«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Руденко Валерия Константиновна

Рабочая программа Кружка "Любознайка", по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей
"СКАЗКА" №126

Рабочая программа

Кружка «Любознайка»

«Развитие познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста

через экспериментальную деятельность»

2014/2015 учебный год

Воспитатель:

Руденко Валерия Константиновна

г. Комсомольск – на – Амуре

2014 г.

Пояснительная записка

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

         Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме:

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

        Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм,  звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);       
  1. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  2. Развитие у детей познавательных способностей:

- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- способов познания путем сенсорного анализа.

  1. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
  • развитие коммуникативности;
  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  1. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Свою работу по развитию  познавательной активности детей через

экспериментальную деятельность  я строила исходя из следующих

принципов:

1.        Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

2.        Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту     формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

  - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3.        Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных    повторений.

4.        Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

 - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

  1. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

 - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная экспериментальная деятельность проводится  один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной – по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с  детьми во второй половине дня, которые  проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

Проведенный анализ основной образовательной программы «Детство». Под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов.  Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

В целях систематизации развивающей  работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми  и  по развитию познавательной активности через экспериментальную   деятельность для старшей и подготовительной группы.

План разработан на основе следующих программ:

  • "Экспериментальная  деятельность детей  старшего дошкольного возраста» Г.П Тугушева., Чистякова А.Е;
  • «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О.В. Дыбина; Из чего сделаны предметы (Игры – занятия для дошкольников) О.В. Дыбина;
  •  «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией  Прохоровой;

Перспективный план работы по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Неделя,

Поисково-познавательная тема

Название эксперимента

Задачи

Сентябрь. Тема месяца «Воздух».

1-я неделя: «Упругость воздуха».

«Вертушка»

Выявить, что воздух обладает упругостью. Дать детям понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

2-я неделя: «Изменение состава воздуха».

«Свеча в банке»

Показать детям изменение состава воздуха (кислорода становится меньше). Через опыт дети узнают, что для горения нужен кислород, выявят различные способы тушения пожара.

3-я неделя: «Изменение объёма воздуха при охлаждении и нагревании».

«Большие – маленькие»

Дети узнают, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.

4-я неделя: «Атмосферное давление».

«Сухим из воды»

Дети узнают о существовании атмосферного давления.

Октябрь. Тема месяца «Теплота».

1-я неделя: «Нормы поведения с огнём».

«Горячо, холодно»

Через опыт дети выяснят зависимость температуры огня от его близости, о свойствах огня, правилах поведения с огнём.

2-я неделя: « Изменение веществ под воздействием температуры».

«Волшебные превращения»

Дети выявят зависимость состояния веществ от изменения температуры.

3-я неделя: «Теплопроводность материалов».

«Не обожгись!»

Дети установят, что предметы, сделанные из разных материалов, нагреваются по-разному

4-я неделя: «Теплопроводность материалов»

«Как не обжечься»

В ходе опыта выявить материалы, которые нагреваются быстрее.

Ноябрь. Тема месяца «Звук».

1-я неделя: «Распространение звука».

«Как быстрее»

В ходе опыта дети выявят, как передаётся звук на расстоянии, распространение звука

через жидкие и твёрдые вещества.

2-я неделя: «Распространение звука через воду и воздух».

«Звуки в воде»

Дети узнают об особенностях передачи звука через твёрдые и жидкие тела.

3-неделя: «Низкие и высокие звуки».

«Поющая струна»

В ходе опыта дети узнают, что такое частота звука, выявят причину происхождения низких и высоких звуков.

4-я неделя: «Восприятие звука человеком и животными».

«Почему глупый мышонок не услышал щуку»

Дети узнают о строении слухового аппарата человека, об отличиях в восприятии звуков человеком и животными.

Декабрь. Тема месяца «Вода».

1-я неделя: «Как зависит замерзание жидкости от её плотности».

«Замерзание жидкостей»

В ходе опыта дети выявят различия в процессе замерзания различных жидкостей.

2-я неделя: «Объём жидкостей».

«Что изменилось?

Дети познакомятся с понятием «объём», выяснят причины изменении объёма жидкости при замерзании.

3-неделя: «Замерзание воды на разной глубине».

«Защитные свойства снега»

В ходе опыта дети выявят свойства снега, льда.

4-я неделя: «Фильтрование воды».

«Как очистить воду»

В ходе опыта дети познакомятся с различными способами очистки воды.

Январь. Тема месяца «Свет, цвет».

1-я неделя: «Передача цвета».

«Разведчики»

В ходе опыта выявить представление о том, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

2-я неделя: «Цвета солнечного луча».

«Разноцветные огоньки»

В ходе опыта дети выявят представление о солнечном луче, его цветовом составе.

3-я неделя: «Влияние цвета на количество излучения».

«Излучение»

В ходе опыта выявить понятие «излучение света», установить, как цвет влияет на количество излучения, поглощаемого предметами.

4-я неделя: «Восприятие цвета человеком».

