ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Леухина Ольга Анатольевна

В статье раскрыто отрицательное влияние зрительной патологии на развитие ребенка, на формирование его познавательной деятельности, восприятий, представлений, мышления. Знакомство с природой, целенаправленные наблюдения ее объектов и явлений с помощью всех сохранных анализаторов: слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и органа вкуса помогут детям с нарушением зрения лучше воспринимать окружающий мир. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Неполноценное зрение оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка, на формирование его познавательной деятельности, восприятий, представлений, мышления и речи. Знакомство с природой, целенаправленные наблюдения ее объектов и явлений с помощью всех сохранных анализаторов: слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и органа вкуса помогут детям с нарушением зрения лучше воспринимать окружающий мир. Занятия на воздухе сопровождаются большой двигательной активностью ребенка, что благотворно влияет на укрепление глазодвигательного аппарата глаза и общего оздоровления органа зрения.

К тому же на прогулке отсутствует искусственное освещение, что весьма важно с позиций нейрофизиологии: поступление через мозг «натурального» спектра солнечной энергии необходимо для гармоничного процесса цветотерапии и профилактики функциональных нарушений организма. [5]

Занятия на улице  могут быть более комфортными, чем в помещениях. «Визуальная среда – это такой же экологический фактор, как и другие компоненты среды обитания человека… Она может считаться комфортной, если в ней большое разнообразие элементов, наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность. Все это соответствует  характеристике природной среды, которая должна окружать ребенка на прогулке» [3].

Все перечисленные аргументы положительно влияют на эмоциональное настроение детей и создают предпосылки для эффективного проведения коррекционно-педагогической работы на участке или в лесопарковой зоне, расположенной рядом с дошкольным учреждением. Несомненно, важнейшее значение имеет активная роль педагога, который руководит целенаправленным зрительным восприятием детей.

Коррекционно-педагогическая работа на прогулке, в основном, направлена на восприятие ребенком биологических объектов. По нашему мнению, можно условно выделить два направления, которые тесно взаимосвязаны:

  1. Пейзажное, когда необходимо направить зрительное восприятие ребенка вдаль, дать почувствовать единение с природой;
  2. Подробное изучение природных объектов.

На прогулке по территории детского сада или экскурсии по лесу мы учим детей искать различные цветовые оттенки, темные и светлые тона, воспринимать кроны деревьев и кустарников, как некоторую «форму одежды» (первое направление).

Остановимся подробнее на втором направлении, в котором мы используем методические рекомендации Еремеевой Е.Ю. и модифицируем их в соответствии с особенностями контингента детей.

  • Выбор биологических объектов.

Педагог вместе с детьми отбирает интересующие детей группы биологические объекты (шишки, ветки, листья, цветы и т.п.) Главное – выбирать объекты, которые различаются не только по форме, размеру, но и по окраске, по фактуре поверхности. Это позволит педагогу дать ребенку образец полисенсорного изучения объектов. Можно использовать следующие игры и упражнения: «Найди дерево (куст) по описанию», «Назови и покажи цвета осени (зимы, весны, лета)», «Опиши признаки весны (лета, зимы, осени), которые ты увидел, услышал, почувствовал», «Узнай цветок по запаху», «Узнай дерево (куст, плоды, семена) на ощупь», «Повтори звук, который слышал» и т.д.

  • Сбор биологических объектов.

К процессу сбора надо относиться серьезно, так как порой приходиться срывать ветки, листья, цветы. Эти действия должны быть аргументированы детям, чтобы не был нарушен процесс экологического воспитания дошкольника.  Процесс сбора можно превратить в игру и соревнование между детьми, что будет развивать пространственную ориентировку, двигательные качества и способности к зрительному поиску.  Мы используем следующие игры: «Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, семена», «Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета», «Собери букет из листьев разного цвета. Назови цвет», «Найди самое высокое (низкое) дерево», «Найди самое толстое (самое тонкое) дерево» и т.д.

  • Выделение и описание признаков.

Дети изучают собранный материал, обсуждают характеристики объектов, высказывают свои идеи. Основная задача – разглядеть особенности объектов.  Этому способствует использование таких оптических средств как лупа.

  • Сравнение и описание различий, обобщение и сортировка признаков.

На этом этапе работа может проводиться индивидуально или в малых группах.  Каждому ребенку предлагается проделать самостоятельную работу: найти максимальное количество различий между двумя объектами (например, два листа разных видов деревьев).

  • Использование биологических объектов на занятиях тифлопедагога.

Представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширяются на занятиях. Дети рассматривают принесенные из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками, рассматривают картинки, составляют по ним рассказы, придумывают загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.

Связь с природой, внимательное и бережное отношение к ней, способствует экологическому воспитанию ребенка. Целенаправленная зрительная работа в природе благотворно влияет на функции зрения и улучшает психическое здоровье ребенка. Использование сохранных анализаторов значительно обогащает представления слабовидящих детей и способствует получению ими адекватных представлений об окружающем мире.

Литература:

  1. Еремеева, Е.Ю.  Создание игрового определителя биологических объектов вместе с детьми. / Е.Ю. Еремеева // Естествознание в школе.- 2005.-№2.-С.34-40.
  2. Подколзина, Е.Н. Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения. / Е.Н. Подколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.-2006.- № 7.- С.48-57.
  3.  Рагимова, Э.Б. Развитие творческих способностей ребенка. / Э.Б. Рагимова // Методология йоги.//.-  М.: «Саттва». 1993-416с.
  4. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методическте рекомендации. / О.А. Соломенникова.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104с.
  5. Тетерина, Т.Н. Глаз и мозг. Основа цветотерапии. / Т.Н. Тетерина.- Калуга.:ГУП «Облиздат»,2001.-364с.
  6. Тюбекина, З.Н., Голоскова, Л.И. Использование биологических объектов на специальных занятиях тифлопедагога / З.Н. Тюбекина, Л.И. Голоскова // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.- 2005.- №6.- С.31-42.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

«Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения».

Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка....