Сенсорное воспитание дошкольников
презентация урока для интерактивной доски (старшая группа) на тему

Суязова Тамара Александровна

Сенсорика - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика - это функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. Дошкольный возраст ‑ период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_doshkolnikov.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное воспитание дошкольников Сенсорика - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. Воспитатель: Суязова Т.А. Детский сад № 162 ОАО «РЖД»

Слайд 2

Факторы, влияющие на уровень чувствительности к сенсорным раздражителям Первый фактор – это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий - слепота, глухота и т.п. Второй фактор – это состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор – это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.

Слайд 3

Задачи сенсорного воспитания Обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений; Овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающий мир.

Слайд 4

Дидактические принципы сенсорного воспитания В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении. Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета

Слайд 5

Содержание сенсорного развития Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу - сверху, близко - далеко, справа - слева). В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Слайд 6

Способы сенсорного развития Практический способ (наложение, приложение) Зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).

Слайд 7

Этапы сенсорного развития Переход к внешне ориентированному действию. Развернутая перспектива действия

Слайд 8

Уровни сенсорного развития Основная задача - предоставить ребенку максимальную возможность сенсорных ощущений; Практическое усвоение сенсорных ощущений путем проб, соотношения предметов; Манипуляционная функция: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность; Переход от предметной деятельности к нормативной; Понятие о цветовом спектре, систематизация и закрепление понятия о геометрических фигурах, параметрах величины;

Слайд 9

Общие правила для многих видов обследования Восприятие целостного облика предмета; Мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); Пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; Повторное целостное восприятие предмета. Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

Слайд 10

Заключение Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Сенсорное воспитание и развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, обладает собственным содержанием и методикой, раскрытие которых невозможно без обращения к другим сторонам деятельности и развития.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание дошкольников"

В статье говорится о том, как влияет сенсорное воспитание на развитие дошкольников....

Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в развитии

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать в мелодию или в звучащую речь. Разви...

Активная консультация для воспитателей ДОУ. "Сенсорное воспитание дошкольников"

Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и по...

Особенности сенсорного воспитания дошкольников

Консульация для воспитателей об особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста...

Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"

Работа по самообразованию "Сенсорное воспитание дошкольников"...

Сенсорное воспитание дошкольников младшего возраста.

Принципы сенсорного воспитания. Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.• Интеграция воспитательных задач • Обучение детей организованное и систематическое....

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...