Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.
статья по коррекционной педагогике

Семьянских Мария Юрьевна

Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данной категории. Приводит пимеры своего взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе

специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи.

Семьянских Мария Юрьевна

учитель-логопед

Государственного бюджетного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №2494 ЮВАО г.Москвы,

 

Сафронова Елена Николаевна

учитель-дефектолог, тифлопедагог

Государственного бюджетного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №2494 ЮВАО г.Москвы,

Татаринова Екатерина Геннадьевна

инструктор по физической культуре

Государственного бюджетного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №2494 ЮВАО г.Москвы.

                                                                 Финогенова Оксана Александровна

                          воспитатель

Государственного бюджетного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №2494 ЮВАО г.Москвы.

                                                               Тимоненкова Наталья Владимировна

                      воспитатель

Государственного бюджетного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №2494 ЮВАО г.Москвы.

Аннотация статьи: Статья посвящена вопросам коррекционно–развивающей работы с дошкольниками с нарушением зрения и речи. Педагогический коллектив ГБОУ № 2494 г.Москвы рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данной категории. Приводит примеры своего взаимодействия в работе с детьми со сложной структурой дефекта. В статье указывается на  необходимость в четко спланированной, взаимосвязанной, всесторонней коррекционно–развивающей работе с такими детьми. Педагоги делятся своим опытом, который позволил добиться хороших результатов при подготовке детей к поступлению в школу.

Ключевые слова: Ребенок с нарушением зрения и речи, сложная структура дефекта, развитие, коррекция, дошкольное воспитание и обучение, социализация, адаптация,  взаимодействие, комплексный подход, тифлопедагог, логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, эффективность.

В нашем детском саду функционируют общеобразовательные группы и специализированные группы для детей с нарушениями зрения. Работает группа, которую  посещают тотально слепые и слабовидящие дети. Основной контингент специализированных групп для детей с нарушениями зрения составляют дети с амблиопией и косоглазием. В некоторые группы интегрированы дети с ограниченными возможностями здоровья, их уровень психофизического развития позволяет находиться и заниматься в группе с детьми с более простыми нарушениями зрения, однако такие дети требуют индивидуальной помощи при определенных видах заданий, на занятиях.

Для правильной организации коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями зрения необходимо правильно оценивать состояние здоровья и знать особенности психофизического развития этих детей.

У детей с нарушением зрения довольно часто наблюдаются болезни опорно-двигательного аппарата. На фоне нарушения осанки у детей наблюдается диспластика движений, нарушение координации, аритмичность двигательных актов. Это отягощается трудностями зрительно пространственной ориентировки, так как монокулярный характер зрения не позволяет выделить такие важные признаки пространства, как глубина, удаленность, протяженность, объемность. Это предопределяет малую двигательную активность, быструю утомляемость, общую атонию. При снижении активности ребенка с нарушением зрения затрудняется общение.

У детей с нарушением зрения из-за снижения координирующей, корригирующей движение функции зрения начинает отставать в развитии координация рук, что ведет к задержке развития мелких движений пальцев. Следствием становится затруднение в овладении предметными действиями, ручными умениями, навыками самообслуживания, адаптацией к окружающей действительности. Что связано с недостаточным зрительным контролем, основанным на процессе фиксации, локализации, прослеживании конкретных действий, выделении таких их сторон, как сопряженное действие двух рук, руки и глаза, орудия труда и действия рук. Затруднения возникают там, где необходимо бинокулярное зрение, которое нарушено при амблиопии и косоглазии.

Из-за сокращения зрительных ощущений, восприятия у детей уменьшается количество представлений, которые ограничивают возможности формирования образов окружающей действительности. Таким образом,

  • нарушение зрения тормозит развитие двигательных навыков, у детей невысокая моторная активность, оптико-пространственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость.
  • сужены информативные связи. Это приводит к тому, что ребенок не может нормально общаться.
  • у детей с нарушением зрения отмечается ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов.
  • нарушение зрения отражается на взаимодействии необходимых для правильного развития речи анализаторных систем: слуховой, двигательной, тактильной. Отмечается замедленный темп речевого развития.

По статистике 80% детей с нарушениями зрения имеют нарушения речи.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора, формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением, зрительный дефект становится первичным и влияет на развитие речевых и неречевых функций. Это проявляется в своеобразии речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка.

Зрительно-сенсорная недостаточность характерная для детей, посещающих дошкольные учреждения данного вида, приводит к бедности чувственной стороны речи, что отражается на развитии речевой системы в целом. Запаздывает формирование словаря, пассивный и активный словарь ограничены. Не сформирована предметная соотнесенность слова, его функциональное назначение (номинативная функция), не формируются обобщающие понятия, нарушается понимание смысловой стороны речи. Возникают трудности в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи. В  речи детей встречается большое количество аграмматизмов. У детей не развиты  фонематический анализ и синтез.

При обучении грамоте дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова.

При зрительной работе быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Нарушения речи у  детей с нарушениями зрения имеют различную форму и степень тяжести (см. схема 1).

Схема 1.

Логопедическая работа по преодолению недостатков речи у таких  детей предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимание, восприятие, память, мышление), но и требует развития различных параметров зрительных функций. Коррекционную направленность логопедических занятий с детьми с нарушением зрения определяют:

  1. Использование специальной наглядности.

(Определенный размер - для фронтальной работы 15-20 см, для индивидуальной 1- 5см; фоны; подставки)

  1. Выбор методов и приемов работы с детьми с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, развития зрительного восприятия. (учет быстрой утомляемости, физкультминутки)
  2. Индивидуальный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, возможностей детей, уровня их развития. (острота зрения, темп выполнения заданий, устойчивость внимания)
  3. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении подгрупповых занятий с детьми. (близкая посадка детей, индивидуальная наглядность, подставки, предметы на доске 10-15см. не более 8-10 шт. одновременно; предметы 20-25см. от 3-5шт. одновременно.)
  4. Создание условий для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта. (фон, цвет, указка, контур, непрерывная зрительная нагрузка не более 10 мин.)

Основная задача специального образования и воспитания детей с патологией зрения – социальная адаптация в обществе.

Из вышесказанного очевидно, что необходим комплексный подход к коррекции отклонений развития детей с нарушениями зрения, их сложного дефекта, силами всех специалистов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения: логопеда, тифлопедагога, педагога-психолога, врача окулиста, сестры ортоптистки, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре (см. схема 2).

Схема 2.


Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Вся коррекционно - развивающая работа строится с учетом:

  • первичных и вторичных дефектов;
  • опоры на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы;
  • формирования всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности;
  • необходимости логопедизации коррекционно – воспитательного процесса, оречевлении всей информации получаемой ребенком об окружающем мире.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения сформулировали общие принципы совместной коррекционно-образовательной работы:

  1. Определение общих формируемых компетенций. Совместное планирование.

Развитие зрительного восприятия. Познание. Коммуникация. Социально - бытовая ориентировка. Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи. Развитие зрительно-двигательной ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики. Развитие координации движений. Повышение двигательной  активности.

  1. Единая тематическая организация речевого и познавательного материала. Это способствует всестороннему изучению материала, получению более прочных знаний, позволяет избежать переутомления у детей.
  2. Логопедизация коррекционно – воспитательного процесса, оречевление получаемого детьми опыта. Вся информация, получаемая ребенком с нарушениями зрения в процессе всестороннего воздействия специалистов и педагогов должна быть закреплена словом. Таким образом, мы формируем номинативную функцию слова, его смысловую сторону.
  3. Использование продуктов детской деятельности, полученных на занятиях тифлопедагога и воспитателя в логопедической работе и работе инструктора по физической культуре. Опора на чувственный опыт ребенка, повышение мотивации к занятиям.
  4. Использование единых, интересных, новых пособий в работе с детьми, что делает их полифункциональными.

