Консультация для воспитателей доу « Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование современных технологий»
консультация

Рейнвальд Наталья Валерьевна

консультациия для воспитателей доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou_dlya_attestatsii.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей доу « Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование современных технологий»

    С каждым годом растет число детей с тяжелыми  нарушениями речи (ТНР), и это вызывает беспокойство всех специалистов. Дети с  ТНР (ОНР) имеют ряд особенностей – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

       С психологической точки зрения дети с ТНР – это дети нуждающиеся в постоянном психолого – педагогическом сопровождении. У большинства детей нарушена память,  внимание, фонематический слух. Они не правильно понимают обращенную к ним речь, поэтому страдает весь  процесс обучения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, детки отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,  сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с ТНР (ОНР) оказывает влияние на формирование личности ребенка и всех психических процессов.

    Для успешного развития детей с ТНР( ОНР) особое внимание следует уделить развитию познавательной сферы.

   В  работе по развитию познавательной сферы детей  старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) целесообразно использовать современные методики: кинезиологию,  применение ментальных карт и эйдетику. На каждой методике остановимся поподробнее.

  Кинезиолоия – это наука о развитии головного мозга через движение.

В данный блок включаются игры и упражнения, в процессе которых действия выполняются обеими руками одновременно. К таким играм можно отнести зеркальное рисование: детям предлагается начать рисовать на белом листе бумаги сразу двумя руками одновременно зеркально - симметричные рисунки.

    Также используется пособие  « Прозрачный мольберт». Он представляет собой небьющееся прозрачное стекло в раме, которое можно поставить на стол. Ребенок с помощью красок и кисточек рисует одновременно двумя руками, только не на листе, а на стеклянном мольберте. Начинаем рисовать с самых простых узоров, постепенно переходя к более сложным. Главное условие -  рисование обеими руками одновременно! При выполнении этого задания происходит расслабление глаз и рук. Когда  деятельность обоих полушарий головного мозга синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

   Очень эффективным является применение в работе следующих дидактических пособий.

  Межполушарные доски представляют  собой различные лабиринты в зеркальном отражении. Дошкольникам предлагается пройти лабиринты, синхронно работая двумя руками. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, создаются новые нейронные связи, активируются ранее не активные участки головного мозга. Головной мозг начинает задействовать большее количество своих ресурсов и своего потенциала.

Нейростимуляторы «Балансиры-лабиринты». Цель данного пособия – развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса, что так же влияет на развитие обоих полушарий мозга, способствуя развитию познавательных процессов.

   Межполушарные дорожки представляют собой зеркально выполненные из различных подручных материалов ( пуговицы, колечки, трубочки )  дорожки для пальчиков, которые ребенок должен « пройти» двумя руками одновременно. 

     Межполушарные планшеты. Создание узоров при помощи цветных резиночек , составление узоров из камешков. Дети с интересом выполняют эти задания. Условие прежнее: работа двумя руками одновременно.

Используются так же межполушарные прописи и нейроходилки для отработки ритма и переключаемости внимания.                                                                               Во время выполнения таких упражнений активизируется деятельность головного мозга в целом, то есть в работу включается правое и  левое полушарие, происходит тренировка периферического поля зрения, расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения.

   Очень эффективным является использование кинезиологической гимнастики.

         Пальчиковые кинезиологические упражнения. Одно из них « Кулак – ребро – ладонь». Показать ребенку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Задача ребенка: повторить двумя руками одновременно.                                                                                                  

         Дыхательные упражнения , например, упражнение « Свеча»: ребенку предлагается сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть воображаемую свечу.

      Телесные упражнения . При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы.

         Упражнения для координации работы глаз и рук помогают не только улучшить интеграцию глаз и рук, но и  оказывать значительное влияние на развитие познавательных процессов, сформировать визуальное и пространственное восприятие. Используем такие упражнения, как «Восьмерки», « Крылья», « Рисующий слон» и пр.

       Упражнения для интеграции визуальной и аудиальной модальности помогают формировать зрительное  и слуховое восприятие, зрительную и слуховую память, интеграцию визуальной и аудиальной модальности. Так, ребенку предлагается « нарисовать» в воздухе одновременно двумя руками в зеркальном отражении фигуру, которую необходимо запомнить. Одновременно с промахиванием необходимо проговорить эту же информацию.

Сначала детям трудно выполнять эти упражнения, но через некоторое время происходит согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически.

            Применение в работе ментальных карт ( интеллект- карт)- это уникальный и  простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется мышление. Отличительным свойством этой методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга.

Так, от картинки с изображением овощей мы проводим линии, и дети нарисовали овощи, которые знают. От каждого овоща провели еще линии и указали, что из этого овоща можно приготовить. Таким образом, получилась большая разветвленная схема – ментальная карта.

       Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Данная методика способствует улучшению всех видов памяти, развитию мышления, дает возможность надолго запомнить информацию. Игра « Снеговик». Ребенку предложено рассмотреть изображение снеговика. Затем изображение закрывается, а ребенку задаются наводящие вопросы (Есть ли у снеговика варежки?  Какого цвета варежки? тд.).   Ребенок, при помощи наводящих вопросов, вспоминает, что изображено на картинке в детальных подробностях.

     Таким образом,  использование современных технологий показало свою эффективность в коррекционной работе по развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Данная статья позволяет понять важность развития у детей дошкольного возраста как произвольные психические процессы так и связную речь...

Сюжетно-ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"

программа  развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Консультация для родителей "Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста"...