаксис и орфография. Правила правописания единиц речи.

1

28.05

102

Коммуникативные единицы, их назначение и правила оформления. Подведение итогов года.

1

29.05


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык в современном мире урок №1 8 класс

Слайд 2

Цели урока: 1) познакомиться с функциями русского языка как языка межнационального общения, государственного языка Российской Федерации, мирового языка, официального и рабочего языка ООН и других международных организаций; 2) научиться составлять опорный конспект, 3) углубить знания о роли русского языка в развитии русской литературы.

Слайд 3

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара. А. Н. Толстой

Слайд 4

Какой язык можно назвать «мировым»? По «Энциклопедическому словарю юного филолога»: мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные.

Слайд 5

Почему русский язык относится к мировым языкам? — Русский язык охватывает международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм, на нем общаются ученые разных стран, он изучается в качестве иностранного в вузах и школах большинства стран мира, используется как рабочий язык в ООН; — мировое значение русского языка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нем создана величайшая художественная литература.

Слайд 6

В чем проявляется богатство русского языка? — в лексике (в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка») объясняются значения более 120 тыс. слов, между тем целые разряды слов остались за пределами этого словаря: термины, иноязычные слова, новые слова; — в многообразии стилистических возможностей, в его способности выражать мысль по-разному в зависимости от цели, характера и условий речевого общения; — в звуковом строе русской речи с его разнообразием звуков, интонационных оттенков; — в свободном ударении, способствующем благозвучному разнообразию русского языка; — в богатстве способов словообразования и словообразовательных элементов (обилие приставок и суффиксов); — в четкой и стройной синтаксической структуре русского языка, гибкости и разнообразии фраз.

Слайд 7

Упражнение №1 Русский язык Родной язык Средство межнационального общения Государственный язык Российской Федерации Официальный и рабочий язык ООН

Слайд 8

Упражнение №2 Этапы распространения русского языка: XIV-XVII века: торговые и дипломатические нужды. XVIII век: Россия- Европейская держава XIX век: интерес к классической русской литературе. XX век: развитие науки и культуры в СССР, имеющее мировое значение.

Слайд 9

Упражнение №3: разбейте текст на абзацы, задайте вопрос ко второму абзацу.

Слайд 10

Упражнение №3

Слайд 11

Теоретический материал (стр.5) вывод : Выдвижение , становление русского языка в межнациональном и международном общении зависит от языковых и социальных факторов.

Слайд 12

Домашнее задание а) ответить на вопрос: почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков? б) выполнить упражнение 4, в) выучить наизусть одно из высказываний писателей о русском языке.

Слайд 13

Итоги урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пунктуация и орфография (§ 1). Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (§ 2) Урок 2. 8 класс

Слайд 2

Цели урока: 1) научить разграничивать знаки препинания по их функциям, 2) объяснить синтаксические условия употребления знаков препинания.

Слайд 3

Проверка д/з а) ответить на вопрос: почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков? б) выполнить упражнение 4, в) выучить наизусть одно из высказываний писателей о русском языке.

Слайд 4

Устная работа по § 1.

Слайд 5

Анализ таблицы на стр. 6—7.

Слайд 6

Выводы — знаки препинания по назначению делятся на 3 группы: • знаки завершения; • знаки разделения; • знаки выделения. — Наибольшее количество знаков в группе «знаки разделения». — Чаще других разделительных знаков препинания употребляется запятая.

Слайд 7

Тренировочные упражнения. Разделяются знаками препинания однородные члены предложения, части сложного предложения. Выделяются знаками препинания причастные и деепричастные обороты, обращения, вводные слова.

Слайд 8

Тренировочные упражнения.

Слайд 9

Закрепление: найдите в тексте И. Соколова-Микитова «Наш Север» предложения, в которых знаки препинания служат для разделения и выделения. Кому ни приходилось слышать о нашем Севере, обладающем громадным количеством больших и малых рек и живописных озер? Наш Север во многих местах покрыт лесом. Лес — главное его богатство. Когда побываешь в таком лесу, то невольно залюбуешься его стройными деревьями, смыкающими далеко в вышине свои ветви, сквозь которые лишь кое-где виднеется светлое северное небо. Здесь всегда прохладно и тихо. Лишь тонкий комариный звон разносится в свежем воздухе. А в зимнюю пору исчезают и эти звуки. Только изредка в белом снежном безмолвии раздастся треск какой-нибудь обломившейся ветки или послышится отдаленный гул машины, мчащейся по широкому тракту. (По И. Соколову-Микитову)

Слайд 10

Спишите четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сход С..яньем хладным солнце блещ..т И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод (Не)верным зол..том тр..пещ..т.

Слайд 11

Обобщение материала по теме. — Что нового мы узнали о знаках препинания?

Слайд 12

Домашнее задание дифференцированного характера: а) упр. 11 б) упр. 8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложном предложении

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: • закрепить умение и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении. • повторить правила орфографии (разделительные ъ, ь знаки; чк чн, нщ, нч , , соединительные гласные -о, -е ). • отработать навыки различения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Слайд 3

Вставь пропущенные буквы. пред..юбилейный камен..щик об..явление печ..ник двух..ярусный болел..щик в..юга кон..чить птич..им нян..чить р..яный помощ..ник вышел из..за стола тросточ..ка достал из..под полы поощ..рить

Слайд 4

Комментированное письмо (объясните знаки препинания). 1) Швейцар зажег свечу и обошел зеленые, оранжевые, серовато-голубые залы. 2) Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. 3) Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. 4) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. 5) Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи - всё это располагает к сказке. 6) Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы.

Слайд 6

Сложное предложение Сложноподчинённое СРЕДСТВА СВЯЗИ Подчинительные союзы интонация (что, когда, как, чтоб и т.д. ) Состоят из неравноправных предложений. Придаточное зависит от главного и поясняет его в целом, либо какой-нибудь его член . Бессоюзное Сложносочинённое СРЕДСТВА СВЯЗИ Сочинительные союзы интонация (и, а, но) Состоят из равноправных предложений. интонация

Слайд 7

Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.

Слайд 8

(Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, определите к какому виду оно относится) 1. Артём встал рано утром и пошел гулять по осенним улицам. 2. Артём вышел на улицу когда закончился дождь. 3. Артём за обедом никак не хотел есть и суп совсем остыл. 4. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой насекомые спят многие цветы еще не раскрыли венчиков.

Слайд 9

Артём встал рано утром и пошел гулять по осенним улицам. (простое предложение с однородными сказуемыми) Артём вышел на улицу, когда закончился дождь. (сложное предложение с подчинительной связью) Артём за обедом никак не хотел есть, и суп совсем остыл. (сложное предложение с сочинительной связью)

Слайд 10

4. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы еще не раскрыли венчиков. (бессоюзное сложное предложение)

Слайд 11

Д/З


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении Урок №4, 8 класс

Слайд 2

Работа с упражнением №17 Задание: Спишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного.

Слайд 3

Там где река Нерль впадает в Клязьму с тысяча сто шестьдесят пятого года возвышается этот белокаменный храм.

Слайд 4

Внимательно прочитай предложение. Определи, о чем в нем говорится(сколько в предложении мыслей): -Возвышается белокаменный храм; -Река Нерль впадает в Клязьму. Найди основы предложений: Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. Образец:

Слайд 5

Не забывай о том, что подчинительные союзы и союзные слова свидетельствуют о наличии придаточного предложения. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.

Слайд 6

Определи границы простых предложений в составе сложного, пронумеруй их. [ Там ( где река Нерль впадает в Клязьму ) с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. ] 1 1 2

Слайд 7

Расставь выделительные запятые. Там, где река Нерль впадает в Клязьму, с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.

Слайд 8

И во время весеннего раз- лива когда вода подступала к са- мым стенам церкви одиноко высился ослепительно свер- кающий белизной легкий одноглавый храм.

Слайд 9

[ И во время весеннего разлива, (когда вода подступала к самым стенам церкви), одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм ] . 1 1 2 Проверь себя:

Слайд 10

Этот удивительно гармоничный белокаменный храм который сливается с окружающим пейзажем называют поэмой запечатленной в камне.

Слайд 11

[ Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, ( который сливается с окружающим пейзажем ) , называют поэмой, запечатленной в камне. ] 1 1 2 Проверь себя:

Слайд 12

Предание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.

Слайд 13

[ Предание рассказывает ] ,(что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава ) . Обрати внимание: 1 2 Запятая в этом предложении отделяет простые предложения в составе сложного!

Слайд 14

Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей.

Слайд 15

Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. Проверь себя: Тире в данном предложении – знак разделения между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Слайд 16

Зодчие чтобы преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции формы и детали.

Слайд 17

[ Зодчие,(чтобы преодолеть тяжесть камня), удачно выбрали пропорции, формы и детали ] . Проверь себя: 1 1 2

Слайд 18

Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания.

Слайд 19

[ Практически невозможно заметить ] , (что стены церкви слегка наклонены внутрь), и [ этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания ] . Проверь себя: 1 2 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок № 4 8 класс

Слайд 3

- нн - пишется в суффиксах -енн-, -онн- на стыке морфем …… н н - н - пишется в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- в непроизводных прилагательных (румя н ый, сви н ой, ю н ый, пря н ый), образованных без суффиксов. В кратких прилагательных пишется столько же -н- , сколько и в полных! Каме…ый, лебеди…ый, песча…ый, серебр…ый, со…ый, соломе…ый, стекля…й, племе…ой, искустве…ый, пусты…й, румя…ый. Исключение: ветре н ый Исключения: стекля нн ый , оловя нн ый , деревя нн ый.

Слайд 4

Белё…ый известью, кипячё…ый в кастрюле, замота…ый, скрое…ый, списа…о, униже…ый, поноше…ый, напечат…ый, сильно посоле…о, пропаре…ый, испорче…ый, успешно выполне…о, толчё…ый в ступе, соле…ые в бочке, выуче…ый, запряже…а , прощё…ый. В полных страдательных причастиях пишется -нн- 1) если слово имеет приставку (кроме не -) при писа нн ая буква 2) если есть зависимое слово писа нн ое чернилами с ов.в. 3) образовано от глагола совершенного вида пойма нн ый (поймать) зверь Исключение: раненый (от гл. сов.в.) Но : из ране нн ый, ране нн ый в бою В кратких причастиях пишется -н-.

Слайд 5

В наречиях пишется столько же -н- , сколько в слове, от которого оно образовано. Утро тума нн о (тума нн ое). Следует отличать краткие причастия от наречий. К наречию вопрос задаётся от глагола или слова, обозначающего признак (наречия, прилагательного), а к причастию от существительного или заменяющего существительное слова (местоимения, прилагательного в значении существительного). Поступить (глаг.) обдума нн о (нар.) (от обдума нн ый) Решение (сущ.) обдума н о (крат. прич.) Каково? Как?

Слайд 6

Пчели…ый , бараба... ый, жела…ый, зва…ый, ране…ый, недрёма…ое око, прида…ое, назва…ый брат, оловя… ый , песча… ый , масл…ый блин, закова…ый, подли…ый, лата…ый - перелата..ый, ветр…ый, ю…ый, пря…ый, серебря…ый, золочё…ый, немощё…ая дорога, кова…ый, свежемороже…ый, румя…ый, бракова…ый, жема..ый, овчи…ый

Слайд 7

Пчелиный , барабанный, желанный, званый, раненый, недрёманное око, приданое, названый брат, оловянный, , песчаный , масленый блин, закованный, подлинный, латаный - перелатаный, ветреный, юный, пряный, серебряный, золочёный, немощёная дорога, кованый, свежемороженый, румяный, бракованный, жеманный, овчинный САМОПРОВЕРКА

Слайд 8

Закрепим наши теоретические знания практическим заданием Стулья завале ы книгами Лома ая линия Копче ая рыба Замороже ое филе Поджаре ая колбаса Гримирова ый артист Лица вымаза ы сажей Лома ый грош Машина заправле а Тяжело груже ая баржа Ягоды подавле ы в корзине Каша сваре а Запута ые нитки Пута ые мысли Плете ая из ивняка корзина

Слайд 9

1. В каком слове пишется одна буква Н? стира..ое белье 1 2 3 4 скомка..ый платок слома…ая ветка связа..ый свитер

Слайд 10

ответ: стираное бельё 1 Одна буква Н пишется в суффиксах отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.

Слайд 11

2. В каком слове пишется НН? золочё..ые изделия 1 2 3 4 утрамбова..ая площадка дорога асфальтирова...а незва..ые гости

Слайд 12

ответ: утрамбованная площадка 2 Две буквы Н пишутся в полных прилагательных, образованных от страдательных причастий на -ованный, -ёванный ( кроме: кованый, жёваный)

Слайд 13

3.В каком ряду во всех словах пропущено НН ? 1 2 3 дети рассея…ы, она непрекло…а брови нахмуре….ы, встреча жела..а работа провере….а, средства изыска….ы

Слайд 14

ответ: дети рассеянны, она непреклонна 1 Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени.

