Главные вкладки

    Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
    консультация

    Вотинцева Людмила Иосифовна

    В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образовательной деятельности при использовании  инновационных технологий с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием специально организованной предметно-развивающей среды  позволило  систематически и целенаправленно развивать познавательные  способности  каждого ребенка, что способствовало успешной подготовке детей к школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

     с использованием инновационных технологий,

    как средство успешной социализации детей в школе

    (обобщение опыта)

    В чём мы видим  актуальность развития познавательной активности детей дошкольного возраста, как средство успешного формирования предпосылок к учебной деятельности. Во - первых,  мы в настоящее время живём в эпоху перемен. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Дошкольное образование в рамках внедрения ФГОС ДО направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, через реализацию по 5 областям: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    В стандарте одним из важнейших принципов дошкольного образования указано формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Определены задачи познавательного развития:

    — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    — формирование познавательных действий, становление сознания;

    — развитие воображения и творческой активности;

    — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

    — формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Во-вторых, известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

    На первом этапе своей работы по развитию познавательной активности детей и формированию мотивации к учебной деятельности мы сформировали портрет выпускника, как целевой ориентир педагогической деятельности.

     


    Портрет познавательно развитого ребёнка

    на этапе завершения дошкольного образования

    Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.

    Интересуется собой (кто я, сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.

    Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.

    Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.

    Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.                                      Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.               Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) .

    Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

    Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

    В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

    Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

    Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

    Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.

    Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

    Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

    В своей работе с детьми логопедических подготовительных к школе групп мы использовали те инновационные педагогические технологии, методы и формы, которые позволяли нам отойти от школьно-урочной модели обучения детей, дать толчок к развитию познавательной активности детей.

    Мы широко использовали игровые технологии. Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, старались учесть главное условие: детям должно быть интересно. Игровые ситуации дети воспринимали более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогали детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса. Основное усилие было направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Дети, научились с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы при переходе из детского сада в школу.

    Чаще всего на занятиях предлагались детям игры-путешествия, занятия по мотивам сказок, в виде математической игры «Лесной переполох» и «Математического КВНа». Постоянными «участниками» этих занятий были Незнайка, Буратино, доктор Айболит, кот Леопольд, лесные жители.

    В процессе формирования математического и конструктивного мышления строили обучение по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

    В своей практике довольно часто использовали интегрированные занятия. На таких занятиях детям предоставлялась возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Интегрированные занятия помогали найти применение полученных ранее умений на практике.

    Используемая нами в практике технология проблемного обучения являлась  необходимым условием развития познавательных интересов детей.

    При проблемном обучении деятельность воспитателя изменялась коренным образом: он не преподносил детям знания и истины в готовом виде, а учил их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность детей приобретала поисково-исследовательский характер, предполагала сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

    В нашей  педагогической практике при организации образовательного процесса необходимым условием проблемного обучения дошкольников являлось создание проблемно-поисковой ситуации. Именно такие ситуации составляли необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

    В процессе решения проблемной ситуации помогали  детям использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требовалось открытие нового способа; в этом случае ребёнок мог идти путём опытных проб. Оценивали как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

    Особое внимание уделяли неправильным ответам. Анализируя их вместе с детьми, помогали понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряли познавательную активность детей, поддерживала их эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяло детям  правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создавала ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания. Изучение нового в процессе обучения осуществлялось,  как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

     Исследовательские методы обучения, как средства развития познавательной активности,были очень эффективны при ознакомлении детей с окружающим миром и миром природы.

    Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Его применяли ежедневно в повседневной жизни.

    Для развития наблюдательности и внимания проводили следующие упражнения: «Волшебный мешочек»,«Найди отличия»,«Найди пары,«Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.Организовывали наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); труд людей разных профессий (экскурсии).

    Эксперимент проводили в практической деятельности с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учили самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

      •        Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.

    •        Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.

    •        Свойства песка и глины.

    •        Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.

    •        Свойства бумаги, её виды.

    •        Что нужно растению для жизни.

    •        Наблюдение за этапами развития растения.

    •        Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.

    •        Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)

    •        Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).

    Исследовательская деятельность осуществляла непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяли познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

     В ходе опытной деятельности дети  учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

    Развитие творческого мышления дошкольников.(ТРИЗ)

    В детстве творческий процесс в большей степени выражается в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей или стремление к сочинительству – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это способствовало развитию воображения и являлось первым шагом в формировании творческих способностей человека.

