Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Рабосина Светлана Владимировна

 Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с использованием дидактических игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты  занятий  по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Конспект № 1

Цель: Закреплять знания детей о русских народных сказках, умение их рассказывать, правильно выстраивать последовательность событий. Развивать внимание, мышление – операции анализа и синтеза, умение обобщать предметы по определенному признаку, упражнять в исключении предметов, не имеющих данного характерного признака Воспитывать умение уважительно относиться к товарищам, выслушивать их, не перебивать, при необходимости оказывать поддержку, помощь.

Оборудование: мяч, 5 последовательных картинок к упр. «Расскажи сказку», дид. настольно-печатная игра «Подбери картинку», картинки с изображениями предметов одежды, посуды, школьных принадлежностей.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

1.Приветствие. Упражнение  «Здравствуйте»

 Психолог- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас всех видеть, а вы? Давайте сегодня поздороваемся необычно. Мы будем не говорить, а петь. Я начну, а вы продолжите. (Пропевает) Здравствуй, Эвелина! – девочка отвечает так же – Здравствуйте! – затем она повторяет, обращаясь к следующему ребенку. (по аналогии все дети). Вот и молодцы, как красиво у нас получилось!

А сейчас мы вспомним, что мы делали на прошлом занятии, кому помогали выполнять задания? Правильно, зверюшкам из лесной школы (вспоминают, чем занимались на прошлом занятии), а вы знаете, они сегодня снова попросили нас о помощи, прислали нам несколько заданий. Поможем им опять?

2.Дидактическое упражнение «Убери лишнее»

Это задание нам прислал зайчонок Степашка, никак не мог с ним справиться. Попробуйте вы.

Дети пересаживаются за круглый стол, перед ними выкладываются картинки, и психолог предлагает обнаружить лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить, почему именно она лишняя.

1) платье, шуба, носки, шляпка.

2)чашка, тарелка, кастрюля, заварочный чайник.

3)книга, тетрадь, цветная бумага, ручка.

Молодцы, справились с заданием на отлично, а теперь следующее задание, о котором рассказал мне бельчонок Кузя, он, оказывается, со своими друзьями играет в очень интересную игру, и все время проигрывает, потому что не знает, как правильно подобрать слова в игре. А мы с вами попробуем сыграть в эту игру? Для нее нам понадобится мяч.

3. Словесная дидактическая игра «Закончи предложение».

Психолог кидает мяч каждому ребенку по очереди и начинает предложение, а ребенок должен его правильно закончить. Варианты:

Лимон кислый, а сахар…         в Англии говорят по-английски, а в России…

Ночью темно, а днем …           Собака лает, а кошка…

Летом жарко, а зимой …           Лодка плывет, а машина…

Молодцы, ребята, вы замечательно справились и с этой игрой, обязательно научу бельчонка в нее играть, и расскажу ему, как вы быстро и правильно закончили все предложения.

4.А теперь, предлагаю вам вспомнить нашу знакомую физкультминутку «Пятачок» (дети выполняют упражнения)

А сейчас мы с вами вспомним, какую недавно сказку вы читали с Валентиной Ивановной (воспитатель). Для этого, посмотрите на эти картинки. (выставляет на фланелеграф 5 последовательных  картинок из сказки «Волк и лиса»)

5. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку»

Дети узнают сказку. Психолог предлагает вспомнить, о чем сказка, что происходило в начале, что в середине сказки, чем сказка закончилась. Предлагает детям (2 человека) подойти к фланелеграфу и расположить картинки в правильной последовательности. Остальным детям предлагается их поправить, при затруднениях. Когда картинки будут правильно разложены, детям предлагается вкратце рассказать сказку по этим картинкам. Психолог поощряет детей, их рассказы, обращает внимание на правильную последовательность событий.

Ну, что ж, вы замечательно справились и с этим заданием. А у меня для вас есть еще одна интересная игра.

6. Дидактическая настольно-печатная игра «Подбери картинку»

Психолог раскладывает перед каждым ребенком карточку с изображением обобщающей картинки и  4-х пустых квадратов и на середину стола выкладывает цветные картинки с изображением различных предметов.

- Сейчас вы должны будете как можно быстрее закрыть пустые квадратики на ваших карточках подходящими картинками. Например, у Вани на карточке нарисованы предметы одежды, значит, он  закрывает пустые квадратики картинками, изображающими одежду. (далее дети уточняют каждый по своей карточке). Кто первый соберет все картинки для своей карточки – тот победил. (затем проиграв первый раз – дети обмениваются карточками, игра продолжается несколько раз. В конце каждого этапа психолог с детьми вместе рассматривают, все ли картинки были подобраны правильно, кто ни разу не ошибся, кто допускал ошибки.)

7. Подвижная игра «Горячий мяч» Для этого мы должны встать в круг, близко друг к другу, я возьму мяч и передам его Юле, она быстро-быстро передаст его Ване, он Алине, и так дальше, пока мяч не вернется ко мне. Главное запомните, что передавать мяч надо очень быстро, и не уронить его на пол. Кто нарушит это правило – выбывает из игры. (Игра проводится 3 – 4 раза). В конце игры детям предлагается 1-2 упражнения на дыхание.

          Итак, вы все молодцы, были ловкими, быстрыми, никто не уронил мяч (или: Алеша (Ваня) сегодня поспешил, несколько раз мячик у него вырывался из рук, но он потренируется и в следующий раз будет ловко передавать мячик). Ну, что же, мы с вами замечательно поиграли в разные  игры, понравились вам игры? Какие больше, какие меньше? А еще мы помогли нашим друзьям, лесным зверятам, вспомнили сказку «Волк и лиса» и вы сами замечательно ее рассказали, а сейчас пришло время прощаться, занятие наше закончено, до свидания, увидимся через неделю.

Конспект № 2 «Загадки лесных зверюшек»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и качествах различных  предметов. Развивать целостное восприятие, внимание, мышление – процессы анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Закреплять умение по словесному описанию узнавать предмет.  Развивать  речь, активный словарь.  Воспитывать умение действовать по инструкции, соблюдать правила, развивать выдержку, самоконтроль.

Оборудование: яркая коробка с разрезанной на 6 частей картинкой, картинки для упражнения «Чего не хватает», портфель, настольно-печатная игра «Подбери картинку», игрушки: лиса, петушок, фланелеграф, сундучок с сюрпризами для детей.

  Ход занятия:

Дети сидят за круглым столом.

1. Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть»

Психолог – здравствуйте, ребята, какой хороший денек сегодня, я очень рада вас всех видеть! А вы? Вот давайте поприветствуем друг друга таким образом, я начну, а вы по цепочке продолжите. Алина, я очень рада тебя сегодня видеть! – Спасибо – Ваня, я очень рада тебя видеть! – спасибо, Алина, - и т.д. Все поприветствовали друг друга, какое хорошее бодрое у нас  у всех настроение. Как раз для того, чтобы отгадывать различные загадки. Так ведь? И вот первая загадка. Сегодня я  утром у двери нашла странную коробку. Вот она. В ней записка:  «Решите все наши задачки, и вас ждет сюрприз. В каждом задании – подсказка, где находится следующее задание. С приветом, ваши Лесные друзья - Степашка и Кузя.» И посмотрите, первое задание – мы видим части картинки, которые нужно сложить, чтобы получилась целая картинка.

2. Упражнение «Сложи картинку»

Дети складывают совместно на столе из частей целую картинку.

Психолог- посмотрите, все ли части картинки на своих местах? Молодцы! А где же следующее задание? Вы помните, в записке было написано, что подсказка  о нем должна быть где-то в задании. Давайте посмотрим, что изображено на картинке? Эпизод из какой сказки? Как вы думаете, где подсказка? (подводит детей, если они не догадываются) Кто главный герой сказки? – Петушок- А может где-то в комнате есть похожий петушок? (Дети находят  игрушечного петушка с конвертом следующего задания)

3. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку»

Итак, у нас конверт, а в нем несколько загадок, интересно, отгадаете ли вы их?

В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый.
(Апельсин)

Схож он с бусами немножко,
Каждый листик - как ладошка.
Был зеленым, а поспел он -
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)

Мы зелёно-красный дом
     Отопрём большим ключом.
     Чёрных маленьких жильцов
     Соберём и удалим,
     А потом и дом съедим.

