ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, внедрить в коррекционную работу с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»

111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                               тел.:(495) 672-02-35

e-mail: 1637@edu.mos.ru                                                                             тел./факс: (495) 672-01-99

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

                                                                               Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                                                                                  Смирнова И.А.

                                                                               

   

2017 – 2018 учебный год

Тема самообразования:

«Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Цель: 

изучить и овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, внедрить в коррекционную работу с детьми ОВЗ.

Выполнение:

1. Изучить соответствующую методическую литературу по данному вопросу.

2. Составить развивающую программу, которая  поможет детям с ОВЗ дошкольного возраста осознать свои сенсорные возможности и научит активно их использовать.

3. Отобрать наиболее соответствующие специфике и возрасту детей дидактические игры и упражнения.

4. Подобрать дидактический материал, пособия и иллюстрации по этой теме.

5. Провести консультации для педагогов и родителей детей.

6. Подготовить отчет и методический материал по изученной теме.

Литература:

  1. Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998.
  2. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание открытых проблем развития. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2010.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988.
  4. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. 2002г.
  5. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.
  6. Денискина В.З., Петрова Г.Г. Программа по развитию обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. – 2005. – 5. – С.
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. -М.: 1986.
  8. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: 1973.
  9. Козлова С.А. Я - человек. - М.: Линка-Пресс, 2000.
  10. Лебедева А.Н. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002.
  11. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары: 1994.
  12. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. 2002г.
  13. Митюгин И.Ю. Тактильная память. -М.: Центр Эйдос, 1991.
  14. Пиль А. Мое тело. / Пер. с нем. Волкова. - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», ACT, 2000.
  15. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г.
  16. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: 1985.
  17. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
  18. Селезнева Е.В. Осознание детьми с нарушениями зрения и нормальновидящими детьми своих сенсорных возможностей. / Ж. Дефектология, № 1. -М.: Школа-Пресс, 1996.
  19. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. 2003г.;
  20. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003.

п/п

Месяц

Содержание работы

1.

Сентябрь

Литература: 

Венгер Л.А., Мухина В.С. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988.

Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание открытых проблем развития. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2010.

А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. 2003г.

Работа с детьми:

познакомить по показу с отдельными приемами тренировки ощущений, выявить уровень восприятия, специфику и степень сложности в обучении детей с нарушением зрения.

Провести дид. игры: «Какой колокольчик звенит?» (учить детей различать звуки различной высоты); «Заколдованные фрукты» (учить детей определять вкус, активизировать представления детей о значении языка в ощущении вкуса); «Подбери пару» (учить детей различать запахи, развивать обоняние); «Собери хоровод друзей» (учить детей различать геометрические фигуры по форме, группировать их). Загадки. Стих-е «Ребятишкам про глаза» Н.С. Орловой. СБО тема: «Части тела человека» цели: закрепить название, расположение основных частей тела человека.

Работа с их родителями:

провести консультацию с родителями детей старших дошкольных групп на тему: «Развиваем сенсорику тренируем память, мышление, речь».

Работа с педагогами:

консультация для воспитателей детей старших групп  «Необходимость использования всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, вкуса, обоняния) в познавательной деятельности и ориентировке в пространстве, как сильнейшего компенсаторного фактора».

Пособия и дидактический материал:

адаптировать изученные комплексы кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Составить печатные материалы семи комплексов.

Подготовить плакат-схему с цветовыми траекториями доступными детям с ослабленным зрением.

2.

Октябрь

Литература: 

Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г.

Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. 2002г.

Работа с детьми д/с:

индивидуальное и подгрупповое обучение кинезиологическим упражнениям из комплеса № 1, 2;

проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис.

«Что я делаю?»

Дидактическая задача: учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

«Волшебный мешочек»

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

«Тепловые таблички»

Дидактическая задача: развивать тепловое ощущение.

«Найди место треугольнику»

Дидактическая задача: учить детей различать различные виды треугольников.

Дидактическая игра « Части тела»

Материал: изображение человека, где разным цветом обозначены части тела (голова, тело, руки, кисти рук, ноги, ступня). Загадки.

Во дворе

Н.С. Орлова

Работа с их родителями: 

проведение открытого физкультурного досуга в подготовительной группе № 5 совместно с родителями: «Дары осени».

Работа с педагогами д/с:

выступление на педагогическом совете по теме: «Использование оздоровительных комплексов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для развития мелкой моторики, мышления и зрительного восприятия».

Проведение открытого просмотра сюжетного занятия  в средней группе: «Птичья стайка».

