Статья "«Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения»
статья по коррекционной педагогике на тему

Бакшаева Ольга Николаевна

Для педагогов коррекционных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_innovatsii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Бакшаева Ольга Николаевна,

 воспитатель группы с нарушениями зрения

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей

с нарушениями зрения № 70"

 г. Нижнекамск РТ

«Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения»

Опыт работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции для детей с нарушениями зрения №70 «Витаминка» показывает, что у наших воспитанников есть трудности установления коммуникативных контактов, наблюдается бедность мимики, они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний, наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.  У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие как покачивания головой, телом, руками. 

        Дошкольники с неполноценным зрением не умеют использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей.

          В связи с этим актуальным становится вопрос поиска решения этих проблем. И как вариант ненасильственной коррекции предлагаем использование театрализованной деятельности как игровой технологии в ежедневной работе с детьми с нарушениями зрения. Театрализованную деятельность в детском саду мы организуем в режимные моменты (в свободной деятельности детей, на прогулке), а также проводятся театрализованные игры-занятия в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Преследуя основную цель – развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения, решаем следующие коррекционные задачи:

1. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные  выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

Для решения данной задачи используются упражнения «Опиши эмоцию» (по маске),  «Изучаем свое лицо» (с зеркалом), «Разминка для лица», «Покажи эмоцию».

        При обучении мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний в начале вводятся положительные эмоции (радость, удовольствие, любовь, удивление). Изучение мимических выражений эмоциональных состояний (положение бровей, глаз, уголков рта), сначала проводятся при помощи масок, барельефов, чтобы дети с нарушениями зрения могли воспринимать лицо и осязательным,  и зрительным  способом. Обследование мимики обязательно  сопровождается словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.).

2. Знакомить с элементами невербального общения. Овладению детьми с нарушениями зрения жестовой речью, позами способствуют игры-этюды с элементами театрализации («Отгадай, кто я?», «Зеркало», «Пьем чай», «Зоопарк»).  Знакомя детей с жестами и позами, используем прием сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми знакомим детей, необходимо четко выражать словами. 

       Активность каждого ребенка побуждается подвижными играми соревновательного характера. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение. Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные движения отличаются большей устойчивостью. 

3. Учить снимать психомышечное напряжение. Данную задачу удается реализовывать  посредством игр-упражнений «Солдат и тряпичная кукла», «Нехочуха», «Доброе животное», «Собака лает и хватает за пятку»; этюды на выражение эмоций «Коврик злости», «Ласковые лапки». Оживляет эту работу использование музыкального фона, который присутствует на всех игровых тренингах. Все это способствует обогащению мимики и жестов, чувствительности к психологическому состоянию детей.

      Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс дает положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения). Речь стала  связной, выразительной, повысился уровень коммуникативных способностей. Наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировке в пространстве. А самое главное – умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.

Список литературы:

  1 Денискина, В. 3. Формирование неречевых средств общения у детей с  нарушениями зрения / В. 3. Денискина. Верхняя Пышма, 1997.

2. Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации //Дефектология.— М.,1998 №6.

3. Литвак Ф.Г.Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие.-СПб.:Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,1998.

4. Петрова Т.И.,Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.М.: Школьная пресса,2000.

5.Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб.: Речь, 2005.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.

Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул  Организация театрализованной...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Театрализованная деятельность детей с нарушениями зрения как средство обучения и коррекции.

Театр -это волшебный мир.Он  даёт   уроки  красоты,морали, нравственности  иобщения.                         ...

Презентация "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Движение - одно из важнейших условий жизни и развития ребёнка. Для детей с нарушениями зрения дефицит движения возрастает в несколько раз. Так как эти дети ограничены зрительными возможностями....

«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»

Выступление на городском методическом объединении учителей-дефектологов...

Статья на тему «Формирование коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»

Аннотация: в статье идёт речь о компенсаторных способах общения лиц с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов....