Проект Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».
проект (младшая группа)

Экало Людмила Викторовна

«НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬ

МИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ,

А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ,

ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,

КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН»

СОКРАТ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_denisha.docx409.57 КБ

Предварительный просмотр:

К У ХМАО – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Проект

Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».

https://www.sova-toys.ru/pic/o_1503144406599829d6733af6.75490265.jpg

                                                                                                                                                  Выполнила:

Воспитатель Экало Л.В.

Г. Урай

2019 год

«НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬ

МИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ,

А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ,

ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,

КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН»

СОКРАТ

Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое, развитие, социально – коммуникативное развитие.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020г.)

Проект рассчитан на один год. Совместная образовательная деятельность проводится продолжительностью 15 минут.

Методическое обеспечение: логические наборы  «блоки Дьенеша.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Актуальность проекта

Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из актуальных в педагогике.

Актуальность проекта заключается в изучении познавательных интересов и развитии логического мышления на занятиях и в повседневной жизни у детей дошкольного возраста, в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса.

Дошкольники проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваивают счёт.

Перед педагогами стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.

Обучать детей нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Только в этом случае ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем может стать интересным, интеллектуальным человеком.

Меня, как педагога, глубоко заинтересовала эта проблема, и весь свой опыт я посвятила изучению развивающих игр по блокам Дьенеша.

Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.

Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен: это

Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представление)

Развитие логического мышления( анализ, синтез. сравнение, обобщение, классификация)

Развитие вариативности мышления творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений, увеличение объема внимания и памяти

Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!

Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в создании целостной системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников, систематизируемых в доступной и увлекательной форме.

Выделение обучающих и развивающих задач подчиняю основной цели: развитию познавательно-творческих способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения, на которых базируется мой опыт.

Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях.

Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций.

При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

Цель проекта: развитие логико-математических представлений, мышления  у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Способствовать развитию познавательных  способностей детей младшего возраста:  знание цвета, формы, величины, количества, толщины.

2.Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

3. Развивать  у детей мелкую моторику рук.

 4. Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.

5. Вовлечь родителей в развитие познавательных способностей детей.

 Принципы используемые при организации работы:

        Доступность: - учет возрастных особенностей;

        Систематичность и последовательность:

 - постепенная подача материала от простого к сложному;

  - частое повторение.

        Наглядность.

        Личностно-дифференцированный подход:

  - учет возрастных особенностей;

    - создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.

 Методы и приемы при организации работы:

        Наглядный

        Сравнения

        Практический         

        Сопоставления

        Словесный

        Наложения

        Привлечение внимания

        Наблюдение за действиями взрослого

        Показ и объяснение

        Словесная инструкция сверстников

Этапы реализации проекта:

Организационно - подготовительный этап:

- Проведение мониторинга о выявлении математических представлений у детей.

- Постановка цели, задач.

- Изучение литературы по теме.

- Составление картотеки игр.

- Разработка перспективного плана работы по теме.

- Выбор форм работы с родителями.

- Определения ожидаемого результата.

 Основной этап:

- Реализация перспективного плана работы по проекту.

- Составление консультаций, конспекта семинара – практикума для родителей.

- Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.

- Семинар – практикум для родителей по теме проекта.

Заключительный этап:

- Информирование родителей о результатах проведения проекта.

- Представление опыта работы педагогам детского сада.

План реализации проекта:

(смотреть перспективное планирование).

Ожидаемый результат реализации проекта:

Участники проекта познакомятся с новыми играми. У них сформируются математические представления, разовьются психические процессы, умение использовать схемы, алгоритмы. Педагогическая и методическая копилка пополнится разработками игр, конспектами занятий с использованием Блоков Дьенеша, игровым материалом. Каждый ребенок проекта получит в Игры с логическими блоками по методике Дьенеша, которые учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Дети познакомятся с формами предметов и геометрическими фигурами, получат возможность проявить личностные способности, творчество.

Список использованной литературы

1.Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1982г.

2. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.

3. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.

4.З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

5. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

6.Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.

7. Л.П. Стасова «Развивающие математические игра-занятие детском саду. Воронеж,2008

8. Е.Н. Панова «Дидактические игры-занятия в детском саду» Воронеж, 2007

9. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Санкт-Петербург, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»

Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».Тип проекта: познавательно – творческий.Образ...

План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".

Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидакти...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через логические блоки Дьенеша».

Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную гран...