Главные вкладки

    Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Шумский детский сад

     

    Задачи:

    Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

    Развивающие: Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

    Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soloveva_n.docx17.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шумский детский сад – структурное подразделение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»

    Конспект по познавательно - исследовательской деятельности  в подготовительной группе  на тему: « Зимующие птицы»

    Воспитатель: Соловьева Наталья Петровна

    Тема: «Зимующие птицы»

    Цель:  Обобщить знания детей о зимующих птицах.

    Задачи:

    Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

    Развивающие: Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

    Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «зимующие птицы»

    Методы: словесные, информационно-рецептивные, наглядные, игровые.

    Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки(синего и желтого цветов), разнос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины , величины, цвета, схемы строения пера,

    Форма образовательной деятельности «На помощь птицам»

    Мотивация: Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, висит кормушка на нашем участке, посмотрела, а в  кормушке ничего нет, хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же я птиц буду кормить. Я решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться с птицами, какие зимующие, а какие – перелетные. Я пока ставлю кормушку, а мы с вами рассмотрим картинки. Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Вот ребята, у меня две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета. Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы будем собирать  зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных птиц? Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет? А желтый цвет? Помогайте мне , раскладывайте птиц по тарелочкам. Правильно. Молодцы, не толкайтесь. Почему положили в эту тарелочку эту птицу? Давайте ребята назовем всех зимующих птиц, Вот спасибо что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края? А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Чем похожи птицы? (летают, клюют, крылья, хвост) А чем отличаются? ( оперением, величиной клюва, лап..)

    Ребята, а у меня для вас за мольбертом спрятаны еще птицы, хотите узнать какие? Тогда подходите к мольберту, вставайте поудобней.  Но эти птицы спрятались, чтобы увидеть птицу, я вам буду называть особенности птицы в двух словах, а вы мне образуете, новое сложное  одно слово и скажите название птицы. Тогда птица и покажется.

    Речевая игра « скажи, одним словом»

    У этой птицы желтая грудка ----желтогрудая синичка

    У этой птицы черные крылья ----чернокрылая ворона

    У этой птицы красная грудка----красногрудый снегирь

    У этой птицы белый бок ------белобокая сорока, длинный хвост ------длиннохвостая сорока. Молодцы, ребята.

    Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе. Нашли всех птиц. Молодцы.

    Ребята, а вы хотите немного поиграть? Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили?  Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?

    Звучит музыка, и дети выполняют движения.

    Вот на ветках посмотри, сказочные птицы

    Распустили перышки, греются на солнышке.

    Головою вертят, улететь хотят

    Улетели, полетели, полетели за метелью.

    Улетели птицы (открыли глаза)

    Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.

    Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

    Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.

    Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

    Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом,  она опирается на воздух. Вот еще посмотрите  на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

    Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки.

    Работа за столами.

    А давайте мы с вами поиграем с пальчиками

    Птичка прилетела,          (машем кистями рук)          

    Головкой повертела (   Пальцы собраны в щепоть. повороты кистями)

    Поклевала крошки

    Из моей ладошки.

    Пёрышки встряхнула,

    Быстро упорхнула.      (  Машем кистями рук.)

                                  Опыты с пером

    Потрогайте перо, какое оно?

    Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите?  Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

    (схема пера,)

    Закрепляем, что это перо «маховое» А какие перья лежат у вас ещё?- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

    - А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.

    Давайте проведем эксперимент.

    . Вода скатывается с перьев ,не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

    - Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде. - Они могут погибнуть (картинка)  Почему?  Потому, что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

    Проводим эксперимент.

    Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо), Перо стало тяжелое, слиплись волоски. Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

    Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?  

    Рефлексия: А кормушка – то у нас пустая стоит, мы ее ничем так и не наполнили. Я вам предлагаю, кому сегодня понравилось работать, возьмите щепотку корма и положите в кормушку, а кому не понравилось. Не кладите корм в кормушку. Мы с вами пойдем на прогулку, тогда и повешаем ее на дерево.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

    Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

    Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

    quot;ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"Конспектпознавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.Воспитатель Андреева Оксана АлександровнаЦель: формирование умений у детей распознавать ...

    Познавательно – исследовательская деят - ть "Питание зимующих птиц"

    Познавательно – исследовательская деят - ть "Питание зимующих птиц"...

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме».

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме»....