    Использовали следующие виды творческих заданий:

     "Совместный рисунок", "Придумай сказку", "Придумай название», "Ласковые шаги"  «Волшебный стул» «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» «Жизнь вещей» «Сочиняем небылицы» , «Самый страшный страх» и мн.др.

    При проведении игр обязательно использовала  положительную оценку, что способствовало формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

    Для системности и планомерности педагогического процесса с детьми разработана система образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с применением технологии проектной деятельности.

    Тематика и содержание проектов для детей были  разнообразны: игровые, творческие, познавательные. Были разработаны и реализованы в педагогической практике следующие проекты:

    - творческие: «Капустница» (тема «Осень в гости к нам пришла»);

    - игровые: «Поле чудес» (темы «Дикие животные», «Времена года», «Предметы вокруг нас» , «Лиственные и хвойные деревья»);

    - познавательные: «Волшебный пластилин», «Волшебная кисть»,

    -конкурс «Лучший экскурсовод по Качканару» (тема «Достопримечательности города Качканара»).

    В работе с детьми использовали нетрадиционные формы проведения презентаций детских проектов: выступление детей с проектами на муниципальном уровне на научно-практической конференции « Ступенька в будущее»(2015-2017г.г.), представление на педагогическом совете детского сада (2014 г.,2015г.), представление результатов в Публикациях в сети интернет ( проект «Волшебная кисть» , 2014г.,сертификат).

    Дети и родители  активные участники  в реализации  долгосрочных  проектов: «Мы живём в России» (2014г.),  «Учимся, играя! »(2016г.) Свой опыт по внедрению  проектной деятельности в условиях детского сада  презентовали на муниципальном семинаре   «Преемственность детского сада и школы в рамках внедрения ФГОС» (2015 г.). Дети участники Всероссийского познавательного  конкурса «Мудрый совёнок» (благодарственное письмо 2012-2013 г.г.)

    Использование интерактивной доски.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Это один из эффективных способов передачи знаний. Он развивает интерес к обучению, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. ФГОС в дошкольном учреждении предусматривает создание интерактивной среды. Одним из средств является интерактивная доска. С появлением такой доски в группе, у нас появилась возможность применить ее в практической деятельности.

    Наличие интерактивной доски позволяет нам:

    - показать информацию на экране в игровой форме;

    - в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;

    - привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

    - способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

    С помощью интерактивной доски  демонстрировали слайд-шоу и познавательные презентации. По сравнению с традиционными формами обучения  это позволило расширить возможность педагога  подготовится к деятельности интересней. Она обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала. Слайд-шоу идеально использовать в коррекционно-развивающей работе, выполняя задания по рекомендации учителя-логопеда. Видео- и аудиофрагменты позволяли показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывали затруднения: рост растений, вращение планет вокруг солнца, движение волн, извержение вулкана и др. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать или увидеть в повседневной жизни: воспроизведение звуков природы (пение птиц, журчание ручья, шум водопада), или работу транспорта и др. Путем несложных действий в специальной компьютерной программе, создавали организационные видеофрагменты. В свободной деятельности использовали для показа обучающие видеоуроки по изучению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, ОБЖ. В работе с родителями также предлагали видеоматериалы на жизненно-важные темы. Либо для просмотра различных мастер-классов. В результате  дети овладели навыками пользования интерактивной доской, как средство  для выполнения и творческих заданий.

    Таким образом, все выше перечисленные технологии и методы и формы работы  мы применяем  интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей в различных моментах образовательного процесса: в рамках непосредственно образовательной деятельности, в свободной, совместной, самостоятельной, индивидуальной деятельности, в коррекционно-развивающей работе. А также во взаимодействии с родителями.

     Вывод: Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образовательной деятельности при использовании  инновационных технологий с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием специально организованной предметно-развивающей среды  позволило  систематически и целенаправленно развивать познавательные  способности  каждого ребенка. Наши выпускники  способны  решать интеллектуальные задачи; проявляют  готовность и стремление к энергичному освоению знаниями; умственная деятельность детей направлена на достижение определенного познавательного результата; активно проявляют интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях их жизни. Владеют навыками  организации детей на совместную деятельность,  могут вести деловой диалог, свободно вступают в общение с разными людьми: легко знакомятся, имеют друзей.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

    Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

    Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

    В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...

    Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"

    Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...

    Из опыта работы "Интерактивные игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую мину...

    План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

    Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...