Познавательно-исследовательская деятельность
проект (подготовительная группа)

Суязова Тамара Александровна

Познавательно-исследовательская  деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mo.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад №10 "Золотой улей"

Конспект

" Познавательно-исследовательская  деятельность"

Возрастная группа(подготовительная к школе)

Тема:"Прогноз погоды на сегодня"

Подготовила воспитатель Суязова Т.А.

Цель: Создание условий для развития любознательности и исследовательской деятельности  воспитанников  дошкольного возраста на метеоплощадке детского сада.

Задачи:

1.Формировать у дошкольников элементарные навыки  и умения  работы на метеостанции детского сада для проведения систематических наблюдений за погодой.

2.Развивать  любознательность и желание проводить исследовательскую деятельность в процессе наблюдений за погодой.

3.Воспитывать основы экологической культуры.

Ход совместной деятельности:

Звучит заставка "Метео"(можно для фона ставить на протяжении всего наблюдения)

Дети заходят  на  метеостанцию, обходят территорию  метеостанции, проверяют, все ли в порядке с оборудованием.

Мотивационный момент:

Заходит воспитатель старшей группы.

 Рассказывает  о том, что ее дети нарисовали рисунки, пошел дождь и все краски размыло.

Пришлось рисовать заново.

 Они хотят  сделать выставку рисунков для родителей на улице, но теперь опасаются того, вдруг снова пойдет дождь и испортит выставку.

Татьяна В.: Ребята вы каждый день проводите наблюдения на метеостанции и мы решили обратиться к вам за помощью. Не могли бы нам помочь, определить прогноз погоды на сегодня и все наблюдения с помощью условных знаков погоды выставить на наш планшет. А я отнесу своим ребятам, чтобы они увидели какая погода сегодня ожидается.

Дети подг.группы (Настя)- Конечно, мы как раз и пришли для того, чтобы понаблюдать и сделать прогноз погоды  на сегодня.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы начать работу ,что нам необходимо сделать в первую очередь?

Дети: надеть рабочую  форму

 (Подходим к домику, берем фартуки, надеваем)

Ну вот, теперь мы настоящие сотрудники метеостанции

Т.В.: Ребята, а как называется профессия сотрудника метеостанции?

Дети: Метеоролог

А чем занимаются метеорологи?

Дети: Определяют прогноз погоды.

Т.В. отдает планшет .

Воспитатель: Задача у нас с вами  очень ответственная

Скажите, в чем вы видите большую ответственность вашей работы сегодня?

Дети: Нужно дать точный прогноз погоды, иначе, если мы дадим не точный прогноз и вдруг пойдет дождь рисунки детей снова испортятся

 Как думаете, вы справитесь с таким ответственным заданием?

Дети: да.

Воспитатель: не будем терять время и примемся за дело.

Как вы думаете, за какими явлениями природы нужно понаблюдать, чтобы определить благоприятный ли сегодня будет день для выставки рисунков на улице?

(Глядя на планшет  по очереди называют объекты наблюдения

 Аня:

Для того, чтобы определить благоприятный ли будет день для выставки на улице, нужно определить:

Аня-направление ветра (прикрепляет знак) на планшет

 Маша: силу ветра.(прикрепляет знак)на планшет

Вероника: влажность воздуха(прикрепляет капельку)

Степа: облачность(прикрепляет облако)

Настя: температуру воздуха(прикрепляет термометр)

Надя: ясно, пасмурно или переменная  облачность(знак с солнцем наполовину закрытого облаком)

Воспитатель:(ставит коробочку с бейджиками)

Ну что ж, выберите для себя по одному  из названных объектов, за которым хотите понаблюдать.

 (Дети разбирают бейджики, прикрепляют  на фартуки)

 (По ходу, пока дети прикрепляют  бейджики озвучивают объект наблюдения.

Например:(я сегодня хочу наблюдать за ветром и т,д.)

Воспитатель: ну что,все готовы?

Аня: Можно я начну первая?

Воспитатель: конечно.

Я постараюсь определить  направление  ветра.

Воспитатель: Ну что, веди нас к объекту наблюдения.

Аня: приглашает пройти с ней.

Дети подходят к флюгеру.

Аня- Это устройство называется флюгер. Оно  служит нам для определения направления ветра

Аня: Взлетел петушок на штырек

А там ветерок

Куда ветер летит, туда и он глядит.

Аня:"Птицам он бывает нужным

Зовется северным и южным

А так же западным, восточным.        

Быть может слабеньким и мощным

Аня: посмотрите, петушок смотрит    ,например на север.....( определяет)

значит ветер сегодня "северный"

Воспитатель: Аня, пойди на стенде отметь свои наблюдения

Маша: А я постараюсь определить силу ветра.

 Ее мы определяем  с помощью ветряного рукава

(Подходим к ветряному рукаву)

Маша: Если ветра нет, рукав спокойный.

При слабом  ветре рукав слегка колышется. При сильном ветре рукав вытягивается.

А еще силу ветра можно определить ,если посмотреть на деревья.

При сильном ветре ветки деревьев клонятся вниз, при слабом листочки слегка колышутся, а если ветра нет, то они неподвижны

Маша:(сегодня ветер......определяет)Обосновывает(потому, что...)

