Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
статья по теме

Северова Елена Сергеевна

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_multimediynyh_posobiy.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

  1. Лечебные компьютерные программы
  2. Развивающие компьютерные игры.
  3. Разработки в программе Microsoft Office PowerPoint.

               Северова Елена Сергеевна  -  учитель-дефектолог.

Государственное дошкольное образовательное учреждение  ГДОУ №133 детский сад компенсирующего вида  с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции физических и психических отклонений воспитанников Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

 

  Сегодня компьютеры применяются в самых различных областях деятельности человека. Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные подходы к лечению амблиопии и косоглазия. А так же она может использоваться, как дополнительное средство решения коррекционных задач.

Преимущество компьютерных технологий включают в себя: разнообразие зрительных стимулов, интерактивный характер упражнений, обратная связь, хранение и фиксация результатов.

            Лечебные компьютерные программы

 « КОНТУР » применяется для лечения амблиопии и косоглазия, выработки и закрепления бинокулярного зрения. При амблиопии в первую очередь страдает центральное зрение. Объект, видимый через красный фильтр, в большей степени возбуждает красночувствительные колбочки, плотность которых максимальна в центре фовеа. Таким образом, красный фильтр перед амблиопичным глазом способствует фиксации объекта центром фовеа и восстановление центрального зрения.

Задача пациента - нарисовать ’’кистью’’ рисунок, совмещенный с опорным контуром. Если упражнения выполняются в красно-синих очках, то опорный контур предъявляется одному глазу, а рисунок кистью будет виден другим глазом. При этом лечебный эффект достигается благодаря совместной деятельности обоих глаз.

Используют 3 вида упражнений.

1. Монокулярные упражнения с окклюдором на лучше видящий глаз и красным фильтром на хуже видящий глаз. В данном случае будет видно лишь «перо». Упражнение заключается в произвольном рисовании на экране, кажущемся пациенту пустым.

2. Монокулярные упражнения с окклюдором на лучше видящий глаз (без красно-синих очков). Если снижение зрения на обоих глазах одинаково, то окклюзия накладывается попеременно.

3. Бинокулярные упражнения в красно-синих очках. При двухсторонней амблиопии следует в равной степени пользоваться очками, как с левым красным фильтром, так и с правым. И рекомендуется пациентам с нистагмом, так как при наложении окклюзии нистагм увеличивается, причем красный фильтр ставится перед хуже видящим глазом. Тренировки более эффективны при небольшой разнице в остроте зрения обоих глаз не ниже 0,3-0,4 .

Приемы стимуляции для хуже видящего глаза.

-  Повышение контраста изображения хуже видящему глазу.

-  Толщину линий увеличить  на несколько позиций для хуже видящего глаза.

-  Включение мигания изображения для хуже видящего глаза.

В данной программе развивается и совершенствуется:

- зрительно-моторная координация (согласованные действия руки и глаза, действие мышкой в одной плоскости и осмысление в др. плоскости).

- развитие пространственно–контрастной чувствительности (контраст на сетчатке минимальный).

- развитие прослеживающей функции глаза.

- частично заменяет продуктивный вид детской деятельности (рисование, обведение по контуру).

- развивается личность ребенка - самостоятельность, активность.

- становление эмоционально-волевой сферы (усидчивость).

ПРОГРАММА ”EYE” предназначена для развития содружественной деятельности глаз при косоглазии, для развития локализационных способностей зрительной системы с помощью лечебных игр:

Совмещение, слияние, «тренажер», «тир», «погоня».

Рекомендуемый метод для лечения амблиопии основан на самостоятельном выполнении пациентом под руководством врача упражнений, сочетающих раздражение сетчатки светом с развитием локализационных способностей, а для лечения косоглазия - упражнения на совмещение и слияние изображений парных тест - объектов, развивающих содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора.

”Тир” и ”Погоня” - это игровые упражнения, которые повышают остроту зрения и используются при лечении амблиопии, восстанавливают правильную зрительную фиксацию и тренируют глазодвигательные мышцы. Общее раздражение светом сетчатки за счет яркой вспышки оказывает растормаживающее действие на функцию амблиопичного глаза и повышает возбудимость коркового отдела соответствующей половины зрит.анализатор.

При выполнении упражнения ”Тир” пациент сопровождает взглядом круг, который появляется на экране в хаотичном порядке, который постепенно уменьшается в размере. Цель как можно точнее совместить круг с квадратом.

При выполнении упражнения ”Погоня” на темном фоне экрана видно цветную рамку с прицелом и яркий цветной круг, который плавно движется по экрану. С помощью ”мыши” нужно передвигать рамку, в пределах которой он должен удерживать круг. Размеры движущихся фигур уменьшаются. Постепенное уменьшение размеров ярких фигур на темном фоне активизирует рецепторы центральной зоны сетчатки, что способствует развитию правильной фиксации.