Слайд 15

4.На месте каких цифр нужно писать НН? Моще(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а золочё(3)ной мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами. 1)1 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,4

Слайд 16

ответ: 4)1,4

Слайд 17

Упр.21

Слайд 18

Домашнее задание Повторить тему Упр.24


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ с разными частями речи

Слайд 2

I. НЕ с существительными, качественными прилагательными и наречиями на –О, -Е Смотрю, употребляется ли слово без НЕ ? нет да Пишу слитно

Слайд 3

2. Смотрю, есть ли противопоставление с союзом А или слова далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не, нисколько не? да нет пишу раздельно

Слайд 4

3. Подбираю к слову синоним пишу слитно

Слайд 5

НО: НЕ пишется раздельно С относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета и наречиями в сравнительной степени: не кожаный, не синий, не менее

Слайд 6

С наречиями, которые пишутся через дефис: не по-товарищески С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме: не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не согласен

Слайд 7

2. НЕ с причастиями 1. Смотрю, краткая или полная форма краткая полная пишу раздельно

Слайд 8

2. Смотрю, есть ли противопоставление или зависимые слова да нет раздельно слитно

Слайд 9

НО: НЕ пишется слитно, если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия ПОЧТИ, ОТЧАСТИ, ДОВОЛЬНО, ГОРАЗДО, ВПОЛНЕ, ОЧЕНЬ, АБСОЛЮТНО, СОВЕРШЕННО, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ и нет других пояснительных слов

Слайд 10

3. НЕ с глаголами, деепричастиями Смотрю, употребляется ли слово без НЕ да нет пишу раздельно пишу слитно

Слайд 11

НО: следует отличать глаголы с приставкой НЕДО- В значении «отсутствует в нужном количестве, не хватает»: недостает Если приставка придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: недорабатывает, недосыпал

Слайд 12

Проверь себя: слитно или раздельно? Еще не заверше(н,нн)ый роман, ра(с,сс)тавле(н,нн)ы не давно покраше(н,нн)ые скамейки, здание не построе(н,нн)о в срок, шел не торопясь, (до)темна бродил не спеша, не нужно ра(с,сс)прашивать о происшедшем, не вероятные эксперименты, не изгладимое впечатление от ко(л,лл)екции д(е,и)коративных р(а,о)стений, не меньше ки(л,лл)ометра, не брежный почерк,

Слайд 13

Проверим? еще не заверше нн ый роман, ра сс тавле н ы не давно покраше нн ые скамейки, здание не построе н о в срок, шел не торопясь, до темна бродил не спеша, не нужно ра сс прашивать о происшедшем, не вероятные эксперименты, не изгладимое впечатление от ко лл екции д е коративных р а стений, не меньше ки л ометра, не брежный почерк,

Слайд 14

Продолжим? не широкая, но бурная реч(о,ё)нка, небо не голубое, далеко не зрелое яблоко, еще не зрелое яблоко, не был, еще не распустившийся цветок, ботинки не кожа(н,нн)ые, не ра(с,сс)чита(н,нн)о на большое ко(л,лл)ичество, не достает теплоты, не достает до стола, не спрашивая (ни,не) о чём, вовсе не трудная задача, почти не отредактирова(н,нн)ая рукопись, почти не тронутая заг(о,а)ром

Слайд 15

Проверим? Не широкая, но бурная реч о нка, небо не голубое, далеко не зрелое яблоко, еще не зрелое яблоко, не был, еще не распустившийся цветок, ботинки не кожа н ые, не ра сс чита н о на большое ко л ичество, не до стает теплоты, не до стает до стола, не спрашивая ни о чем, вовсе не трудная задача, почти не отредактирова нн ая рукопись, почти не тронутая заг а ром


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ. Урок №8 8 класс

Слайд 2

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Слайд 3

Лингвистическая разминка Задание: списать слова, вставить пропущенные буквы, определить способ связи в словосочетатаниях: Вырва..ся (в)перёд, сп..ртивные сост..зания, побить р..корды, ср..внять сч..т, сохр..нить тр..фей, пор..зить в..рота, взб..раться на высшую ступень поч..та, ..лимпийское дв..жение.

Слайд 4

Синтаксическая разминка. Задание: списать, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку. Пять переплетённых колец голубого красного чёрного жёлтого и зелёного цветов символизируют пять континентов объединённых в олимпийское движение.

Слайд 5

Речевая разминка Задание: найдите и исправьте речевые ошибки. 1. К соревнованиям нужно относиться более серьёзнее. 2. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов. 3. Лыжник Петров достиг финиша более раньше, чем другие. 4. Сейчас мы обсудим матч более подробнее.

Слайд 6

Грамматическая разминка За год спортсмен снашивает несколько пар (кеды, носки). В рацион спортсмена должно входить много (апельсины, помидоры, баклажаны, яблоки). Тренер(ы,а) заключили со спортсменами договор(а,ы). Кожа шершавее(е, и)т от мороза. Холодный ветер шершав(е, и)т лицо.

Слайд 7

Фразеологическая разминка яблоку негде упасть вывести на чистую воду делать из мухи слона за тридевять земель зарубить на носу засучив рукава иметь голову на плечах в двух словах в двух шагах одного поля ягода водить за нос себе на уме клевать носом как рыба в воде

Слайд 8

Значение какого слова определено неверно? 1) СИБАРИТ – праздный, изнеженный роскошью человек; 2) СКЕПТИЦИЗМ – склонность к мрачному мироощущению; 3) ПИЕТЕТ – глубокое уважение; 4) ПЛАГИАТ – выдача чужого произведения за своё.

Слайд 9

СИБАРИТ праздный, избалованный роскошью человек . В широком смысле, человек, живущий в роскоши, удовольствиях и праздности; или человек, любящий роскошь и удовольствия .



Предварительный просмотр:

    Вариант 1

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов)                        (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слова сияло (1 вариант), омытая (2 вариант).

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

 

 

 Вариант 2

 

 Осенний лес

 

Наступила осень, и весь лес стоит в золоте листвы. Только иногда мелькнёт зелёное пятнышко.

 

В лесу тихо, даже как-то непривычно. Высоко над головой тихо шелестят и покачиваются кроны деревьев, обагрённые осенью. Сквозь них просвечивает мутно-жёлтым пятном солнце, скрывающееся за тучами. Из густой листвы иногда выглядывают огненные гроздья рябины.

 

Багряные кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве пылают, как огненные язычки.

 

Тихо. Но иногда тишину нарушает глухой стук жёлудя, падающего с дуба на землю, да хруст веток, попавшихся под ноги. Под серебряными ветвями плакучей ивы журчит, пробираясь между камнями, ручеёк. Недалеко от ручейка — тёмно-бурый гриб, выглядывающий из-под опавшей листвы. Вот хитрец! Прикрылся листиком и думает, что никто его не видит.

 

Под берёзкой, трепещущей на ветру, муравейник. На нём нет обычного оживления: сюда тоже пришла осень. (130 слов)

 

Вариант 3

В горах

   Чуть заметная тропинка вьется по крутому склону горы и уходит влево. Вначале идти по ней не очень трудно, но потом подъем становится круче, а наш путь тяжелее. Очень мешают заросли какого-то цепкого кустарника. Все чаще попадаются большие глыбы серого гранита. Они беспорядочно навалены друг на друга и кажутся непроходимыми. Однако в самых трудных местах кто-то заботливо уложил толстые стволы поваленных деревьев. Мы проходим по ним, почти не боясь высоты, как по мостикам.

   Но вот позади последнее препятствие, и мы на вершине горы. Вид отсюда чудесный. Никогда не приходилось видеть такой захватывающей картины. На восток уходит неширокая долина, утопающая в зелени садов. Чуть левее блестит на солнце среди холмов синяя гладь озера. Направо видны снежные шапки далеких вершин. И над всем – голубое, ясное небо!

 

Грамматическое задание:

1)      Выполните синтаксический разбор предложения

      1 вариант – предложение №               2 вариант – предложение №

2)      Укажите части речи в предложении

      1 вариант – предложение №               2 вариант – предложение №

3)      Составьте схему предложения

1 вариант – предложение №               2 вариант – предложение №


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомьтесь, ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СИНТАКСИС!

Слайд 2

Что изучает синтаксис?

Слайд 3

Почему синтаксис изучает СЛОВО?

Слайд 4

ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА

Слайд 5

ФУНКЦИИ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Слайд 6

СИНТАКСИС И ПОЭЗИЯ

Слайд 7

Сделаем вывод!

