Дидактические игры для развития тактильно-двигательного восприятия дошкольников с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Заварыкина Екатерина Олеговна

Тактильный вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета. Дети с ЗПР не проявляют стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность таких детей не развивается. Предлагаю дидактические игры, направленных на развитие тактильно- двигательного восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-дефектолог Заварыкина Е.О. МАДОУ №7 «Семицветик» г. Бердск

Дидактические игры для развития тактильно-двигательного восприятия дошкольников с ЗПР

Тактильный вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета. Дети с ЗПР не проявляют стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность таких детей не развивается. Предлагаю дидактические игры, направленных на развитие тактильно- двигательного восприятия. Дидактические игры направлены на: развитие координации руки и

глаза, формирование у детей способов обследования предметов: зрительно-тактильного, тактильно- двигательного (умение ощупывать); обучение детей умению различать на ощупь разные по качеству поверхности, материалы ; обучение детей словесно описывать поверхности, материалы, воспринятые тактильно, и давать характеристику свойствам и качествам предметов.

Игры представлены в порядке усложнения (1-3 уровень). На каждом этапе три направления работы: определение предмета на ощупь, определение фактуры поверхности и материала, определение температуры, барических свойств предмета.

Направление

I уровень

II уровень

III уровень

1. Определение предмета на

ощупь

«Золушка»

«Узнай фигуру» (1 ур.)

«Определи на ощупь» (1ур)

«Чудесный мешочек»

«Золушка»

«Узнай фигуру» (2 ур.)

«Определи на ощупь» (2ур)

«Чудесный мешочек» (2 ур)

«Узнай фигуру» (3 ур.)

«Определи на ощупь» (3ур)

«Чудесный мешочек» (3 ур)

«Обведи контур фигуры»

«Найди цифры»

2. Определение фактуры поверхности и материала

«Найди пару»

«Подбери заплатку»

«Тактильное лото» (1ур)

«Платочек для куклы»

«Что это?»

«Волшебные мешочки»

«Тактильное лото» (2 ур) Лото «Что из чего»

«Пирожки»

«Узнай на ощупь предмет и из чего он сделан»

«Шерсть, перо, ткань»

«Что из меха, что из фетра»

Лото «Из чего сделана посуда»

«Тактильное лото» (3 ур)

3. Определение температуры и

барических

свойств предмета.

«Холодно-тепло»

«Время года»

«Потрогай»

«Весы»(1ур.

«Холодно-тепло-горячо»

«Время года»

«Весы» (2ур.)

«Потрогай»

«Какой предмет»

«Определи, что легче»

«Определи на ощупь»

Дидактические игры I уровня.

  1. Определение предмета на ощупь.

«Золушка»

Цель: развивать тактильные ощущения,

Игровое действие: дети садятся за стол. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Узнай фигуру» (1 уровень)

Цель: учить воспринимать и узнавать на ощупь шар и куб.

Игровое действие: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же перед ребёнком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру , как та на которую указывает педагог.

«Определи на ощупь» (1 уровень)

Цель: учить определять отличия знакомых предметов на ощупь, сравнение предметов на ощупь по величине (большой/маленький)

Игровое действие: в непрозрачном мешочке лежит набор фигур. Второй такой же перед ребёнком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру , как та на которую указывает педагог.

«Чудесный мешочек» (1 уровень)

Цель: учить находить знакомые предметы на ощупь.

Игровое действие: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет, указанный педагогом (последовательность предметов 1-2). Ребенок может перемещать руку в мешочек щупая и трогая предметы.

(пуговицы, мелкие игрушки по темам: «Овощи/фрукты», «Посуда», «Животные», «Транспорт» и др.)

  1. Определение фактуры поверхности и материала

«Найди пару»

Цель: учить опознавать знакомый материал, находить идентичный основываясь на тактильные ощущения, описывать 1-2 словами.

Игровое действие: ребенку предъявляется образец материал, он находит пару на ощупь ( использовать «Волшебный куб»).По фактуре нужно определить материал (можно использовать ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Подбери заплатку»

Цель: научить выбирать знакомые поверхности, материалы на ощупь, соотносить с натуральным образцом.

Игровое действие: педагог рассматривает с детьми предложенный материал. Затем ребёнок на ощупь подбирают к своиму игровому полю с натуральными фактурами «заплатки». Воспитатель помогает детям правильно назвать качество поверхности.

Тактильное лото (1 уровня)

Цель: выбирать на ощупь знакомые поверхности, материалы с предъявлением образца и соотносить с изображением этой поверхности.

Игровое действие: Игра начинается с ознакомления детей с игровым материалом. Показываются игровые карты, педагог объясняет правила игры. Каждый игрок получает свою карточку лото. Детям предъявляется образец материала , ребенок называет его, при верном ответе получает образец и кладет на его фактурной поверхности. Игрок, первым закрывший все «окошки» на своей карточке, считается победителем. Игра повторяется по желанию игроков, теперь карточки перемешиваются и каждому игроку выдается новая карточка лото. Если ребёнок играет индивидуально, то побеждает, когда все «окошки» его карты закрыты. По желанию игра повторяется с новой карточкой лото.

  1. Определение температуры и барических свойств предмета.

«Холодно-тепло»

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Игровое действие: на столе стоят две миски (бутылки) с холодной и теплой водой. Ребенок ладошками определяет, где какая вода.

«Время года»

Цель: закрепление знаний о температурных явлениях в разное время года (зима, лето)

Игровое действие: детям предлагается рассмотреть репродукции картин и ответить на вопрос: в какое время года холодно, жарко?

«Потрогай»

Цель: различение температурных состояний окружающих предметов .

Игровое действие: педагог предлагает предметы разной температуры, а ребёнок говорит, какой этот предмет: холодный, теплый.

«Весы»

Цель: сравнение веса предметов «на руку»

Игровое действие: педагог предлагает предметы взвесить на руке, сравнить вес предметов и определить, какой из них легче, а какой тяжелее.

Дидактические игры II уровня.

1. Определение предмета на ощупь.

«Золушка»

Цель: развивать тактильные ощущения,

Игровое действие: дети садятся за стол. Детям завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Узнай фигуру» (2 уровень)

Цель: учить воспринимать и узнавать на ощупь шар и куб, пирамида.

Игровое действие: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же перед ребёнком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та на которую указывает педагог. С усложнением: найти фигуру по слову.

«Определи на ощупь» (2 уровень)

Цель: учить определять отличия знакомых предметов на ощупь, сравнение предметов на ощупь по величине (большой – маленький; длинный – короткий; высокий – низкий,

Игровое действие: в непрозрачном мешочке лежит набор фигур. Второй такой же перед ребёнком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та на которую указывает педагог (по образцу , по слову)

«Чудесный мешочек» (2 уровень)

Цель: учить находить знакомые предметы на ощупь, по описанию

Игровое действие: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет, указанный педагогом ( или последовательность предметов 3-4). Ребенок может перемещать руку в мешочек щупая и трогая предметы.

(мелкие игрушки по темам: «Овощи/фрукты», «Посуда», «Животные», «Транспорт» и др.)

2        . Определение фактуры поверхности и материала

Волшебные мешочки».

Цель: учить определять на ощупь крупы.

Игровое действие: ребенок на ощупь определяет наполнение мешочка с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.

«Что это?»

Цель: учить опознавать знакомый материал, описывать 2-3 словами.

Игровое действие: ребенок закрывает глаза. (или использовать «Волшебный куб»). Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Лото «Что из чего»

Цель: формировать представления детей о различных материалах, из которых сделаны предметы: металле, дереве, стекле, пластмасса, мех, ткань, резина.

Игровое действие: игра по типу «Лото». Дети соотносят карточки с изображением предметов с материалом из которого они изготовлены, называют и описывают материал .

Тактильное лото (2 уровня)

Цель: учить детей дифференцировать на ощупь скрытые знакомые по качеству поверхности, материалы и соотносить с изображение.

Игровое действие: Игра начинается с ознакомления детей с игровым материалом. Показываются игровые карты, педагог объясняет правила игры. Каждый игрок получает свою карточку лото. Детям предъявляется образец материала (веществ, мелких предметов) скрытый в шариках (мешочках), Ребёнок определяет его, называет, при верном ответе получает образец и кладет на его изображение. Игрок, первым закрывший все «окошки» на своей карточке, считается победителем. Игра повторяется по желанию игроков, теперь карточки перемешиваются и каждому игроку выдается новая карточка лото. Если ребёнок играет индивидуально, то побеждает, когда все «окошки» его карты закрыты. По желанию игра повторяется с новой карточкой лото.

3.        Определение температуры и барических свойств предмета.

«Холодно-тепло-горячо»

Цель: определение температуры воды на ощупь

Игровое действие: на столе стоят три миски (бутылки) с холодной, теплой и горячей водой. Ребенок ладошками определяет, где какая вода.

«Время года»

Цель: закрепление знаний о температурных явлениях в разное время года.

Игровое действие: детям предлагается рассмотреть репродукции картин и ответить на вопрос: в какое время года холодно, жарко, тепло, прохладно?

«Весы»

Цель: сравнение веса предметов «на руку»

Игровое действие: педагог предлагает предметы взвесить на руке, сравнить вес предметов и определить, какой из них легкий, а какой тяжелее, и тяжелый.

Дидактические игры III уровня.

  1. Определение предмета на ощупь

«Узнай фигуру» (3 уровень).

Цель: учить воспринимать и узнавать на ощупь шар и куб, пирамида, цилиндр.

Игровое действие: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же перед ребёнком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та на которую указывает педагог. С усложнением: найти фигуру по слову.

«Определи на ощупь» (3 уровень)

Цель: учить определять отличия знакомых предметов на ощупь, сравнение предметов на ощупь по величине (большой – маленький; длинный – короткий; высокий – низкий, толстый-тонкий) Игровое действие: в непрозрачном мешочке лежит набор фигур. Второй такой же перед ребёнком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та на которую указывает педагог (по образцу , по слову)

«Чудесный мешочек» (3 уровень)

Цель: учить находить знакомые предметы на ощупь, по описанию

Игровое действие: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет, указанный педагогом ( или последовательность предметов 3-4). Ребенок может перемещать руку в мешочек щупая и трогая предметы. (мелкие игрушки схожей формы)

«Обведи контур фигуры»

Цель: учить узнавать фигуру, основываясь на кинестетических ощущениях.

Игровое действие: педагог раздает либо рамки, либо вкладыши, затем предлагает детям обвести контур фигуры либо по внешнему краю (вкладыши), либо по внутреннему (рамки). Педагог может задавать определенную последовательность при обведении фигур. «Обведи овал».

  1. Определение фактуры поверхности и материала

«Узнай на ощупь предмет и из чего он сделан»

Цель: учить определять фактуру материала на ощупь, узнавать по форме предмет.

Игровое действие: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет, узнает его, материал, из которого он изготовлен, называет. Вариант: ребёнок ищет предмет, указанный педагогом среди других. Ребенок может перемещать руку в мешочек щупая и трогая предметы.

«Пирожки»

Цель: развитие тактильных ощущений.

Игровое действие: педагог предлагает ребёнку «пирожок» - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится «начинка» (горох, фасоль, гречка), ребёнок сдавливая пальцами поролон должен сказать какая «начинка» в пирожке.

«Шерсть, перо, ткань» (на ощупь).

Цель: учить определять на ощупь материалы различной текстуры.

Игровое действие: Воспитатель предлагает просунуть в мешочек руку, взять кусочек чего - либо, и не глядя рассказать о нём «Теплый, холодный, шершавый, бархатистый, гладкий, пушистый,

мягкий» и попробовать назвать что из этого предмета можно сделать.

По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры и определить какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Что из меха, что из фетра»

Цель: развивать представления о разные по качеству поверхности, материалах, учить узнавать, называть, учить описывать словесно

Игровое действие: Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана та или иная вещь.(одежда, головные уборы)

Лото «Из чего сделана посуда»

Цель: углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда: металле, дереве, стекле, пластмассе, хрустале, фарфоре.

Игровое действие: игра по типу «Лото» Дети соотносят карточки с изображением посуды с материалом из которого она изготовлена, называют и описывают материал .

Тактильное лото (3 уровня)

Цель: учить детей опознавать образцы на ощупь по кинестетически воспринимаемому признаку: по материалу (ткань, стекло и т.д.), по качеству поверхности (гладкий ,шероховатый и т.д.) и соотносить с текстовым описанием

Игровое действие: Игра начинается с ознакомления детей с игровым материалом. Показываются игровые карты, педагог объясняет правила игры. Каждый игрок получает свою карточку лото. Детям предъявляется образец материала, ребенок обследует его и соотносит с текстовым описанием качества этого материала, при верном ответе получает образец и кладет на его текстовое описание. Игрок, первым закрывший все «окошки» на своей карточке, считается победителем. Игра повторяется по желанию игроков, теперь карточки перемешиваются и каждому игроку выдается

новая карточка лото. Если ребёнок играет индивидуально, то побеждает, когда все «окошки» его карты закрыты. По желанию игра повторяется с новой карточкой лото.

  1. Определение температуры и барических свойств предмета.

«Какой предмет»

Цель: различение температурных состояний окружающих предметов по памяти .

Игровое действие: педагог показывает картинку, а ребёнок говорит, какой этот предмет: холодный, теплый или горячий.

«Определи, что легче»

Цель: сравнение веса предметов «на глаз»

Игровое действие: педагог показывает картинку, и предлагает определить «на глаз», какой из предметов самый тяжёлый, тяжелый, лёгкий, самый легкий.

«Определи на ощупь»

Цель: учить определять противоположные свойства предметов.

Игровое действие: ребенку предлагается определить на ощупь противоположные качества и свойства предметов: тяжелый-легкий, теплый-холодный, мокрый/сухой.(например, лист бумаги /книга, сухой платок/мокрое полотенце, вареная морковь/сырой картофель).

Д/И «Тактильное лото» (1 уровень)

Д/И «Тактильное лото» (2 уровень)

Д/И «Тактильное лото» (3 уровень)

Д/И «Найди пару»

Д/И «Подбери заплатку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности у дошкольников

статья о развивающем потенциале дидактических игр и их влияние на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста...

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"

Зрительное          Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие ...

Дидактические игры по развитию художественно-эстетического восприятия

Картотека игр по развитию художественно-эстетического восприятия...

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Зрител Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие  - психический процесс отражени...

Сборник дидактических игр «Дидактические игры на развитие межличностных отношений старших дошкольников»

Главным фактором развития показателей готовности старшего дошкольника к школьному обучению является сформированность навыков общения и межличностных отношений со сверстниками.Межличностные отношения -...

Игры на развитие тактильно-двигательного восприятия

Представлен перечень игр с описанием...