Главные вкладки

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Андреева Оксана Александровна

    "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

    Конспектпознавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

    Воспитатель Андреева Оксана Александровна

    Цель: формирование умений у детей распознавать зимующих и перелётных птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской деятельности.

    Задачи:

    Обучающие:

    формировать экологическую культуру детей;

    углублять и расширять знания детей о зимующих птицах;

    дать представления о том, какую роль играют для птиц перья;

    познакомить со строением махового и пухового пера

    Развивающие:

    развивать память, мышление и воображение у детей, умение делать выводы и умозаключения

    Воспитательные:

    прививать любовь к птицам;

    вызвать желание заботиться о птицах: беречь и подкармливать их зимой

    Предварительная работа: наблюдения за птицами на участке и в природе; рассматривание иллюстраций «зимующие и перелётные птицы»

    Материалы: иллюстрации птиц, тарелочки(синего и желтого цвета), поднос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины, цвета, схемы строения пера, корм для птиц: семена подсолнечника, шиповника, тыквы, овса, орехи.

    Содержание:

    Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, висит кормушка на нашем участке, посмотрела, а в кормушке ничего нет, хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же я птиц буду кормить? И решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться, какие зимующие птицы, а какие – перелетные, и чем их кормить. Вы готовы мне помочь?

    (Ответ детей)

    Воспитатель: Ребята, как быть с кормушкой?

    (Предложения детей)

    Воспитатель: Спасибо ребята, так и сделаем, поставим кормушку на подоконник, пока мы с вами определяемся, каких птиц мы будем сегодня кормить. Ваня, принеси нам, пожалуйста, конверт с названием «Птицы». Как же мы будем их рассматривать, чтобы всем было видно?

    (Высказывания детей: разложить на столе, показывать каждую по отдельности, разместить картинки на мольберте).

    Воспитатель: Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Как быть? (Предложения детей)

    Воспитатель: Ребята, у меня есть две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета, может нам их использовать? Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы будем собирать зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных птиц?

    (Зимующих птиц будем собирать в синюю тарелочку, а перелетных в желтую)

    Воспитатель: Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет? А желтый цвет?

    (Синий цвет - это зима, снег, холод, а желтый цвет – это солнце, тепло)

    Воспитатель: Помогайте мне, раскладывайте птиц по тарелочкам. Правильно, молодцы. Почему положили в эту тарелочку эту птицу?

    (Ответ детей)

    Воспитатель: Ребята, назовите зимующих птиц. Вот спасибо что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие птицы круглый год живут у нас?

    Ответы детей: перелетным птицам нечего есть…

    Воспитатель: Чем похожи птицы?

    Ответы детей: летают, клюют, есть крылья, хвост.

    Воспитатель: А чем отличаются?

    Ответы детей: Размером, оперением, величиной клюва, лап.

    Воспитатель: Ребята, у нас за мольбертом спрятались ещё птицы, хотите узнать какие? Я вам буду называть особенности птицы, а вы мне образуете, новое сложное одно слово и скажите название птицы. Тогда птица и покажется.

    Речевая игра « Скажи, одним словом» (помощь воспитателя)

    У этой птицы желтая грудка ----желтогрудая синичка

    У этой птицы черные крылья ----чернокрылая ворона

    У этой птицы красная грудка----красногрудый снегирь

    У этой птицы белый бок ------белобокая сорока, длинный хвост ------длиннохвостая сорока. Молодцы, ребята.

    Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе. (Картинки птиц размещены в разных местах группы)

    Воспитатель: Нашли всех птиц. Молодцы! Ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Представьте, что вы птицы, выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку.

    Физкультминутка

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится (Дети шагают на месте)

    Прыг-скок, прыг-скок (Прыгают)

    Завертелась, как волчок (Повороты вправо-влево).

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку (Дети показывают движение)

    И с дорожки на плетень,

    Тири-тири, тень-тень. (Прыжки)

    Воспитатель: Ребята, синичка улетела, а на память нам оставили пёрышко. Как вы думаете, зачем птицам перья?

    (Рассуждения детей)

    Воспитатель: Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

    Проведение опыта с бумагой:

    Воспитатель: Вот, посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? Давайте проверим.

    (Рассуждения детей.)

    Воспитатель: Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

    Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

    Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш «Центр науки».

    Опыты с пером:

    Воспитатель: Потрогайте перышки. Какие они? (Мягкие, гладкие, и т.д.)

    Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?

    (Ответы детей)

    В: Возьмите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассмотрите и потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

    (схема пера)

    Воспитатель: Закрепляем, что это перо «маховое». А какие перья лежат у вас ещё? Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

    Воспитатель: Зачем такое перо птице? (Ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, пуховые перья служат птице для сохранения тепла. А как вы думаете, где они находятся?

    (На туловище, голове, крыльях, лапах)

    Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали открытий. Кому понравилось в нашем «Центре науки?» (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, а кормушка – то у нас пустая стоит, мы её ничем так и не наполнили. Что делать? (предложения детей). Возьмите по щепотке корма и положите в кормушку. На прогулке поставим кормушку в «Птичью столовую».

    Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Почему? Вы довольны своей работой? Где вам могут пригодиться знания о птицах?

    (Ответы детей)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Зимующие птицы17.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

    Конспект

    познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

    Воспитатель Андреева Оксана Александровна

    Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской деятельности.

    Задачи:

    Обучающие:

    формировать экологическую культуру детей;

    углублять и расширять знания детей о зимующих птицах;

    дать представления о том, какую роль играют для птиц перья;

    познакомить со строением махового и пухового пера

    Развивающие:

    развивать память, мышление и воображение у детей, умение делать выводы и умозаключения

    Воспитательные:

    прививать любовь к птицам;

    вызвать желание заботиться о птицах: беречь и подкармливать их зимой

    Предварительная работа: наблюдения в природе за птицами; рассматривание иллюстраций «зимующие птицы».

    Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки(синего и желтого цвета), поднос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины, цвета, схемы строения пера, корм для птиц: семена подсолнечника, шиповника, тыквы, овса, орехи.

    Содержание:

    Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, висит кормушка на нашем участке, посмотрела, а в кормушке ничего нет, хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же я птиц буду кормить? И решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться, какие зимующие птицы, а какие – перелетные, и чем их кормить. Вы готовы мне помочь?

    (Ответ детей)

    Воспитатель: Ребята, как быть с кормушкой?

    (Предложения детей)

    Воспитатель: Спасибо ребята, так и сделаем, поставим кормушку на подоконник, пока мы с вами определяемся, каких птиц мы будем сегодня кормить. Ваня, принеси нам, пожалуйста, конверт с названием «Птицы». Как же мы будем их рассматривать, чтобы всем было видно?

    (Высказывания детей: разложить на столе, показывать каждую по отдельности, разместить картинки на мольберте).

    Воспитатель: Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Как быть? (Предложения детей)

    Воспитатель: Ребята, у меня есть две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета, может нам их использовать? Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы будем собирать зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных птиц?

    (Зимующих птиц будем собирать в синюю тарелочку, а перелетных в желтую)

    Воспитатель: Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет? А желтый цвет?

    (Синий цвет - это зима, снег, холод, а желтый цвет – это солнце, тепло)

    Воспитатель: Помогайте мне, раскладывайте птиц по тарелочкам. Правильно, молодцы. Почему положили в эту тарелочку эту птицу?

    (Ответ детей)

    Воспитатель: Ребята, назовите зимующих птиц. Вот спасибо что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие птицы круглый год живут у нас?

    Ответы детей: перелетным птицам нечего есть…

    Воспитатель: Чем похожи птицы?

    Ответы детей: летают, клюют, есть крылья, хвост.

    Воспитатель: А чем отличаются?

    Ответы детей: Размером, оперением, величиной клюва, лап.

    Воспитатель: Ребята, у нас за мольбертом спрятались ещё птицы, хотите узнать какие? Я вам буду называть особенности птицы, а вы мне образуете, новое сложное одно слово и скажите название птицы. Тогда птица и покажется.

    Речевая игра « Скажи, одним словом» (помощь воспитателя)

    У этой птицы желтая грудка ----желтогрудая синичка

    У этой птицы черные крылья ----чернокрылая ворона

    У этой птицы красная грудка----красногрудый снегирь

    У этой птицы белый бок ------белобокая сорока, длинный хвост ------длиннохвостая сорока. Молодцы, ребята.

    Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе. (Картинки птиц размещены в разных местах группы)

    Воспитатель: Нашли всех птиц. Молодцы! Ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Представьте, что вы птицы, выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку.

    Физкультминутка

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится (Дети шагают на месте)

    Прыг-скок, прыг-скок (Прыгают)

    Завертелась, как волчок (Повороты вправо-влево).

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку (Дети показывают движение)

    И с дорожки на плетень,

    Тири-тири, тень-тень. (Прыжки)

    Воспитатель: Ребята, синичка улетела, а на память нам оставили пёрышко. Как вы думаете, зачем птицам перья?

    (Рассуждения детей)

    Воспитатель: Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

    Проведение опыта с бумагой:

    Воспитатель: Вот, посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? Давайте проверим.

    (Рассуждения детей.)

    Воспитатель: Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

    Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

    Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш «Центр науки».

    Опыты с пером:

    Воспитатель: Потрогайте перышки. Какие они? (Мягкие, гладкие, и т.д.)

    Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?

    (Ответы детей)

    В: Возьмите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассмотрите и потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

    (схема пера)

    Воспитатель: Закрепляем, что это перо «маховое». А какие перья лежат у вас ещё? Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

    Воспитатель: Зачем такое перо птице? (Ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, пуховые перья служат птице для сохранения тепла. А как вы думаете, где они находятся?

    (На туловище, голове, крыльях, лапах)

    Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали открытий. Кому понравилось в нашем «Центре науки?» (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, а кормушка – то у нас пустая стоит, мы её ничем так и не наполнили. Что делать? (предложения детей). Возьмите по щепотке корма и положите в кормушку. На прогулке поставим кормушку в «Птичью столовую».

    Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Почему? Вы довольны своей работой? Где вам могут пригодиться знания о птицах?

    (Ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

    Используя алгоритмы отгадывания загадок и таблицы - опоры, можно научить  детей не только отгадывать, но сочинять собственные загадки....

    Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

    Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»

    Цели:- закрепить знания и дать новые представление о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки,);- активизировать словарь детей (перелетные, зимующие, кочевые,)- учить согласовыва...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "Зимующие птицы"

    В ходе НОД дети расширяют свои знания о зимующих и перелётных птицах, учатся связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками....

    Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Зимующие птицы». (краткосрочный)

    Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей по лексической теме: «Зимующие птицы», по средствам познавательно – исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творче...

    Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

    Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида....