Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр
методическая разработка

Полежаева Елена Сергеевна

Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_zritelnogo_vopriyatiya.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр

Полежаева Е.С.,

воспитатель «МБДОУ Д/с «Журавлик»

г. Абакан, Республика Хакасия

Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и организации в пространстве. Снижение двигательной активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника (лордозы, сколиозы). Нарушения зрения приводят к отклонениям в формировании чувства ритма, основанном на взаимодействии зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятий.

Дети, с депривацией зрения, как правило, неэмоциональны, с застывшим выражением лица; мимика вялая, бедная, речь невыразительная, монотонная. Как правило, у значительной части детей наблюдаются тяжелые нарушения речи.

Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения и накапливался личный опыт проживания. А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно-суставной). В свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха, осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.

Необходимо помнить, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно практически не происходит. Ведь, несмотря на зрительную патологию, для детей с нарушением зрения зрительная информация выступает основной при опознании предмета. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.

В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Но необходимо подчеркнуть, что без специально организованного коррекционно-педагогического процесса, дети с нарушениями зрения затрудняются в овладении пространственными представлениями, в практической ориентировке в макро и микропространстве, с ошибками воспринимают предметы и их удаленность, место их расположения и т.д. Таким образом, в единстве с мыслительной деятельностью формируется речь.

Слуховые ощущения и восприятия. Пять процентов информации поступает через уши

 (Д. Бернар). Слух дан человеку, чтобы слушать тишину и различные звуки. Слух дает нам информацию, которая находится вне нашего зрительного поля.

Дети способны определить характер и источник звука, а потому можно и нужно приучать их узнавать предметы ПО ЗВУКУ - различать металл, дерево, стекло; ПО ШЕЛЕСТУ - бумагу, ткань; ПО ТЕМБРУ ГОЛОСА - взрослого человека, сверстника.

Значение слуха у слабовидящих детей чрезвычайно велико в процессах познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентировки. Слух для слепых и слабовидящих является тем же, что для нас зрение.

Слуховое восприятие у слабовидящих детей участвует в компенсации слабовидения, когда ребенок учится использовать звуковые признаки предметов, голоса окружающих для узнавания и дальнейшего формирования образов окружающего мира.

Зная о том, что повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора, что слуховое восприятие у детей участвует в компенсации слабовидения, когда ребенок учится использовать слуховые признаки предметов, шумы и звуки, голоса окружающих для узнавания и формирования образов окружающего, мы включаем в практику работы активное использование игр, предназначенных для развития целенаправленного слухового восприятия и неречевого слуха.

Игра «Сколько - сколько?» Учим детей воспринимать акустически и вибрационно количество звуков (1-3) и различать их. По звуковому сигналу ребенок показывает столько же игрушек, отбирает пуговки, косточки, отсчитывает палочки, строит башенку и т.д.

Игра «Кто это?» Учимся слышать и передавать характерные звуки, издаваемые животными и птицами; различать звуковую информацию на слух.

Игра «Что я делаю, скажи, точно так же покажи». Учимся передавать интонацию услышанного, дать возможность высказаться. «А-а-а» - плач, «ха-ха-ха» - смех, «ой-ой-ой» - боль, «ах-ах-ах» - страх, «ай-ай-ай» - порицание.

Игра «Кто что услышит?». Закрепляем звуковое восприятие. Понадобится набор закрытых емкостей с водой, камешками, горохом, косточками и т.д.

Игры и упражнения, предназначенные для развития неречевого слуха.

Игра «Слушаем погоду». Стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

Игра «Что ты слышишь?» Учимся выделять характерные звуки, присущие определенному месту. На кухне: стук посуды, шипение поджаривающейся на плите еды, плеск воды; в классе, ходьба, кашель, разговоры; в умывальной: полоскание рта и горла, течение воды из крана, фырканье при умывании.

Игра «Слушаем звуки улицы». Гудок машины и хлопок закрывающейся дверцы, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, рев самолета, пение птиц, сирена пожарной машины.

Игры и упражнения, предназначенные для развития целенаправленного слухового восприятия.

Игра «Кто разбудил Мишутку?» Отгадываем голос позвавшего, сидя спиной к детям, произнося слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать».

Игра «Замри». Выполняем действия согласно тексту (слышать сигнал на прекращение действия).

Вышел Миша на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка хлопает в ладоши, Он у нас такой хороший.

