«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Гареева Ирина Минхатовна

Выступление на городском методическом объединении учителей-дефектологов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Министерство Образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение «Отдел образования

 Администрации городского округа город Стерлитамак»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

Тема 

«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»

                    Выступление на ГМО

                          Учителей-дефектологов

                                            Подготовила учитель-дефектолог

     Гареева И.М.

Основные задачи обучения неречевым средствам общения детей в условиях специального дошкольного учреждения:

- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляемого мимические, жестовые и пантомимические движения;

- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

- обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» - в микропространстве и макропространстве;

- обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов, интонации;

- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз, жестов, интонации;

- обучение адекватному восприятию выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;

- формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

- формирование интереса к общению;

- формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции.

Первый год обучения

На первом году обучения основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения.

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон  лица и обучение элементам мимических движений:

  1. развитие зоны бровей: обучение опускать и поднимать брови, сдвигать их.
  2. развитие мышц губ: обучение выпячивать губы вперед, делать улыбу, показывать передние зубки;
  3. развитие мышц щек: обучение надувать и втягивать щеки;
  4. развитие мышц языка: обучение умению уложить широкий языки узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу, уложить язык на нижнюю губу, покачать язык из стороны в сторону «маятником», поиграть в «болтушку».

Развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях:

  1. развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, наклоны головы к правому – левому плечу, к груди, вперед, и назад;
  2. развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их одновременно и попеременно;
  3. развитие мелкой моторики: использование комплексов пальчиковой гимнастики для обучения конкретным навыкам (застегивание застежек, шнуровок).

Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, на другом человеке, на живом объекте, на рисунке.

Обучение восприятию и правильному восприятию мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на живом объекте:

  1. мимика: улыбка, плач
  2. жесты: да, нет, нельзя, здравствуйте, спасибо.
  3. интонация: в соответствии с мимикой и жестами.

Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке:

  1. эмоция: радость, горе, спокойное состояние
  2. поза: мама качает ребенка, подметаю пол, поза идущего человека.

Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима)

  1. что я делаю: чищу зубы, мою лицо, ем суп.
  2. что я чувствую: светит солнышко, болит живот, ем конфету.
  3. различные походки: спешащего человека, старого человека.

Формирование умения управлять своими эмоциями:

  1. расслабление отдельных групп мышц
  2. развитие внимания

Второй год обучения

На втором году обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные в первый год обучения. Постепенно усложняется дидактический материал

Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на себе и другом человеке:  

  1. мимика:

- закрепление предыдущего материала;

- обучение: гнев, страх

  1. жесты:

- закрепление материала первого года обучения;

- обучение жестам: стой, иди, бранить кого-то, стучать в дверь.

  1. интонация: в соответствии с мимикой и жестами.

Обучение умению определять эмоциональные состояния у героев сюжетных изображений. Закрепление умения воспринимать и воспроизводить эмоциональные состояния (сформированные на первом году обучения) персонажей сюжетных изображений.

Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима).

  1. что я делаю: развешиваю белье, чищу зубы, мою посуду, вытираю пыль.
  2. что я чувствую: очень холодно, получил подарок.
  3. различные походки: спортсмена, копуши, когда не хочу идти к врачу, а мама говорит надо.

Уровень умений и навыков после второго года обучения:

- уметь самостоятельно ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела человека и животного;

- уметь самостоятельно определять настроение музыкального произведения, либо пейзажной картины (слабовидящие дети).

- уметь самостоятельно использовать в жизненных ситуациях пантомимические навыки, полученные не первом году обучения

- уметь с небольшой помощью педагога пользоваться навыками неречевого общения.

- уметь самостоятельно познакомиться с другим ребенком.

- уметь самостоятельно «оречевлять» свои движения и действия в пределах сформированных навыков.

Уровень умений и навыков после второго года обучения:

- уметь самостоятельно ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела человека и животного;

- уметь самостоятельно воспроизводить и воспринимать эмоции в соответствии с программой первого и второго года обучения;

- уметь самостоятельно воспроизводить и воспринимать жестовые движения в соответствии с программой первого и второго года обучения;

- уметь самостоятельно выполнять позу и узнавать

 в позе совершаемое действие в соответствии с программой первого года обучения, второго года обучения с помощью педагога;

- уметь самостоятельно определять характер музыкального произведения, либо пейзажной картины;

- уметь с небольшой помощью педагога пользоваться навыками неречевого общения, сформированными на втором году обучения;

- уметь самостоятельно познакомиться с другим ребенком, попросить помощи у товарища или игрушку, неречевые способы общения;

- использовать эти же навыки в жизненных ситуациях с помощью педагога;

- уметь самостоятельно «оречевлять» свои движения и действия в пределах сформированных навыков.

Третий год обучения

На третьем году обучения в качестве основных ставятся задачи: закрепить навыки правильного восприятия и воспроизведения основных мимических и жестовых движений и научить умению пользоваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным неречевым проявлениям определять настроение собеседника копировать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой. Моделирование ситуации усложняется за счет увеличения количества действующих лиц до трех участников.

Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жест и позы по картине:

Эмоции:

- закрепление предыдущего материала на уровне самостоятельного пользования навыком;

- новый материал: удивление, вина, обида;

Жесты:

- закрепление предыдущего материала;

- новый материал: садовника. Поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; человека, подметающего пол.

Формирование умения пользоваться не практике (точно воспринимать и правильно воспроизводить) следующими способами общения:

Новые навыки в пантомиме:

- что я делаю: играю с котенком, что-то попало на зуб, гуляю с собакой, собираю грибы, листаю книгу с картинками.

- что я чувствую: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, увидел радугу.

- чью работу я делаю: садовника, водителя.

- различные походки: усталого человека, когда жмут ботинки

Формирование умений управлять своими эмоциями: расслабляться и напрягаться произвольно, продолжать формировать умение преодолевать двигательный автоматизм, застенчивость и робость.

Формирование навыка культурного общения

- обучать ситуациям: как вести себя в магазине, как разговаривать по телефону; как войти, если опоздал.

Уровень умений и навыков после второго года обучения:

-Иметь сформированную мышечную систему, способную в полном объеме осуществлять мимические, жестовые и пантомимические движения;

- уметь координировать мимические и жестовые движения с небольшой помощью педагога;

- уметь самостоятельно воспринимать и правильно воспроизводить схему лица и тела человека и животного в усложненных условиях восприятия (барельеф, рельеф, схема-символ лица и тела);

- уметь пользоваться навыками жестовых и мимических движений, сформированным в предыдущие годы обучения:

В сюжетно- ролевой игре;

В театрализованной деятельности;

В жизненных ситуациях.

- уметь произвольно изобразить и правильно воспринять эмоции удивления, вины, обиды в жизненных ситуациях, в адаптированных сюжетных изображениях;

- уметь правильно вести себя в сюжетно- ролевой игре и в жизненных ситуациях.

Четвертый год обучения

Основной задачей четвертого года обучения является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практической деятельности и формирование умения контролировать свои эмоции.

Закрепление материала предыдущих лет обучения.

Новый материал:

Мимика:

- обучение: грусть, отвращение, заинтересованность, гордость;

Жесты:

- обучение жестам: отдай, не покажу, прислушивания, толстый, тонкий.

Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жесты, позы на картинке:

Новый материал:

- эмоции: печаль, огорчение, превосходство, недовольство, скука, нетерпение.

- жесты: ласка, жалость, прислушивание, игра в мяч и т.д.

Формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить в практических ситуациях следующие средства общения (пантомима).

Новые навыки:

- что я делаю: примерка новой шапки, пользование пылесосом, причесывание, мытье посуды.

- чью работу я делаю; воспитатель, строитель;

- раз личные походки: походка гордого собой человека, когда попал в ботинок камушек, не хочется идти в садик.

Культура общения:

- формировать умение вести себя в театре, в транспорте.

- формировать навык поведения в трудных конфликтных ситуациях и т.д.

Уровень умений и навыков после четвертого года обучения

- уметь самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;

- уметь пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животного в свободной деятельности;

- уметь произвольно изображать и правильно воспринимать основные эмоции в самостоятельной практической деятельности;

- уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной пракутическ5ой деятельности, используя неречевые средства общения;

- уметь творчески использовать сформированные навыки неречевых средств   в жизненных ситуациях, «оречевление» их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

Статья на тему «Формирование коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»

Аннотация: в статье идёт речь о компенсаторных способах общения лиц с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов....

«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»

Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...