Главные вкладки

    КОНСПЕКТ занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему: «В гостях у « цветика-семицветика». (2 год обучения)
    план-конспект занятия (средняя группа) по теме

    конспект занятия для детей с нарушением зрения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл s9.docx1 байт

    Предварительный просмотр:

    Мордвинова Елена Александровна,

    заместитель директора по ВР, НМР

    МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара

    Программа работы экспериментальной площадки  

    «Организационно-педагогическое сопровождение

    профессионального самоопределения учащихся»

    Актуальность темы:

    В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников  способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

    Составная часть социализации – профессиональное самоопределение, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности, осуществлять жизненный и профессиональный выбор. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование такой ключевой компетенции у выпускника современной общеобразовательной школы как, умение осуществлять   профессиональный (и шире – жизненный) выбор.

    Для этого необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем социального воспитания в аспекте профессионального самоопределения детей (на пропедевтическом уровне в начальной школе) и подростков (в основной школе в связи с предпрофильным и профильным обучением); выявление особенностей формирования социального самосознания; разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для  основ профессионального становления и самореализации личности, решить важную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей, его социализации.

    Социальное становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность, построить карьеру, быть успешным в профессии, в жизни. Традиционные и новые профессии все больше начинает рассматриваться как средство для построения жизненного успеха, а также становятся средством для нахождения с помощью профессии учащимися своего места в российском обществе. Таким образом, в период, современного изменяющегося общества и динамичных общественных процессов, необходимо разработать современные подходы к формированию профессионального самоопределения учащихся, отвечающие изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку. Задача школы – создание условий для профессионального самоопределения выпускника.

    Школа и общество – объективно коэволюционирующие системы. И для обеспечения коэволюции школа должна моделировать процессы, происходящие в обществе, в том числе действие универсальных законов, которые имеют место на всех этапах его развития. Освоив модель, учащиеся смогут проецировать систему универсальных законов на актуальное состояние общества, обнаруживать различные аспекты личностного проявления в многообразии социальных связей и способов их взаимодействия, прогнозировать будущее, смогут самоопределиться в выборе профессии.

    Далее под профессиональным самоопределением (далее – ПС) мы будем понимать «активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса». В своих работах Н.С.Пряжников подчеркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.  Он считает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации», т.е. профессиональное самоопределение неразрывно связано с профессиональным становлением личности.

    Основные моменты процесса профессионального становления:

    1. ПС – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

    2. Ядром ПС является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

    3. ПС осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

    4. Актуализация ПС личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

    5. ПС является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

    Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

    • информационно-справочные, просветительские;
    • диагностические  (в идеале – помощь в самопознании);
    • морально-эмоциональная поддержка обучающихся;  
    • помощь в выборе, в принятии решения.

    Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения –  постепенно сформировать у учащихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно  планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

    Опыт зарубежных образовательных учреждений, в частности – в «Международной сети европейских продуктивных школ» (INEPS),  а также опыт работы школьных экспериментальных площадок г.Москвы, г.Челябинска и др.,  наталкивает нас на процесс соединения допрофессиональной и профессиональной подготовки,  профессиональной ориентации молодежи средствами ИКТ, социально-ориентированной деятельности на уроках и во внеурочной практики учащихся.

    Таким образом, организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в школе – взаимодействие всех вовлеченных субъектов: обучающихся и их семей; администрации, учителей, кл.руководителей, педагогов дополнительного образования; социальных партнеров школы (вузы, организации, предприятия), а также: учреждений дополнительного образования различной направленности; специализированных профориентационных (государственных и негосударственных) учреждений; органов управления образованием; предприятий экономической сферы.

    В современной системе общего среднего образования России возникли следующие противоречия:

    – между содержанием среднего образования, определяемым стандартами первого и второго поколения и практически отсутствием в нем содержания, определяющего активную социализацию учащихся в аспекте их профессионального самоопределения, что определяет повышение  качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции;

    – между необходимостью решения проблем активной социализации, профессионального и личностного самоопределения учащихся, и отсутствием условий для активной социализации учащихся, организационно-педагогогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и психолого-педагогической помощи выпускнику школы.

    Кроме этого:

    –  слабо просматриваются связи между образовательными учреждениями и  социумом (другими образовательными учреждениями, бюджетными организациями, центром занятости населения и др.), программно-целевое взаимодействие с которыми обеспечивало бы успешное формирование учащихся к профессиональному самоопределению, в том числе и социальную практику учащихся, что явилось бы фундаментом активной социализации учащихся.

    Таким образом, актуальность заявленной темы эксперимента вытекает из:

    1. Потребностей общеобразовательной школы в разработке системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
    2. Недостаточной теоретической и научно-методической разработанности проблемы  организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях внедрения ФГОС второго поколения в общеобразовательную школу.

    Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для определения темы экспериментальной деятельности.

            Идея эксперимента:

    1. Апробация личностно-ориентированного, деятельностного, ценностного и контекстного подходов к профессиональному самоопределению учащихся через внедрение современных научных достижений в учебно-воспитательный процесс школы для повышения его эффективности и создание организационно-педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, направленных на становление их субъектной позиции, формирование социально-профессиональной мобильности, способности ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации.
    2. Осуществление комплексной профориентационной работы всеми субъектами, участвующими в организационно-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся.
    3. Возможность трансформирования накопленного и систематизированного педагогического опыта по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, накопленного за годы эксперимента в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ г.о.Самара.

            Объект эксперимента: Процесс профессионального самоопределения учащихся МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара.

            Предмет эксперимента: организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы.

            Гипотеза: Если создать оптимальные педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся, разработать и внедрить систему организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся (через встраивание социальной практики в учебный и воспитательный процесс и тем самым обеспечение вхождения учащихся в социальную среду, их приспособления к культурным и социологическим факторам), то произойдет успешная профессиональное самоопределение (и шире – социализация) учащегося.

            Цель эксперимента: Теоретически и экспериментально обосновать целостную систему сопровождения профессионального самоопределения учащихся и  методическое сопровождение программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты (в соответствии целями программы развития школы на 2013-2018 гг.: 1) помощь обучающимся в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности / конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения; 2) формирование и развитие компетенций, необходимых выпускнику школы для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях (компетентностный подход к организации УВП в школе).

            Задачи:

    1. Разработка системы и реализации программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.
    2. Оказание психолого-педагогической помощи в составление индивидуальных образовательных траекторий для более глубокого удовлетворения интересов, развития способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.
    3.  Определение и создание условий  эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое).
    4.     Формирование и развитие единой информационной научно-методической базы (системы тематических предметных, внеклассных Интернет-ресурсов различного уровня, видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям, издание специализированного методического пособия «Мир профессий от А до Я» для детей, подростков, родителей по проблеме профессионального самоопределения) в сфере поддержки профессионального самоопределения обучающихся на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС и обеспечение их доступности субъектам УВП.
    5. Уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты:  в учебный и воспитательный план работы школы, дополнительное образование и др.)
    6. Реструктуризация социальных связей общеобразовательной школы и  социума в связи с реализацией ФГОС НОО и ООО.
    7.  Формирование целостного набора критериев оценивания результативности социально-профессионального самоопределения выпускников школы  и внесение предложений о совершенствовании соответствующей статистики.
    8.  Разработка системы показателей результативности деятельности администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов ДО  по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся (дифференцированно по уровням образования, по уровням деятельности и по содержательным линиям).
    9.  Внедрение в практику и распространение в педагогическом сообществе достижений ОУ в области организационно-педагогического сопровождения профес.самоопределения обучающихся.
    10.  Повышение культуры делового взаимодействия в сфере социального партнерства с целью учета локальных изменений  в потребностях рынка труда и образования, удовлетворения запроса региона в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами его социально-экономического развития.

    Диагностический инструментарий:

    1. Входящее, промежуточное и итоговое тестирование.
    2. Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся.
    3. Анкетирование, направленное на определение готовности учащихся к профессиональному самоопределению (карта наблюдения, таблица уровней готовности, соцопрос, рекомендации по переходу на более высокий уровень готовности).
    4. «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.