Слайд 8

Фигуры речи – синтаксические средства художественной выразительности

Слайд 9

Выучим новые термины

Слайд 10

Домашнее задание

Слайд 11

Образец кластера


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНТАКСИС Текст как единица синтаксиса

Слайд 2

синтаксис пунктуация коммуникация

Слайд 3

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА цельность членимость связность ТЕКСТ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Слайд 4

РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ НУМЕРАЦИЮ. КАКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ? I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба. 2-3-1

Слайд 5

РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ НУМЕРАЦИЮ. КАКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ? 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими. 1-3-2

Слайд 6

СПИШИТЕ. ВМЕСТО ТОЧЕК ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ, ВЫБРАВ ИЗ СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА. В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Слайд 7

СПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ПОДЧЕРКНИТЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНОЙ ЧЕРТОЙ. Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо изобретенное древними финикийцами было воспринято греками. Считается что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. Правила постановки знаков препинания изучает. Состоит из главного и зависимого слова. Разговор двух или более лиц . синтаксис пунктуация словосочетание диалог

Слайд 9

МОЛОДЦЫ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложение как единица синтаксиса

Слайд 2

Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков: имеет определённую структуру отличается смысловой и интонационной законченностью выполняет коммуникационную задачу

Слайд 3

Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием . Ученье – свет. Астрахань – центр рыбной промышленности. сущ. – сущ.

Слайд 4

Предложение выражает законченную мысль. безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет. Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль. Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску? - Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.

Слайд 5

Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего. содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик. содержится вопрос: Когда отправляется поезд? содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

Слайд 6

Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения. Интонационными средствами являются: пауза; логическое ударение; мелодика (повышение или понижение голоса)

Слайд 7

Пошли домой . – если хотите сообщить о совершившемся действии. Пошли домой? – если задаётся вопрос. Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ. Упр. 211, 212.

Слайд 8

Отличие предложения от других единиц языка.

Слайд 10

Категория времени Категория лица Категория модальности

Слайд 11

Все явления действительности происходят во времени , и содержание высказывания осознаётся в его отношении к настоящему, прошедшему и будущему .

Слайд 12

Предложение, как правило, соотносит действие, состояние, признак с каким – либо лицом: Я научился кататься на велосипеде. Ты научился кататься на велосипеде. Он научился кататься на велосипеде.

Слайд 15

213. Сначала спишите предложения, разберите их по членам. Затем попробуйте прочитать каждое предложение дважды: сначала пропуская второстепенные члены, а затем – грамматическую основу. Понаблюдайте, что изменяется в том и в другом случае. Когда смысл предложения становится понятным? Соотносится ли оно с действительностью? В каком случае предложение «разрушается» и не содержит мысли? Сделайте вывод о том, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения. Пушистый снег блестел на солнце. Неожиданно сверкнула ослепительная молния.

Слайд 16

Порядок слов в предложении. В русском языке порядок слов может быть свободным: Я тебя люблю. Тебя я люблю. Люблю я тебя. Определяется порядок слов той целью , которую ставит перед собой автор высказывания.

Слайд 17

Порядок слов в предложении. Прямой порядок слов – нейтральный, не несущий никакой дополнительной смысловой нагрузки. Подлежащее стоит перед сказуемым: Я думаю ; согласованное определение – перед определяемым словом: жёлтые листья; несогласованное – после него: сады в цвету ; обстоятельство и дополнение – после сказуемого: летят по небу , закрыла окно; обстоятельство - перед дополнением: закрыла в комнате окно.

Слайд 18

Порядок слов в предложении. В публицистических текстах, в разговорной речи и в художественной литературе авторы широко используют изменение прямого порядка - инверсию . Делается это для того, чтобы актуализировать , то есть выделить , тот или иной член предложения , обратить на него внимание читателя или слушателя.

Слайд 19

Инверсия . Мой брат купил вчера книгу – имеет прямой порядок слов. Купил вчера книгу мой брат – инверсия , мы подчёркиваем, что это событие всё же произошло, видимо, вопреки каким-то трудностям. Брат мой купил вчера книгу – автор стремится обратить внимание на того, кто совершил действие. Вчера мой брат купил книгу – на время, когда это произошло.

Слайд 20

211. Используя материалы рубрики «Теоретические сведения», докажите, что перед вами предложения. 1) Зеленеет трава. Пришла весна. (М.Пришвин) 2) Он согрел чай и разбудил своих сверстников. (В.Арсеньев)

Слайд 21

212. Определите, какие признаки характерны для данных фрагментов, а какими они не обладают. Сделайте вывод о том, можно ли считать предложениями следующую запись. Ситцевая книга громко бежала по усатому небу, опоздавшему в компьютерную сумку. Перекрасив жалобу, доблестное упражнение темно растворилось в алмазном партере.

Слайд 22

214. Спишите отрывок из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина. Подчеркните те слова, которые нарушают прямой порядок слов, т.е. стоят не на своём месте. Можно ли назвать их ключевыми для этого текста? Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо всё кругом… (А.С.Пушкин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Урок №12 8 класс.

Слайд 2

Словосочетание- номинативная единица языка В чем сходство слова и словосочетания? Чем отличается слово от словосочетания? Чем отличается предложение от словосочетания? Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?

Слайд 3

Задание Подумайте и ответьте, какие группы из вышеперечисленных слов являются словосочетаниями, а какие нет. Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.

Слайд 4

Вопросный план Из каких частей состоит словосочетание? Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании? Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании? Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании?

Слайд 5

Словосочетание Это соединение двух или более знаменательных слов , служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически . Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Г рамматическая -с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак действие), а другое – зависимое ( поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного.

Слайд 6

Виды словосочетаний по главному слову Глагольные - главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием. Говорить громко , читать книгу Именные – главное слово выражен о именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным Деревья в лесу , недовольный работой Наречные – главное слово выражено наречием По-прежнему важно, незадолго до концерта

Слайд 7

Виды словосочетаний по главному слову Виды словосочетаний Глагольные Именные Наречные главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным главное слово выражено наречием Говорить громко , читать книгу Деревья в лесу , недовольный работой По-прежнему важно, незадолго до концерта

Слайд 8

Тест 1. Укажите именные словосочетания: А) Устный счет Б) участие в соревновании В) участвовать в игре Г) чествовать победителя Д) шел по дороге 2. Укажите глагольные словосочетания: А) гигантский завод Б) сверкнуть на солнце В) доблестный воин Г) неприятный запах Д) работать на поле Ответы 1. а, б 2. б, д

Слайд 9

Задание Что вы можете сказать о словосочетаниях: Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом, Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое -кто из студентов, Великая Отечественная война, сесть в калошу, сломя голову.

Слайд 10

Задание Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний: Золотая монета - монета из золота Спортивная обувь - обувь для спорта Кожаная куртка - куртка из кожи Правка редактора - редакторская правка Кленовый лист - лист клена

Слайд 11

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Слайд 12

Как распознать словосочетание Чтобы выделить словосочетание из предложения, нужно: Подчеркнуть грамматическую основу. Выделить словосочетания, относящиеся к группе подлежащего. Выделить словосочетания, относящиеся к группе сказуемого. Пример на следующем слайде.

Слайд 13

Пример Узкая дверь маленького домика медленно открылась и скрипнула несмазанной петлей. Основа – дверь скользнула и скрипнула. Группа подлежащего – дверь домика (управление) , узкая дверь (согласование), маленького домика (согласование) Группа первого сказуемого – медленно открылась (примыкание) Группа второго сказуемого – скрипнула петлей (управление)

Слайд 14

Самостоятельная работа Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания 1 вариант Гений Пушкина Герои века Становятся историей Определили значение Не находим следов В современном веке Останется в литературе Позднейшие герои Каменеют в неподвижности 2 вариант При жизни авторов Оставив права Недаром поступили в роль Вдумывающемуся в роль В этой пьесе Никакого самолюбия Затерявшись в толпе Бесчисленного хора Остановиться на выводах

Слайд 15

Самостоятельная работа Из данных предложений выписать все словосочетания и выполнить их синтаксический разбор 1 вариант Позади молодой осинки высится старый лес. 2 вариант Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.

Слайд 16

Домашнее задние Словарь Составить связный рассказ о словосочетании. Упражнение 71 (по заданию)

Слайд 17

Использованные ресурсы Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение, 2011. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка 5- 9 классы.-М.: Вако, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды словосочетаний. Устойчивые сочетания слов. Урок №13 8 класс

Слайд 2

Мой верный друг, Мой враг коварный, Мой царь, Мой раб – Родной язык! В.Брюсов

Слайд 3

По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные). Свободное словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным чле­ном предложения.

Слайд 4

Синтаксически цельные словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.

Слайд 6

Сердце кровью … Ученье – свет, а неученье -… За двумя зайцами погонишься – ни одного … Без труда не выловишь и… Чего тебе надобно,… Моя хата с краю –я ничего не … cherhez la femme ( ищите …) Закончите известные устойчивые словосочетания: не догонишь тьма обливается старче рыбку из пруда не знаю женщину

Слайд 7

Виды устойчивых словосочетаний: клише (стереотипные, стандартные формулы) Применять меры, нанести визит, играть роль, иметь значение, выполнять функцию, одержать победу фразеологизмы (устойчивые сочетания) сесть в калошу, загубить на корню поговорки, пословицы, крылатые выражения, литературные цитаты «рожденный ползать, летать не может» (М.Горький) выражения – варваризмы cherhez la femme ( ищите женщину), finita la comedia ( комедия окончена)

Слайд 8

Ошибки, связанные с неправильным употреблением устойчивых словочетаний: Нарушение формы клише : иллюзии исчезли(следует:рассеялись) Нарушение формы фразеологизма : Слухом не слыхивал (следует: слыхом не слыхивал), положить в долгий ящик(следует отложить в долгий ящик) Содержательная ошибка при употреблении крылатых выражений и цитат : их нельзя отрывать от содержания произведения Неправильное употребление выражения – варваризма: их обычно используют в заглавиях, в эпиграфах и в самом тексте. Содержательно они чаще всего связаны со сферой вечных ценностей : жизнь, смерть, истина, разум, свобода и т. д. ( Брюсов «Городу и миру») Иллюзия - то, что существует лишь в мечтах; что-либо несбыточное.

Слайд 9

Ни пуха ни пера Прочитайте историю создания данного фразеологизма. Это «пожелание наоборот» досталось нам от промысловиков. Остерегаясь лесных духов, оберегающих обитателей лесов от охотников, люди изобрели «обезвреживающую от сглаза» словесную формулу. Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху. А смысл замаскированного пожелания был таков: «чтоб тебе принести побольше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя». Раз уж мы заговорили о пухе, то непременно хочется рассказать вам довольно интересную историю этого коротенького словечка. Сравните слово пух с такими звукоподражаниями, как «пф-ф» или «пых-пых» — они ведь тоже изображают дуновение. Называть мельчайшие перышки или волоски пухом стали, вероятно, намекая на их способность шевелиться от самой легкой струи воздуха. Назовите известные вам фразеологизмы. Знаете ли вы историю создания этих фразеологизмов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8 классе Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании. урок № 14 8 класс

Слайд 2

Цель: Образовательная: формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков; развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств.

Слайд 3

Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»? Что называется предложением? Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры. Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием ? Беседа по вопросам :

Слайд 4

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска». Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола». Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

Слайд 6

С огласование У П правление римыкание Синтаксические связи слов в словосочетании

Слайд 7

Тип связи слов в словосочетании

Слайд 8

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

Слайд 9

Практическое закрепление знаний . Найдите верное утверждение: 1.В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова. 2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Слайд 12

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

Слайд 13

Творческая работа . Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные . Ближний, близкий (друг, деревня); Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс); Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель); Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант); Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

Слайд 14

Тест. Цель : проверка степени усвоения материала. 1. Какие пары слов не являются словосочетаниями? А) медведь заревел Б) заревел неистово В) схватил за комбинезон 2. В каких словосочетаниях сова связаны примыканием? А) спуститься с горы Б) бег трусцой В) легко преодолеть

Слайд 15

3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением? А) развевающегося флага Б) шел медленно В) присутствовать на митинге.

Слайд 16

4.Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление. Материнские заботы, расчетные таблицы , снежные звездочки. 5.Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование. Залив реки, берег моря, воздух гор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 8 класс УМК Л.А. Тростенцовой,Т .А.Ладыженской Урок №15

Слайд 2

Образец разбора

Слайд 3

Задание. Запиши словосочетание, укажи главное слово , поставь вопрос, определи, чем выражены главные и зависимые слова, назови вид связи.

Слайд 4

Словосочетания для разбора 1 вариант Двадцать пятое сентября Участвую в забеге Приду рано Награда победителю Бегать лучше 2 вариант Встретил у школы Бегущие школьники Сильно устал Превысить скорость Быть быстрее

Слайд 5

Придумай словосочетания 1 вариант ( Какого по счету?) поряд. числит. + сущ. – согласование (Где?(или в чём?) глагол - сущ. с пред. – управление) (Когда?) глагол.+нареч. – примыкание (Кому? ) сущ+сущ в Дат. Пад. – управление (Как? )н.ф глагола + сравнит.степень прилаг.-примыкание. 2 вариант (Где?(или у чего?) глагол +сущ.в Род пад.-управление) (Какие? (или что делавшие?) причастие + сущ.-согласование (Как? )наречие + глагол – примыкание (Что?) н.ф. глагола + сущ. в Вин пад.-управление ( Как? ) н. ф. глагола +сравнит.степень прилаг. –примыкание

Слайд 6

http://oboi-dlja-stola.ru/file/9400/760x0/16:9/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F-3.jpg Использован материал учебника Русский язык .8 класс :учеб . для общеобразоват . организаций/ (Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская и др).-М.:Просвещение,2014