Пособия и дидактический материал:

разработать дидактическое пособие с учетом зрительной патологии детей для проведения коррекционных игр и упражнений по активизации зрительно-двигательной ориентировке: «Схема физкультурного зала» с прилагающимися к ней карточек с выполнением определенного задания (по ломанной линии – ходьба с поворотом; по точечно – бег на носках; по прерывистой линии – прыжки; расставление физкультурного оборудования по карточкам для «полосы препятствий» и т.д.).

3.

Ноябрь

Литература:

Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998.

Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. -М.: 1986.

Работа с детьми д/с:

занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ.

Внедрить комплексы № 1, 2 в III часть физкультурного занятия, добиваться правильного выполнения упражнений всеми детьми.

«Мир вокруг нас в звуках»

Дидактическая задача: учить детей различать звуки города, деревни, моря, леса.

«Волшебный сундучок»

Дидактическая задача: учить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания.

«В посудном магазине»

Дидактическая задача: учить детей на ощупь различать материал, из которого сделана посуда.

«Отгадай предмет»

Дидактическая задача: научить ребенка выделять в предмете отдельные признаки и части.

Тема: Нос

Цели: Уточнить знания детей о назначении носа. Помочь детям осознать сенсорные возможности носа, как органа обоняния.

Загадки.

Соринка.

Н.С. Орлова

Работа с их родителями: 

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 1, 2 и методикой их проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с:

составление и отчет по результатам диагностики детей старшего дошкольного возраста.

Проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 1, 2; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал:

подготовка схематического дидактического пособия для занятия с детьми: «Исходные положения для выполнения физических упражнений».

Подготовить и оформить в папку по мелкой моторике пальчиковые игры и упражнения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

4.

Декабрь

Литература:

Денискина В.З., Петрова Г.Г. Программа по развитию обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. – 2005. – 5. – С.

Козлова С.А. Я - человек. - М.: Линка-Пресс, 2000.

Работа с детьми д/с:

разучить с детьми младшего дошкольного возраста пальчиковые упражнения: «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун», «Пальчики здороваются».  

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста разучить игровые упражнения: «Братцы», «Мельница», «Тяни-толкай», «Цветок».  

«Чье имя я назвала»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную речь.

«Маленькая хозяйка»

Дидактическая задача: учить детей различать крупу на ощупь.

«Платочек для куклы»

Дидактическая задача: учить детей узнавать и различать предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.

«Найди похожие коврики»

Дидактическая задача: Учить детей выделять пространственное расположение предметов в различных условиях. Загадки.

Телевизор

Н.С. Орлова

Тема: Кожа

Цели: Познакомить детей со строением кожи, ее защитными и сенсорными функциями.

Работа с их родителями:

проведение физкультурного досуга в подготовительной группе № 2 совместно с родителями: «Раз, веселую зимой…».

Работа с педагогами д/с:

проведение консультации на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников и ее диагностика».

Пособия и дидактический материал:

приобрести дидактические игры: «Сферы», «Бильбоке», «Бирюльки», «Блошки», «Чудесный мешочек» и т.д.

5.

Январь

Литература:

А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003г.

Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары: 1994.

Работа с детьми д/с: 

разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 3, 4;

добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре.

«Испорченный телефон»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную речь.

« Угадай на вкус»

Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

«Оживи картинку»

Дидактическая задача: научить детей передавать пространственное расположение предметов, «читать» схему. Выделять форму предметов. Загадки.

Береги свои глаза

Н.С. Орлова

Тема: Рука человека

Цели: Уточнить знания детей о сенсорных возможностях руки человека.

Работа с их родителями: 

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 3, 4 и методикой их проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с: 

проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 3, 4; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал: 

оформить стенд на тему: «Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение».

6.

Февраль

Литература:

Митюгин И.Ю. Тактильная память. -М.: Центр Эйдос, 1991.

Пиль А. Мое тело. / Пер. с нем. Волкова. - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», ACT, 2000.

Работа с детьми д/с:

развивать зрительное восприятие на занятиях по физической культуре и ориентировку в пространстве отрабатывать с детьми старшего возраста движения по схеме, с детьми младшего возраста движение по словесной инструкции.

Работа с их родителями:

провести родительское собрание в группах младшего дошкольного возраста на тему: «Быть в движении – значит укреплять здоровье».  

«Узнай по голосу»

Дидактическая задача: учить узнавать детей по голосу.

«Веселые дощечки»

Дидактическая задача: учить детей различать поверхности с разной шероховатостью, развивать тактильную память, развивать образную память, воображение.

«Какое яблоко слаще?»

Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

«Соединялки»

Дидактическая задача: научить различать и соотносить форму, цвет, размер предметов на расстоянии, развивать прослеживающую функцию зрения. Загадки.

Как устроен глаз.

Н.С. Орлова

Тема: Глаза (1 занятие)

Цели: Познакомить детей со строением глаза. Познакомить с зависимостью величины зрачка от яркости света.

Тема: Глаза (2 занятие).

Цели: Закрепить знания детей о строении глаза. Активизировать знания детей о сенсорных возможностях глаза. Учить составлять рассказ-описание с опорой на схему.

Работа с педагогами д/с:

проведение семинара-практикума: «Активизация зрительного восприятия, мышления и мелкой моторики рук средствами оздоровительных гимнастик».

Пособия и дидактический материал:

подготовить комплексы оздоровительных гимнастик:

- утренняя гимнастика для всех возрастных групп;

- комплексы кинезиологических упражнений для старшего дошкольного возраста;

- глазная гимнастика для всех возрастных групп;

- гимнастика пробуждения для всех возрастных групп.

7.

Март

Литература:

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: 1985.

Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1992.

Работа с детьми д/с:

разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 5,6;

добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре. «Откуда слышится звук?»

Дидактическая задача: учить детей определять направление звука

«Найди геометрической фигуре дом»

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

Про шило.

Н. С. Орлова

 «Узнай по запаху»

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

«Самая непохожая»

Дидактическая задача: научить группировать предметы по различным признакам, выделять предмет по трем признакам одновременно. Загадки.

Мой замечательный нос

Э. Мошковская

Тема: Ухо

Цели: Активизировать представление детей о сенсорных возможностях уха и его назначения. Познакомить детей со строением уха. Учить детей различать звуки различной громкости, узнавать по голосу знакомого человек. Учить детей определять направления звука.

Работа с их родителями:

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 5, 6 и методикой их проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с:

проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 5, 6; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал:

пополнить материалами папку-пережвижку: «Коррекционная работа в детском саду».

8.

Апрель

Литература:

Селезнева Е.В. Осознание детьми с нарушениями зрения и нормальновидящими детьми своих сенсорных возможностей. / Ж. Дефектология, № 1. -М.: Школа-Пресс, 1996.

Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. 2002г.

Работа с детьми д/с: 

проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис.

Занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ.

«Где звенит колокольчик?»

Дидактическая задача: учить детей на слух определять направление звука.

«Кто тебя коснулся?»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

«Где я взяла воду?»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру, учить соотносить качества предметов. Загадки.

К телеологии.

Г Гейне (перевод С. Маршака Это что растет у вас?

И.Иртенъев

Тема: Рот

Цели: Уточнить знания детей о назначении и строении рта. Помочь детям осознать сенсорные возможности языка, как органа вкуса. Познакомить со вкусовыми зонами языка.

Тема: Рот (2-ое занятие)

Цели: Уточнить представление детей о сенсорных возможностях рта. Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта. Учить детей определять вкус пищи, активизировать представления о вкусе различных продуктов.

Работа с их родителями:

проведение родительского собрания в подготовительных к школе группах на тему: «Развитие в дошкольном возрасте мелкой моторики и координации рук обеспечивает ребенку своевременную подготовку к школе».

 

Работа с педагогами д/с:

провести консультацию для воспитателей всех возрастных групп на тему: «Психогимнастика – средство, направленное на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка».

Пособия и дидактический материал:

подготовить материалы для папки: «Физическое воспитание» в разных возрастных группах по теме: «Физические упражнения и подвижные игры в весенне-летний период».

9.

Май

Литература:

Лебедева А.Н. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002.

Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: 1973.

Работа с детьми д/с:

разучить с детьми старшего возраста кинезиологический комплекс № 7;

добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре.

Ознакомление с дид. играми: «Какой кубик звучит?» Дидактическая задача: учить детей различать звуки различной громкости.

«Холодно-тепло-горячо»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

«Башни»

Дидактическая задача: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме и цвету. Загадки.

Зачем носик малышам

Ю.Прокопович

Тема: Органы чувств.

Цели: Активизировать представление детей об органах чувств. Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.

Работа с их родителями:

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическим комплексом № 7 и методикой его проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с:

проведение открытого просмотра кинезиологического комплекса № 7; его последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал:

подготовить папку-передвижку: «Гимнастика мозга».

Приобрести пособия для проведения игр с песком и водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В статье раскрыто отрицательное влияние зрительной патологии на развитие ребенка, на формирование его познавательной деятельности, восприятий, представлений, мышления. Знакомство с природой, целенапра...

«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»

Выступление на городском методическом объединении учителей-дефектологов...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр

Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....

Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельност...