Главные вкладки

    «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»
    проект (младшая группа)

    Альфия Минахтямовна Зиннурова

    Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».

    Тип проекта: познавательно – творческий.

    Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

    Срок реализации: сентябрь 2017 – май 2018г.

    Проект рассчитан на один год. Образовательная деятельность осуществляется на занятиях,продолжительностью 15 минут.

    Методическое обеспечение: логические наборы «Блоки Дьенеша и «Палочки Кюйзенера».

    Участники проекта: дети, воспитатель,  родители.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx66.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    СП « Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ  с. Камышла

    Проект на тему:

    «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»

     Автор:                                                        

    Зиннурова  Альфия Минахтямовна,

    воспитатель СП «Детский сад Улыбка»

                                                                                      ГБОУ СОШ с. Камышла

    2018 г.

    Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».

    Тип проекта: познавательно – творческий.

    Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

    Срок реализации: сентябрь 2017 – май 2018г.

    Проект рассчитан на один год. Образовательная деятельность осуществляется на занятиях,продолжительностью 15 минут.

    Методическое обеспечение: логические наборы «Блоки Дьенеша и «Палочки Кюйзенера».

    Участники проекта: дети, воспитатель,  родители.

    Актуальность проекта:

    Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания  образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к  математическому развитию детей дошкольного возраста. Ведь занятия математикой развивают высшие психические функции, формируют личностные качества и творческие способности детей. Сформированность познавательных процессов у дошкольников являются базой для освоения школьной программы.

     Обучение математике в дошкольном образовании не сводится к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи. Необходимо активно развивать в детях логическое мышление, изучая свойства, отношения и зависимости предметов окружающего мира.

    При поиске наиболее эффективного средства для развития логического мышления, а также памяти, воображения и творческих способностей, свой выбор я остановила на логических блоках Дьенеша и палочек Кюизенера. Я считаю, что этот материал даёт возможность доступно, на наглядной основе  оперировать мыслительные действия, изучая форму, цвет, размер и толщину объектов.

    В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения  абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные  навыки  алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

     Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

    Этот проект направлен на развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера». Развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти,   воображения. Формирования личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, инициативности, общительности. Развития волевых качеств и творческих способностей детей.

     Так же активная работа с родителями позволит закрепить знания, полученные на занятиях, а также способствует развитию познавательной активности у детей вне учреждения дошкольного образования. Данный метод проекта является одним из наиболее действенных и эффективных.

    Цель проекта: развитие логико-математических представлений, мышления  у детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Способствовать развитию познавательных  способностей детей младшего возраста:  знание цвета, формы, величины, количества, толщины.

    2. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, творческие способности.

    3. Развивать  у детей мелкую моторику рук.

     4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.

    5. Развивать дружеские отношения сотрудничества.

    6. Вовлечь родителей в развитие познавательных способностей детей.

    Перспективность
    Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
     
     Теоретическая база.

    В основе проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П. Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д. Б.Эльконина, А. В.Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др).                 В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико - математические умения и представления.

    Новизна заключается в разработке системы занятий для детей  
    дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.

    Гипотеза исследования:

    Процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико– математических игр с блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера будет протекать успешно, если будут реализованы следующие виды деятельности:

    • Изучение и анализ психолого - педагогической и методической
      литературы по проблеме исследования.
    • Создание необходимых условий для работы по данной проблеме– обогащение методических инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
    • Разработка системы по использованию блок Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления у  дошкольников.
    • Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша  и счетных палочек Кюизенера ).
    •   Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера для развития логического мышления  дошкольников. 

     Принципы, используемые при организации работы:

    • Доступность:

    -  учет возрастных особенностей;

    • Систематичность и последовательность:

     - постепенная подача материала от простого к сложному;

      - частое повторение.

    • Наглядность.
    • Личностно-дифференцированный подход:

      - учет возрастных особенностей;

        - создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.

     Методы и приемы при организации работы:

    • Наглядный
    • Сравнения
    • Практический         
    • Сопоставления
    • Словесный
    • Наложения
    • Привлечение внимания
    • Наблюдение за действиями взрослого
    • Показ и объяснение
    • Словесная инструкция сверстников

    Ожидаемый результат.

    Развитие:

      -  развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности у дошкольников;

      -  способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в    окружающем мире свойства, отношения и зависимости;

     - способности конструировать по собственному замыслу;

     - способности использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

      -  умения ориентироваться в пространстве.

     Проявление:

      - устойчивого интереса к различным видам детской деятельности;

      - интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию;

               - инициативы, самостоятельности, уверенности в себе при решении интеллектуальных задач.

    Продукт проектной деятельности.

     - Составление картотеки игр.

     - Составление системы работы по использованию логических игр, задач, упражнений при формировании математических представлений у детей средней группы.

    - Разработка конспектов тематических занятий по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

    - Оформление консультативного материала для педагогов и родителей.

     Этапы реализации проекта:

    Организационно - подготовительный этап:

    • Проведение мониторинга выявления уровня математических представлений у детей.
    • Анкетирование родителей «Развитие познавательной активности у детей».
    • Изучение литературы по теме.
    • Разработка перспективного плана работы по теме.
    • Систематизация игр с блоками Дьенеша, игр с палочками Кюизенера.                  

    Основной этап:

    1. Реализация перспективного плана работы по проекту.

        Проведение занятий по математике.

    • знакомство с логическими блоками Дьенеша.
    • знакомство с палочками Кюизенера.
    • Выполнение игровых упражнений:

    -«Строим дорожки».

    - «Найди клад».

    - «Угадай-ка».

    - «Разложи конфетки по коробкам».

    - «Помоги муравьишкам».

    - «Что изменилось».

    - «Третий лишний».

    -  «Волшебный мешочек».

    - «Опиши».

    - «Чередование».

    - «Найди пару».

    -«Колобок».

    - «Автотрасса».

    • Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

    2.Экскурсии на природу с целью ознакомления, сравнения, изучения окружающей действительности.

    - Экскурсия в осенний лес;

    - Экскурсия на речку Сок;

    - Экскурсия на гору.

    3. Творческие выставки детских работ - участие в районных, окружных конкурсах.  

    4. Игры: «Игры – приключения»; «Строим дорожки  по схеме», «Помоги ёжику добраться до дома», «Второй ряд», «Раздели фигуры».

    5. Практическая продуктивная деятельность

    - Лепка геометрических фигур.

    - Аппликация геометрических фигур.

    - Рисование геометрических фигур

    6. Проведение мастер-класса для родителей.

    7. Проведение открытого занятия для педагогов.

    Заключительный этап:

    - Диагностика знаний, умений детей по развитию  логико-математических представлений.

    - Информирование родителей о результатах проведения проекта.

    - Выступление на окружном семинаре.

    Достигнутый образовательный результат:

    В результате работы участники проекта познакомились с новыми играми. У детей сформировались математические представления, они научились использовать схемы, алгоритмы. Использование методики Дьенеша научило малыша не только думать, следить за координацией движений, но и свободно общаться. Дети стали использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Они познакомились с формами предметов и геометрическими фигурами, получили возможность проявить личностные способности, творчество.

    Педагогическая и методическая копилка также пополнилась разработками игр, конспектами занятий с использованием Блоков Дьенеша, игровым материалом.

    На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что  применение «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера» является достаточно эффективным средством в повышении уровня развития логико-математических представлений у дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.

    Используемая литература:

    •  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
    •  Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера .
    •  Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников».  
    •  Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» .
    •  Новикова В. П., Тихонова Л. И.  «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

    Планы-сценарии  занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...

    «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»

    Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....

    "Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

    Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

    Цель:Расширить и обогатить элементарные математические знания путем поисков исследовательской деятельности.Задачи:закрепление умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры;развитие у...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

    Цель:Расширить и обогатить элементарные математические знания путем поисков исследовательской деятельности.Задачи:закрепление умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры;развитие у...