Суязова Тамара Александровна

Сайт дошкольного работника

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Сенсорное воспитание

Увлечения: Чтение худождественной литературы

Страна: Россия

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: г. Карасук

Место работы: МБДОУ Детский сад №10 "Золотой улей"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tamara-suyazova

О себе

Я, Суязова Тамара Александровна, родилась 20 сентября 1967 года в Казахстане, Павлодарская область, с. Михайловка. Закончила Новосибирский Государственный Педагогический Университет. Была присвоена квалификация: учитель начальных классов. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

М.А.Шолохов "Поднятая целина", романы М.А. Булгакова, Гомер "Одиссея" 

Моё портфолио

     Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада.

Важная роль в основе моей деятельности, так же как и в программе воспитания и обучения детей, отводится индивидуализации воспитательно – образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию игровой и двигательной деятельности, как основных видов деятельности. Воспитательно – образовательный процесс осуществляю в соответствии с основной образовательной программой нашего детского сада «Детство» .

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.                      Сенсорное развитие ребенка-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:их форме,цвете,величине,положении в пространстве,а так же запахе,вкусе и пр.                Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ помогает  преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.                                                                                                                        С развитием сенсорики у ребенка растет возможность овладения эстэтическими ценностями.Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм,цвета и других свойств предметов,в частности игрушек и предметов домашнего обихода.Знакомятся и с произведениями искусства-живописью,музыкой,скульптурой.                                                                        Очень важно,чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка,чтобы у него возник и  не пропал интерес к окружающему миру.Ребенка необходимо занять таким видом деятельности,осуществляя которую он незаметно для себя считал,сравнивал,ощущал,обобщал.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, эталонов формы-геометрические фигуры, величины-метрическая система мер.Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности:сначала его знакомят с основными образцами,а затем с разновидностями.Усвоению полученных знаний способствуют игры.

. В своей работе я проводила  диагностику для выявления уровня сенсорного развития детей по методике Е. И. Дреминой Результаты диагностики показывают, что не все дети владеют сенсорными эталонами.

      Обозначив данную проблему определила тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры.»

Для себя  я поставила цель: «Используя дидактические игры повысить уровень сенсорного развития детей .»

Цель реализую через поставленные мною задачи:

1.Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2.Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете,форме,величине)

3. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

4.Разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания,внедрять инновации в работу с детьми .

       Для того,чтобы реализовать поставленные задачи,я изучила труды таких педагогов:                                                                                       

1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1998.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.

3. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.:«Творческий центр: Сфера»,2004.

5. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребенок в детском Саду» №3-2007.

Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал:

 - деревянные и пластмассовые кубики, картинки, цветной картон, крышки

 от пластмассовых бутылок, старые фломастеры и так далее.

Чтобы решить эти задачи мною были разработаны и подобраны пособия и игры  развивающего характера.

     Для правильного восприятия цвета я использовала следующие игры: «собери бусы, собери капельки на тарелочки, подбери пару, разноцветные поляны, волшебный шар.» Предлагаемые игры помогли мне научить детей различать и называть все  основные цветовые тона. Все эти игры я давала в форме какого - либо сюжета (случилась беда, нужно помощь кому- либо).

    Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Восприятие и выделение формы также не происходит само собой.  Одним из наиболее эффективных способов такого обучения  я считаю обучение через дидактическую игру.  

     Для ознакомления детей с эталонами формы я использовала в своей работе следующие игры: «Три квадрата», «Геометрическое лото», «Какой формы предмет?», «Назови геометрическую фигуру», «Найди такую-же», «Зонтики»,  «Посади на свою скамеечку», «Почтовый ящик», « На что похожа  эта фигура?», « Сапоги»,  «Почини одеяло», «Разноцветные фигуры», «Заплатки» .

Для того, чтобы дети научились  различать величину предметов и называть правильно, мною были изготовлены игры: «Шарфики», «Сверни ленту», ,  «Найди маленьким рыбкам маму», «Кто где спит?», « Ящик ощущений»,  «Оденем куклу». Эти игры научили моих воспитанников  правильно определить промежуточный предмет и называть его.

        На прогулках, в режимных моментах  через  подвижные игры провожу закрепление по ознакомлению сенсорных эталонов.

       Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать у детей  познавательную деятельность, развивать речь и  усвоить сенсорные эталоны, развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочивать впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширять словарный запас, приобретать навыки игровой и учебной деятельности.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Одним из таких новшеств является метод проектов, который способствует развитию свободной, творческой  личности. В своей работе по сенсорному развитию детей считаю необходимым вводить в практику инновационные технологии. Для решения поставленных  мною задач я провела такие проекты: «Город Математики», «Волшебная страна Математика», «В гости к Солнышку»..Оригинальностью  моих проектов является организация полифункционального  участия педагога, родителей и детей в достижении  цели - «успешный дошкольник». С помощью этих проектов я сформировала у детей умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине).С помощью проведенных проектов дети с помощью опытно-аналитической деятельности самостоятельно ставили перед собой цель и находили пути и средства ее достижения. Мои проекты помогли детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

      Моя работа строится в тесной взаимосвязи с техническим лицеем №176,что позволяет обеспечить психологическое сопровождение ребенка в системе «Детский сад-школа». В своей работе по приемственности со школой я использую такие формы: экскурсии в школу, посещение занятий своих выпускников, совместные мероприятия, утренники. Совместно с моими выпускниками в группе организовали уголок, где находится коллекция «Гора самоцветов». С помощью этой коллекции мои дети научились дифференцировать оттенки цвета, подбирая разные материалы (фантики от конфет, кусочки ткани и т.д). Продолжая с нами сотрудничать  школьники создали своими руками пособия для малышей: «Цветной мир», «Математический словарик», «Следопыты».Так же они выступали в роли экскурсоводов на выставке поделок из бросового материала. Сотрудничество со школой- это важное решение успешной подготовки дошколят к обучению в школе.

Чтобы закрепить знания по ознакомлению сенсорных эталонов я проводила различные викторины, разрабатывала непосредственно-образовательную деятельность, провела игровой сеанс «Волшебный остров фигур», семинар-практикум «Сделай сам и помоги ребёнку», тренинг «Важно ли сенсорное воспитание детей?», выставки игровых пособий и литературы для родителей. Перед собой ставила цель: показать родителям, как необходимо для детей сенсорное воспитание. Родители принимают участие  в пополнении сенсорной зоны различными материалами, которые дети используют для изготовления поделок. После таких мероприятий родители стали  более активными в жизни группы  и с удовольствием принимают участие в них. Я считаю ,что работа с родителями дала положительный результат в сенсорном развитии детей.

      В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда: оборудован центр воды и песка, дидактический столик с нанизывающимися на различные основы кольца, бусы, пуговицы. В емкости с водой прячутся водяные человечки, на остальной территории хозяйничают игрушки с секретом « квадратишка», «кругленок», «треугольничек» и др.В моей группе оформлен уголок  «Волшебная мельница» , в котором дети знакомятся с формой предметов, цветом, счетом, временами года, часами.  Я провела акцию  «Чистая планета».Цель которой довести до сознания детей мысль о том, что из любого бросового материала можно своими руками что-то смастерить, что принесет пользу всему окружающему.Таким образом, мы пополнили уголок « Умелые ручки».

 В конце учебного года я провела  итоговую диагностику и  результат был положительным. По итогам работы мною было выявлено, что дети:

-проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

-с удовольствием включаются в деятельность по экспериментированию, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

-стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

-любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

-получили знания об определенных сенсорных эталонах.

-проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

     Активное участие принимаю в общественной жизни детского сада. В межаттестационный период представляла свой опыт работы по сенсорному воспитанию .Мною был проведен  мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала. Принимаю активное участие в общесадовских мероприятиях, принимаю участие в районных спартакиадах. Награждена грамотой от профсоюзного коммитета. Проводила консультации : «Игра, как средство для развития всесторонне развитой личности»,»Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»

       Награждена дипломом Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации « Педагогические проекты». Прошла повышение квалификации в НОУ СИСПП по дополнительной профессиональной программе «Игровые технологии в работе с дошкольниками».Участвовала в информационно-практических семинарах: «Психолого-педагогическая поддержка воспитанников при внедрении эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей в ДОУ»,  «Современные технологии психолого-педагогической поддержки семей железнодорожников», «Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками», «Развитие творческих навыков и мышления у детей», «Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях»

 

 

Мои публикации:
Воспитательная работа
Конструирование, ручной труд
Математика
Материалы для родителей
Окружающий мир
Основы финансовой грамотности
Развитие речи
Разное
Сценарии праздников
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: