Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"
материал на тему

 

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc40.71 КБ

Предварительный просмотр:

                МАДОУ «ЦРР – д/с № 68»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 68»

Родительское собрание

 «Развитие познавательной активности

 детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

старший воспитатель

 Рудакова Ирина Сергеевна

                                                                                                       

                     

                                                                                                                                                                                                                                       

г. Ставрополь

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.

Ход родительского собрания

На экране красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в музыкальный зал.

Вводная часть.

«Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности
в период дошкольного развития ребёнка»

Н.Н. Подьяков, 1995г.

Собрание мы начнем с вопроса: Кто может сказать какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?  (ответы родителей).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.


После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность,
деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

  • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
  • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
  • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
  • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
  • Средства: язык, речь, поисковые действия
  • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
  • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
  • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  •  Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.
  • Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.

 

Видеофильм «Уголок экспериментальной деятельности».

Воспитатель предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с участием их детей. Интересные рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их внимание.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)

выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового");

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Старший дошкольный возраст

 

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;
- коллекции

- мини-музей (тематика различна), например
"Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина";

- природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Экспериментирование с детьми по теме "Воздух".

Воспитатель предлагает родителям посмотреть на экспериментальную деятельность детей.

Программное содержание: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Материалы и оборудование: сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.

  1. Ход экспериментирования

Воспитатель в одежде магистра, на груди бейджик: магистр естественных наук. Приглашает детей в зал и загадывает загадку:

"Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, но всеже

 Без него мы жить не можем". (Воздух).

Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались. 

- Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох... и затем выдох. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
    - Можем ли мы его увидеть?

- Нет, он невидим.

- Можем ли мы его почувствовать? Возьмем веер или салфетку и помашем возле лица.

- А чем воздух пахнет?

Если дети затрудняются, детям предлагают закрыть глаза и отгадать запах (апельсина, духов, чеснока, лекарства или ванилина). Что вы почувствовали?

Воспитатель: вы почувствовали запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать? Если в помещении ели апельсин, пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет иметь запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух? (нет).

- Посмотрите, сегодня у нас в зале много воздушных шариков. Как вы думаете, что   внутри этих шаров? (воздух).

- А в не надутых шарах есть воздух?

-  Какой шар тяжелее - надутый или не надутый? Как проверить? (можно взвесить).

-  Чем будем взвешивать? (чашечными весами).

Дети берут шары, укладывают их на весы.

-  Какой шарик тяжелее?

(надутый)                                                                                             
   - Почему? (воздух имеет вес).

Воспитатель: Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?

Дети приставляют ко рту шарики.

Воспитатель: А хотите, я покажу вам, как можно по-другому надувать шары?

Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластиковую бутылку, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит в миску с горячей водой.

- Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется).
- Как можно теперь сдуть шарик? (дети отвечают: снять с бутылки).

Воспитатель:

- Попробуем поставить его снова в  холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, я хочу рассказать вам, кто первым изобрел воздушный шар.

- Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался всего 8 минут. После стали летать и люди – первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты сейчас стали популярными, экстремальным видом спорта.

Воспитатель:

- Ой, нам пора посмотреть, что же стало с нашим шариком? Шарик сдулся. Почему? При охлаждении воздух сжимается, как ещё можно надувать шары?                    

- Насосом (отвечают дети)

Детям предоставляется возможность надувать шары насосом.

- А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

  1. Воздух невидим.
  2.  Воздух имеет вес.
  3. При нагревании воздух расширяется.
  4. При охлаждении воздух сжимается.
  5. Воздухом дышат люди и животные.

В конце эксперимента педагог предлагает  детям подарить шарики гостям.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Приложение №1

В  помощь родителю:

ПАМЯТКА


Примерная структура экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  • Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

  •  Уточнение плана исследования.

  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

 

Приложение №2

В помощь родителю:

ПАМЯТКА


"Работа с детьми по экспериментированию"

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми родителем в процессе экспериментирования, являются:

1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности;

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых ребенком, предполагает формирование у него следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
        В процессе экспериментирования обогащается словарь ребенка за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того ребенок знакомится с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

Приложение №3

Анкета для родителей.

 Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).

4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?

5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?

Приложение №4

С целью привлечения родителей к исследовательской деятельности нами разработана информативно-тестовая анкета для родителей по теме:           «Детское экспериментирование»

I. Информативная часть

                         «Экспериментатор принуждает природу разоблачаться»

К. Бернар

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира.

Структура проведения игры-экспериментирования:

- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);                   - выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;                                                                                                                         - проверка гипотез;                                                                                                    - подведение итогов, вывод.

Цель детского экспериментирования: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

II. Тестовая часть.

Опрошено анонимно 20 родителей девочек Д и 20 родителей мальчиков М

30% Д и 20% М назвали тему успешного опыта проведенного в семье.

Среди них:

Д: - смешивание красок                М: - конструирование                                                                                                 - кулинария                                             - опыты с линзой                                           - опыты с водой                                               - пазлы

● Из перечисленных  материалов, используемых при опытах, наиболее популярны:

- природные материалы: Д = 65%, М= 75%;                                                          - бумага: Д = 75%, М = 55%;                                                                                    - красители: Д = 50%, М = 40%.

● В силу объективности коллективного воспитания различия между Д и М несущественно тем не менее необходимо отметить рассогласования:

Девочки

Мальчики

Чаще задают вопросы типа: почему?     95 %

Чаще задают вопросы типа: почему?             88 %

Чаще проводят дома опыты – эксперименты                                 30%

Чаще проводят дома опыты – эксперименты                                 20%

Чаще используется бумага            75%

Чаще используется бумага           55%

Чаще используются прочие материалы (зеркала и т.д.)          35%                                                                                          

Чаще используются прочие материалы (зеркала и т.д.)             30%                            

Чаще используются технические материалы                                         0%

Чаще используются технические материалы                                       45%

Чаще используется бросовый материал (проволока)                    25%                            

Чаще используется бросовый материал (проволока)                    45%                                    

Т.о. различия между Д и М закономерны, отражают их интересы.

Вывод:

- Экспресс – опрос определил уровень участия родителей в развитии исследовательских устремлений своих детей.

- Анкета представила родителям алгоритм проведения опытов-экспериментов, являясь методической подсказкой.

- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования) на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

- В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы.

- Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Рабочая программа Кружка "Любознайка", по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"...

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....