ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, внедрить в коррекционную работу с детьми ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.:(495) 672-02-35
e-mail: 1637@edu.mos.ru тел./факс: (495) 672-01-99
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Смирнова И.А.
2017 – 2018 учебный год
Тема самообразования:
«Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».
Цель:
изучить и овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, внедрить в коррекционную работу с детьми ОВЗ.
Выполнение:
1. Изучить соответствующую методическую литературу по данному вопросу.
2. Составить развивающую программу, которая поможет детям с ОВЗ дошкольного возраста осознать свои сенсорные возможности и научит активно их использовать.
3. Отобрать наиболее соответствующие специфике и возрасту детей дидактические игры и упражнения.
4. Подобрать дидактический материал, пособия и иллюстрации по этой теме.
5. Провести консультации для педагогов и родителей детей.
6. Подготовить отчет и методический материал по изученной теме.
Литература:
- Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998.
- Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание открытых проблем развития. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2010.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988.
- Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. 2002г.
- Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.
- Денискина В.З., Петрова Г.Г. Программа по развитию обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. – 2005. – 5. – С.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. -М.: 1986.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: 1973.
- Козлова С.А. Я - человек. - М.: Линка-Пресс, 2000.
- Лебедева А.Н. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002.
- Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары: 1994.
- Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. 2002г.
- Митюгин И.Ю. Тактильная память. -М.: Центр Эйдос, 1991.
- Пиль А. Мое тело. / Пер. с нем. Волкова. - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», ACT, 2000.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г.
- Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: 1985.
- Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
- Селезнева Е.В. Осознание детьми с нарушениями зрения и нормальновидящими детьми своих сенсорных возможностей. / Ж. Дефектология, № 1. -М.: Школа-Пресс, 1996.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. 2003г.;
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003.
№ п/п | Месяц | Содержание работы |
1. | Сентябрь | Литература: Венгер Л.А., Мухина В.С. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание открытых проблем развития. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2010. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. 2003г. Работа с детьми: познакомить по показу с отдельными приемами тренировки ощущений, выявить уровень восприятия, специфику и степень сложности в обучении детей с нарушением зрения. Провести дид. игры: «Какой колокольчик звенит?» (учить детей различать звуки различной высоты); «Заколдованные фрукты» (учить детей определять вкус, активизировать представления детей о значении языка в ощущении вкуса); «Подбери пару» (учить детей различать запахи, развивать обоняние); «Собери хоровод друзей» (учить детей различать геометрические фигуры по форме, группировать их). Загадки. Стих-е «Ребятишкам про глаза» Н.С. Орловой. СБО тема: «Части тела человека» цели: закрепить название, расположение основных частей тела человека. Работа с их родителями: провести консультацию с родителями детей старших дошкольных групп на тему: «Развиваем сенсорику тренируем память, мышление, речь». Работа с педагогами: консультация для воспитателей детей старших групп «Необходимость использования всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, вкуса, обоняния) в познавательной деятельности и ориентировке в пространстве, как сильнейшего компенсаторного фактора». Пособия и дидактический материал: адаптировать изученные комплексы кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Составить печатные материалы семи комплексов. Подготовить плакат-схему с цветовыми траекториями доступными детям с ослабленным зрением. |
2. | Октябрь | Литература: Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. 2002г. Работа с детьми д/с: индивидуальное и подгрупповое обучение кинезиологическим упражнениям из комплеса № 1, 2; проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис. «Что я делаю?» Дидактическая задача: учить детей различать звуки, производимые различными предметами. «Волшебный мешочек» Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания. «Тепловые таблички» Дидактическая задача: развивать тепловое ощущение. «Найди место треугольнику» Дидактическая задача: учить детей различать различные виды треугольников. Дидактическая игра « Части тела» Материал: изображение человека, где разным цветом обозначены части тела (голова, тело, руки, кисти рук, ноги, ступня). Загадки. Во дворе Н.С. Орлова Работа с их родителями: проведение открытого физкультурного досуга в подготовительной группе № 5 совместно с родителями: «Дары осени». Работа с педагогами д/с: выступление на педагогическом совете по теме: «Использование оздоровительных комплексов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для развития мелкой моторики, мышления и зрительного восприятия». Проведение открытого просмотра сюжетного занятия в средней группе: «Птичья стайка». Пособия и дидактический материал: разработать дидактическое пособие с учетом зрительной патологии детей для проведения коррекционных игр и упражнений по активизации зрительно-двигательной ориентировке: «Схема физкультурного зала» с прилагающимися к ней карточек с выполнением определенного задания (по ломанной линии – ходьба с поворотом; по точечно – бег на носках; по прерывистой линии – прыжки; расставление физкультурного оборудования по карточкам для «полосы препятствий» и т.д.). |
3. | Ноябрь | Литература: Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. -М.: 1986. Работа с детьми д/с: занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ. Внедрить комплексы № 1, 2 в III часть физкультурного занятия, добиваться правильного выполнения упражнений всеми детьми. «Мир вокруг нас в звуках» Дидактическая задача: учить детей различать звуки города, деревни, моря, леса. «Волшебный сундучок» Дидактическая задача: учить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания. «В посудном магазине» Дидактическая задача: учить детей на ощупь различать материал, из которого сделана посуда. «Отгадай предмет» Дидактическая задача: научить ребенка выделять в предмете отдельные признаки и части. Тема: Нос Цели: Уточнить знания детей о назначении носа. Помочь детям осознать сенсорные возможности носа, как органа обоняния. Загадки. Соринка. Н.С. Орлова Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 1, 2 и методикой их проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: составление и отчет по результатам диагностики детей старшего дошкольного возраста. Проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 1, 2; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: подготовка схематического дидактического пособия для занятия с детьми: «Исходные положения для выполнения физических упражнений». Подготовить и оформить в папку по мелкой моторике пальчиковые игры и упражнения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. |
4. | Декабрь | Литература: Денискина В.З., Петрова Г.Г. Программа по развитию обоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. – 2005. – 5. – С. Козлова С.А. Я - человек. - М.: Линка-Пресс, 2000. Работа с детьми д/с: разучить с детьми младшего дошкольного возраста пальчиковые упражнения: «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун», «Пальчики здороваются». С детьми среднего и старшего дошкольного возраста разучить игровые упражнения: «Братцы», «Мельница», «Тяни-толкай», «Цветок». «Чье имя я назвала» Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную речь. «Маленькая хозяйка» Дидактическая задача: учить детей различать крупу на ощупь. «Платочек для куклы» Дидактическая задача: учить детей узнавать и различать предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала. «Найди похожие коврики» Дидактическая задача: Учить детей выделять пространственное расположение предметов в различных условиях. Загадки. Телевизор Н.С. Орлова Тема: Кожа Цели: Познакомить детей со строением кожи, ее защитными и сенсорными функциями. Работа с их родителями: проведение физкультурного досуга в подготовительной группе № 2 совместно с родителями: «Раз, веселую зимой…». Работа с педагогами д/с: проведение консультации на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников и ее диагностика». Пособия и дидактический материал: приобрести дидактические игры: «Сферы», «Бильбоке», «Бирюльки», «Блошки», «Чудесный мешочек» и т.д. |
5. | Январь | Литература: А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003г. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары: 1994. Работа с детьми д/с: разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 3, 4; добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре. «Испорченный телефон» Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную речь. « Угадай на вкус» Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее) «Оживи картинку» Дидактическая задача: научить детей передавать пространственное расположение предметов, «читать» схему. Выделять форму предметов. Загадки. Береги свои глаза Н.С. Орлова Тема: Рука человека Цели: Уточнить знания детей о сенсорных возможностях руки человека. Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 3, 4 и методикой их проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 3, 4; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: оформить стенд на тему: «Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение». |
6. | Февраль | Литература: Митюгин И.Ю. Тактильная память. -М.: Центр Эйдос, 1991. Пиль А. Мое тело. / Пер. с нем. Волкова. - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», ACT, 2000. Работа с детьми д/с: развивать зрительное восприятие на занятиях по физической культуре и ориентировку в пространстве отрабатывать с детьми старшего возраста движения по схеме, с детьми младшего возраста движение по словесной инструкции. Работа с их родителями: провести родительское собрание в группах младшего дошкольного возраста на тему: «Быть в движении – значит укреплять здоровье». «Узнай по голосу» Дидактическая задача: учить узнавать детей по голосу. «Веселые дощечки» Дидактическая задача: учить детей различать поверхности с разной шероховатостью, развивать тактильную память, развивать образную память, воображение. «Какое яблоко слаще?» Дидактическая задача: учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса. «Соединялки» Дидактическая задача: научить различать и соотносить форму, цвет, размер предметов на расстоянии, развивать прослеживающую функцию зрения. Загадки. Как устроен глаз. Н.С. Орлова Тема: Глаза (1 занятие) Цели: Познакомить детей со строением глаза. Познакомить с зависимостью величины зрачка от яркости света. Тема: Глаза (2 занятие). Цели: Закрепить знания детей о строении глаза. Активизировать знания детей о сенсорных возможностях глаза. Учить составлять рассказ-описание с опорой на схему. Работа с педагогами д/с: проведение семинара-практикума: «Активизация зрительного восприятия, мышления и мелкой моторики рук средствами оздоровительных гимнастик». Пособия и дидактический материал: подготовить комплексы оздоровительных гимнастик: - утренняя гимнастика для всех возрастных групп; - комплексы кинезиологических упражнений для старшего дошкольного возраста; - глазная гимнастика для всех возрастных групп; - гимнастика пробуждения для всех возрастных групп. |
7. | Март | Литература: Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: 1985. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1992. Работа с детьми д/с: разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 5,6; добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре. «Откуда слышится звук?» Дидактическая задача: учить детей определять направление звука «Найди геометрической фигуре дом» Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания. Про шило. Н. С. Орлова «Узнай по запаху» Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние. «Самая непохожая» Дидактическая задача: научить группировать предметы по различным признакам, выделять предмет по трем признакам одновременно. Загадки. Мой замечательный нос Э. Мошковская Тема: Ухо Цели: Активизировать представление детей о сенсорных возможностях уха и его назначения. Познакомить детей со строением уха. Учить детей различать звуки различной громкости, узнавать по голосу знакомого человек. Учить детей определять направления звука. Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 5, 6 и методикой их проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 5, 6; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: пополнить материалами папку-пережвижку: «Коррекционная работа в детском саду». |
8. | Апрель | Литература: Селезнева Е.В. Осознание детьми с нарушениями зрения и нормальновидящими детьми своих сенсорных возможностей. / Ж. Дефектология, № 1. -М.: Школа-Пресс, 1996. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. 2002г. Работа с детьми д/с: проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис. Занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ. «Где звенит колокольчик?» Дидактическая задача: учить детей на слух определять направление звука. «Кто тебя коснулся?» Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру. «Где я взяла воду?» Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру, учить соотносить качества предметов. Загадки. К телеологии. Г Гейне (перевод С. Маршака Это что растет у вас? И.Иртенъев Тема: Рот Цели: Уточнить знания детей о назначении и строении рта. Помочь детям осознать сенсорные возможности языка, как органа вкуса. Познакомить со вкусовыми зонами языка. Тема: Рот (2-ое занятие) Цели: Уточнить представление детей о сенсорных возможностях рта. Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта. Учить детей определять вкус пищи, активизировать представления о вкусе различных продуктов. Работа с их родителями: проведение родительского собрания в подготовительных к школе группах на тему: «Развитие в дошкольном возрасте мелкой моторики и координации рук обеспечивает ребенку своевременную подготовку к школе».
Работа с педагогами д/с: провести консультацию для воспитателей всех возрастных групп на тему: «Психогимнастика – средство, направленное на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка». Пособия и дидактический материал: подготовить материалы для папки: «Физическое воспитание» в разных возрастных группах по теме: «Физические упражнения и подвижные игры в весенне-летний период». |
9. | Май | Литература: Лебедева А.Н. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: 1973. Работа с детьми д/с: разучить с детьми старшего возраста кинезиологический комплекс № 7; добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре. Ознакомление с дид. играми: «Какой кубик звучит?» Дидактическая задача: учить детей различать звуки различной громкости. «Холодно-тепло-горячо» Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру. «Башни» Дидактическая задача: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме и цвету. Загадки. Зачем носик малышам Ю.Прокопович Тема: Органы чувств. Цели: Активизировать представление детей об органах чувств. Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике. Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическим комплексом № 7 и методикой его проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: проведение открытого просмотра кинезиологического комплекса № 7; его последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: подготовить папку-передвижку: «Гимнастика мозга». Приобрести пособия для проведения игр с песком и водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В статье раскрыто отрицательное влияние зрительной патологии на развитие ребенка, на формирование его познавательной деятельности, восприятий, представлений, мышления. Знакомство с природой, целенапра...
«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
Выступление на городском методическом объединении учителей-дефектологов...
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...
Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр
Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....
Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельност...