О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Морева Наталья Сергеевна

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается прежде всего на ощущениии и восприятии. В данной статье приведены рекомендации по развитию тактильно - двигательного восприятия дошкольников, дидактические игры, способствующие развитию тактильной чувствительности у детей. А также схема обследования сформированности моторных и сенсорных процессов у детей дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О важности сенсорного воспитания дошкольников.

Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей.

( из опыта работы).

                                                                                                Автор: Морева Наталья Сергеевна

                                                                      воспитатель высшей

                                                                                     квалификационной категории

                                                                                         МА ДОУ ЦРР детский сад № 24

                                                                                                 г. Ишим, Тюменская обл.

Ишим 2012 г.

     В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т.е. развитие личности ребенка в целом.
    Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.                                                                                    Мария Монтессори отмечала, что «благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.» Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
   Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к будущей деятельности необходимо развивать его сенсорную культуру.
   Общеизвестно, что дошкольное детство - фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются не сформированностью  общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорректировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его жизнь в обществе.            Важное  значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях,  подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания, как основы всестороннего развития ребенка.  

     В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.

     И преобразования в современном обществе ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, развивает сенсорные способности.

     Но  при достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и при значительных наработках  в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания, все так же существует проблема более результативного его осуществления в  ДОУ.  

    В практике дошкольного воспитания до сих пор преимущественное место занимают фронтальные формы обучения. Они предполагают одновременное воздействие на всю группу занимающихся, при этом часто не учитываются индивидуальные особенности и темпы развития отдельных детей. Это приводит к противоречию между имеющимися возможностями к решению задач сенсорного воспитания и реальным состоянием дел на практике. Переход к личностно-ориентированной модели воспитания будет способствовать преодолению противоречия и позволит совершенствовать работу по сенсорному развитию детей.

      В дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития сенсомоторных способностей детей, разработаны педагогические требования к дидактическим материалам, методика руководства играми и упражнениями.    

     Я считаю, что  в современных условиях научные достижения  должны использоваться более активно. А использование дидактических игр, упражнений, заданий станет более   эффективным средством формирования сенсомоторной  сферы дошкольников, если:                                                                                                  -  игры подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей;
-  формирование сенсорной культуры дошкольников  происходит поэтапно;
-  вариативность проведения одних и тех же игр, заданий, упражнений         предусматривает усвоение знаний, умений и навыков;
-  задания  носят различный характер игровых действий.

 Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей.

     Как уже говорилось выше, всестороннее представление об окружающем мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.                                Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
    Подчеркну, что первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности  руки.
     С этой целью я активно использую  в работе  различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
 —
лепка из глины, пластилина, теста;
 —
аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);       — конструирование из бумаги (оригами);
 —
рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
 —
игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
 —
собирание пазлов;
сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
    Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
     Не следует забывать и о традиционной
пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
    Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
   Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.                                            Приведу  примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.
   Хороший эффект дает использование
массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.
    «Осязательные» ванны — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевой чувствительности.
    
«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
    
Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
    Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, массажного валика для ног и др.                                                                         Очень полезны для детей
игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.
     Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем с закрытыми глазами. По аналогии  используются разные буквы алфавита.
   Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности  действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
    Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.
     Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми дошкольниками проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.
     Практика работы с детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.
    Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.
   Вся  
работа по развитию тактильной чувствительности у дошколят проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением,  как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
     Перечислю  основные из них:
1. Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета.
 2. Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов).
 3. Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
 4.  Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
 5. Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
    Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений , дидактических игр достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
   В играх, упражнениях необходимо создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.                                                                      

Дидактические игры, способствующие
развитию тактильной чувствительности у детей.

      «Поймай киску»
      Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
      
«Чудесный мешочек»
      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.                                                                              
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
      Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
      
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».
      Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
      По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
      
«Узнай фигуру».
      На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

      «Узнай предмет по контуру»
      Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
      
«Найди пару»
      
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
      Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
      
«Найди ящичек»
      
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
      Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от
какого коробка.
      
«Что в мешочке»
      Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
      
«Отгадай цифру» (букву)
      На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
      
«Что это?»
      Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
      
«Собери матрешку»
      Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
      
«Прочитай»
      Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
      
«Золушка»
      Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.


      
«Угадай, что внутри»
      Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

                                                                                                                Приложение 1.      

Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей.

  1. Оценка состояния общей моторики                                         (диагностические задания Н.И. Озерского, М.О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

- сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

- преодолеть расстояние 3 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2.  Оценка ручной моторики:

- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

- срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3.  Оценка тактильных ощущений:

- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

     Тесты цветоразличения

     - раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

   - называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее      3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.( блоки цилиндров)

 

     Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
-
«хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

- «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
-
«неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.