Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Встатье раскрывается опыт работы по развитию познавательной активности в экологическом воспитании средствами моделирования, включающий в себя обследование детей, этапность работы и результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nadezhkinoy_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Надежкиной Е.В. – воспитатель МАДОУ «Детский сад № 229 «Дельфин»

  Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования».

      На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.

      Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.

Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которую необходимо усвоить.

 Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.

 В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.

        Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали моделирование, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Моделирование как деятельность и действия с моделями в психическом отношении развивает ребенка, формирует у него познавательное отношение к окружающему.

      В процессе использования моделирования происходит развитие следующих психических феноменов:

  1. Происходит переход от наглядно – образного мышления к схематическому мышлению  (Н.Н. Подъяков, Л.А. Венгер)
  2. Развивается знаково-символическая опосредованная психическая сфера (А.В.Запорожец и ученики).
  3. Развиваются мыслительные процессы. (Н.Н.Подъяков, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Кондратьева, Николаева, Л.С.Выготский и др.)
  4. Развивается внутренний план самоконтроля, благодаря наличию в начале наглядно представленных опор для контроля своей деятельности. (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.)

   Таким образом, складывается новый уровень психической сферы, характерной для младшего школьника. Именно данные процессы согласно исследованиям Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, А.Л.Венгера и др. являются необходимым условием развития познавательной активности.

 В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили. Проводили обследование по методике Н.Н. Кондратьевой, результаты которого вы видите на экране.

     Проведенные нами наблюдения сформированности  представлений о животном мире  показали некоторую озабоченность: Были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных и растений в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к животным и растениям.

 Параллельно проводилось обследование познавательного развития детей педагогом – психологом. Использовались методики «Назови слова», «представления об окружающем мире», «Лабиринт», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Что лишнее», «Раздели на группы».

              Вывод: Были выявлены существенные проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдается наличие у детей неправильного отношения к животным: потребительское, агрессивное, безразличное. Поэтому мы пришли к выводу, что моделирование поможет сгруппировать, выделить особенности животного мира, развить познавательные навыки у детей.

   На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель:  Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования.

Задачи:

  • - Способствовать активному включению ребенка в деятельность по экологическому воспитанию.
  • Побуждать детей принимать от взрослого, а затем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,  осознанного стремления  к самостоятельному решению проблемной ситуации.
  • Воспитывать интерес к экологическому воспитанию  и культуру общения.
  • Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах экологического воспитания.
  • Формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных  и растений на примере представителей родного края.
  • Развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира.
  • Развить практические умения и навыки по уходу за растениями уголка природы, в зависимости от их потребностей.
  • Развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования.
  • Формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем), развитие природоохранной деятельности.

     Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с этапами введения моделей.

  1. Знакомство детей с объектами природы и животного мира, выделение особенностей
  2. Составление моделей и работа с ними: (перевод характерных особенностей объектов и явлений на знаково-символический язык)
  3. Введение моделей и знаков в повседневную жизнь и другие виды деятельности: (игра, развитие речи и т.д.)

   Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды. 

При её создании мы опирались:

  • на особенности развития детей 7-ого года жизни;
  • ООП и ФГОС ДО;
  • принципы создания предметно-развивающей среды.

  Развивающая Предметно пространственная  образовательная  среда в подготовительной группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных и растениях. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огород   

        Материалы и оборудование уголка природы в группе, условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование.  Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.

   В содержание всех занятий мы по природному миру постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.

      Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор), где дети знакомились с многообразием животных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.

       На занятиях дети работают с демонстрационным материалом, раздаточным материалом, выделяя конкретные признаки животных, в процессе работы детям задавались вопросы причинно – следственного характера: (Зачем? Почему? Что было бы ,если… и др.). Так же на занятиях мы использовали дидактические игры: «Третий лишний», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Угадай какой наш дом», «Докажи, что это животное», «Чем похожи, в чем отличие», «Лабиринт» и т.д. Данная работа позволяет познакомить детей с животными, их местом обитания, питания, способом передвижения, приспособления к среде.

     На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.

     В нашей работе были использованы следующие модели животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных и растений, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных и растения.

   Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.

         При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.  

   Проводимые занятия формируют у детей представления о животном мире, гуманное отношение к животным, желание научиться чему – либо и быть полезным. Также формируются предпосылки учебной деятельности, выделенные Элькониным Д.Б.

       На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей.

     В повседневной жизни мы также используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.

   Совместно с детьми изготовили альбом, где ребята рассказывали от лица какого – либо животного о своих проблемах. Также в содержании занятий вводились такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…», которые помогают развить творчество, мышление, выказывать свое отношение к животным с разных точек зрения. Дети спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Эти игры учат детей лучше понимать животных и природу, в общем, приучают к тому, что мы все несем ответственность за все живое, и в наших силах сохранить все то, что нас окружает.  В конце занятия мы проводили итог деятельности групп и отдельных детей, привлекая детей к взаимооценке и самооценке. (Как ты думаешь? Что тебе больше понравилось? Какие трудности тебе встретились?).

     На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.

   Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изо деятельность, конструирование. Дети изготавливали модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.

  В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.

     Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.

    В экологическом развитии также формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным  методом с нашей точки зрения развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности:  составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности животных. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе.

      Родители являются участниками в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому очень важно установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями мы выбрали такие формы работы: Консультации, беседы, анкетирование, рекомендации. После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных.

    Вносились рекомендации для родителей, чтобы они в процессе бесед и игр закрепляли знания, полученные на занятиях. Проводились консультации  по вопросам, которые интересовали родителей. В основном как использовать метод моделирования в ознакомлении с природным миром.

     На родительском собрании мы провели консультации – семинары по обучению методам и приемам ознакомления детей с животным миром и использованием моделей.

    Были внесены модели животных Нижегородской области. Рассказали, что модели используются при описании не только животных, но и других объектов природного мира.

 Интерес родителей к процессу экологического воспитания детей значительно увеличился.

    Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей:

-повышение интереса детей

-развитие познавательной  активности,

-развитие творческих и познавательных способностей

-воспитание навыков сотрудничества

- возросла возможность детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,

- сформированы системные знания о животных и растениях области.

-У детей сформировались представления о роли животных и растений в мире природы.

- Повысились практические навыки по уходу за животными.

Перспективы работы следующие

  • Продолжать работу по развитию экологического сознания детей.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по экологическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...

Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"

Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.

      Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных пси...