Формирование учебной самостоятельности младших школьников в условиях разновозрастного сотрудничества
консультация

Сафина Эльмира Зинатулловна

Одной из основополагающих возрастных характеристик младших подростков является «чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в начале подросткового возраста и определяющая основные отношения подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя детей 1 – 2-х классов), может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_safinoy_e.z.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной самостоятельности школьников

 в условиях разновозрастного сотрудничества

Сафина Эльмира Зинатулловна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 5»

         Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает да не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»  А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

           В наших руках, руках учителей, возможность создать вокруг такую атмосферу, в которой каждый ученик будет чувствовать себя комфортно и плодотворно работать. Этому способствует разновозрастное сотрудничество. Что подразумевает под собой этот тип взаимодействия детей? Это, прежде всего, решение разнообразных учебных задач совместно учениками разного возраста, например, учениками 2-го и 4-го, 5-7кл.

           Младшие подростки выступают как бы главными действующими лицами в таком сотрудничестве. Откуда такое особое отношение к этому возрасту? 4–6-й классы, то есть 10–12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством. Одной из основополагающих возрастных характеристик младших подростков является «чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в начале подросткового возраста и определяющая основные отношения подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя детей 1 – 2-х классов), может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.

          Не секрет, что в этом возрасте падает интерес к обучению, проявляется подростковый негативизм в виде нарушений дисциплины. Разновозрастное сотрудничество является педагогическим условием обеспечения перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

         Для решения своих возрастных задач младшему подростку не нужен универсальный помощник (взрослый) и не равный во взаимоотношении (сверстник). Ему нужен младший, менее умелый, тот, который не очень хорошо способен понять чужую точку зрения и выработать свою.  

         Чтобы научиться самому, т.е. овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»). В ситуации разновозрастного сотрудничества для решения учебной задачи младшему не просто нужно подсказать, сделать вместо него, предложить ему готовый результат или навязать свою точку зрения. Младшему нужно помочь самостоятельно прийти к результату. Такая ситуация не наигранная, младший школьник реально нуждается в собственной точке зрения.

          Основные эффекты разновозрастного сотрудничества:

  1. В мотивационном отношении работа детей в позиции «учителя» выгодно отличается от их работы в позиции «ученика».  Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.
  2. Ситуация разновозрастного сотрудничества для младших подростков создаёт условия для опробования, рефлексии и обобщения известных им средств и способов учебных действий при работе в позиции «учителя»; помогает актуализировать средства и способы учебных действий. Ситуация разновозрастного сотрудничества становится важным фактором формирования у школьников учебной самостоятельности, основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения.
  3. Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, младшие подростки начинают по – новому видеть труд собственных учителей.
  4. Для младших школьников разновозрастное сотрудничество тоже очень важно – ребёнок получает весомую эмоциональную поддержку, растёт мотивация учения, улучшается усвоение учебного материала, обогащается арсенал средств общения с другими детьми.

Организовать возрастное сотрудничество можно на специальных разновозрастных уроках.

Типы разновозрастных уроков

  1. Уроки, целью которых является организация контроля и оценки (урок-диктант, урок-списывание, урок-проверочная работа по математике, урок-зачёт и т.п.). Тексты работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят пятиклассники. В ходе подобных уроков необходимо добиться, чтобы «учителя» и ученики обменивались мыслями, сомнениями, размышляя сообща, а для этого младшие ученики должны попасть в зону трудностей, неуверенности, незнания.
  2. Уроки, на которых происходит конкретизация открытого младшими детьми способа действий. На таких уроках нужна проблемная ситуация, поиск путей и способов решения поставленных задач. Старшеклассники к таким урокам придумывают учебные задания, готовят средства, с помощью которых можно будет организовать с младшими детьми поиск решения задачи, готовят серию вопросов, позволяющих видеть продвижение и понимание материала младшими учениками.
  3. Уроки-практикумы, на которых проводятся совместные практические, лабораторные, экспериментальные работы. Старшеклассники готовят всё необходимое для проведения занятий, продумывают и описывают порядок проведения опыта, эксперимента и т.п.
  4. Уроки-конференции, демонстрации, на которых происходит предъявление результатов учебной или какой-либо другой деятельности. Старшие помогают младшим подготовить весь материал к уроку и разрабатывают сценарий его проведения.

           Фрагменты разновозрастного урока русского языка 

          Тема: «Проверка орфограмм слабых позиций». Урок был проведён между учениками 2 а и 4 б кл.

          Данному уроку предшествовали уроки подготовки с учениками 4 класса, на которых они отбирали материал для работы со 2 кл.; продумывали систему заданий для отработки материала по теме «Проверка орфограмм слабых позиций».

          Урок проходил в двух кабинетах: часть учащихся 2 кл. перешла в кабинет 4 кл., а часть четвероклассников – в кабинет второклассников. Вся работа на уроке проводилась в парах. Главное условие создания пары – учебная успеваемость: очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать «учителей» посильнее. Также для небольшой группы детей (сверхтревожные, сверхкапризные, упрямцы) требовался учёт их личностных особенностей. К началу урока за каждой партой сидел «учитель» и его ученик.

Комментарии к разновозрастному уроку русского языка

    Фрагмент 1.

Цель первого этапа урока – выявить умения и знания второклассников применять известные способы проверки ОСП (орфограммы слабых позиций): 1 – по сильной позиции; 2 – по словарю; 3 – по правилу.

Четвероклассники приготовили слова, записанные в транскрипции. Среди восьми слов были слова, в которых второклассники уже умеют проверять ОСП по изученным способам и слова, которые содержали ОСП в разных частях слова, и способы проверки были ещё не изучены.

   Фрагмент 2.

Цель следующего этапа урока – показать, что второклассники знакомы не со всеми способами проверки ОСП на примере записи пословицы. Четвероклассниками была подобрана пословица, в которой ОСП находились в окончаниях и аффиксах.

  Фрагмент 3.

Цель этого этапа урока – проверить умения второклассников записывать слова с пропусками ОСП, умения заполнять пропуски, применяя изученные способы проверки ОСП. Для этого четвероклассники приготовили стихотворение, которое второклассники записывали под диктовку, обосновывая свой выбор букв.

   Фрагмент 4.

Впечатления второклассников и четвероклассников от данного урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".

        Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...

Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассказывается об опыте использования такого активного метода обучения, как коллективные способы обучения. Данный метод направлен на  активизацию познавательной деятельности обучающихся ...

Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...