                 ( арбуз)

    В огороде из зёрнышка
     Выросло солнышко.
     Круглое, яркое
     Только не жаркое.

              (подсолнух)

     Это что за дом такой
     До краёв налит водой?
     Хоть без окон, но не мрачен.
     Весь стеклянный и прозрачен.
     В этом домике жильцы
      Все умелые пловцы.

               ( аквариум)

     Дали братьям новый дом
     Чтобы жили впятером.
     Брат большой не согласился
     И отдельно поселился.

                  (варежка)

Психолог – а вот эта загадка обозначена звездочкой, наверное, это подсказка для следующего задания. «Следующее задание находится под предметом, у которого мягкое сиденье, есть ручки, в котором очень удобно сидеть» - Кресло. Дети находят конверт с заданием под креслом.

Психолог – вот и третье задание, но прежде, чем мы его выполним, давайте встанем, немного разомнемся.

4. Физкультминутка «Буратино»

А теперь, откроем задание. Как вы думаете, что мы должны сделать в этом задании? – пройти лабиринт

5. Дидактическое упражнение «Лабиринт»

Дети выполняют задание самостоятельно, на индивидуальных листочках. Психолог следит за выполнением задания, помогает индивидуально тем детям, кто затрудняется в выполнении задания.  По окончании задания педагог-психолог обращает внимание на то, что где-то  в задании должна быть подсказка для следующего задания. Дети ищут с обратной стороны картинок и находят написанную загадку про портфель.

В нем учебники, тетрадки

Будут все всегда в порядке.

Находят в комнате портфель и в нем дидактическую игру «Подбери картинку»

6. Дидактическая игра «Подбери картинку» Психолог раскладывает перед каждым ребенком карточку с изображением обобщающей картинки и  4-х пустых квадратов, усложнение в игре – карточки с обобщающими предметами, требующими более тонкой дифференциации (одежда летняя и зимняя, электрические приборы и т.д.), и на середину стола выкладывает цветные картинки с изображением различных предметов.

- Сейчас вы должны будете как можно быстрее закрыть пустые квадратики на ваших карточках подходящими картинками. Например, у Вани на карточке нарисованы предметы одежды, значит, он  закрывает пустые квадратики картинками, изображающими одежду. (далее дети уточняют каждый по своей карточке). Кто первый соберет все картинки для своей карточки – тот победил. (затем проиграв первый раз – дети обмениваются карточками, игра продолжается несколько раз. В конце каждого этапа психолог с детьми вместе рассматривают, все ли картинки были подобраны правильно, кто ни разу не ошибся, кто допускал ошибки.)

7. Подвижная игра «Улитка»

Сейчас мы все встанем  в одну линию и по сигналу начнем медленно двигаться к стене,  причем нельзя разворачиваться и останавливаться. Выигрывает тот, кто последним придет к финишу.(игра проводится 3 – 4 раза.) После игры педагог с детьми определяют, кто играл по правилам, кто не соблюдал их.

По окончании игры педагог опять напоминает о подсказке. Дети обнаруживают на обратной стороне некоторых карточек части рисунка обстановки групповой  комнаты или кабинета психолога  (например, шкаф или стеллаж) собирают в одну картинку, узнают предмет обстановки  и догадываются, где спрятан сюрприз.

Психолог – а теперь пойдемте, проверим, правильна ли была наша догадка о том, где находится сюрприз. Дети находят сундучок, в нем конфеты и звездочки из блестящей бумаги – поощрение за правильное выполнение задания, активное участие в игре  (получают все дети)

Психолог - Итак, занятие наше подошло к концу, понравилось оно вам? Что понравилось больше всего? Что меньше всего? В какие игры вы хотели бы сыграть еще раз? Чему вы научились на занятии? Ну а теперь, давайте скажем друг другу «спасибо», и до свидания, до следующего занятия!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Данная статья позволяет понять важность развития у детей дошкольного возраста как произвольные психические процессы так и связную речь...

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"

Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

laquo; Развитие логического мышленияу детей старшего дошкольного возрастачерез использованиядидактических игр и упражнений»...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

Доклад на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»...