Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Трутнева Екатерина Сергеевна

В ходе НОД дети расширяют свои знания о зимующих и перелётных птицах, учатся связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида Московского района города Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей средней группы

«Зимующие птицы»

Составила:

Воспитать группы «Остров Путешественников»

Трутнева Екатерина Сергеевна

2018-2019 уч. год.

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

• Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками;

• В игровой форме закреплять знания детей о способах питания и выхаживания потомства.

Оборудование и материалы:

• Карточки с игрой «Какие птицы спрятались».

• Кормушка.

• Модели птиц.

• Фотокартинки – гнезда птиц.

• Презентация «Зимующие птицы».

• Мультемедийная установка.

Содержание.

Игра «Воробушки».

(Воспитатель зовет к себе детей и загадывает загадку).

- Ребята, попробуйте отгадать загадку?

Озорной мальчишка,

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает.

Чик-чирик, не робей

Я бывалый (воробей). (Посадить на кормушку воробья).

- Какое у нас сейчас время года? (Зима.)

А зимой все птички улетают в теплые края? (Нет. Например, воробей не улетает на юг, а остается у нас зимовать).

- Ребята, мы наблюдали с вами на прогулке за воробьем. Какой он? (Быстрый, шустрый).

- Давайте, мы с вами превратимся в воробушек. Сейчас присядьте на корточки и «спите».

«В гнезде воробушки живут. И утром рано все встают» - дети раскрывают глаза и громко поют: «Чирик – чик, чик! Чирик – чик, чик! Так весело поют!»

(После этих слов разбегаются).

- В гнездышки полетели! (садятся на свои места).

- Молодцы!

Игра: «Какие птицы спрятались на картинке».

- У каждого из вас есть картинка. Найдите. Пожалуйста, воробья. Назовите других спрятавшихся птиц. (Снегирь, ворона, голубь, дятел.)

Сколько всего птиц? (5)

- А теперь попробуйте отгадать про кого эта загадка:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока).

- Молодцы! Правильно, это сорока. (Посадить сороку в кормушку.)

- Посмотрите на эту веселую, бодрую, горластую, смышленую птицу, ее узнаю все. Как выглядит сорока?

- Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громко стрекочут, кричат – всех зверей предупреждают – охотник идет! Вот какие умницы!

- Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки?

(Сорока – воровка, сорока – белобока).

- А вот «воровкой» сороку называют потому, что ей нравиться все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там можно часто найти кусок проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

- А вы знаете, где сороки строят гнезда? (Ответы детей).

- Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. (Показать картинку с гнездом сороки.) В апреле-мае сорока-мама откладывает в гнездо 5-8 яиц и высиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.

Зимой сорока переселяются поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так уж трудно пережить долгую холодную зиму. Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами, фруктами.

- А вот вам еще одна загадка:

Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в красной шапке

И акробат прекрасный. (Дятел0.

- Молодцы! Отгадали. Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь?

- В наших лесах живет много жуков-дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева, разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на стволе «солдатиком» и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору острыми коготками и помогая себе твердым упругим хвостом. Только дятел своим крепким клювом и длинным языкам может достать жуков и личинок из убежищ.

С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Птенцы у дятла появляются весной. Они вылупляются слепыми, неоперенными. Родители вскармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки сосновую или еловую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.

Физкультминутка с мячом.

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели был вчера?

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц идет?

- У человека - дети, а у птицы - ?

- У человека - нос, а у птицы - ?

- У животных - шерсть, а у птицы -?

- У кошки – лапы, а у птицы - ?

- Молодцы! Продолжаем разговор о птицах. К нам на кормушку часто прилетают синицы.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Синица расписная. (Рассказывает ребенок). (Посадить синицу в кормушку).

- Синицы – очень подвижные птицы, ловкие, их сильные лапы с острыми и круто загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянию за ветки. Порхая с ветки на ветку, исследуя каждую трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Оперение у синиц яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузу с черным галстуком и зеленый плащик. А на голове – темная шапочка.

Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их их пухом и перьями, охотно селятся в гнездовьях – синичниках. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

- Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей). Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек. Синиц надо охранять круглый год6 летом беречь их гнезда, осенью и зимой подкармливать, так как в это время их гибнет очень много.

- Ребята, а вы знаете, что птицы зимуют и в городе и в лесу. Есть птицы, зимующие, но есть и перелетные. Давайте вернемся к нашим карточкам. Какая из птиц на ваших карточках перелетная? Почему вы так решили?

- Правильно, снегирь.

А мы продолжаем нашу встречу с птицами.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Походкой – мешковатая,

Крикунья – хрипловатая. (Ворона)

(Посадить ворону в кормушку).

- А помните, как выглядит ворона? (Ответы).

Ворона – хитрая, ловкая, и находчивая птица. Это крупная птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы чёрные, все остальное серое. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Любят собираться в большие стаи, усаживаются на деревьях, тесно прижавшись друг к другу, чтобы согреться. Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, а потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда. А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека. Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюёт зёрна.

- А это лесная зимующая птица – клёст. Посмотрите, как он выглядит. Эта птица - постоянный житель зимних лесов. (Посадить птицу в кормушку.) Оперение у клестов нарядное – ярко – вишнёвое, самочки окрашены скромно – в жёлто – зелёный цвет. У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.

- А вы знаете, когда появляются птенцы у клестов? Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое, теплое гнездо. Клестиха – мама, отложив яички, из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клёст. Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек.

- А теперь, давайте проверим, что вы запомнили и что знаете о других птицах.

(Вопросы по содержанию, оформленные в презентацию)

- Молодцы! Вы – настоящие знатоки птиц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)

Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе . Аппликация из природного материала ( из засушенных листьев ). ,, Птицы нашего края".

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе . Аппликация из природного материала ( из засушенных листьев ). ,, Птицы нашего края".Цель : Познакомить детей с новым ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Птицы»

laquo;Птицы»Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитиеЦель: Формирование  представлений детей о птицах, об особенностях  их...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "В мире домашних птиц".

Конспект непрерывной образовательной деятельности " В мире домашних птиц"....