Маша  подходит к стенду и ставит магнит на знак" сила ветра"(картинка ветряного рукава)

2.Настя:А можно теперь я определю температуру воздуха ?

Приглашает пройти с ней к будке с термометром.

Настя :И в жару и в мороз

В будке той стеклянный нос

Чтоб в любое время года

Знали мы, что за погода.

Температуру воздуха определяют с помощью термометра, который обязательно должен находиться в специальной будке белого цвета .Если  будка  будет темного цвета, то солнечные лучи будут сильнее притягиваться , нагревать будку и термометр будет показывать не правильную температуру воздуха. Стенки будки должны быть с отверстиями, чтобы она продувалась ветром.

Достает термометр

Каждое деление обозначает один градус. Столбик термометра может подниматься вверх от ноля и опускаться  вниз от ноля. Если температура воздуха плюсовая, столбик  поднимается вверх, если холодно и температура минусовая столбик термометра опускается вниз от ноля.

Воспитатель: Настя, можешь сказать, какая температура воздуха сейчас на улице? Ребенок определяет сколько градусов  и идет ставит магнит на графике.

Называет результат

Настя: результаты температуры воздуха мы отмечаем на стенде и в  журнале каждый день. И получается график температуры. С помощью его мы в конце месяца узнаем какой день был самый теплый, а какой самый холодный. Определяет, какой день самый теплый, а какой самый холодный. Ставит магнит на доске.

3.Степа:

А еще предстоящую погоду можно определить по облакам.

Для этого у нас есть прибор"Ловушка для облаков"

Степа: Облака бывают разные.

Показывает на стенде и рассказывает о каждом виде.

1.Перистые облака на небе говорят о том, что через сутки пройдет проливной дождь. Они похожи на тонкие ниточки.

2.Перисто-кучевые облака никогда не дают осадков. Их еще называют барашками.

3.Слоисто кучевые облака указывают на то, что скоро погода изменится.

4.Слоистые облака выглядят мрачно. Они могут пролиться небольшим дождем.

5.Высоко-кучевые облака предвещают ливень. Они бывают темно-синего цвета.

6.Высоко -слоистые облака темно-серого цвета, им не видно ни конца, ни  края. Предвещают долгий дождь.

7.Кучево-дождевые облака предвещают ливень, сильный ветер, грозу.

8.Кучевые облака. Дождь обычно не идет. Погода будет хорошая..

Степа: сейчас я постараюсь определить какие облака сегодня и что они предвещают

 Степа смотрит через ловушку облаков, определяет вид облаков, говорит название, что они предвещают

Подходит к стенду и ставит магнит возле нужного знака.(Карточка с изображением вида облаков)

4.Вероника:А еще, для того чтобы узнать будет дождь или нет, нужно определить влажность воздуха.

Ее определяют прибором, которой называется гигрометр.

Если влажность высокая - быть дождю, если низкая - дождя не будет.

Мы определяем влажность воздуха с помощью обычных сосновых шишек.

Этот прибор  никогда не ошибается.

Если шишки раскрыты - влажность низкая, дождя не ожидается. Если наоборот, шишка закрыта -влажность высокая - быть дождю.

Т.В.: ой, что-то мне не верится.

Вероника: А хотите проверить?

В чашку с водой кладет шишки)

Вероника: только нужно немного подождать, чтобы шишка пропиталась влагой.

Сегодня я могу сказать, что влажность воздуха.....потому, что......

Идет к стенду и отмечает магнитом.(знак влажности  картинка с капелькой. Если высокая влажность капелька чистая, если низкая влажность капелька перечеркнутая)

4.Надя: я хочу определить  ясная погода сегодня , пасмурная или переменная облачность

Надя: Если на небе нет облаков и светит солнце, мы говорим ясная погода.

Если облака есть, но иногда выглядывает солнце-это явление называется "переменная облачность"

Если небо все закрыто облаками, солнца не видно -погода пасмурная.

Надя: сегодня.....(соответственно погоде)

Идет к стенду и ставит магнит

Вероника  обращается к Татьяне Вячеславовне:

А про шишки то вы забыли!

Ну что, вы хотите проверить ,что стало с шишками?

Подходят, Татьяна В.удивляется и говорит, что это действительно так. Шишка, попадая во влажную среду закрывается.

Т.В.: Ребята, а теперь перенесите пожалуйста все показания погоды на мой планшет.

Дети подходят, берут условные знаки и заполняют планшет

Воспитатель: ребята ,кто из вас сделает вывод и  скажет Татьяне Вячеславовне, ожидается ли сегодня дождь или нет?  Смогут ли они сделать выставку рисунков на улице?

Дети  делают вывод.

Т.В.благодарит детей и уходит.

Воспитатель: А нам ребята в заключении наблюдения что еще нужно сделать?

Дети: Заполнить дневник наблюдений и сделать зарисовки сегодняшней погоды.

Воспитатель :А где находится все необходимое для этого.

Дети из домика выносят дневники наблюдений, карандаши, бумагу для рисования.

Деятельность детей продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....