                                           АМБЛИОКОР.

Прибор ”АМБЛИОКОР” применяется при всех случаях стабильного снижения остроты зрения.

Все существующие способы лечения направлены на  восстановление контроля мозгом зрительных функций амблиопичного глаза. Существует класс методов, использующих различные типы зрительных стимулов, потенциально способных преодолеть глубокое торможение нейронов, связанных с амблиопичным глазом (световая терапия, лазерная стимуляция).

Способ лечения представляет собой процедуру, где пациент, сидя перед экраном, просматривает видеофильм. С помощью электродов, которые устанавливаются на голове, производится запись ЭЭГ. Экран периодически выключается и  вновь включается. Это зависит от текущего состояния активности зрительной коры мозга, анализ которой осуществляется компьютерной программой на основе математического анализа ЭЭГ.

Сеанс работы на приборе ”АМБЛИОКОР” обязательно проводится в очках.

Выбор режима - наиболее ответственный этап работы с пациентом. От правильного выбора режима зависит эффективность.

Режим ” АКТИВАЦИЯ ” выбирается при дальнозоркости, дальнозорком астигматизме и афакии, независимо от того, сопровождается ли данная аномалия рефракции амблиопией, или нет. При работе в этом режиме  внутриглазное давление может увеличиваться на 3-6 ед. в течении сеанса.

Режим ” РЕЛАКСАЦИИ ” устанавливается при близорукости, миопическом и смешанном астигматизме, при спазме аккомодации.

При двухсторонней амблиопии окклюзия проводится поочередно для каждого глаза. Просмотр двумя глазами одновременно производится только с целью восстановления бинокулярного зрения при амблиопии.

                                ПРОГРАММА КРЕСТИК.

Упражнения выполняются с полной очковой коррекцией. Лечение проводится в основном монокулярно с окклюзией здорового глаза. При снижении зрительных функций обоих глаз применяется как моно-, так и бинокулярная тренировка. Чтобы избежать переутомления, рекомендуется нагружать каждый глаз не более 20 - 30 мин.

В программе “КРЕСТИК” игровое поле выглядит как шахматная доска, клетки которой периодически меняют цвета. По полю с помощью мыши можно перемещать кружок. Кружком нужно попасть в крест, появляющийся в случайном месте. Когда глаз игрока занят поисками креста, активизируются процессы конвергенции и аккомодации, определяющие четкость изображения на сетчатке. Разглядывание инвертирующегося с определенными частотами шахматного поля оказывает лечебное воздействие. В игре используются черно-белые, красно-зеленые, желто- синие шахматные поля, что позволяет тренировать каналы как световой, так и цветовой чувствительности. Контраст шахматного поля можно изменять.  Контраст на протяжении одной игры остается постоянным. Его следует уменьшать постепенно в процессе лечения.                     

                             

                               ПРОГРАММА ПАУЧОК.

Во время игры на экране виден узор-паутина, образованный двумя радиальными или спиральными решетками. Одна из решеток вращается, и ее центр находится в центре экрана. Вторая решетка сдвинута относительно первой и может перемещаться с помощью мыши. Для этого, нужно плавно двигая мышью, совместить центры решеток. В процессе игры активизируются вазомоторная деятельность, конвергенция и аккомодация. Использование светлых объектов на темном фоне и темных на светлом позволяет стимулировать, соответственно, световые и темновые нейроны. Для усложнения задачи в ходе лечения можно уменьшать контраст изображения в соответствии с индивидуальными возможностями пациента.

                                 ПРОГРАММА ЦВЕТОК

Назначение программы: лечение амблиопии и близорукости у детей, оценка скорости зрительного поиска, развитие внимания.

 Общая характеристика программы: программа «ЦВЕТОК» - интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного символа - одиночной буквы - среди нескольких символов, предъявляемых на лепестках цветка. По своей сложности упражнения подразделяются на 3 уровня, внутри которых производится только изменение размеров изображения (5 градаций). На экране появится крупное схематическое изображение цветка с шестью лепестками в виде правильных шестиугольников. На лепестках появятся буквы. На сердцевине цветка появится буква-эталон, которую нужно найти среди всех, изображенных на лепестках. На первом уровне буквы предъявляются поодиночке. Во втором уровне добавляются буквы и составляют группу из 4-х. В упражнении третьего уровня число букв в группе составляет 7. Задача пациента, работая мышью, как можно быстрее с помощью стрелки указать на лепесток, содержащий искомую букву.

                     

                   ЧИБИС (лечебно-диагностическая программа)

Программа предназначена для диагностики нарушений бинокулярного зрения, его восстановления и развития. Лечебное действие программы основано на стимуляции координированной деятельности левого и правого зрительных каналов за счет использования чисто бинокулярных зрительных стимулов - стереограмм из случайных точек, которые могут успешно восприниматься только при согласованной работе двух глаз. Приступая к тренировке, необходимо убедиться в том, что расположение цветных фильтров (красный - справа, синий - слева или наоборот), соответствует тренировочным очкам. В случае амблиопии рекомендуется располагать его перед амблиопичным глазом.

При выполнении всех заданий пациент, глядя на экран через очки с цветными фильтрами, должен опознать стереообъект, закодированный в центре тестового поля из случайных точек. В ходе тренировки при каждом правильном ответе пациента уровень контраста снижается, что приводит к постепенному усложнению задачи опознания стереообъекта.

В программе предлагается 2 набора тест-объектов: геометрические фигуры  и простые объекты. Кроме того, есть возможность варьировать зернистость тестовых изображений и расположение тест-объектов по отношению к фону.

Эти тренировки способствуют развитию и укреплению механизмов бинокулярного стереопсиса, повышению их устойчивости.

               Развивающие компьютерные игры.

На занятиях по развитию зрительного восприятия целесообразно использование как готовых обучающих игр и программ, так и заданий, которые тифлопедагог разрабатывает и изготавливает самостоятельно. Если говорить о готовых играх, в основном это интерактивные игры, формирующие и развивающие представления детей о цвете, форме, величине предметов, развивающие навыки пространственной ориентировки, внимание, память, логическое мышление, элементарные математические представления, слуховое восприятие. Для работы с детьми с нарушениями зрения следует использовать только игры с яркими крупными объектами, с полноэкранной развёрткой, с яркими насыщенными цветами и чёткими контурами изображений. В занятия можно включать отдельные задания из следующих игр: «Гарфилд: учим буквы», «Тим и Тома в старом замке», «Незнайкина грамота», «Букварь с Дядей Фёдором», «Антошка: весёлые книжки», «Драконы: путешествие в страну знаний» и т.д.  

Программы  «Мир за твоим окном» и  «Алик: скоро в школу»  наиболее полно отвечают требованиям, предъявляемым к демонстрационному материалу для детей с нарушениями зрения по цветности и крупности объектов и по возможности реализации максимального количества коррекционных задач.

Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая содержится в программах начального обучения практически всех категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. На примере этой темы мы показываем, какие специфические трудности испытывают на этом пути дети, нуждающиеся в особой помощи, какие особые педагогические задачи по отношению к ним должен ставить и решать учитель, если он действительно хочет добиться развивающего, коррекционного эффекта обучения.

Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

Часть первая – «Времена года». Упражнения этой части помогают обеспечить в обучении деятельность, необходимую для систематизации, обобщения и обогащения личного жизненного опыта детей в области сезонных явлений, поскольку только на этой основе возможно формирование полноценных, «работающих» представлений и понятий о временах года.

Часть вторая – «Погода».  Предметом обсуждения становится погода и отношение к ней. При выполнении предложенных в меню этой программы упражнений ребенку будет казаться, что он смотрит вместе с героем телепрограмму о погоде, ведет диалог о погоде и своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы погоды на завтра. Часть третья «Одежда». В этой части предметом обсуждения становится зависимость выбора одежды от погоды. Ребенок помогает герою одеться на прогулку, разглядывая пейзаж за окном и зная температуру воздуха; готовит одежду на завтра на основании прогноза погоды, который представлен на экране в символах и словах; собирает чемодан в дорогу, собираясь путешествовать во время каникул в разные времена года.

Часть четвертая «Рассказы о временах года». Эта часть программы - инструмент, который поможет взрослому убедиться в том, что те трудности в понимании текстов, о которых он знает, не исчерпывают их. Часть «Рассказы о временах года» состоит из трех блоков, названия которых отражают их цели: «Подготовка»,  «В чем проблема?», «Учимся думать».  

Часть пятая – «Календарь». Часть «Календарь» показывает, какую именно деятельность необходимо предложить ребенку для того, чтобы он освоил календарную структуру года и мог пользоваться календарем. Обеспечена возможность работы на трех уровнях: сезоны года, месяцы, дни недели. Компьютерная программа «Мир за твоим окном» может быть использована учителями-дефектологами, практическими психологами и  воспитателями, а также родителями детей, желающими понять их трудности и найти пути помощи. Программа устроена так, что взрослый сможет подобрать каждому ребенку необходимый именно ему набор упражнений.

Развивающая программа «Алик: скоро в школу» представляет собой комплекс заданий, которые можно разделить на две группы: обучающие и контролирующие усвоенный материал. Все задания объединены единым игровым сюжетом: щенок Алик приглашает на прогулку по своему волшебному саду, в котором можно поучиться разным вещам, которые понадобятся при обучении в школе, а затем предлагает проверить свои знания. Игра включает в себя задания на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) – узнавание, локализация из множества объектов, оперирование; задания, способствующие развитию зрительно-моторной координации и прослеживающей функции глаза; задания на развитие навыков ориентировки в пространстве, на развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления; развитие элементарных математических представлений. Преимущества данной игры по сравнению с множеством других развивающих игр в том, что она наиболее точно соответствует офтальмо-гигиеническим требованиям к наглядности, используемой в работе с детьми с нарушениями зрения по крупности, цветности, чёткости  и количеству одновременно предъявляемых объектов; решает большое количество коррекционных задач и удерживает интерес и внимание ребёнка при выполнении всех заданий.

Разработки в программе Microsoft Office PowerPoint.

С помощью пособий, изготовленных в программе Microsoft Office PowerPoint,  можно решить практически все коррекционные задачи:

  1. формирование предметных представлений;
  2. формирование сенсорных эталонов;
  3. развитие навыков ориентировки в пространстве;
  4. развитие восприятия сюжетного изображения;
  5. развитие аналитико-синтетической деятельности и восприятия сложной формы;
  6. развитие восприятия глубины пространства;
  7. развитие зрительно-моторной координации.

Преимущества заданий, разработанных в данной программе, в возможности изготовления пособий, различных по зрительной нагрузке, по уровню сложности и в возможности редактирования заданий в зависимости от поставленных задач. Задания в программе Microsoft Office PowerPoint легко создаются и редактируются, что является значительным преимуществом по сравнению с традиционными пособиями, выполненными из бумаги и картона. Они долговечны, и для отслеживания динамики развития тех или иных свойств зрительного восприятия легко сохранять в электронном виде задания, выполненные каждым ребёнком.

Благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, можно учесть и зрительную нагрузку детей, и изменять расстояние от глаз до монитора и экрана.

Задания на развитие предметных представлений создаются путём вставки в презентацию изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе (очищен фон, исключены второстепенные детали, добавлен чёткий контур, усилен контраст и т.д.)

Большие возможности разработки заданий на развитие восприятия цвета обусловлены наличием в программе широкого спектра цветовой гаммы, что позволяет получать большое количество оттенков разных цветов.

Задания на развитие восприятия формы создаются благодаря наличию большого количества автофигур, цветность и величину которых легко изменять в зависимости от поставленных задач. То же самое относится к заданиям, направленным на развитие восприятия величины предметов.

При разработке заданий на развитие навыков ориентировки в пространстве можно использовать как отсканированные и обработанные в графическом редакторе готовые задания из авторских книг, так и задания, полностью созданные в программе Microsoft Office PowerPoint из автофигур и (или) подготовленных изображений.

Задания на развитие восприятия сюжетного изображения также разрабатываются на основе изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе, дополнительно к которым создаются вспомогательные слайды (с изображением отдельных частей этого изображения  - персонажей и других элементов картины, условных обозначений этих элементов, со схематическими изображениями  поз и эмоциональных состояний персонажей и т.д.). То же самое относится к заданиям, направленным на развитие аналитико-синтетической деятельности и восприятия сложной формы и развитие восприятия глубины пространства.

Наибольший интерес у детей вызывают задания, при выполнении которых они работают инструментом «карандаш». В первую очередь это задания на развитие зрительно-моторной координации. Это могут быть как задания, полностью разработанные самим педагогом, так и отсканированные и вставленные в презентацию задания из развивающих книг, предварительно обработанные в графическом редакторе. Дети с удовольствием раскрашивают, штрихуют и обводят при помощи компьютерной мышки, что при реализации коррекционных задач способствует совершенствованию навыков работы с компьютером, что важно для детей, получающих компьютерное лечение. Детям со сходящимся косоглазием требуется вертикальное полотно, поэтому при работе с такими детьми рационально использовать задания, разработанные в   PowerPoint.

Задания из готовых развивающих игр, так же, как и пособия,  разработанные программе Microsoft Office PowerPoint,  не могут полностью заменить традиционную наглядность, используемую на занятиях по развитию зрительного восприятия, они могут быть дополнительным средством решения коррекционных задач. Необходимо тщательно соблюдать офтальмо-гигиенические требования при работе с мультимедийными пособиями. Занятия с использованием компьютером для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием работы с компьютером чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, используемая в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения обязательно должна иметь гигиеническое заключение (гигиенический сертификат), подтверждающий её безопасность для здоровья детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения

В данной статье будет рассказано про особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, виды наглядных пособий и требования к использованию н...

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.

Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения     При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства на...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...