Мы хотим представить наш опыт работы, в котором реализованы общие принципы на практике:

1. Примеры недельного планирования отдельных видов коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями зрения. Общая лексическая тема: «Цветы на лугу» (см. Таблица 1).

Таблица 1

Тифлопедагог

Логопед

Воспитатели

Инструктор по

физической культуре

Подгрупповые занятия

Подгрупповые занятия

Непосредственная образовательная деятельность

Занятия

Развитие социально – бытового ориентирования.

(занятие на улице)

Тема: «А у нас на лугу…»

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с луговыми цветами.

- Уточнить строение цветка (корень, стебель, листья, цветок, лепестки).

- Развивать скорость и полноту зрительного обследования.

Развитие зрительного восприятия.

Тема: «Разноцветный луг».      

Цель: Формирование системы эталонов цвета.

Задачи:

-Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, светлоту;

-Учить узнавать и называть цвет реальных предметов;

-Развивать зрительно-двигательную координацию;

(   На занятие дети тонировали бумагу от темного к светлому, затем, используя внутреннюю обводку по специальным трафаретам были сделаны контурные заготовки луговых цветов).

Развитие ориентировки в пространстве.

Тема: «Путешествие по лугу».

Задачи:

- Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющимся ориентирами, определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

- Развивать умение получать, анализировать информацию, полученную с помощью всех анализаторов.

- Развивать активное использование детьми пространственных терминов (направо, вверх, в центре)

- Развивать логическое мышление, зрительную память.

Формирование лексико – грамматических средств языка.

(подгрупповое занятие)

Тема: «Цветы на лугу».

Задачи:

- Активизировать, обогащать словарь по теме.

- Закреплять в речи названия оттенков.

- Учить согласованию существительного с прилагательным и числительным в роде и числе.

- Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

- Учить микроориентировке на поверхности фланелеграфа.

-Учить использовать пространственную терминологию при обозначении расположения предметов.

-Закреплять умение правильно употреблять предлоги.

-Закреплять умение составлять предложения по демонстрируемому действию.

(На занятии использовались продукты детской деятельности

- бумажные цветы, которые были изготовлены на занятиях у тифлопедагога и воспитателя. Во второй части занятия дети украшали «коврик-лужок» цветами.)

Развитие связной речи

(подгрупповое занятие).

Тема: Составление рассказов – описаний луговых цветов.

Задачи:

- Активизировать, обогащать словарь по теме.

- Учить составлять описательные рассказы о цветах.

- Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

- Учить использовать в речи сложносочиненные предложения и сравнительные обороты с союзом «как».

- Развивать внимание, наблюдательность, память, мелкую моторику.

Познание. Формирование целостной картины мира.

Программное содержание:

- Познакомить детей с понятием «полевые цветы»: где растут, видовое разнообразие, зачем и кому нужны.

- Познакомить с цветами медоносами.

- Воспитывать бережное отношение к полевым цветам.

- Обогащать словарь по теме.

 Художественное творчество (аппликация).

Программное содержание:

- Продолжать учить

детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе.

- Совершенствовать навыки вырезывания;

- Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.

- Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, творчество по средствам музыкальных произведений.

- Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве.

( Дети вырезали цветы, которые были заготовлены на занятии тифлопедагога и делали из них аппликацию.)

Художественное творчество. Рисование.        

Тема:«Волшебные цветы»           (нетрадиционное рисование)                  Программное содержание:                 -  Развивать художественно-творческие способности.                   - Закрепить знания детей о нетрадиционных художественно-графических техниках рисования, показать их выразительные возможности.                                      - Побуждать детей передавать особенности  цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета.                                                                        - Совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную координацию.                  - Продолжать работу по обогащению словаря, учить подбирать признаки к предметам.

Коммуникация. 

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок О. Капустиной «Необыкновенное поле». 

Программное содержание:

Учить:

- устанавливать причинно – следственные связи;

- формировать целостное впечатление об изображённом на серии картинок;

- самостоятельно составлять повествовательный рассказ;

- использовать в рассказе образную речь;

- закреплять навык правильного построения предложений.

Ознакомление с художественной литературой.

Тема: Заучивание стихотворения

Задачи:

- Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение.

- Чувствовать напевность языка.

- Развивать образную речь.

- Учить самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы.

Комплекс утренней гимнастики, рекомендованный воспитателям:

-Ходьба двумя колоннами в разных направлениях с высоким подниманием бедра («Колокольчики»)

-С поочередным движением рук вверх-вниз («Одуванчик»)

-На носках, руки вверх, ладонь к ладони («Полевая гвоздика»)

-Ползание на четвереньках («Вьюнок»).

Занятие по физической культуре.

Задачи:

-Упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель, развивать глазомер;

-Повторить упражнения в ползании и лазании, развивать координацию движений;

-Повторить упражнения на сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре.

- В подвижной игре «Колокольчики и лютики»:

* закреплять умение различать цветы по характерным признакам;

* развивать ориентировку в пространстве;

 *формировать умение соблюдать правила игры;

 *формировать коммуникативные навыки и творческую активность.

Занятие по  физической культуре.

Задачи:

-Повторить ходьбу в разных направлениях с выполнением заданий, развивать ориентировку в пространстве.

-Повторить игровые упражнения с прыжками и мячом, развивать ритмичность, координацию, согласованность движений.

- В подвижной игре «Собери букет»:

*закреплять знания о цветах и месте их произрастания;

*упражнять в дифференциации садовых и луговых цветов;

* развивать быстроту, внимание и сообразительность.

В подвижных играх использовались бумажные цветы, которые были изготовлены на занятиях у тифлопедагога и воспитателя.

  1.  Взаимодействие тифлопедагога и логопеда на индивидуальных занятиях.

Ярким примером может служить работа с прищепками, как полифункциональным пособием, которое используется в работе другими педагогами.

На индивидуальных занятиях тифлопедагога по развитию мелкой моторики ставились следующие задачи:

  • Развивать моторику пальцев и кистей рук;
  • Обучать приемам выполнения предметно-практических действий (работа с прищепками);
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Закреплять понятия: «длинный – короткий», «далеко – близко»; «большой – маленький»,
  • Закреплять основные цвета.
  • Упражнять глазомер.

Дидактическое упражнение « Вырасти цветок ».

Из лотка с прищепками разного размера и цвета дети выбирали и прикрепляли «лепестки», соответствующие цвету и величине серединки цветка.

Дидактическое упражнение «Украсим шаль».

Дети «украшали» шаль кистями в соответствии с величиной и цветом предмета.

Дидактическое упражнение «Проложи дорожку для гнома».

Прикрепляя прищепки друг к другу, дети прокладывали дорожки разной длины к домикам гнома. Длина дорожки зависела от удаленности домика от точки отсчета - гнома.

На индивидуально-подгрупповых занятиях у логопеда было продолжено использование прищепок, как полифункционального пособия. Они использовались для развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, решения логопедических задач, разнообразили речевые упражнения практической деятельностью. Приводим некоторые виды логопедической работы, в которых они были использованы.

Логопедическая игра «Вороны».

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Автоматизировать звук «р» в слогах разных типов.

Прищепки – это вороны. Вороны растаскивали фантики и конфетки и «каркали». Действуя с прищепками, дети произносили слоги со звуком «р» прямые, обратные, со стечением.

Игра - драматизация «Кисонька – мурысонька».

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Дифференцировать и правильно произносить звуки «р» - «л» в связной речи;
  • Развивать диалогическую речь;  
  • Развивать интонационную выразительность речи.

Дети рассказывали по ролям народную потешку «Кисонька-мурысонька», диалог персонажи передавали с помощью «говорящих прищепок».

Логопедическое упражнение «Построй дорожку».

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Придумывать слова на заданный звук;
  • Дифференцировать и правильно произносить звуки «р» - «рь» в словах.

Двое детей строили из прищепок «дорожки», кто быстрее. Прикрепляя прищепку,  ребенок  называл слово со звуком «р», а другой - со звуком «рь». Затем детям менялись задачи.

Логопедическое упражнение « Ромашка».

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Дифференцировать и правильно произносить звуки «р» - «л» в словах;
  • Определять место звука в слове.

Дети по очереди отрывают лепестки у своих ромашек и называют слова. Один ребенок  называет слова со звуком «л», другой – со звуком «р». Затем дети  определяют место звука в своем слове. В первом варианте игры дети называют слова с опорой на предметные картинки, во втором – придумывают их.

  1. Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя.  

Воспитатели нашей группы продолжили работу с прищепками, начатую на занятиях тифлопедагога и логопеда.

На занятии по конструированию, которое проходило на неделе с общей лексической темой «Домашние животные», дети выполняли коллективную работу, строили ферму. В работе детей использовался бросовый материал (коробочки из картона, катушки, трубочки для сока) и прищепки. За столом для конструирования дети собирали элементы фермы (конюшню, коровник и т.д.), расстанавливали их, огораживали забором из прищепок.

При выполнении данной работы, ставились следующие задачи:

  • Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельности.
  • Учить конструировать по замыслу.
  • Развивать творчество, фантазию.
  • Учить работать сообща.
  • Развивать мелкую моторику, совершенствовать навык работы с прищепками.
  • Развивать глазомер.
  • Активизировать, расширять словарь по теме « Домашние животные».

Для инсценировки украинской сказки «Колосок» воспитатели вместе с детьми вырезали из бумаги её персонажей: мышат Крутя и Вертя, петушка Голосистое горлышко. Были использованы декорации: дом, деревенский двор, пшеничный колосок. Для более выразительной передачи диалогов на головы животных были прикреплены прищепки. Диалоги исполняли дети.

Задачи:

  • Формировать у детей умение внимательно слушать.
  • Учить осмыслять события сказки.
  • Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
  • Формировать понятия «хорошо», «плохо».
  • Развивать диалогическую речь, ее выразительность.
  • Учить придумывать новые  эпизоды сказки.
  • Развивать внимание и память.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

4. Использование прищепок в работе инструктора по физической культуре.

Инструктор по физической культуре включал в свои занятия разнообразные коррекционно–развивающие упражнения, в которых совершались действия с предметами, прищепками.

Игра: «Найди семью».

Задание: прикрепить к сетке  прищепками на разной высоте предметные картинки, классифицируя их: овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Дети брали картинки из общего ограниченного сектора и передвигались к сетке различными способами: шли на носках, на коленях, «гусиным шагом», «в развалочку».

Задачи:

  • Совершенствовать умения передвигаться различными способами.
  • Тренировать вестибулярный аппарат.
  • Развивать ориентировку в микро и макропространстве.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать мышление.

Игра – эстафета: «Мамины помощники».

Дети делились на две команды, учитывая их зрительный диагноз. Задание: взять со скамейки платочки и прищепки одного цвета, добежать до сетки и прикрепить их. Дети со сходящимся косоглазием прикрепляли платочки вверх, дети с расходящимся косоглазием прикрепляли платочки вниз или прямо.

Задачи:

  • Развивать скоростные качества.
  • Активизировать зрение.
  • Развивать мелкую моторику.

5. Взаимодействие тифлопедагога и логопеда на занятиях в сенсорной комнате.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. В работе с детьми с нарушениями зрения тифлопедагогами нашего дошкольного учреждения активно используется сенсорная комната, а для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее продуктивно используется «темная комната». Особенностями данной работы являются «волшебные» и «сказочные» эффекты объемных предметов.

Тифлопедагоги нашего дошкольного учреждения используют в работе:

  • панно «Гроза»;
  • напольные сенсорные дорожки, которые воздействуют на рецепторы стопы, стимулируют работу внутренних органов, способствуют развитию проприоцептивной чувствительности, координации движений, кинестетической чувствительности, мыслительной деятельности, речи, произвольного внимания;
  • настенное световое панно, которое способствует развитию зрительного, тактильного, цветовосприятия.

Виды и формы работы, которые используются в сенсорной комнате:

  • игры-путешествия;
  • игры на развитие воображения;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия.

 Индивидуальным занятиям тифлопедагога с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в «темной комнате» был дан сказочный сюжет, логопедом группы была придумана сказка « Путешествие в волшебной стране», действующим лицом, которой стал сам ребенок.

Путешествие в волшебной стране легло в основу для  составления рассказа по личному опыту на логопедическом занятии. Логопедом был использован чувственный опыт, который приобрел ребенок в «темной комнате». Это повысило мотивацию ребенка, заинтересованность при выполнении задания, ребенок опирался на свой сенсорный опыт. На занятии по развитию связной речи ставились следующие задачи:

  • Запоминать события  и располагать картинки-символы в соответствии с их ходом.
  • Учиться составлять связный рассказ по личному опыту с использованием в качестве плана картинок – символов.
  • Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.
  • Грамматически правильно оформлять свои высказывания.
  • Передавать свои эмоции, ощущения в речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Для занятия логопедом были нарисованы картинки-символы. Ребенок знакомился с символами, припоминал свое путешествие и связывал каждую картинку с его этапами. Затем располагал картинки в порядке хода событий и составлял рассказ с опорой на картинки-символы.

Взаимодействуя, таким образом, мы добились большей заинтересованности детей на занятиях, лучшего усвоения знаний, умений, навыков, наша работа стала более эффективной и позволила избежать переутомления у детей.

Главным показателем и достижением такой работы является ее результативность. Приводим данные  мониторинга по регистру качества образования на начало и конец 2011-2012 учебного года. Они показывают выполнение образовательной программы в старшей специализированной группе для детей с нарушениями зрения (см. таблицу 2):

Таблица 2.

Образовательные области

Показатели за 2011-2012 учебный год

Начало года

(общие данные высокого, среднего уровня)

Конец года

(общие данные высокого, среднего уровня)

«Физическая культура»

«Здоровье»

79 39%

«Безопасность»

74 37%

«Социализация»

74 37%

«Труд»

95 47%

«Познание»

83 42%                                                                                                                                                                                                                                                            

«Коммуникация»

70 35%

«Чтение художественной литературы»

  68   34%

«Художественное творчество»

62 31%

Выпускники нашего дошкольного учреждения ежегодно поступают в массовые школы, центры образования, что свидетельствует о достижении поставленной нами цели – социальной адаптации наших воспитанников.

Опыт показывает, что коррекционно-развивающая работа, основанная на взаимодействии и сотрудничестве всех педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей, медицинских сотрудников, очень эффективный способ воздействия на детей, имеющих сложную структуру дефекта, которым является нарушение работы зрительного анализатора.

Список литературы:

  1. Дошкольная логопедическая служба. / Под редакцией О.А.Степановой. – М., Сфера, 2006.
  2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М., Издательство «Экзамен», 2006.
  3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М., Аркти, 2010.
  4. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения. – М., Сфера, 2006.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.; Издательство « Экзамен», 2003.- 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и педагогической коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения.

Основная цель– оказание комплексной (медицинской и педагогической) помощи детям, необходимой  им для повышения зрения, полноценного   общения с окружающим миром и адаптации в общество н...

Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения

При организации коррекционно- педагогической работы с дошколь­никами, имеющими такие зрительные заболевания как косоглазие и амблиопия, необходимо обеспечить ее непрерывность и взаимосвязь с лечеб...

Коррекционная работа на музыкальных занятиях в детском саду с детьми с нарушениями зрения»

В статье дано описание новых подходов к музыкальному развитию детей , имеющих зрительную потологию....

«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»

Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...