Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"
консультация по коррекционной педагогике по теме

Захарова Ольга Вячеславовна

Зрительное          Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    

Восприятие  - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности, в совокупности их различных  свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_o.v.statya_na_temu.docx208.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"

Ребёнок получает знания об окружающем мире через зрение,  которое  является одним из  основных источников получения информации и имеет огромное познавательное значение для развития, помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. Особенно это важно для детей с нарушением зрения, что определяет актуальность темы.

Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    

Восприятие  - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности, в совокупности их различных  свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого

Самыми простыми для человека являются сенсорные признаки (восприятие формы, величины, цвета, контраста и движения предметов развиваются на протяжении всего дошкольного возраста), которые служат построению образа перцептивного и соответствуют социально выработанным сенсорным эталонам.

 - Восприятие формы.

    Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма.

     В форме дети ищут свойства, качества, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

     Зрительная система должна быть способна выделять не только границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством глаз, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета.

     На зрительное восприятие формы предмета влияют: величина предмета, расстояние до глаз, освещённость, контраст между яркостью объекта и фона. Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.

   -  Восприятие величины предметов.                                                                  

   Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от поля зрения ребёнка, размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается, от уровня развития двигательных функций глаза.

     Для этого необходимы условия, которые позволяли бы детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности.

     Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений.                                    

- Восприятие цвета и контраста.                                                                      

   Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и долгое время остаётся в сознании ребёнка.      

     На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребёнка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.

    На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объёмности предмета, связи с окружающим миром.                                                          

   Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

- Восприятие движения.                                                                              

    Восприятие движения – это отражение изменения положения, которые объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

   Ребёнок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями:                                                                                            

 1.Непосредственно воспринимая акт перемещения;                                                                       2. На основе умозаключения о движении объекта.                                                

   С помощью зрения информация о движении объектов получается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.    

      Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную обработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных предметов, их особенностей и назначения.                

     Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или непохожих на него. Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело. Каждый орган чувств получает свой специфический для него вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами).

       Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета, формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет убирают от нас, мы по одному только запаху можем представить его вновь. Когда представления неточные неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться, что и происходит в жизни у детей с нарушением зрения.

      Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Как это сделать?

    Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначения, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающими, исследовательскими.

     Для того, чтобы облегчить или ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам восприятия. Когда ребенок их освоит, он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления, и получать правильные представления о них.

     На самом первом этапе восприятия с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков (цвет, форма, величина, расстояние). Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т.е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.

Таким образом, зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

 Онтогенез зрительного восприятия у дошкольников                                                                          

Восприятие человека - результат длительного филогенетического (исторического) и онтогенетического (индивидуального) развития. Оно формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающей действительности.

     Элементарные формы восприятия начинают появляться в первые месяцы жизни. Сталкиваясь ежедневно с oпределенными людьми и окружающими предметами, ребенок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Вызываемые каждым предметом раздражения постепенно выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета.

      В основе развития вoсприятия в младeнческом и раннем возрасте лежат движения и предметные действия ребенка. Процесс развития восприятия начинается с самых первых дней жизни ребенка.

    Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов, как форма и величина.

     Видя какой-либо предмет, ребенок тянется к нему, стремится его ощупать и переместить. Мaнипулируя игрушкой, ребенок взглядом прослеживает контур предмета. Впоследствии зрительные стимулы постепенно отделяются от предметных действий, превращаясь в самостоятельные зрительные образы. При этом ощущения от движений рук заменяются ощущениями от движений глаз по контуру предмета.

    В дальнейшем ребенок осваивает сложные перцептивные действия, которые позволяют ему выделять признаки предмета. Ребенок начинает разглядывать предметы, ощупывать их руками, сначала всей  кистью, а затем пальцами, останавливаясь на отличительных деталях.  

      По мере усложнения деятельности ребенка, использования все большего числа предметов домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания, одевания), а также манипулирования вещами в различных играх у него обoгащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений.

        Для восприятия в дошкольном возрасте характерны ограниченность и неполнота, а также значительная эмоциональная обусловленность: рeбенок в первую очередь выделяет все то, что более активно вызывает эмоциональные и ориентировочные реакции, - яркие, блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи; при этом менее эмоционально значимые предметы остаются незамеченными.

Восприятие дошкольников (3-4 лет) носит предметный характер, то есть все признаки предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие – не отделяются у ребёнка от предмета. При восприятии он видит не все признаки предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные признаки и разнообразие в предмете.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребёнок осваивает приёмы активного познания признаков предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями признаков: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и чёрном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты); особые признаки предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребёнок учится различать разновидности этих признаков, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию признаков предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствуют ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде признаков предметов. Незавершённость в развитии процесса восприятия задерживает развитие других познавательных процессов не только у дошкольников  с нормальным развитием, но и также  у детей с нарушениями зрения.

    На формирование образов восприятия большое влияние оказывает рeчевое общение с  взрослыми. Знакомя детей с окружающими предметами, взрослые помогают выделять в них существенные свойства, вследствие чего восприятие у детей становится все более целенаправленным, точным и полным.

    Для развития восприятия большое значение имеют игры, рисование, различные виды конструктивной деятельности, создающие благоприятные условия для формирования различительной чувствительности и все более тонкой дифференциации свойств предметов.

   При нормально организованном воспитании ребенок к концу дошкольного возраста умеет достаточно правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия восприятия в соответствии со своими потребностями.

           Рeбенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Восприятие становится психическим процессом, все больше осуществляется в уме, почти мгновенно перцeптивные действия сворачиваются, выполняются не заметно и быстро.

     Ребенок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Проанализировав литературу по развитию зрительного восприятия дошкольников, пришли к выводу, что детям необходима помощь взрослого, который помогает накапливать знания и информацию об окружающем мире. Взрослый необходим каждому ребенку - особенно детям с нарушениями  зрения, которые имеют свои особенности.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников при нарушениях зрения. 

    С помощью зрения человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве.

Однако, накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослого идёт бессмысленно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребёнок думает, что «облако – это вата», а «звёзды – электрические лампочки».

Задача взрослого состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих его предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и признаках (бьётся, ломается, рвётся, льётся и так далее), о материалах, из которых они сделаны.

Ребёнок на каждом возрастном этапе становится чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего развития и воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Дети  с нарушением зрения получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

 Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятия. Часто «живое созерцание» детей с нарушениями зрения страдает из-за снижения у них слуха, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранены, восприятие этих детей отличается рядом особенностей.

Главным недостатком восприятия является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми.

Дeтям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, тест и т.п.). Замедленность восприятия усугубляться еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому их восприятие  отличается и меньшей диффeренцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают цвета, форму, размер предметов, графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п.

Отмечается также узость объема восприятия. Дети с нарушениями зрения выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Дети с нарушениями зрения судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению. Их восприятием необходимо руководить.

Для детей с нарушениями зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении детского сада свою группу, спортивный зал и т.п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времени года, значительно позже начинают различать цвета.

Там, где нормальный ребенок, обозревая все происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, а ребенок с нарушениями зрения долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным.

Эти дети относят к квадратам и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами.

Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок с нарушениями зрения не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда ребенку показывают карандаш и спрашивают: «Что это такое?» - он может ответить, что это карандаш, и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник охотно расскажет, что это красный, толстый, точенный карандаш.

 Рассматривая сюжетную картинку, дети часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом. При обучении чтению у детей часто возникает дурная привычка угадывать замысел слова по нескольким буквам.

Итак, основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков,  константность восприятия.

Следует отметить, что дошкольники с нарушениями зрения имеют определённые особенности и трудности в процессе зрительного восприятия.

Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия  у дошкольников с нарушениями зрения.

 Выявленные особенности зрительного восприятия формы, цвета, размера, пространственного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения недостаточно развиты (по общепринятым методикам отмечается низкий, иногда средний уровень развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения), что  появилась необходимость проведения коррекционно - педагогической работы  с использованием игр,  игровых упражнений, приёмов, заданий по ознакомлению, усвоению и совершенствованию представлений основных признаков предметов.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

 Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.

Положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Коррекционно - педагогическая работа по формированию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения следует проводить по следующим направлениям:

развитие восприятия формы,

развитие восприятия цвета,

развитие восприятия размера,

развитие пространственного восприятия.

Выписка из перспективного плана работы.

Развитие восприятия формы.

Использовались дидактические игры и упражнения.

Дидактическая игра: «Поиграем с куклой».

Цель: закрепить умение зрительно рассматривать тело человека с помощью заместителя, выделять его основные части тела, форму, величину, пространственное положение, научить детей правильно действовать с этим предметом.

Дидактическая игра: «Нарисуй по трафарету».

Цель: закреплять умение обводить по трафарету изображение человека, прослеживать линию, выделять основные части тела, их форму, величину, пространственное положение, совершенствовать двигательную память.

Оборудование: трафареты с изображением человека, листы бумаги, фломастеры.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить знания о разных видах игрушек, их форме, величине, цвете; развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами.

Оборудование: мешочек из ткани, игрушки (собака, кукла, пирамидка, машинка, юла и др.).

Дидактическая игра: «Составь из частей».

Цель: закрепить умение составлять целый предмет из частей, закрепить название частей (рукав, воротник, карман и т.д.), их форму, пространственное положение.

Оборудование: разрезные картинки с изображением предметов одежды.

Дидактическое упражнение: «Нарисуй шапочку по транспортиру».

Цель: учить детей определять форму шапочки, соотносить её части с геометрическими фигурами (полукруг и прямоугольник), соединять эти фигуры в единое целое, используя транспортир (вместо трафарета), развивать целостное восприятие предмета.

Оборудование: альбомный лист, транспортир, фломастер.

Дидактическое упражнение: «Рассматривание объёмных картин».

Цель: учить детей различать и называть домашних животных по внешним признакам, по месту обитания (живут в доме или возле дома), закрепить умение обследовать предмет с опорой на зрительный и тактильный анализатор, выделять части, их форму, цвет, величину.

Оборудование: объёмные картины с изображением кошки, собаки, свиньи, лошади.

Дидактическое упражнение: «У нас в гостях кошка»

Цель: закрепить умение обследовать натуральное животное с помощью зрительного и тактильного анализатора, учить называть ощущения, полученные от обследования словом, выделять свойства и качества, характерные для данного животного, его основные части, форму, цвет.

Оборудование: мягкая игрушка – кошка.

Дидактическая игра: «Нарисуй кошку по транспортиру».

Цель: закрепить умение составлять изображение кошки по транспортиру, закрепить названия геометрических фигур и их соответствие части тела.

Оборудование: транспортир, альбомный лист, фломастер.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: совершенствовать навык составления целого изображения из частей, закрепить названия частей, их форму, величину, пространственное положение.

Оборудование: карточки с изображением домашних животных, разрезанные на 3–4 части.

Развитие восприятия цвета.

Использовались дидактические игры и упражнения.

Дидактическое упражнение: «Обведи предмет через кальку».

Цель: учить детей прорисовывать изображения предметов одежды через кальку, закрашивать полученное контурное изображение, узнавать в нём предмет и соотносить его с названием, стимулировать зрительные функции, развивать цветовосприятие.

Оборудование: книжки-раскраски, калька, фломастеры.

Дидактическая игра:  «Подбери нитки к платью».  

Цель: закрепить умение соотносить цветной силуэт платья с цветом ниток, развивать умение узнавать и называть цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).

Дидактическая игра:  «Лото» или «Найди такой же по силуэтному, контурному изображению».

Цель: закрепить умение зрительно находить одинаковые предметы одежды по цветному изображению, соотносить цветное изображение с контурным или силуэтным, развивать целостное восприятие.

Оборудование: парные карточки с цветным, контурным, силуэтным изображением предметов одежды.

Дидактическое упражнение: «Обведи предмет через кальку».

Цель: учить детей прорисовывать изображения предметов одежды через кальку, закрашивать полученное контурное изображение, узнавать в нём предмет и соотносить его с названием, стимулировать зрительные функции, развивать цветовосприятие.

Оборудование: книжки-раскраски, калька, фломастеры.

Дидактическая игра:  «Найди свою одежду среди другой».

Цель: учить детей узнавать и называть свою одежду по цвету, величине, размеру, фасону, закрепить умение зрительно рассматривать предметы, фиксировать на них взгляд.

Оборудование: предметы одежды.

Дидактическая игра:  «Наложи цветное – на контурное изображение».

Цель: закрепить умение узнавать животных по их цветному плоскостному изображению, соотносить его с контурным изображением, учить приёму наложения.

Оборудование: карточки с цветным и контурным изображением домашних животных (лошадь, корова, кошка, собака, свинья и др.).

Дидактическая игра:  «Найди и назови на картинке».

Цель: совершенствовать умение зрительно отыскивать нужный предмет, фиксировать на нем взгляд, узнавать его по цветному плоскостному изображению, определять пространственное положение на картине.

Оборудование: сюжетная картинка «На скотном дворе».

Развитие восприятия размера.

Использовались дидактические игры и упражнения.

Дидактическая игра:  «Мой весёлый звонкий мяч».

Цель: учить называть словом и понимать скоростные качества (быстро, медленно) мяча, закрепить название формы и цвета, ориентировку в пространстве относительно себя (мяч катится от меня, ко мне).

Дидактическое упражнение: «Составь пирамидку».

Цель: закрепить у детей название геометрической фигуры (круг) и названия цветов и их оттенков, учить составлять из частей целый предмет в убывающем порядке по величине.

Оборудование: пирамидка из семи колец.

Дидактическая игра: «Положи мяч в свою корзину», «Подбери ленту для куклы».

Цель: учить детей составлять изображение игрушек из геометрических фигур по трафаретной линейке, соотносить объекты по величине.

Дидактическая игра: «Составь из мозаики предмет».

Цель: закрепить умение составлять изображения игрушек, совершенствовать умение работать по образцу: зрительно выделять части предмета, их местоположение, величину, цвет и т.д., соотносить изображение на образце со своим.

Оборудование: кнопочная мозаика, образцы изображений игрушек (мяч, флажок, домик, кораблик и др.).

Развитие пространственного восприятия.

Использовались дидактические игры и упражнения.

Дидактическая игра: «Рассмотри себя в зеркало».

Цель: учить детей зрительно обследовать своё тело (проводить взглядом  по всему телу, выделять основные части: голова, туловище, 2 руки (правая и левая), 2 ноги (правая и левая), определять форму каждой части тела (голова круглая, туловище прямоугольное и т.д.), пространственное положение  частей тела (голова сверху, ноги снизу, туловище посередине, справа одна рука, слева другая рука и т.д.), подключать для обследования осязание.

Оборудование: большое зеркало.

Дидактическая игра: «Узнай, кто нарисован».

Цель: учить детей узнавать тело человека по контурному и силуэтному изображению, закрепить умение называть и показывать основные части тела, их пространственное положение.

Оборудование: карточки с изображением людей.

Педагог вместе с детьми рассматривают контурное изображение тела. После этого можно предложить рассмотреть силуэтное изображение различных людей на карточках.

Дидактическая игра:  «Составь целое из частей».

Цель: учить детей составлять целое изображение из его частей, закрепить пространственное положение, развивать целостное восприятие.

Оборудование: лист ватмана с уже нарисованным контурным изображением тела ребёнка разрезанный на части (по частям тела).

Дидактическая игра:  «Палка, палка, огуречик….».

Цель: учить составлять схематичное изображение человека из счётных палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.

Оборудование: набор счётных палочек, образец.

Дидактическая игра: «Что куда надеть?».

Цель: учить дифференцировать предметы одежды по признаку «куда её надевают» (на голову, на туловище, на ноги, на руки и т.д.), закрепить название частей тела и одежды.

Оборудование: плоскостная кукла, плоскостные цветные изображения предметов одежды.

Дидактическое упражнение: «Назови, какие игрушки стоят на верхней, нижней полке?».

Цель: закрепить умение детей зрительно выделять, фиксировать и локализовать изображения игрушек среди других изображений предметов, соотносить изображение со словом.

Оборудование: сюжетная картинка «В детском саду».

Дидактическое упражнение: «Рисуем по трафарету»

Цель: закрепить умение проводить линии точно по трафарету, прослеживая движение линии по контуру предмета, выделять части животных: туловище, голова, лапы, хвост, уши, глаза, носик, усы и т.д.; развивать умение зрительно воспринимать силуэтное и контурное изображение животных.

Оборудование: трафареты с изображением животных, фломастеры, листок бумаги.

Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы изображения на картинках отражали реальный предмет, а не сказочный.

Детям с остротой зрения до 0,4 картинки предлагать размером 4 см и больше, а детям с остротой зрения 0,4 и выше – размером 2 см и меньше, что соответствует зрительной нагрузке, рекомендованной врачом-офтальмологом.

   Силуэтные изображения детям предлагают на контрастном фоне. Цветные изображения предметов подбирать с яркими, контрастными цветами для лучшего зрительного восприятия.

Часто при проведении дидактических упражнений использовать фломастер, т. к. он оставляет более чёткий след, чем карандаш, что также благоприятно для зрительного восприятия, особенно, при снижении зрения.

Подбор дидактических игр и упражнений осуществлялся таким образом, чтобы были охвачены все 4 направления коррекционной работы. Содержание игр и упражнений включали в себя одну лексическую тему, где прослеживалась система поэтапной коррекционной работы по зрительному восприятию.

Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у детей с нарушениями зрения правильный и целостный образ предмета. В свою очередь, это даёт возможность детям с нарушениями зрения ориентироваться в окружающем пространстве.

При проведении дидактических игр и упражнений использовались как дидактические методы и приёмы: объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др., так и специальные: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др.

Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции органа зрения.

С детьми, у которых острота зрения до 0,4, обучение опиралось больше на использование компенсаторных анализаторов, а с детьми, у которых острота зрения 0,4 и выше – обучение опиралось на зрительный анализатор с подключением компенсаторных механизмов (Л.П.Григорьева).

С детьми было проведено много различных дидактических игр и упражнений. Это позволило детям овладеть умениями узнавать и называть предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов окружающего мира, изученных в рамках лексических тем. Всё это говорит об эффективности проведённой коррекционной работы.

Таким образом был использован комплекс методов и приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников, имеющих нарушения зрения, основным звеном которого является дидактическая игра. 

У детей использование дидактических игр, создание различных игровых ситуаций  вызывали огромный интерес, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у дошкольников с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивало легкое и быстрое усвоение программного материала.

Захарова О.В

Список литературы:  

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.  

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей трех – семи лет. Методическое пособие – Ярославль, 2001.

 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М., 1991. 

4. Величковский   Б.М., Зинченко В.П.,  Лурия А.Р. Психология восприятия .

-М.:  Изд-во МГУ,1973  

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973

6. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка - М.: Школа - Пресс. - 2001

7. Григорьева Л.П.,  Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка// Приложение к журналу Дефектология вып.6. - М.,Школа-Пресс,2001.

8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004.

9. Малева З.П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Челябинск. - 2001.                                                                                                                                                                                                                      

10. Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики. Учебно-справочное пособие. – Томск.: Томский государственный педагогический университет, 1999.

11. Никитин Б.П. Игры. – М., 2000.

12. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия. С-Пб., 2003.

 13. Подколзина Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 3. — С. 35-39.

14. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: Адель 1998.

C:\Users\Оля\Desktop\detsad-1392867144.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Зрител Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие  - психический процесс отражени...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

В данной статье будет рассказано про особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, виды наглядных пособий и требования к использованию н...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения     При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства на...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...

Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения.Подвижные игры.

В статье для педагогов представлены игровые подвижные задания, в процессе которых можно развивать зрительные функции....

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....