«Волшебный круг»

В ходе опыта дети выявят, что человеку для восприятия цветов требуются различные отрезки времени.

Февраль. Тема месяца «Магниты».

1-я неделя: «Действие магнитных сил».

«Волшебные магниты»

Дети в ходе опыта продолжат знакомиться со свойствами магнита, выявят действие магнитных сил.

2-я неделя: «Проявление магнитных сил».

«Полярное сияние»

В ходе опыта дети выявят, что такое «Полярное сияние», как влияют магнитные силы земли на полярное сияние.

3-неделя: «Проявление магнитных сил».

«Магнетизм в нашей жизни»

В ходе опыта выявить значение магнитных сил в жизни человека

4-я неделя: «Земля-магнит».

«земля-магнит»

Установить в ходе опытов, что наша Земля-это магнит, выявить действие магнитных сил.

Март. Тема недели «Электричество».

1-я неделя:

«Почему светит лампочка?

В ходе опыта выявить, что такое электричество, принцип работы электроприборов.

2-я неделя: «Электричество и электрический ток».

«В мире электричества»

В ходе опыта выяснить, что такое электрический ток, формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

3-неделя: «Электричество в природе».

«Как увидеть молнию»

Выявить. Что молния это проявление электричества в природе.

4-я неделя: «Взаимодействие наэлектризованных предметов».

«Волшебные шары»

Выявить взаимодействие наэлектризованных предметов.

Апрель. Тема месяца «Земля, космос».

1-я неделя: «Солнце и температура воздуха».

«Далеко – близко»

В ходе опыта выявить представление о Солнечной системе, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

2-я неделя: «Спутник на орбите».

«На орбите»

В ходе опыта дети узнают о притяжение земли, значении движения планет и спутников, строение Солнечной системы. Что удерживает спутники на орбите.

3-неделя: «Космос».

«Тёмный космос»

В ходе опытов установить, что представляет космос, космическое пространство, почему в космосе темно.

4-неделя: «Солнце и время».

Чем ближе, тем быстрее»

В ходе опыта выявить представления о земной орбите, как влияет расстояние до Солнца на время обращения Земли вокруг него.

Май. Тема месяца «Вес».

1-я неделя:  «Притяжение Земли».

«Как увидеть притяжение?»

В ходе опыта дети познакомятся с понятиями «притяжение», «вес», установят взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

2- неделя: «Что такое невесомость?».

«Что легче?»

В ходе опыта дети познакомятся с понятием «невесомость», выявят случаи невесомости  на Земле.

3-неделя: «Вода в условиях невесомости».

«Дождинки»

В ходе опыта выявить, как вода выглядит в условиях невесомости.

4-неделя: «Сила притяжения».

«Волшебные пробки»

В ходе опыта дети установят, как действует сила притяжения.

Методическое обеспечение

Методические пособия

Методическое обеспечение

  1. Тугушева Г. П.,  Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей 5-7 лет. СПб. «Детство-пресс» 2007г.;
  2. Марудова Е. В. «Экспериментирование» СПб. «Детство-пресс» 2010г.;
  3. Нищеева Н.В. «Организация  опытно-экспериментальной работы в ДОУ» СПб. « Детство-пресс» 2013г.;
  4. Одинцова Л.И. «Экспериментальная деятельность в ДОУ» М. «Сфера»2012 г.

  1. Картотека опытов с различными материалами;
  2. Картотека схем опытов;
  3. Комплект безопасных световых фильтров для изучения цветов спектра;
  4. Оборудование для экспериментов:
  • Набор мерных стаканчиков;
  • Набор мерных пробирок;
  • Набор пробирок большого размера;
  • Комплект пробирок;
  • Пробирки для экспериментирования;
  • Лабораторные контейнеры с крышкой;
  • Комплект воронок;
  • Увеличительные стёкла;
  • Микроскоп;
  • Пластмассовые цветовые фильтры.

Работа с родителями

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо  Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей.

По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была  оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала

раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

        Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

        В результате проведенной работы родители:

-  научились организовывать элементарные эксперименты;

- повысили уровень педагогических знаний.

Развивающая среда

        Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования.

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.);

2. Мерные ложки;

3. Сита и воронки разного материала, объема;

4. Резиновые груши разного объёма;

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от      наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц;

6. Резиновые или пластиковые перчатки;

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.;

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.;

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.;

          12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки;

13. Контейнеры с песком и водой;

14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;

15. Часы песочные;

16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры;

17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки. 

Мониторинг

В начале проведения опыта работы мною  были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду.

Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический    материал к условиям  нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

Обучение детей рассчитано на два года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Свою работу  я начала с мониторинга:  с целью изучения условий развития познавательной активности детей  через экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Провела диагностику.

По результатам  диагностики  22% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

  • Познавательный интерес неустойчивый;
  • Не всегда дети видят проблему;
  • Малоактивны в выдвижении идей;
  • Стремление к самостоятельности не выражено;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность...