«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»
методическая разработка

Tatyana Smokotina

Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на сетчатой оболочке глаза.

Радужная оболочка – это цветная часть глаза. Она расположена за роговицей, перед хрусталиком.

Радужная оболочка разделяет переднюю и заднюю камеру глаза. Она помогает управлять количеством света, проникающим в глаз.

Роговая оболочка глаза – это его прозрачное окно. Роговица составляет 1/6 наружного слоя глаза. Основная функция роговицы состоит в фокусировании света и его передачи на сетчатую оболочку глаза. 

Сетчатая оболочка глаза состоит из нервов, постилающих заднюю поверхность глаза. Сетчатка воспринимает свет и создает импульсы, которые через зрительный нерв отсылаются в мозг.

Рассмотрим основные виды нарушения зрения.

При дальнозоркости глазное яблоко вытянуто в вертикальной плоскости и луч света фокусируется за сетчаткой глаза. Поэтому мы видим вдали резко.

При близорукости глазное яблоко вытянуто в горизонтальной плоскости и луч света фокусируется перед сетчаткой. Поэтому мы видим вблизи резко.

При астигматизме глазное яблоко имеет неправильную форму. В результате чего возникают 2 или 3 фокуса изображения. Поэтому не вблизи, не в дали мы не можем видеть четко.

Глаукома – это повышение внутриглазного давления. В передней камере глаза есть особые железы, выделяющие водянистую влагу, которая через особый канал в передней камере оттекает оттуда. Если проводимость этого канала снижается возникает повышение внутриглазного давления и давление начинает сдавливать сосуды и капилляры глаза, при этом может страдать и зрительный нерв.

Рассмотрим особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, с нарушениями зрения.

Воспитатель группы для детей с нарушением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:

· создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

· осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;

· повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (строгое ограничение зрительной нагрузки во время занятий и т. д.).

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача – офтальмолога и тифлопедагога.

Одним из основных коррекционных направлений в работе группы является развитие способов зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача – офтальмолога.

В зависимости от возраста ребенка на фронтальных занятиях решаются разные коррекционные задачи.

Сенсорное и физическое воспитание – является также важной частью коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду.

Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где воспитатель должен проводить дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работы в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.

Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть).

На занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания.

Правила посадки детей с нарушением зрения

Детей с амблиопией и косоглазием рекомендуется рассаживать относительно месторасположения воспитателя по следующему принципу:

1 ряд – дети с очень низкой остротой зрения (- 0,4);

2 ряд – дети с остротой зрения от – 0,4 до – 0,6;

3 ряд и далее – дети с хорошей остротой зрения (- 0,6 – 1).

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то – слева от воспитателя; дети с расходящимся косоглазием размещаются по центру во 2-3 ряд, а парезами глазных мышц – по центру в зависимости от остроты зрения.

· при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия:

· при сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;

· при расхождении косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.  Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску.

· при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске);

· детям с диагнозом астигматизм – показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения.

При рассматривании объекта картины детей рекомендуется рассаживать таким образом:

· в 2-3 ряда, соблюдая право – левостороннюю окклюзию глаз;

· не широким полукругом;

· “параллельно” – справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.

Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия.

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее одного метра от глаз.

Необходимо постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий (через 15-20 минут игры с наклоном головы следует предложить ребенку подвижные игры с подъемом головы).

А теперь хочу предложить вам рассадить котов, относительно их зрительного диагноза.

Занятия для детей с нарушением зрения проводятся по традиционному варианту: вводная часть, основная, заключительная, но помимо этого вводятся зрительные гимнастики и физминутки, так как дети быстро утомляются на занятиях. Об этом нам подробно расскажет Галина Михайловна.

Особенности проведения фронтальных занятий с детьми с нарушением зрения:

· на одном занятии используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, используется также индивидуальная наглядность для детей с низкой остротой зрения;

· детям разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия.

· На фронтальных и подгрупповых занятиях необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывая рекомендации тифлопедагога, уровень развития и возможностей детей, уровень владения ребенком приемами зрительного восприятия, этап лечения, на котором находится ребенок. Дифференцированный подход к детям осуществляется через определение степени самостоятельности ребенка при выполнении задания; через подбор индивидуальных пособий, соответствующих зрительным возможностям детей; через упрощенный или усложненный вариант задания; через дифференцированную оценку результата работы детей.

При работе с подгруппой детей педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить детей с ответом, необходимо дать им 1-2 минуты на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Следует большое внимание обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводки и т. д. Руки двигаются медленно, каждое движение сопровождается словом, показом. Обязательно индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, необходимо подчеркивать положительные стороны его деятельности, самостоятельность.

В индивидуальной работе с детьми необходимо учитывать остроту зрения и возможности ребенка в зависимости от этого; быстрое или медленное вхождение ребенка в контакт со взрослым в процессе обучения; темп выполнения заданий; реакцию ребенка на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость); устойчивость внимания во время работы. В индивидуальной работе необходимо соблюдать последовательность, чтобы сформировать систему знаний у ребенка; следует постепенно отрабатывать каждый прием, но без повторения одного и того же задания на одном занятии, один и тот же прием должен отрабатываться на разном содержании.

Очень важно учить ребенка видеть свое рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Смокотина Татьяна Евгеньевна Семинар-практикум Тема: «Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»

Слайд 2

создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения; осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения; повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима Специальные задачи, решаемые воспитателями д/с:

Слайд 3

Младшая группа : Накопление знаний и формирование четких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположение ). Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной отнесенности слова. В зависимости от возраста ребенка на фронтальных занятиях решаются разные коррекционные задачи

Слайд 4

Средняя группа : Формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану – схеме ). Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение: по существенным признакам, на основе овладения приема сравнения Научить приемам группировки по подражанию. Учить переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, самостоятельную практическую деятельность.

Слайд 5

Старшая и подготовительная группы: Формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (старшая группа), владение планом (подготовительная группа). Научить детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предмет среди других, определять его свойство и назначение на основе овладения приемом сравнения. Научить приемам группировки (старшая группа), классификации (подготовительная группа). Учить обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.

Слайд 6

Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где воспитатель должен проводить дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве. Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работы в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях. При работе с детьми следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть ). Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, с нарушениями зрения.

Слайд 7

На занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, с нарушениями зрения.

Слайд 8

1 ряд – дети с очень низкой остротой зрения (- 0,4); 2 ряд – дети с остротой зрения от – 0,4 до – 0,6; 3 ряд и далее – дети с хорошей остротой зрения (- 0,6 – 1 ). Е сли у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя. Е сли у ребенка окклюзия правого глаза, то – слева от воспитателя . Д ети с расходящимся косоглазием размещаются по центру во 2-3 ряд. С парезами глазных мышц – по центру в зависимости от остроты зрения. Правила посадки детей

Слайд 9

Правила посадки детей при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия: при сходящемся –сидеть далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии – сидеть как можно ближе к доске и по центру. Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску. при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске );

Слайд 10

в 2-3 ряда, соблюдая право – левостороннюю окклюзию глаз; не широким полукругом ; «параллельно» – справа и слева от воспитателя по одному ряду детей . При рассматривании объекта картины детей рекомендуется рассаживать таким образом: Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия

Слайд 11

на одном занятии используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, используется также индивидуальная наглядность для детей с низкой остротой зрения; детям разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия . осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывая рекомендации тифлопедагога, уровень развития и возможностей детей, уровень владения ребенком приемами зрительного восприятия, этап лечения, на котором находится ребенок. Особенности проведения фронтальных занятий с детьми с нарушением зрения:

Слайд 12

Особенности работы с подгруппой детей: Педагог должен говорить более медленно. С тавить вопросы четко, кратко, конкретно. Не следует торопить детей с ответом, необходимо дать им 1-2 минуты на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Следует большое внимание обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводки и т. д. Руки двигаются медленно, каждое движение сопровождается словом, показом.

Слайд 13

В индивидуальной работе с детьми необходимо учитывать: остроту зрения и возможности ребенка в зависимости от этого; быстрое или медленное вхождение ребенка в контакт со взрослым в процессе обучения; темп выполнения заданий; реакцию ребенка на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость); устойчивость внимания во время работы. В индивидуальной работе необходимо: соблюдать последовательность, чтобы сформировать систему знаний у ребенка; следует постепенно отрабатывать каждый прием, но без повторения одного и того же задания на одном занятии, один и тот же прием должен отрабатываться на разном содержании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

Взаимосвязь педагогической коррекции и лечебно- восстановительной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.

Рассмотрены параллели проводимого аппаратного лечения и педагогической работы с детьми...

Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения

При организации коррекционно- педагогической работы с дошколь­никами, имеющими такие зрительные заболевания как косоглазие и амблиопия, необходимо обеспечить ее непрерывность и взаимосвязь с лечеб...

Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.

Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данн...

Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах....