Уроки: литература. 7 класс

Презентации к урокам литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Планирование104 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс ( 2 часа в неделю, 68 часов)

№ урока

Содержание материала

Сроки проведения

Примечания

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

2

Устное народное творчество. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

3

Эпос народов мира. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

4

Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского цикла. «Илья Моромец и Соловей-разбойник», «Садко». Своеобразие  былины. Поэтичность языка.

5

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

6

«Песнь о Роланде» французский средневековый героический эпос.

7

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.

8

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославлении любви и верности.

10

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды.

11

Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества.

12

А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

13

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора.

14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

15

Р/р. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

16

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

17

А.С. Пушкин. «Станционный смотрител»: автор и герои. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести..

18

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»: конфликт и система образов. Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

19

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»:  проблематика и поэтика. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…».

20

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

21

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. .Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

22

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

23

Р/р. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

24

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

25

И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

26

Р/р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

27

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историч.  основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

28

Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.

29

Вн. чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел.

30

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

31

Р/р. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

32

Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

33

Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

34

Урок контроля. Литературный ринг или тестирование

35

Смешное и грустное рядом. А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

36

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

37

А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова

38

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. А.К. Толстой. И.А. Бунин. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

39

И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

40

Р/р. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

41

М. Горький. «Детство»: темные стороны жизни. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

42

М. Горький. «Детство»: светлые стороны жизни «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

43

Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

44

Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

45

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора.

46

Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

47

А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению.

48

А.П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

49

Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

50

Р/р. Классное контрольное сочинение

51

 Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

52

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». философские проблемы в лирике Твардовского.

53

На дорогах войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

54

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

55

Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

56

Е.И. Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека

57

Вн. чт. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

58

Вн. чт. Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

59

М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

60

Вн. чт. «Тихая моя родина» Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека м природы.

61

Вн. чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…».

62

Письменная контрольная работа. Тестирование

63

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

64

Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности.

65

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

66

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

67

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

68

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

69

Вн.чт.Детективная литература

70

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.