Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

 
 
     Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушением зрения, в процессе осуществления ими практической и научно-познавательной деятельности. В этом материале даны дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развитие зрительного восприятия дошкольников через систему дидактических игр и упражнений»

(2-й год обучения)

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2020

     Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушением зрения, в процессе осуществления ими практической и научно-познавательной деятельности.

    Программным содержанием занятий по развитию зрительного восприятия является реализация следующих задач:

  • расширение знаний о сенсорных эталонах, закрепление представлений о них;
  • расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне узнавания, называния, оперирования (соотнесения, локализации);
  • формирование умения пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов;
  • развитие сенсорных операций,  как части обследовательских перцептивных действий;
  • расширение представлений о свойствах и качествах предметов.

     Эффективность коррекционной работы по зрительному восприятию зависит от умения осуществлять дифференцированный подход к определению содержания и хода занятия в зависимости от уровня развития зрительного восприятия детей данного возраста. Знание уровня развития всех компонентов зрительного восприятия (цвета, формы, величины) дает возможность при определении типа специального занятия использовать личностно ориентированный подход.

    Развитие зрительного восприятия зависит не только от глубины дефекта и формы глазной патологии, но и от степени включения зрения в учебно-воспитательный процесс. Поэтому коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия «должны быть направлены  на максимальное включение высших психических функций в сенсорно-перцептивные процессы, что предусматривает коррекцию, компенсацию  и развитие в единой системе функциональной стороны восприятия (сенсорные процессы), его операционный (когнитивные операции, необходимые для опознания объектов и ситуаций в условиях нарушенного сенсорного отражения) мотивационной сторон (установки и мотивы, определяющие потребность видеть)» (Л. П. Григорьева).

Развитие зрительного восприятия цвета.

   

      При тематическом планировании по развитию зрительного восприятия цвета указываются темы занятий, их программное содержание. Задачи с каждым месяцем усложняются.

      Например:  в сентябре дети изучают тему «Краски осени», на котором закрепляются названия основных цветов.  В дидактической игре «Узнай по цвету» они должны узнать и правильно назвать цвет овощей, фруктов или предметов; выбрать из корзины все спелые овощи или фрукты, назвать их цвет; собрать листья «осени», назвать их цвет.

      В конце года дети изучают тему «Весна», где они учатся различать и называть оттенки основных цветов. В игре  «Каждому оттенку свое место» малыши распределяют оттеночные круги по насыщенности цвета по образцу пособия. Игра  проводится сначала по образцу, а потом без образца.

 

Развитие зрительного восприятия формы

     При тематическом планировании по развитию зрительного восприятия формы указываются темы занятий, их программное содержание. Тема занятия соотносится с темой по формированию предметных представлений. Задачи с каждым месяцем усложняются.

      Например, в октябре дети изучают тему «Домашние животные».

В дидактических играх «Волшебный мешочек», «Сравни фигуры», «Каждой фигуре свое место» решаются задачи  по формированию зрительной способности восприятия предметов окружающей действительности, навыков простейшего анализа предметов по форме.  Детей учат различать и называть форму геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), систематизировать предметы по этому признаку, расчленять изображение на составные части.

     В конце года дети изучают тему «Скворечники для птиц».

 В дидактических играх «Составь по образцу», «Сравни фигуры», «Каждой игрушке свое место» малыши закрепляют  умение различать и называть геометрические объемные формы (куб, пластина, брусок);  учатся  использовать эти формы с учетом конструктивных свойств (устойчивости, формы, величины); анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, сверху – перекрытие, крыша); самостоятельно преобразовывать постройки по высоте, длине, ширине, соблюдать заданный педагогом принцип конструкции.

Развитие зрительного восприятия величины

     

       При тематическом планировании по развитию зрительного восприятия величины указываются темы занятий, их программное содержание. Задачи с каждым месяцем усложняются.

Например, в сентябре дети изучают тему «Большие и маленькие». В дидактических играх «Сложи мячи в корзины» детей учат различать предметы по величине, формируется понятие относительной величины  - «большой – маленький, «больше», «меньше». В середине года на занятии «Сравни три предмета» проводится игра «Цветной диск», Задачи: упражнять в сравнении 3-х по величине предметов зрительным соотнесением; учить размещать предметы в отверстие диска; активизировать словарь.

       Вывод: при систематической коррекционной работе идет успешное формирование сенсомоторной культуры, необходимого чувственного опыта, приемов и способов умственной деятельности.

    Все это способствует адекватному познанию окружающего мира и оказывает влияние на решение реабилитационных задач.

Литература:  Л.И. Плаксина «Программа Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V  вида (для слабовидящих детей)» Москва «Город», 1999г.

Е.А. Чевычелова «Развернутое тематическое планирование» по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Средняя группа. Издательство «Учитель», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

В данной статье будет рассказано про особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, виды наглядных пособий и требования к использованию н...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения     При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства на...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...

Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения.Подвижные игры.

В статье для педагогов представлены игровые подвижные задания, в процессе которых можно развивать зрительные функции....