С Мишкой хлопайте, ребята. Ну-ка, вместе, раз-два-три! А теперь - замри!

  1. Прыгает как мячик.
  2. Бегает как ветер.
  3. Ползает проворно.

Игра «Колпачок и палочка». Учимся различать звуки. Нужно узнать по звуку одну из трех игрушек (погремушка, неваляшка, барабан). Колпачок или повязка закрывает глаза ребенку, стоящему в кругу. В руках у него палочка. Дети водят хоровод, приговаривая: «Раз, два, три, четыре, пять, будет палочка искать». Ребенок, на которого указывает палочка, берет один из предметов и озвучивает его.

Игра «Что выбрал Петрушка?» Узнаем на слух источник звука. Петрушка за ширмой выбирает игрушку и, не показывая ее детям, извлекает из нее звуки. Дети, сидящие перед ширмой, угадывают, что выбрал Петрушка.

Игра «Звуковые загадки». Предоставляем детям возможность высказываться о том, что им послышалось. Подбор игрушек должен обеспечивать разнообразие звуков: протяжных, мелодичных, ударных, отрывистых. После звучания игрушки из-за ширмы дети хором проговаривают слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты ...» (нужно назвать игрушку и передать звукоподражанием характер услышанного звука).

Игра «Где прячется звук?» Даем детям представление о том, что у каждой вещи есть свой голос, а также что голос живет в любом предмете, окружающем детей: в ладошках - хлопки, трение; в ногах - ходьба, бег, топот; в стульях - скрип и т.д.

Игра «Быстро-медленно». Учимся различать длительность звучания. Выполняем задания согласно услышанной протяженности звука: частые или редкие хлопки, топот ног, моргание глаз, поднимание рук и т.д.

Игра «Что это?» Активно используем магнитофон в различных режимных моментах для развития неречевого слуха: шум моря, звуки леса, ветра, дождя и т.д.

Игра «Угадай направление, откуда идет звук». Учимся определять и показывать рукой направление звука. Ведущий, стоя сзади детей, издает различные звуки; затем делает то же, становясь слева, справа, перемещая предмет вверх и вниз.

Развитие тактильной чувствительности и осязания.

Тактильная чувствительность дает знания о качествах предметов; болевая сигнализирует о вреде, наносимом организму; температурные рецепторы принимают участие в регуляции теплообмена между организмом и окружающей средой.

С помощью тактильного восприятия дети с нарушениями зрения постигают разнообразный комплекс ощущений: прикосновение, давление, движение (вибрация), температура, боль. Само собой разумеется, что знакомство младших дошкольников с тактильными ощущениями лучше всего начинать с собственного тела ребенка.

В практике работы желательно сгруппировать игры, упражнения, задания для разных видов деятельности:

  1. формирование тактильных представлений;
  2. развитие способов восприятия предметов.

В первом случае ребенок различными способами расширяет свои тактильные представления. Не всегда ребенок сможет выполнить задание самостоятельно, при необходимости ему помогает взрослый. Однако эти задания нравятся ребенку, кроме этого, они стимулируют развитие ощущений, устанавливают необходимый контакт между ребенком и педагогом, превращают ребенка из пассивного наблюдателя в активного участника.

В другом виде деятельности, а именно при развитии способов тактильного восприятия предметов, акцент направлен на то, чтобы ребенок исследовал предметы и материалы всеми доступными ему способами. А задача взрослого заключается в том, чтобы увеличить количество этих способов, показать ребенку новые варианты.

  1. Игры и упражнения, формирующие у ребенка тактильные представления.

Игра «Ритм для пальцев». Используя потешки, песенки, стихи, легонько щекотать ребенку поочередно кисть руки, саму руку, за ухом, живот, ступни ног, делая небольшие паузы.

Упражнения на тифлографических пособиях.

Обследуя предъявленные выпуклости, развиваем чувствительность пальцев.

Игра «Сухие материалы». На поднос высыпать рис (пшено, горох, семечки), учиться собирать по принадлежности. Набрать зерна в ладонь, высыпать сквозь пальцы, насыпать в подготовленную емкость. 

Игра «Липкие материалы». Испытать съедобные материалы: тесто, мармелад, шоколадную пасту; несъедобные: глину, пластилин, замазку, мокрый песок, размокшую газету. Учить ребенка самостоятельно действовать руками, поощрять попытки общаться.

Дидактические игры: «Я пеку, пеку, пеку», «Кот лепил себе пирог», «Конфетки - бараночки», «Урожай собирай».

Игра «Разные поверхности». Используются натуральные предметы, специально подготовленные поверхности. При соприкосновении с разными поверхностями нужно добиваться активизации чувственного анализатора, определяя фактуру предъявленного предмета.

Использовать: «Волшебные дощечки», «Узнай на ощупь овощи (помидор, огурец), фрукты (яблоко, апельсин)».

Учиться видеть тактильно-кинестетические свойства предъявленных предметов (гладкий - шершавый- колкий; легкий- тяжелый).

Игра «Вода». Использовать брызгалку, емкость с водой, водопроводный кран, душ, шланг, лейку. Менять количество разбрызганной воды, брызгать на все части тела, менять температуру воды. Варианты: цветная, мыльная вода.

Дидактические игры: «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Рыбка плавает в пруду».

Игра «Воздух». Варьировать скорость движения воздуха и температуру (теплый - холодный), держать веер ближе, дальше; дуть на лицо, другие части тела ребенка.

Использовать: веер, собственное дыхание, фен.

Дидактические игры: «Воздушный шар», «Непослушная ватка», «Холодный - теплый ветерок».

Дидактические игры: «Из какой ткани эта вещь?», «Шьем кукле платок», «Сапожки русские», «Чьи башмачки?», «Чудо дерево».

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов.

Игра «Туалетные принадлежности». Используя пену для бритья, взбить в тазике мыльную пену, трогать ее, запускать руки внутрь пены, наносить ее на руки. Показать, что можно делать с мыльной пеной.

Использовать, крем для рук, гель для волос, туалетное мыло, зубную пасту.

Дидактические игры. «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Волшебная щетка».

Игра «Играем со спагетти». Позволить ребенку самостоятельно возиться с макаронинами. Положить на поднос, спросить и показать, что с ними можно делать: резать, рвать, жевать, выкладывать разные фигурки и дорожки.

Использовать: мусс, желе, шоколадную пасту, мякоть банана.

Дидактические игры: «Мягкое - твердое», «Ломается - режется», «Вкусно - невкусно».

Игра «Моделирование». Исследовать свойства теста: крутить, мять, бросать, раскатывать, резать, отщипывать, вырезать фигурки с помощью формочек. Познакомить ребенка с формочкой, пластиковым ножом, показать различные действия с тестом. Похожие действия можно проделать с глиной, пластилином.

Дидактические игры: «Съедобное - несъедобное», «Фигурки из теста», «Овощи и фрукты».

Игра «Сухие материалы»: брать с ладони, пересыпать, насыпать в емкость, «рисовать» дорожки, фигурки. Выполнить подобные упражнения с мукой, рисом, песком и т.д.

Игра «Что привез Мишутка?» Узнавать на ощупь, какой предмет привез Мишутка. Назвать игрушку, предварительно обследовав ее в мешочке, вынуть, показать, выполнить с ней какое-либо действие.

По аналогии проводится игра «Волшебный мешочек».

Обучаем рациональным приемам осязательного обследования форм предметов. Развиваем познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям.

Игра «Двигающиеся игрушки». Обследование подвешенной на шнуре игрушки. Испытываем различные игрушки из разных материалов. Важно, чтобы игрушка начинала двигаться при прикосновении к ней ребенка. Предложите ребенку пощупать игрушку, подуть на нее, дотянуться, толкнуть, хлопнуть и т.д.

Игра «Формы». Начинать знакомство следует с какой-либо одной формы, дать возможность ребенку потрогать, почувствовать форму, ее поверхность, углы, округлости, тяжесть или легкость, размер; менять материал: дерево, пластик; менять цвета.

Использовать: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник - плоскостные и объемные; мяч, пирамидку, строительные формы; натуральные предметы, муляжи, овощи, фрукты, посуду, одежду..

Игра «Люди». Учимся давать сравнительную характеристику при исследовании каждой части тела: лица, рук, ног, туловища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Музыкотерапия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения

1.     Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2.     История развития музыкотерапии.3.     Практическое использование м...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения

О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы через использования дидактических игр»

Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.Задачи:1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.2....

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы через использования дидактических игр»

На сегодняшний день одной из главных задач педагога является создание условий для проявления личностного потенциала ребенка.Дидактическая игра выступает эффективным средством развития мышл...

Здоровье-сберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения с использованием дидактического пособия "Игровой парашют"

Презентация по теме: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения с использование дидактического пособия "Игровой парашют"...