Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы через использования дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)

 

 На сегодняшний день одной из главных задач педагога является создание условий для проявления личностного потенциала ребенка.

Дидактическая игра выступает эффективным средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim1_2.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

                             Методическая разработка по теме:

         «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы

                         через использования дидактических игр»

Воспитатель: Алиева Иани Магомедовна

г. Тарко-Сале

2023 г.

Содержание:

1. Актуальность темы

2. Понятия «сенсорное воспитание»

3. Методы и приемы, их классификация

4. Система работы по формированию сенсорных представлений

5. Результаты работы. Выводы.

 .

 На сегодняшний день одной из главных задач педагога является создание условий для проявления личностного потенциала ребенка.

Дидактическая игра выступает эффективным средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни у ребенка.

Актуальность данной проблемы обусловлена социально-экономическими переменами, происходящими в нашем обществе, которые оказывают влияние на характер деятельности и стратегию развития отечественных образовательных систем, формируют новые приоритетные цели, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Одной из основных трудностей в настоящее время считается создание условий для дошкольного образования актуального полновесного физического, психического и духовного развития ребенка, формирование его жизненных компетенций. В связи с этим перед воспитателем стоит важная проблема - создание условий в дошкольном образовании для самостоятельного развития ребенка, проявления его личного потенциала. Одним из них является игра, а в частности – дидактическая игра.

Дидактическая игра обладает большим, воспитательным и обучающим потенциалом: она выступает как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Помимо всего этого, в игре ребенок развивается физически, приучается одолевать трудности. У него воспитывается догадливость, находчивость, инициатива. Значительную роль игра оказывает и в подготовке ребенка к школе: они развивают математические представления, знакомят с разбором слова, готовят руку к письму. Теме игры и ее воздействия на развитие малыша посвящены многие исследования.

Проблема игры давно привлекала для себя внимание профессионалов. Теорию игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и российские специалисты по психологии и преподаватели (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Полагаясь на результаты этих исследований, мы выделяем в виде особой трудности − исследование дидактических игр, содействующих сенсорному развитию дошкольников первой младшей группы. А именно, нас интересует вопрос: каковы психолого-педагогические условия, средства и способы, благодаря которым дидактическая игра разрешает сформировывать возможности настоящего восприятия и познания, находящиеся вокруг реальности дошкольником. Актуальность этой трудности обоснована социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, которые влияют на нрав работы и стратегию становления российских образовательных систем, сформировывают новые приоритетные цели, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода. Сенсорное развитие имеет важное значение в решении данной проблемы: полноценное восприятие нужно не только лишь для успешного воспитания и обучения в целом, но и составляет основу формирования индивидуальных

способностей дошкольников. Решение данной проблемы мы попытаемся рассмотреть на основе применения дидактической игры.

Цель: Определить влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы.

Задачи :

1. Определить методы задач сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Выявить значение и сущность дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.

3. Охарактеризовать методы организации проведения дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста.

4. Проверить эффективность комплекса дидактических игр и упражнений в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста.

2. Понятие « сенсорное воспитание»

Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседнев-ной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем». Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс.

Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Таким образом, сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве), через дидактическую игру.

Дидактические игры станут эффективным средством сенсорного развития детей первой младшей группы при соблюдении следующих условий:

- Подбор дидактических игр и упражнений с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

- Целенаправленного и систематического участия детей в дидактических играх.

- Грамотная организация воспитателем восприятия и деятельности ребенка в ходе дидактической игры.

Согласно методике организации и проведения дидактических игр в детском саду Л.А. Венгера, организация дидактических игр должна осуществляться в трех направлениях, а именно – в подготовке к проведению дидактической игры, ее проведении и анализе.

Подготовка дидактической игры включает в себя:

- отбор игры, которая будет соответствовать задачам воспитания и обучения, а именно: углублять и обобщать знания, развивать сенсорные способности, активизировать высшие психические процессы, такие как память, внимание, мышление, речь;

- проведение в соответствие выбранной игры с теми программным требованиям воспитания и обучения детей, которые будут соответствовать определенной возрастной группе;

- обозначение подходящего временного промежутка, подходящего проведению дидактической игры;

- определение места проведения игры, чтобы дети могли играть, не причиняя неудобства другим детям.

Возможно, это место можно выделить в групповой комнате;

выбор подходящего количества игроков. Это может быть как вся группа, так и небольшие подгруппы;

- подбор дидактического материала, необходимого для выбранной игры. Это могут быть игрушки, картинки или же природный материал;

- изучение игры самим воспитателем, чтобы он мог изучить и осмыслить весь ход игры, определить свое место в игре и разработать методы руководства игрой;

- ознакомление детей знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает в себя:

- знакомство детей с содержанием, изучение дидактического материала, который предполагается использовать в игре;

- разъяснение правил игры. При этом важно обращать внимание детей на четкое выполнение правил, чтобы дети понимали, что предписано, что запрещено и разрешено делать;

- демонстрация игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия;

- определение места воспитателя в процессе игры: кем он будет - игроком, болельщиком или судьей;

- анализ итогов, который позволяет судить об эффективности игры.

Каждой возрастной группе соответствуют свои особенные факторы проведения дидактических игр. Так, обучение детей раннего возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу ее воспитатель поясняет правила. По мере усвоения содержания и правил воспитатель предоставляет возможность детям играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что наиболее эффективная реализация сенсорного воспитания в раннем детстве вообще и формирование сенсорных эталонов в частности возможна при условии насыщения предметно-развивающей окружающей среды ребенка игровыми средствами. Кроме того, использование дидактических игр способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.

3. Методы и приемы, их классификация

На основе изложенного материала в предыдущем разделе, нам необходимо рассмотреть, какими методами и приемами можно воспользоваться при формировании сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Но сначала о понятиях, что такое в педагогике «метод» и что такое «прием».

Метод – система последовательных способов взаимосвязанной деятельности, направленная на достижение поставленных учебно – воспитательных задач.

Методы делятся на группы (по Бабанскому Ю.Г.): МЕТОДЫ

Наглядные

 Наблюдение (за объектом, предметом, действием);

 Рассматривание (картин, иллюстраций, игрушек);

 Демонстрация (показ), например диафильма, диапозитива, опыта;

 Осмотр (помещения, объекта, предмета);

 Изобразительные средства (т.е. опосредованные)

Словесные

 Рассказ (воспитателя, ребенка);

 Чтение художественных произведений;

 Беседа;

 Заучивание (стихов, правил);

 Пересказ.

Практические

 Игровой (дидактическая игра, игра-драматизация, настольная инсценировка, игра-занятие);

 Элементарные опыты;

 Моделирование;

 Упражнение:

- подражательно – исполнительские (действие и последовательность действий),

- конструктивные (перенос усвоенного на новое содержание),

- творческие (использование усвоенных способов в новых условиях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. По развитию сенсорных способностей детей Первой младшей группы.

Программное содержание: Закреплять знание основных цветов: красный и синий. Развивать координацию движений рук при действии клубочками. Развивать у детей сенсорные способности. Расширять  ак...

Проект Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».

laquo;НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬМИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ, А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ, ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН» СОКРАТ...

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст, это один из важнейших этапов в становлении личности ребенка, во время которого особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию. ...

Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"

Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»

Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы через использования дидактических игр»

Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.Задачи:1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.2....

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме:«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»...