            Критерии оценки ожидаемых результатов:

    1. Уровень мотивации учащихся в рамках реализации задач допрофессиональной подготовки  и профессиональной подготовки.
    2.  Мониторинг готовности учащихся к профессиональной деятельности на основании анализа «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению».
    3.  Общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и адаптации к современным условиям жизни, как со стороны учащихся, так  и их родителей.
    4.  Научно-методический и творческий образовательный продукт (проектные и творческие работы).
    5.  Контролинг поступления учащихся в учебные заведения (ПУ, ССУЗы, вузы) в соответствии с моделью профессионального самоопределения.
    6.  Успешное обучение в учебных заведениях страны и трудоустройство.
    7.  Сотрудничество в системе «школа-выпускник» переписка, участие в фестивалях, коллективно-творческих делах, профориентационных классных часах, выступление в СМИ и т.д.
    8.  Транслируемость достигнутых результатов (возможность и актуальность публикации материалов эксперимента), трансформирование модели в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

            Сроки эксперимента: 3 года

            Этапы эксперимента:

    1 год эксперимента:  

    сентябрь-декабрь

    Аналитический этап

    Цель этапа: изучить отечественный и зарубежный опыт по вопросу организационно-педагогического сопровождения и условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы.

    январь-март

    Формирующий этап

    Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях учащихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

    апрель

    Аналитико-диагностический этап

    Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП и выявить результативность системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

    май

    Контрольный этап

    Цель этапа: провести мониторинг первого года эксперимента, внести коррективы

    2 год эксперимента:

    сентябрь-декарь

    Аналитический этап 

    Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию по реализации и внедрению системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях реализации ФГОС НОО и ОО в ОУ;  разработать программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты; определить условия  эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое).

    январь - март

    Формирующий этап

    Цель этапа: оказать содействие и психолого-педагогическую помощь учащимся в решении проблемы «выбора», выстраивании собственной образовательной траектории профессионального самоопределения и  социальной практики. Реализация социальной практики учащихся на основе социального партнерства через программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.

    апрель

    Аналитико-диагностический этап

    Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

    Контрольный

    Цель этапа: провести мониторинг второго года эксперимента, внести коррективы.

    3 год эксперимента:

    сентябрь-октябрь

    Аналитический этап

    Цель этапа: провести анкетирование участников УВП с выявления положительных и отрицательных результатов реализации системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и развития социального партнерства ОУ.

    ноябрь-март

    Формирующий этап

    Цель этапа: создать условия для обобщения материалов «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.

    апрель

    Аналитико-диагностический этап

    Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы.

    май - июнь

    Контрольный этап 

    Цель этапа: организовать работу по программе.

    Итоговый анализ:

     – Методический аудит;

     – Информационный банк.

    Прогноз возможных негативных последствий 

    1. Пассивность социальных партнеров ОУ в оказании действенной помощи при организации эксперимента.
    2. Недостаточность финансовых средств для реализации проекта.

    Способы коррекции, компенсации негативных последствий

    1. Разработка и согласование плана, договора о  совместной деятельности с социальными партнерами.
    2. Разработка и согласование плана и программы привлечения спонсорских средств через НКО Благотворительный фонд «Ильинка».
    3.  Взаимодействие со СМИ с целью привлечения внимание общественности к данной проблеме.

    Состав участников эксперимента.

    Функциональные обязанности (в соответствии с приказом по ОУ от 03.09.2013)

    Администрация школы

    Директор:

    –  координация условий и хода эксперимента

    – разработка, корректировка нормативно-правовой базы школы в рамках программы.

    Зам. директора по УВР:

     – корректировка УВП в целях реализации задач предпрофессиональной и профессиональной подготовки школьников.

    Зам. директора по ВР:

    – заключение договоров с социальными партнерами на предмет реализации профориентационной работы с учащими на уроках и во внеурочной деятельности;  

    – разработка базы учетно-отчетной документации по реализации задач профориентационной работы (и возможно –  социальной практики).

    Зам. директора по НМР и педагог ДО:

    –  методическое сопровождение эксперимента;

    – организация работы по формированию содержательной части основных разделов программы эксперимента.

    Методист школьного музея:

    – связь с СМИ с целью привлечения внимания общественности  и дополнительного финансирования эксперимента.

    Системный администратор (зам. директора по ИКТ):

    – создание страницы школьного сайта по вопросам профориентации;

    – проведение виртуальных телемостов между учебными заведениями, работодателями, общеобразовательными школами.

    Социальный педагог (психолог, учитель химии):

    – разработка диагностического материала для отслеживания результатов реализации системы и программы профессионального самоопределения учащихся;

    – оказание индивидуальной социально-психолого-педагогической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, выборе индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей формирование профессионального самоопределения учащихся;

    – психолого-педагогическое сопровождение хода эксперимента;

    – организация сотрудничества с социальными партнерами на предмет реализации социальной практики.

    Библиотекарь:

    –– информационно-библиографическое сопровождение программы эксперимента.

    Классные руководители:

    – организация пропедевтической деятельности (1–8 классы) и деятельности учащихся по дневнику профессионального самоопределения (9–11 классы);

    – контроль программы по профессиональному самоопределению.

    Медицинская служба:

    – контроль состояния здоровья участников эксперимента.

    База эксперимента: МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза Сафонова Ф.М. г.о.Самара

    В эксперименте принимают участие учащиеся 1–11 классов, классные руководители данных классов и воспитатели ГПД.

    Среди учащихся 9-х классов на уровень эксперимента выводится 9А класс, 9 Б класс – контрольный.

    В рамках экспериментальной деятельности к сотрудничеству привлекаются социальные партнеры ОУ.

    Научно-методическая обеспеченность эксперимента

    1. Нормативно-правовая база:

    1.1. Проекты концепций профориентации и сопровождения профессионального самоопределения (на федеральном уровне):

    • проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на      12-летнее образование (РАО, Н.С. Пряжников, 2001);         

    • проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н.Ф. Родичев, 2006);

    • проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е.А. Рыкова, 2009);

     • концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783), практика реализации которой в 2003-2006 гг. оказала влияние на формирование более гибких подходов к построению учебных планов основной и старшей школы, отразившихся в новых ФГОС общего образования.

    1.2. Продуктивные идеи и подходы, содержащиеся в обозначенных выше документах, были учтены при разработке Концепции «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывности образования» (разработана Федеральным агентством по делам молодежи// Вестник образования, октябрь, 2013).  

    1.3. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым:         • детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в том числе в профориентации и получении профессии (ст. 42.2);

    1. • в старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (ст. 66.3);

    2. •  дополнительное образование детей направлено в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации (ст. 75.1).

    3.         Нормативно-правовая база МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара: Устав ОУ, Программа развития и др. локальные акты ОУ.

    2. Кадровая обеспеченность: административный блок ОУ, классные руководители, воспитатели ГПД, учителя-предметники, социальный педагог, внештатный психолог, медик, педагоги дополнительного образования.

    3. Курсы и обучающие семинары по теме эксперимента:

    – КПК по теме: «Управление инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения»;

    – семинар с педагогическим коллективом (обмен опытом);

    – обучающие семинары для педагогического коллектива ОУ и учащихся, формирование творческих групп (в течение эксперимента).

    – перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров.

    Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

    1. Оказание консультативных услуг.
    2. Участие в конференциях разного уровня по теме экспермента.
    3. Проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению системы и программы в УВП ОУ.
    4. Разработка методического пособия «Мир профессий от А до Я» (из опыта работы).

    Список используемой литературы

    1. Кобелева Л.Ю., Третьякова В.Ф. Мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению: В помощь классному руководителю. – Челябинск: СИМАРС, 2008
    2. Кобелева Л.Ю., Третьякова В.Ф. Я и моя будущая профессия. Портфолио: Дневник профессионального самоопределения. – Челябинск: СИМАРС, 2007.
    3.  Концепция «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывности образования» // журнал «Вестник образования», октябрь, 2013 (разработана Федеральным агентством по делам молодежи).
    4.  Профессиональное самоопределение как одно из условий  успешной социализации личности подростка: Материалы по реализации программы экспериментальной площадки /Т.А. Ничкова, О.В. Ядрышникова. – Панаевск: Методическая служба, 2011
    5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. – М., 20002.
    6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – Москва: Вако, 2005. - 288 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

    Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

    Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы

    знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....

    Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

    В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей во второй младшей группе "Медвежонок готовится к Дню рождения мамы"

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия детей  «Медвежонок готовится к Дню рождения мамы»Вторая младшая группаТип занятия: Формирование сенсорных эталонов....

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей в средней группе "Знакомство с голубым цветом"

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детейСредняя группа Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов Тема: «Знакомство с голубым цветом»...

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

    Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

    Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

    Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...