Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.
статья по развитию речи (старшая группа)

Одинцова Нина Алексеевна

        Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.

Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад.  Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций.  В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odintsovoy_.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.

       На современном этапе развития общества, согласно ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.

        Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.

Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад.  Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций.  В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности.

       Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали загадки, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Разгадывание и придумывание загадок в психическом отношении развивают мышление ребенка и познавательную активность, формирует у него познавательное отношение к окружающем

Актуальность темы подтверждается следующими факторами:

        Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством развития познавательной активности.

      Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

        Развитие познавательной активности средствами загадки относиться к областям «Познавательное развитие», а также «Речевое развитие».

       Проведенные нами наблюдения проанализирован уровень выраженности познавательной активности воспитанников по методике  Е.И. Щербаковой.

    Были выявлены проблемы в вопросах детей, умение  их делать до конца, самим самостоятельно подбирать средства.

    Поэтому мы пришли к выводу, что загадка поможет сгруппировать, выделить особенности окружающего мира, развить познавательные навыки и познавательную активность у детей.

На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы. 

Цель работы: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.

Задачи представлены на экране:

  1. Способствовать активному включению ребенка в деятельность по созданию загадок.
  2. Побуждать детей принимать от взрослого, а затем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.
  3. Способствовать формированию познавательной активности дошкольников средствами загадок
  4. Развивать умение детей описывать объекты природы и окружающего мира, упражнять в самостоятельном составлении загадок.
  5. Воспитывать культуру общения.
  6. Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах развития познавательной активности.

Этапы работы

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей,  организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана использования загадки и системы занятий по развитию речи детей средствами загадки). (август - сентябрь)

2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями ) (октябрь - апрель)

3.Итоговый (повторное обследование особенностей развития речи детей, диапазон личного вклада, распространение опыта). (май)

       Также было проведено анкетирование родителей.

Также на подготовительном этапе составлен перспективный план по развитию познавательной активности средствами загадки и так же классификация загадок  в соответствии с комплексно тематическим планом МБДОУ. (ссылки)

        Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной активности играет построение среды.

       Материалы и игры по развитию детей находятся в пространстве группы. Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть  «Что у тебя, что у меня», «Отгадай, что задумали», «Путешествие в страну загадок». Большой интерес вызывают игры, в которых ответы на загадки дети выбирают из картинок. Наблюдения за деятельностью детей показали, что познавательная деятельность интересует их. Они  задают вопросы и получают на них ответы.

     Мы определили следующие этапы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки:  

  1. Наблюдение за окружающим миром и природой. Знакомство со структурой загадки, составление схемы загадывания загадки.
  2. Совместная игра воспитателя с детьми, с подгруппой детей со схемой загадывания загадки.
  3. Создание воспитателем проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком совместной деятельности.
  4. Объединение в совместной игре детей, взаимное обучение   одних детей другими.

  На первом этапе  мы знакомили детей с окружающим миром и природой и знакомство со структурой загадки составляли модель составления загадки. Цель его: Накопление представлений об окружающем предметном и природном мире.

   В целях ознакомления детей с окружающим миром проводили целевые прогулки по улицам района, в наше время, он лайн экскурсии в музеи, в парк и др. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, фильмов), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

    На первых занятиях мы читаем специальные дидактические тексты загадок с выделенной структурой загадки. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели загадки, придуманной с детьми.

Мы читали загадки, выделяя совместно с детьми структуру загадки и отмечая части,  которые позволили быстрее достичь результата. На данном этапе работы формируются первоначальные элементарные представления о структуре загадке на основе действий моделирования. Модель становится ориентировочной основой действий для детей в определении структурных компонентов загадки.  

   Когда дети накопили представления об окружающем мире, составили и закрепили  схему загадывания загадки, мы перешли ко второму этапу. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей со схемой загадывания загадки.

Фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятия по разнообразным областям, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание и составление загадки.

С помощью данной схемы, дети учились: - правильно называть  особенности загадываемого предмета и составлять загадку. На данном этапе дети также упражняются в программировании высказывания загадок во внешнеречевой форме с опорой на модель.  В группе используем следующие игры и упражнения: «Отгадай-ка», «Командный бой» (кто больше загадает загадок) они основаны на использовании модели загадок.

         При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах.

       Потом перешли к 3 этапу - Создание воспитателем проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком совместной деятельности. На данном этапы в организованной и совместной деятельности мы отгадываем разнообразные загадки и составляем их по модели. Например  «Угадай по описанию», «Игра невпопад», «Ключевое слово»

     В ходе  игры или занятия  мы старались  привлечь ребенка к оценке своих действий, просили  его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. В данном случае ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков. Использовали  игры: «Четвертый лишний», «Командный бой». Решили  проблемные ситуации в задании  с  загадками, решение проблему Дельфин – животное или рыба, Кит - животное или рыба, летучая мышь – животное или птица. Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию познавательной активности,  развитию их любознательности, пытливости

       Когда дети достаточно усвоили правила той или иной игры мы старались объединить  в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими и перещли к четвертому этапу. Мы использовали  разнообразные формы организации деятельности в уголке: конкурсов на лучшую загадку, пройди лабиринт, раздели на группы, организация вечеров досуга,  развлечений.

   Также развитие познавательной активности осуществлялось через сюжетно-дидактические игры, такие как «Магазин», где купить можно, загадав загадку о овощи или фрукте, через использование разнообразного игрового материала (муляжей и карточек, изображающего продукты, предметы, модели). Дети познавали  закономерности, особенности купли-продажи, стоимости товара. Включение в игру взрослого как равноправного партнера способствовало созданию условий для развития навыков общения детей друг с другом. В игре «Магазин игрушек» давали детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи  через загадывание загадок.

       Дети используют в повседневной жизни загадки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием не речевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. В апреле 2022  года мы  провели викторину «Путешествие по загадкам», где дети отгадывали и придумывали загадки. Дети стали активными. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и т.д. Ребята с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения. К концу года была составлена самодельная книга тематических загадок, головоломок ребусов.

       Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами МБДОУ: музыкальным руководителем, педагогом- психологом, инструктором по физ.культуре. Совместно со специалистами  проводилось наблюдение за детьми, педагоги помогали в организации диагностического этапа, оформления стендовой информации для родителей в рубриках «Это интересно»,   «Обсудите  с детьми» и т.п

 Таким образом, совместная работа педагогов МБДОУ способствует более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию познавательной активности детей.

    В результате проделанной нами работы была проведена повторная диагностика познавательной активности по методике Е.И. Щербаковой.

       Результаты проведенных исследований показали положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольников, инициативности в использовании загадки в самостоятельной деятельности. Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к загадкам и загадыванию их. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают проблемные ситуации, Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.

       Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

  • повышение интереса детей
  • развитие познавательной  активности,
  • дети лучше стали понимать и принимать устные задачи.
  • сформировано умение детей описывать объекты природы и окружающего мира,
  • Дети самостоятельно составляют  загадки
  • повышение культуры общения.

      Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию познавательной активности средствами загадок обогащает познавательную активность детей, способствует развитию не только познавательной активности, но и общения, и любознательности.

   Перспективы работы следующие:

  1. Продолжать работу по развитию познавательной активности и интереса.
  2. Продолжать работу по взаимодействию с родителями по данному вопросу
  3. Оформить с детьми книгу придуманных загадок, книгу загадок о сказках и героях сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования

Встатье раскрывается опыт работы по развитию познавательной активности в экологическом воспитании средствами моделирования, включающий в себя обследование детей, этапность работы и результаты....

Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"

Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...